Ангел Врубель

Демоны Брюсова и Врубеля– это падшие ангелы, поверженные иногда обескрыленные, но не утратившие связь со своими райскими корнями. Работа «Ангел с кадилом и свечой» была выполнена Врубелем, когда он находился под Киевом. Эта болезненная раздвоенность, слом всего сущего стал смысловым центром и многих других полотен Врубеля, поэтому «Ангел с кадилом и свечей» как две капли воды похож своим смуглым (что уже странно для существа небесного) ликом на «Демона поверженного». Исследователи творчества М. А. Врубеля относят время возникновения замысла картины «По небу полуночи ангел летел» к 1886 году, ссылаясь на письма художника.

Президент России Владимир Путин 15 ноября передал Сержу Саргсяну рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Иллюстрации Врубеля к произведениям Лермонтова – это своего рода новое Евангелие, где христианское добро и добродетель – иллюзия, дымка, тающая в жарком мареве земных страстей. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Но Васнецов отверг эти наброски – уж слишком эти горделивые демоны были похожи на тех ангелов, которых за деньги писал Врубель.

Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон» относится к серии знаменитых иллюстраций художника к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

Где-то очень рядом: 10 признаков того, что тебя оберегает ангел-хранитель

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Это было следствием многих причин, в том числе высокой требовательности к себе, непрестанной напряженной мыслительной работы и др. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Во всяком случае, подобное «охлаждение» к замыслу было характерной чертой врубелевской натуры, которую он сам называл в письмах к сестре Анне «флюгероватостью».

Например, не случайно в культовом советском романе «Молодая гвардия» приговоренные к смерти подпольщики читают наизусть лермонтовского «Демона» – как молитву нового мира. Прошение было удовлетворено157. В его даровании раскрылись универсальные возможности. За пять лет работы в Киеве Врубель выполнил поистине титаническую работу. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Демон.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. «Голос ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было.

Михаил Врубель – 
демон с душой ангела

Михаил Врубель – демон с душой ангела

Так, в конце XIX века для лечения стали использовать соли висмута или мышьяка. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Болезнь Михаила Александровича загадочна. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Он был единственным художником, кто использовал данный метод. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Критики утверждали: «декадентское уродство». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Через несколько дней он полностью ослеп155. Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

Речь шла об Эмилии Праховой. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно-сдержанным и видимо этим сходством и нужно объяснять особую иногда нездоровую (Врубель был частым пациентом клиник для душевнобольных) тягу к образу, созданному поэтом. В тот период времени Врубеля не жаловали.

Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Так ему становилось легче. Только легче от этого самому художнику не становилось. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. В качестве эскиза, который художник предполагал предоставить для показа и утверждения Прахову или Строительной комиссии, «Ангел с кадилом и свечой» не упоминается.

Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года.

Врубелю 160: ангелы 
и демоны известного 
художника

Врубелю 160: ангелы и демоны известного художника

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Однако именно эти лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика. Эта картина, написанная в 1891году – иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике.

Картина никак не могла найти своего покупателя. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. И Михаил принялся за дело, нарисовав несколько монументальных сцен из которых выделяется знаменитая фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Справа – Портрет Н. И. Забелы-Врубель в летнем туалете ампир, 1898 Надежда Забела была любимой исполнительницей Н. Римского-Корсакова: специально для нее он написал партию Марфы в опере «Царская невеста», она исполнила главные партии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Демон» и «Евгений Онегин».

Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Утром 5 июня 1995 года из Русского музея Армении была похищена картина Михаила Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары» из коллекции профессора Абрамяна.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

В то время годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон». Так же как и Пророк, картина на эту тему не была написана Михаилом Александровичем. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Врубель умел подчинять себе пространство и это отражается в его работе. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Михаил Врубель: 
поверженный ангел

Михаил Врубель: поверженный ангел

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Его усиленно критиковали, не давали возможности выставиться. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Но, так или иначе именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. В переводе с греческого слово «ангел» означает — «вестник». 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери. Нет, просто небосвод стал больше не нужен Творцу, вот его и сворачивают, как старую декорацию, чтобы затем отправить в пыльные запасники.

