Человек В Очках Добужинский

Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках».

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)

Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) – график, книжный график иллюстратор, карикатурист, художник, сценограф, монументалист относится к художникам, творчество которых принадлежит как русской, так и мировой культуре. Подобное отношение к усилению механизации в те годы было довольно распространенным. Все это придает форме живость и сочность. Гоголя, М. Ю. Чтобы отразить смысл книги, Добужинский обратился к символике.

Близость Добужинского Л. Н. Андрееву уже отмечалась в связи с «Городскими снами», в «Дьяволе» она проявилась еще более отчетливо. В изображении дородной Елизаветы и ее розовощеких, разодетых с грубоватой пышностью придворных отсутствует тот элемент театральной мистификации, который свойствен «Прогулке короля» А. Бенуа. В русском искусстве эта черта появилась впервые в творчестве художников «Мира искусства» – Бенуа, Остроумовой-Лебедевой и других.

Литературным сотрудником стал А. М. Ремизов. Во многих театрах мира оформлял преим. Блока. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. В своем предельном выражении оба эти момента — трезвая ирония.

«Присутствовали, – записывает Добужинский в дневнике, – В. Иванов, Чулков, Мейерхольд, Зин-Аннибал, Ф. Сологуб, А. Блок, Габрилович, Рафалович, Ремизов, 5-6 артистов, Горький, М. Ф. Андреева, Билибин, Гржебин, Лансере и я» 30. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. При отчетливо выраженной индивидуальности работам всех художников «Мира искусства» свойственны общие черты – главным образом, высокая культура исполнения и любовь к линии. Это видно и в количественном преобладании иллюстраций. а как заказ была принята «Провинция». Карамзина, А. С.

Добужинский не долго пробыл членом «Мира искусства» : он успел лишь один раз представить свои работы на выставке объединения 1903 года. Гусарова. Вышел сейчас на улицу – манифест об «конституции» и о дарованной свободе. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Отсюда преимущественный интерес к прошлому, особенно к эпохам господства единого стиля, позволяющим выделить основную, доминирующую и выражающую дух эпохи «линию красоты» — геометрическую строгость классицизма, прихотливый завиток рококо, пухлые формы и сочную светотень барокко и т. п. Среди членов «Мира искусства» все еще бытовал обычай приобщения нескольких графиков к оформлению одной книги.

Добужинский Мстислав 
Валерьянович

Добужинский Мстислав Валерьянович

Добужинский шел по пути их изменения. начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета. В этом отношении особенно интересна гуашь «Вильно. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. 18 октября он записал в своем дневнике: «Встав утром, увидел флаги на улицах.

Почти единственной темой его творчества во время путешествия был город. Возникнув из кружка молодых «любителей изящного», «Мир искусства» вырастает в крупное явление русской художественной культуры. Остановившись на полтора месяца у отца в Вильне, он затем едет в Париж и Лондон. Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла также режиссёр), быв. Его возможности художник использовал лишь отчасти. Достоевскому и поэзии А. А.

В 1924 году с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926-1929 годы художник театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935-1939 годах), в 1939 году вместе с труппой М. А. Чехова выехал в США. Почти все художники «Мира искусства» были прекрасными иллюстраторамми. работа– иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Ибо этот индивидуализм был не чем иным, как отстаиванием прав свободы творческой игры «Мир искуссников» не удовлетворяла присущая изобразительному искусству второй половины XIX в. Односторонняя специализация на одной лишь области станковой картины, а внутри нее — на определенных жанрах и на определенных же актуальных сюжетах «с тенденцией». Вот, кажется, все, что могу сказать в свое и «ребуса» моего оправдание Еще маленькое изъяснение.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Грибоедова оба 1918), БДТ и др. Чтобы положить конец спору и узнать, кто из нас действительно верно понял Вас, я, уполномоченный на то товарищами, позволю себе попросить Вас объяснить нам возможно подробней (не упуская деталей) смысл Вашего произведения» 42. В этой акварельной работе художник с огромной выразительностью передал одиночество человека в современном городе. Организаторами и сотрудниками их были З. И. Гржебин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев и другие, главным образом художники «Мира искусства». В этих условиях не могло быть и речи о создании единого художественного лица спектакля. композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ). С 1908 Добужинский работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках».

