Хранители – два мнения


Две рецензии на один, неоднозначный фильм. Смотреть или нет – выбирать вам.

+

Эпическое, грандиозное кинематографическое полотно «Хранители» – экранизация комиксов Алана Мура. Это честное, злое, умное кино о свободе выбора и о добре, творимом насильно. Абсолютно новый взгляд: злодеи оказываются героями, герои – злодеями; это не просто мир, в котором супергерои являются частью реальности, это мир, где зло и добро поменялись местами.

Хранители (Watchmen, 2009) постерМода на экранизацию рисованных историй про супергероев возникла не так давно. Логическое завершение же эта мода нашла в «Хранителях». Естественно, будут и новые фильмы. Но «Хранители» подвели черту. Стали рубежом. Это – антология героического зла. Ибо никогда ранее зло не скрывалось так мастерски. К середине фильма возникает вопрос: так где же отрицательные персонажи? Да, на короткое время они возникают: больной раком старик, участники демонстрации, нелепый маньяк, – возникают, чтобы через пару минут погибнуть. Разнесёнными в мясо. В фильме слишком много крови, и это можно вменить ему в единственный недостаток. Насилие смакуется, но смакуется на самой грани эстетического катарсиса. Лишь ближе к концу понимаешь: зло – в супергероях. Которые есть преувеличенное, если не гротескное изображение нас самих. Поэтому главгерой Роршах – единственный, кто на нас не похож. По крайней мере, на большинство из нас. Последний идеалист. Чужак в лагере полубогов. Потому-то и умирает, предпочтя честную, прямую войну, пусть даже ядерную, – вместо мира, спасённого ложью. Прав? Ответа нет и быть не может.

Весь фильм – диалог. И это редкость. Диалог разных, подчас взаимоисключающих правд. Неправых тут нет. И зрителю решать, чью сторону выбирать.

Конец неоднозначен. Можно ли ради мира на Земле уничтожить несколько десятков миллионов людей?.. Лишь бы, как говорится, не было войны. Но тут – снова диалог. Уже с реальностью людей, пришедших в кинотеатр. Мы ведь знаем, что «холодная война» закончилась и без этих жертв. Человеческий идеализм – вещь страшная. А сверхчеловеческий – вообще смертельная…

«Хранители» – кино непонятое (о чём говорят многие отзывы), даже авторское, чему не помеха огромный бюджет. А Зак Снайдер, срежиссировавший это действо, – гений. Без преувеличений. Нам повезло. Нечасто выпадает стать свидетелями революции в жанре…


Фильмов по комиксам и графическим новеллам становится настолько много, что впору силой заставлять американских киношников читать полноценные книги. Считается, что текст, лишенный графических образов, стимулирует участки мозга, отвечающие за фантазию. Вот её-то родимой современным авторам и не хватает.

Кино начинается с бодренького клипа, из которого мы узнаём, что Хранители – самые обычные люди, нарядившиеся в обтягивающие трико, и принявшиеся «вершить правосудие» направо и налево. Как несложно догадаться, люди эти – психически больны. Их сажали в психиатрические лечебницы, они топили в крови акции протеста и упивались войной во Вьетнаме. Достойные образцы для подражания.

Возможно, Хранители могли бы сойти за эдакую драму-размышление о США времён холодной войны. Где герои – не более чем яркие образы, делающие идеи фильма доступнее. Но тут на сцену выходит местное «фантастическое допущение». Синюшный молодой человек, способный без всякого криптонита раскатать по асфальту Супермена. Кроме того, он способен видеть прошлое и будущее, перенестись в любое место вселенной, или даже сразу в несколько. Доктора Манхеттен понадобился сценаристам для одного важного сюжетного поворота.

Собственно, эта фраза в полной мере характеризует топорный сценарий фильма. Авторы просто не способны выстроить нормальный правдоподобный сюжет. Главная линия коротка и предсказуема, а большая часть экранного времени наполнена скучными, но циничными флэшбекэми о прошлом героев в масках.

Отдельное спасибо хочется сказать нашим прокатчикам. Именно они додумались пускать фильм с нехилым возрастным рейтингом утренними сеансами. В результате, основным зрителем Хранителей в нашей стране стали дети школьного возраста. А между тем рейтинг фильму выставлен вполне заслуженно. Почти все экшен-сцены сдобрены литрами киношной крови и весьма убедительной расчленёнкой. Собаки, рвущие на куски маленькую девочку? Убийства беременных женщин? Не волнуйтесь – в этом фильме вы найдёте всё. Тут же – постельные сцены (в том числе и с участием «размножившегося» доктора Манхэттена) и компьютерные гениталии всё того-же светящегося сверхчеловека.

Кажется, падать поп-корну уже некуда. Но я уверен, американские авторы изыщут способы протолкнуть на большой экран что-нибудь более забористое. А в перестрелках в их школах виноваты, конечно, видеоигры. Тетрис, например.

«Хранители»

США | триллер, комикс
в кинотеатраx:
05.03.2009 (Централ Партнершип Россия)
06.03.2009 (Warner Bros. США)