Он начал писать «Демона поверженного». Интересен ли сюжет художник и безумие, Врубель и расстройство психики. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице.

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля.

  1. Ангел с кадилом и свечой – 1887 Михаил Врубель
  2. Ангел с кадилом и свечой, Врубель, 1887
  3. Тринадцать демонов Михаила Врубеля
  4. Рисунок Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон»: история его кражи и возвращения в музей
  5. Описание картины Михаила Врубеля «Ангел с кадилом и свечой»
  6. Демоны и Ангелы Михаила Врубеля
  7. Сообщество «Волшебная сила искусства»

Владимира под Киевом у Врубеля родилась идея создания холста «Ангел с кадилом и свечой». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Все было бы хорошо.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.

  • Загадка Царевны-Лебеди или Ангел-хранитель Михаила Врубеля
  • Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
  • Круг замкнулся – Путин вернул Врубеля Армении: тайна «Ангела с душой Тамары»
  • Ангел и Демон нашлись в России: выяснил историю пропажи известной работы Врубеля
  • Экскурсии по Киеву Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. «Единственное, чем он жил, была музыка, – писал художник С. Судейкин. Принято считать, что отказаться от задуманного произведения художника заставила работа над эскизами к Владимирскому собору, над образом «Демона» и картинами на тему «Моление о Чаше» и «Христос в Гефсиманском саду» для церкви в Мотовиловке. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Спектакль Онегин прошел прекрасно». И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Итак, у Врубеля был Кант.

Кушает хорошо— и в своё время. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Творческая сила пережила в нем все». Психическое состояние было ужасным, он был буйным и требовал постоянного наблюдения. Врубель теряет зрение, но мукой обретает вещие зеницы и духовное просветление. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.

  1. «Богоматерь с младенцем» (1885 год)
  2. «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год)
  3. Творчество Михаила Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве
  4. Записки переводчика с Андреем Десницким
  5. Проклятие картины "Демон поверженный"
  6. Самое интересное в виде мозаики

Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Она сжимала горло и виски, путала все в голове. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Здесь на свет появился первый Демон.

Ангел с кадилом 
и свечой – 1887 
Михаил Врубель

Но просто так избавиться от образа Князя мира сего невозможно. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Знобит от его взгляда. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Таким образом забота и финансовое обеспечение семьи пали на одного Врубеля. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек», – сказал художник. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Его художник читал по-особенному.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. В нем нет ничего экстраординарного. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Ведь местонахождение альбома и наброска значилось долгие годы как неустановленное. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа.

В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. По факту кражи было, разумеется, возбуждено уголовное дело, а репродукции картины и ее описание разосланы всем таможенным службам Армении. Говорили и об оскорблении чувств. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

Полотно вызвало фурор, а Врубеля отправили в клинику для душевнобольных. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Но в начале XIX века образ сатаны – как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу и небесной монархии – становится почти положительным. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Ни о какой физической связи не могло идти речи. Осенью 1883 года профессор А. В. Прахов по рекомендации П. П. Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник.

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Как сообщило тогда министерство культуры Армении, ориентировочная стоимость полотна составляла несколько сот тысяч американских долларов и она не была застрахована.

Сколько они сделали для русской культуры. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. И сколько любви было в этом пении.

Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось. Говорил, что непременно напишет картину на эту тему. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.

Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Музей русского искусстваВ Киеве Врубель увлечённо занимался религиозной живописью. Ох уж эти немецкие философы. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Очевидно, что именно эти расхождения не позволили заметить общность двух произведений.

Тем более что обратить на это внимание можно было, только имея перед глазами обе работы. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. А спустя какое-то время навсегда пропадает зрение. Автор отдает предпочтение монументальным формам, что не каждому по душе.

Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. В декабре 1901 года появляется новое воплощение Демона – картина «Демон поверженный»: вывернутое изломанное тело. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. Художник начал кутить и срываться на близких. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов».

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Так началась их жизнь вместе.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. А также отреставрировал фигуру ангела в куполе Софийского собора. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Его картины по-прежнему не признавали и в 1896 г. Репин с трудом убедил художника не уничтожать отказное панно под названием Утро, а все-таки попытаться выставить его на одной из выставок. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Душа сказки сливалась в нём с душой человека.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. К 1887 году упоминания о картине на тему стихотворения «Ангел» из переписки и воспоминаний современников художника исчезают. Бессильно распластаны крылья. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. М. Ф. Николай Прахов в книге воспоминаний перечислил все сюжеты, предложенные Врубелю Адрианом Викторовичем и эскизы исполненные художником на заданные темы. Чуть ли не в первый день знакомства он сделал ей предложение.

Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль– это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».

Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами. Теперь болезнь не отпускала его. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. И какой облик. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Однако замысел, видимо, родился чуть раньше. Савву похоронили на Байковой горе. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. А кто в 24 года не ощущает себя гением. Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. И здесь влияние поэмы «Демон», согласимся с Н. А. Праховым и С. Н. Дурылиным, очевидно. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Не все из них согласились. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля.

Он родился с уродливой заячьей губой. В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». Она менее всего сопоставима с русскими образами. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Душа сказки сливалась в нем с душой человека. Под «прологом» она подразумевала ранние годы обучения и выбора призвания.

Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Стоит отметить, что Врубель изначально не занимался иконописью и предпочитал стенопись.

Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Взгляд его огромных глаз под длинными изогнутыми бровями непостижим, задумчив и кроток. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля». Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123.

Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. М. Врубель. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Но ему снова становится хуже. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. И совсем не понятно каким образом среди них затесался Врубель. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Это был полный провал. В 1900 г. пришло известие о присуждении Врубелю золотой медали (за камин Вольга Святославич и Микула Селянинович) на Всемирной выставке в Париже. Однако хочется обратить внимание на один не замеченный исследователями факт. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Позади — бесконечная синева космоса. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода.

Правда, в ней заметны композиционные отличия по сравнению с первоначальным наброском. Следом за ними был создан Демон сидящий, ставший первым большим полотном художника. Врубель поехал следом. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

М. Врубель. Тогда это был ничем не примечательный храм известный разве только тем, что в крипте находится усыпальница киевского князя Святослава Всеволодовича – одного из героев «Слова о полку Игореве». Портрет Н. И. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. То же самое происходитв романе В. Я.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Большая часть работ выполнена именно таким образом. Ведь в библейских текстах практически нет наглядного описания сатаны – собственно, слово «сатана» означает всего лишь «противник». Но набросок к стихотворению «Ангел» долгие годы был известен биографам Врубеля лишь по словесному описанию Н. А. Прахова. Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери.

— Н. А. ) отсутствуют: по-видимому, она не пошла далее венецианского наброска. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ».

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Он все мои картины исказил». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Он неистово работал, мало спал и его психическое состояние стало ухудшаться.

Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На этот раз поверженного. Возможно, он вспоминал древнюю фреску «Страшный суд», сохранившуюся в Кирилловской церкви. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. «Демона поверженного» отправили на выставку. И сколько любви было в этом пении. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

В его карманном альбомчике 1884–1885 гг. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. В написании картины использовался стиль академизм. После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Спустя полгода художника выписали из клиники, состояние более-менее стабилизировалось. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова.

Дело в том, что произведения такого уровня знает весь мир и похитители не стали бы продавать ее открыто, если они не самоубийцы. и мы уже предвкушали неудачу художника. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Прошение было удовлетворено.

Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Впрочем, любовь к Праховой не прошла. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Он не смог перенести смерти сына. Между тем на знаменитой акварели, как и на рисунке на тему стихотворения «Ангел» из «киевского» альбома художника, мы видим Ангела именно «в вертикальном полете», на фоне ночного неба («по небу полуночи»). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению другой реальности (состояние типа зашел ум за разум), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным и смертельным. Разум художника неумолимо погружался во мрак.

Нет, не стоит писать. Они горизонтально распростерты и изогнуты под давлением сжатого воздуха. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Так произошло и в случае с идеей картины «По небу полуночи» Из весьма лаконично обозначенного в альбомном наброске первоначального замысла родилась иллюстрация «Демон и ангел с душой Тамары» к поэме Лермонтова «Демон» и исполненная философской глубины, одна из лучших акварелей «киевского» периода «Ангел с кадилом и свечой». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Врубель увлекся керамикой, мозаикой, скульптурой, много зарабатывал. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.

Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Реализм был не важен для него. У нее был ангажемент в Харьковской опере, а вот Врубель оставался без работы, что побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Демон погибал на картине мучительно, бесконечно оживая в душе художника. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

– Символом идеальным выразителем прекрасного для него оставалась Надежда Ивановна». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Работа не привела к улучшению.

Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Мать решила все свое время посвятить сыну, уйдя на время из театра. Но смерти неподвластен гений человека. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода».

Заметим, что несколько образов ангелов были написаны Врубелем на стенах Кирилловской церкви еще до отъезда в Италию («ангелы с лабарами», ангелы в композиции «Уныние»). Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Под его ногами не чувствуется плотности земли. Позади — бесконечная синева космоса.

Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине». Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к Демону.

Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.

В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то. 1875 год. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Духа разума и воли, а не духа видения. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Во время работы над росписью Собора св. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. В правой руке Ангела — горящая свеча: Божественный свет, который он несёт людям. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует. Его земные и божественные существа похожи. На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». И какая-то неизвестная ночная феянаградила русского гения полным букетом бледных трепонем – в принципе, самым обычным заболеванием того времени: уровень распространения сифилиса к концу XIX века был настолько высок, что, по некоторым данным им были заражены около 15 населения Европы. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Из писем художника явствует, что эти два замысла («Ангел» и «Демон») посещали Михаила Александровича какое-то время одновременно7.

Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Все изменил переезд в 1889 г. в Москву. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить.

Возможно, это и так. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя.

Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. Очевидно, это было результатом наблюдений, роднящих Врубеля с Леонардо да Винчи. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Известнейший искусствоведНина Дмитриевасравнила творческую биографию Михаила Врубеля с драмой «в трех актах с прологом и эпилогом», при этом переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника.

Тогда же вновь, по прошествии почти десяти лет, всплыл образ Демона. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Васнецов. В безумной тоске заломлены руки.

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. В переводе с греческого слово «ангел» означает — «вестник». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Сон как будто бы стал продолжительнее. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В правой руке Ангела — горящая свеча: Божественный свет, который он несёт людям. Скорее всего, рисунок в альбоме появился по возвращении из Италии в 1885 году.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. «Куда идешь ты. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. А у Девочки на фоне персидского ковра – взрослый, печальный, нездешний взгляд. Представители рода Врубелей (от польск. Это дьявол делает смоими картинами. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Ошарашенного московского градоначальника Рукавишникова, как рассказывают очевидцы, удалось успокоить только объяснением, что эта дикость – «проба красок для мозаики». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Очень реально передан их симметричный изгиб. Врубель сопровождал ее в Харьков, вносил некоторые изменения в ее костюмы, волновался, заворожено слушал. В Киев приехал профессор Прахов, который и начинал работы по расчистке старинных фресок.

«Ангел с кадилом и свечой»1887 г. Бумага, картон, акварель, карандаш, лак. Киев, Украина. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. Он не следовал анатомической правильности. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала.