Член объединения «Мир искусства». Так или иначе этого касались Л. Н. Андреев, М. Горький, А. М. Ремизов и другие. Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д. В 1943 Добужинский создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. Что касается оформления книг художественной литературы, то оно находилось почти вне их интересов. С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми». «Версаль» Бенуа – это своего рода пейзажная элегия, красивый мир, представший взгляду современного человека в виде пустынной сцены с обветшавшими декорациями давно сыгранного спектакля.

Вряд ли варианты 1904 и 1906 гг. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. В письме И. М. Степанову он просит узнать, «есть ли у Общины намерение издать эту повесть. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам.

Конечно, мне приятно внимание печати, но голова не очень сильно от этого кружится» 39. Но ирония «мир искусников» вовсе не дискредитация прошлого, а как раз обратное – его реабилитация через художественную демонстрацию того, что «осень» ушедших культур по-своему прекрасна, как их «весна» и «лето». Объяснение сдержанное и дающее некоторый простор фантазии в восприятии произведения, но не оставляющее сомнений в основе его содержания. Привычные предметы – придорожная тумба, сахарная голова или гвоздь – воспринимаются как пришедшие из другого мира, даже обыкновенные дверные петли трансформируются в небывалых чудовищ. В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер. Оформлял. Рисунки М. Добужинского. Долгое время его домом был Петербург.

Сюннерберг, Константин 
Александрович

Сюннерберг, Константин Александрович

Сразу же после запрещения «Жупела» было проведено расширенное собрание возможных сотрудников нового журнала. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павлович «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Это выразилось в характере построения обложки и концовки, решенных как часть иллюстративной серии (хотя и сохранивших значение графического оформления). Первым, кто подошел к ней с новых позиций, был В. М. Васнецов. Причина этого неясна.

Городские пейзажи Добужинского обычно «пустынны», безлюдны. О степени этого непонимания красноречиво говорят два факта: обвинение, брошенное В. Е. Маковским П. М. Третьякову в связи с приобретением для галереи картины В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» и отказ экспонировать на выставке Товарищества работу К. А. Коровина «Хористка». Они собрали грандиозную Историческую выставку русского портрета, после которой только и открылось вполне значение отечественной портретной живописи они устроили ретроспективную выставку русского искусства в Париже, впервые показав его зарубежному зрителю организовали концерты и оперные спектакли в зарубежных театрах наконец, они создали «Русские сезоны» – необыкновенно важное для мировой культуры явление, – где расцвели многие таланты хореографов, танцовщиков, музыкантов, художников. Законы графического оформления книги были забыты. Обильно снабженный иллюстрациями, он вместе с тем явился одним из первых образцов искусства книжного оформления — области художественной деятельности, в которой «мирискусники» выступили подлинными новаторами. миниатюры и рус.

иск-ва 20в., Д. в ранних работах для петерб. В этом отношении особенно интересна иллюстрация «На мосту», где белые точки падающего снега на фоне черной ночи превосходно увязываются графически со шрифтом второй страницы разворота. Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости.

Среди них портреты А. Блока и М. Кузмина, М. Добужинского и Е. Лансере. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. 1830-е годы» не значится. Он страшное порождение и вместе с тем жертва современного города. Но подобно тому как у Сомова и Бенуа «дух прошлого» выражается через художественный почерк эпохи, овеществленный в архитектуре, мебели, костюмах, орнаментике, так у Добужинского современная урбанистическая цивилизация выражается в поступках и действиях людей, через облик современных городских строений, плотными рядами замыкающих горизонт, загораживающих небо, перечеркнутое фабричными трубами, ошеломляющих бесчисленными рядами окон.

Встал вопрос о названии журнала. Но уже первые выступления принесли ему известность. отличались чем-либо существенным от единственно сохранившейся работы ГРМ. город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графич. Другой возможной причиной могло быть влияние кииги начала XIX века. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки.

Добужинский Мстислав 
Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович

Наиболее крупными и выдающимися в художественном отношении иллюстративными циклами эпохи, когда «мир искуссническое» направление в этой отрасли было господствующим. Б. -К. Андерсена и многие другие.

Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера. Дениса» (Старинный театр, 1907), а А. Я. Головин, А. Н. Бенуа и И. Я. Билибин – оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (Париж, 1908). Во многих пейзажах старый Вильно несет в себе ощущение «тайны» ушедших поколений. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева.

с Ю. П. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. В призрачном человеке Добужинского есть нечто демоническое и жалкое одновременно. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».

