Ад Данте Боттичелли

Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино. Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления. Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины.

Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления

Пару слов о самих романах Дэна Брауна. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). Автором карты является – БОТТИЧЕЛЛИ.

В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Муки обманщиков разнообразны. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Большинство же — это эскизы.

Девять кругов ада 
в деталях: итальянские 
дизайнеры создали

Девять кругов ада в деталях: итальянские дизайнеры создали интерактивную карту ада по произведению Данте

Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». В его работах еще нельзя почувствовать того художественного синтеза, который отличает живопись Рафаэля. И что же вы думаете, он рассматривает в первую очередь.

Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Двери того самого баптистерия во Флоренции, в котором когда-то крестили Данте Алигьери. Самый известный вход – восточный, двери на этот вход создалскульптор Лоренцо Гиберти. Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.

Тем не менее название и основной сюжет остались прежними – врата ада. Алессандро очень прославился своими работами и был приглашен Папой в Рим. Писатель написал четыре романа на темы расследований, связанных с религией. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». Несколько листов с рисунками утеряны, большая часть коллекции хранится в Берлине (. ) и несколько, включая и Карту Ада – в Ватикане. Сохранились не все страницы. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.

Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику.

Входов в баптистерий три, соответственно и дверей – такое же количество. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Здесь обитель предателей и изменников из них величайшие— Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники.

Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли. Большинство же – это эскизы. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж. ), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории.

Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании. Предположительно их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта из них полностью раскрашено четыре. Он создал своего рода топографию Ада. Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания).

Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. Данный конкретный вопрос касается одного из фактов, упомянутых в сюжете романа "Инферно". Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.

9 кругов ада по 
Данте (в картинках)

9 кругов ада по Данте (в картинках)

Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы. Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др. ). За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Некоторые из гравюр демонстрируют непрерывность и дословность иллюстраций, где порой пейзаж и окружение могут не меняться, а только лишь позы и местоположение Данте и Вергилия. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции.

Он сделал несколько рисунков иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию». И именно эти двери восхищенный Микеланджело назвал врата рая. Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Но ведь там был ещё и Рай и Чистилище.

В романах встречаются различные тайные общества, заговоры исторического значения. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

В это время он не работал за деньги и, таким образом, обеднел еще больше. Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. Ее полное название «Бездна ада». Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Сохранились не все страницы. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души тех, кто не смог познать «истинного Бога». Помимо простого создания рисунков на основе поэмы, художник также хотел передать все эмоции и чувства, которые привели Данте к созданию своей загробной жизни.

Вот такой неоднозначный жанр. И украсить их композициями из сюжета Божественной комедии. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно). Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.

Круги ада Данте в творчестве разных мастеров

Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Одним словом, эти романы – религиозные детективные приключения. Вот так в одной точке сошлись вновь город и имена: Флоренция, Данте, Микеланджело.

Эта ледяная бездна носит название Коцит. Круги Ада – это наиболее популярное сжатое содержание Божественной Комедии. Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке.

Так выглядит Ад.

Божественная комедия 
Данте: 9 кругов 
ада

Божественная комедия Данте: 9 кругов ада