Каждый из нас знает о существовании национального кино – искусства, лучше всего отражающего индивидуальные особенности наций, этносов, жителей целых государств.
Как правило, такое кино не светится в голливудских хрониках и не собирает миллионные кассы. Тем не менее, ценность жанра бесспорна. Сегодня нам хотелось бы поговорить об узбекском кинематографе – классическом и современном.
Популярные узбек кино новинки сравнимы с аутентичным индийским кино. Часть из них переводится на иностранные языки, в том числе, на русский. Другие остаются классикой местного проката и при этом не теряют своей значимости. Например, классические фильмы 60-х годов до сих пор неизвестны в России, а в Узбекистане, напротив, стали примером для подражания. Более того, шестидесятники заложили основы современного узбекского кино и познакомили мир с уникальными артистами. Так, фильм «Нежность» 1967 года выпуска – история любви Тимура и Лены, вывел на орбиту кино таких артистов, как:
- Шухрат Иргашев («Нежность»; «Он был не один»);
- Батыр Закиров («Юность гения»; «Огненные дороги»);
- Раззак Хамраев («Тахир и Зухра»; «Огненный берег»);
- Хайрулла Сагдиев («Акмаль, Дракон и Принцесса»; «Шима»).
Современное узбекское кино сохранило традиции. Жанр типичный – мелодрамы с привкусом индийского кино. Однако в 21 веке узбекские режиссеры стали, в том числе, обращаться и к европейским примерам. Среди популярных новинок вспоминаются «Долг любви» и «Испытание любовью». В 2008 году, действительно, прорывной картиной стала «Согдиана» – история о любви и страсти, приведшей к трагедии. От любви до ненависти, как известно, один шаг. И несчастной Согдиане пришлось в этом убедиться на собственном опыте.
В сезон 2013-2014 появилось с десяток игровых фильмов, заслуживших внимание критиков. Это:
- Хасан ибн Хусан;
- Икки Телба;
- Салом, Наташа;
- Кадамлар;
- Ажаб Бупти;
- Хурланганлар;
- Хазина Операцияси и другие.
Отдельным жанром стали музыкальные фильмы и программы. Во-первых, смотреть узбек-концерт стало проще. Во-вторых, сегодня артисты радуют новыми музыкальными жанрами. Сольные концерты звезд эстрады и сборные «солянки» в режиме реального время появляются в сети. Таким образом, поклонники национальной музыки могут собирать коллекции качественных полнометражных фильмов с любимыми звездами эстрады в главных ролях. Подобный формат лучшим образом отразился на развитии узбекской культуры в части кинематографа и музыкальной индустрии.