Добужинский Мстислав 
Валерианович (Человек 
в очках)

Добужинский Мстислав Валерианович (Человек в очках)

Мрачная тюрьма, окруженная цепями («Мир искусства», 1902, 12), улица с пустыми, мертвыми домами и черными провалами окон (тот же номер журнала) – такова тематика этих рисунков. В 1904 году война с Японией обострила классовые противоречия. Но его особенно привлекал другой Петербург. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября. Иллюстрации, напротив, оказались связанными и с текстом и между собой.

(все– в Петрограде) сотрудничал с Русским балетом Дягилева и труппой А. П. Вероятно, она была предложена самим художником. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Силы нового искусства были разобщены. После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Иногда они выполняли обложки для тех изданий, в каких были заинтересованы сами (чаще всего журналы или крупные издания типа «Царского Села в царствование императрицы Елизаветы Петровны»).

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. В тот же день, побывав в различных частях города и увидев, в частности, громадную демонстрацию у Казанского собора с красными флагами, которую он вскоре отразил в одном из своих рисунков, Добужинский сделал вечернюю запись в дневнике: «Сегодня в день дарования свободы (. ) у Технологического было помято много народу казаками. с Ю. П. Анненковым и В. А. Щуко также один из режиссёров).

Галина Дятлева, 
Кристина Ляхова 
– Мастера исторической

Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи

Кроме того, Добужинский нередко использует прием процарапывания. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Эти скрытые фигуры часто выступали сами собой, а иногда я их сам искал и заставлял себя видеть их, не зная еще совета Леонардо да Винчи всматриваться с этой целью в пятна сырости Эта способность видеть двойные образы («контрапункт», «криптограмма» – как угодно) была у меня как бы природной и если бы это, так сказать, «двойное зрение» я в себе развивал, оно в дальнейшем могло дать результаты и непредвиденные. Искусство, таким образом, становится своего рода призмой, сквозь которую «мирискусники» рассматривают как прошлое, так настоящее и будущее. Журнал «Мир искусства», в котором сотрудничали художники, писатели, философы имел профиль литературно-художественного альманаха. Это, однако, нисколько не повлияло на художественное единство основных членов бывшего «Мира искусства». Мне приходило в голову бросить службу (но отказаться от 1600 р страшно, хотя я художеством зарабатываю гораздо больше) или взять отпуск полугодовой, что ли, а затем переменить службу. Что касается рисунков второго вида (назовем их тематическими рисунками), то их содержание требовало иной формы.

Блестяще дебютировал В. А. Серов. Москва, 1982) упоминается «Весёлая азбука» Павловского, а в откомментированном издании писем художника называется имя неизвестной детской поэтессы Н. Павловой (Добужинский М. В. Не случайно в «Прогулке короля» Бенуа изображает версальский парк осенью и в час светлых вечерних сумерек, когда безлиственная «архитектура» регулярного французского сада на фоне светлого неба превращается в сквозную, эфемерную постройку. Появилось выражение «декадентское искусство».

Мстислав Валерианович 
Добужинский (1875–1957)

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)

журналов («Шут», «Жупел»– один из организаторов, 1905–06 «Сатирикон», «Смехач» и др. ) и альманахов («Белые ночи», 1907). Те же персонажи, уже как старые знакомые, встречают нас и на страницах азбуки с буквами «Д» (Добрый слон) и «Ж» (Художник). Пушкина, Н. В.

Жизнь интересует их лишь постольку, поскольку она уже выразила себя в искусстве. и повышенной экспрессией линий и пятен. Одновременно работали И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, С. В. Малютин. Одним из самых ярких и типичных образцов живописи «Мира искусства» является картина А. Н. Бенуа «Прогулка короля».

Осенью 1905 года в Петербурге и Москве появились многочисленные журналы, целью которых было в той или иной мере (в зависимости от смелости участников и степени их революционности) осудить действия царского правительства. Кроме того, она лишена фантастического акцента, свойственного иллюстративной серии. Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. В 1911 вышли две Азбуки — «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского. Тонкая, едва ощутимая ирония, рожденная отношением художника к таким «слишком красивым» пейзажам, в дальнейшем станет характерной чертой его творчества.

Растрелли, он более полувека пролежал в сарае всеми забытый. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. То были первые в России попытки решить проблему графического единства книги. Достоевского (наиболее значит.

С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. Он – страшное порождение и вместе с тем жертва современного города (Русское искусство.