Приведем еще одну цитату из статьи Дурылина: «Дальнейшие известия о картине («По небу полуночи». Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он делал картину полной, заполняя сюжетом все пространство. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста.

Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. По мнению С. Н. Дурылина, автора статьи «Врубель и Лермонтов» именно там Михаил Александрович мог вдохновиться этой темой: «С ноября 1884 по апрель 1885 г. Врубель жил в Италии, напитываясь впечатлениями византийского искусства и ранних возрожденцев, у которых ангел был одной из излюбленных тем и образов»3. Ибо упомянутый Праховым рисунок на тему стихотворения «Ангел» сделан в альбоме, начатом Врубелем в Киеве в 1884-м и законченном в Одессе в 1885 году. О чем же он думал в эти минуты, работая над образом Христа, но сердцем пребывая с «врагами небес».

Такой подход был необходим для того, чтобы композиция заняла столько места, сколько ей требовалось. «Царевна-Лебедь». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Кирилле», «Св.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Кроме того, применялась и пиротерапия — когда тело больного заражали штаммом малярии, повышая тем самым его температуру до 40–41 градуса и этот жар должен был убить заразу. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию».

И, конечно изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством.

Среди работ того времени — небольшое изображение Ангела. Лёгкая невесомая походка подобна плавному движению облака. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В 1890 г. был выпущен юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова иллюстрации к которому создавали именитые на то время художники, вроде Васнецова, Шишкина и Айвазовского.

Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник». Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Нашли врубелевское полотно спустя 22 года в России.

Ему диагностировали прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Но Демон постоянно менялся, ускользал иэтот поединок становится наваждением для художника.

Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В тот год, когда из писем Врубеля исчезает упоминание о задуманной картине, среди созданных им произведений появляется акварель с изображением летящего по небу ангела, которая впоследствии получила название «Ангел с кадилом и свечой»4.

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Жизнь в Москве начала налаживаться. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

До самой смерти художника его «Демон» не покидал стен мастерской в доме миллионера Морозова и лишь немногие гости этого особняка могли видеть огромное страшное полотно, о котором ходило столько слухов и домыслов Говорили, что Врубелю будто бы позировал сам Князь тьмы, лишивший художника рассудка, что видения преисподней явились живописцу после языческих мистерий в древних храмах Италии. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.

Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

сохранился карандашный набросок летящего ввысь ангела, прижимающего к груди младенца. Лёгкая невесомая походка подобна плавному движению облака. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита».

Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона или античного Пана или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его.

Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Линии, проводимые им, были безошибочны. В Киеве Врубель увлечённо занимался религиозной живописью. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим.

«. И какой облик. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Настолько страшной, что принимать болеутоляющее приходилось лошадиными дозами. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь.

Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Я этого не знаю». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Взгляд его огромных глаз под длинными изогнутыми бровями непостижим, задумчив и кроток. Хрестоматийный пример – Ван Гог.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Не упоминается это произведение, впрочем, ни в каком другом контексте. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В то время он влюбился в жену своего покровителя Эмилию Прахову.

Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Ангел несет в руках не «душу младую», а свечу и кадило. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Про Карла Маркса вообще молчу. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

После концерта. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В состоянии Михаила Александровича перемен нет.

«Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Финал был предсказуем. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).

Панно было отвергнуто заказчиком. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. А Врубель еще только вступал в бессмертие.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего.

О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Маргарита и Фауст.

По воспоминаниям современников известно, что впервые к теме «Демон» Врубель обратился в Одессе в 1885 году, то есть тогда же, когда появился в альбоме и набросок с летящим «по небу полуночи» Ангелом6. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Между пребыванием в этих двух городах Врубель побывал в Италии.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Было решено отправить его в Петербургский университет. Под его ногами не чувствуется плотности земли.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Слева – Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова Садко, 1898. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

часы досуга.

Горький писал в то время о "нищете духа и бедности воображения художника". Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.