Российские художники-графики: 
Мстислав Добужинский 
 (1875-1957)

Российские художники-графики: Мстислав Добужинский (1875-1957)

Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935–1939), в 1939 вместе с труппой М. А. Одни из самых фантастичных и вместе с тем удивительно «петербургских» («Петербург – самый фантастический город») – с горбатым мостиком, решеткой Мойки, фонарем и типичным ампирным домом – является лист «На мосту». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи.

Карамзина, Н. С. Художники «М. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже. В «Дьяволе» еще резче наметился отход Добужинского от основ мирискусничества. Буквы здесь одновременно и герои книги и элементы книжного декора. Был членом Комиссии по делам искусств (1917 года), Общества изучения и охраны старого Петербурга (1918 год), хранителем Эрмитажа (1918 год), организатором Дома искусств в Петрограде (1911-1922 годы).

Рядовые, никем не замеченные черты приобрели характер образности. Один рабочий прочел и сказал «не то» 24. Огромные унылые брандмауэры, дворы, заваленные дровами, бесконечные деревянные заборы, глухие стены со светлыми и неровными вертикальными полосами и вентиляционными решетками, похожими на тюремные. Они стремились овладеть языком художественным и только с помощью его общаться со зрителем. Конечно, все это пришло не сразу.

Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Одетая в старинное платье, героиня сомовского портрета с выражением усталости, тоски, неспособности к жизненной борьбе заставляет мысленно ощутить глубину пропасти, отделяющей прошлое от современности. Произведения часто декоративны, содержат элементы стилизации игры, карнавала, театра. Лермонтова, Н. С.

В чем же смысл этого произведения и как следует его воспринимать. ритм, драматич. У каждого художника линия имела известную самоценность. Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж.

звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения. Техническая сторона дела уладилась просто и удачно. Законодательство думы – и все-таки «самодержец». На последующих выставках собирался весь цвет русского искусства. Они всегда занимают подчиненное по отношению к пейзажу положение, но резко усиливают его социальную сущность.

Одиноко творил М. А. Врубель. Переговоры не дали положительного результата. Рассказы объединены сатирической направленностью и это дало возможность Добужинскому выполнить обложку исходя из новых задач.

Добужинский человек 
в очках анализ

Добужинский человек в очках анализ

Вся работа художника состоит из пяти страничных иллюстраций, титула и обложки. Они продолжали оставаться не только друзьями, но и единомышленниками, что и явилось основой для воссоздания в 1910 году «Мира искусства». И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

Не вставал вопрос и о художественном единстве всей графики книги. Комиссаржевской (1907–08) стилизовал приёмы ср. -век. С. С. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В том же каталоге Э. Ф. Голлербаха в списке работ за 1904 г. указана акварель под названием «В тридцатых годах». И как естественный итог этого – появление «Городских снов». Увлекаясь образом «чистого» города, они стремились выразить его как бы собственную внутреннюю жизнь. Но это надолго замерло и лишь в зрелом возрасте стало вновь воскресать по-новому» 54.

45 лет назад умер 
Мстислав Добужинский

45 лет назад умер Мстислав Добужинский

Инициатором этого явился Лансере. в 1928 и др. ). Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Отличие было в том, что они своими работами как бы выхватывали случайный кадр прошлой жизни, жизни всегда «рядовой», ничем не примечательной и не «исторической» в обычном понимании этого слова, причем достигалось это чаще всего не психологией образов, как, например, у Рябушкина, а психологией самой среды, где живут эти образы. То была его первая после Мюнхена заграничная поездка. Рискнём предположить, что речь может идти о Надежде Александровне Павлович (1895-1980), которая как раз в 1925-1930 годах опубликовала серию книг для детей («Капризник Тики», «Паровоз-гуляка», «Весёлая пчёлка»), часть из которых увидела свет в том же ленинградском издательстве «Брокгауз и Ефрон», что и «Весёлая азбука».

До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Это побудило многих деятелей русского искусства, принимавших участие в революции, покинуть Россию. Пушкина, Н. М.

Станиславским, В. Э. В 1896-1924 годах исполнял карикатуры и иллюстрации для петербургских журналов («Шут», «Жупел» – один из организаторов, 1905-1906 годы «Сатирикон», «Смехач» и других) и альманахов («Белые ночи», 1907 год). Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Для открытых писем издаваемых Общиной св. В 1923 Добужинский отправился в заграничную командировку. Созвучные своим творчеством действительности того времени, в дальнейшем они постепенно отставали от требований жизни и к 1890-м годам заметно утратили социальную остроту своего искусства. 55 Иллюстрации претерпели немало злоключений, пока, наконец, были изданы.

В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. В 1924 с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926–29 художник театра Н. Ф. Мостовая улица» (1907), которая отличается монументальностью и широтой обобщения. Среди художников еще никто не поднимал этого вопроса, а издательства, даже «молодые», продолжали работать в старых принципах.

Добужинский написал ответное письмо, по неизвестным причинам не отправленное адресату: «С удовольствием исполняю Вашу просьбу, хотя есть мнение, что автору не годится быть и интерпретатором своих произведений У Достоевского есть слова о «бане с пауками по углам» и, кажется, у него же – о Сладострастной Паучихе. Так выработалась обычная для мирискусников система графического оформления, которая характерна отсутствием смысловой связи между рисунками и текстом8. На рисунках стоит дата «Март 1907» и гриф «Свободная Россия». И тот и другой строили свои работы как очевидцы, на натурных зарисовках. изобразил неподвижно стоящего человека с непроницаемым лицом на фоне широкого окна.

Добужинский Мстислав 
Валерианович – художник, 
арт-критик, масон

Добужинский Мстислав Валерианович – художник, арт-критик, масон

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Они взяли в свои руки художественное оформление всей постановки, начиная от декорации и кончая бутафорией и реквизитом, объединив, таким образом, в одном лице руководство всем декоративным обликом спектакля. Только пока слишком много разговоров, а не дела и разговоров, в общем сводящихся к российскому «разъедающему анализу» и скептицизму – а это не на пользу дела.

Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Изображения парадного Санкт-Петербурга немногочисленны (изданная в виде открыток серия по заказу Общины Святого Евгении, 1902-1910 годы) столь же редки у Добужинского «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907 год, ГРМ) и исторические композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910 год, ГТГ). На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».

Современный город предстает у Добужинского как царство однообразия и обезличивающего стандарта программной является для Добужинского картина Человек в очках (1905-1906, ГТГ). Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Примечательна судьба этого памятника. А. Н. Бенуа в письме С. А. Князькову сообщает о распределении тем среди художников: «Добужинский взял «Военное поселение» и «Пожар Москвы». Одной из важных задач «мирискуссники» считали охрану памятников культуры. С. 265 266).

В то же время наряду с «Пулеметом», «Зрителем» и немногими другими они являлись и наиболее острыми по политической направленности. театрально-декорац. Бунина «Ночной принц» С. А. В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева).

Добужинского, на это имеются противоречивые указания. Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д. С 1928 Добужинский сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Заказ был дан многим художникам, для которых были намечены точные темы. Особое меланхолическое очарование, которым отмечено явление красоты у «мир искусников», было куплено ценой лишения ее связи с теми периодами, когда эта красота являлась в полноте жизненной мощи и величия. На выставках объединения появлялись отдельные произведения В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, Д. В. Поленова и некоторых других значительных мастеров, но они были окружены работами мелкими по мысли и посредственными по живописи.

лубка. «Пляшущие» буквы обрамляют рисованный титульный лист и страницы, на которых поселились Акробат, Бабочка, Водолаз, Градусник, жик в Ермолке, Злая птичка, Изобретатель, Конькобежец, Лошадка, Маска, Наводнение, Обжора, Пушка, Разбойник, Страус в страхе, Трус, Удочка, Фонарь, Храбрый комар, Цель, Чай, Шуба, Щенок, пЫлЬ, Этна, Юбка, Язык. Однако в списке тем «Провинция. Портретам Д. свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905–06, ГТГ «Автопортрет. 1890-х гг. Этими постановками закончился начальный период деятельности Добужинского в театре. Его произведения находятся во многих музеях и библиотеках Старого и Нового Света.

Евгений Евгеньевич 
Лансере (1875–1946)

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)

На выставке «Мира искусства» 1906 г., как сообщается в каталоге, была представлена работа с названием «В 1830-х годах». Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

Новые цели – новые методы. Художники «Мира искусства» (Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Билибин) мало работали в области обложки, отдавая предпочтение внутрикнижной и журнальной графике или иллюстрации. Лескова и др.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. Достоевскому (1913). Гл. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом.

Здания как бы сохраняют направленность эмоционального настроя живущих в них людей. Еще в 1880-х годах сначала И. И. Левитан, а за ним более определенно К. А. Коровин выступили с новыми по изобразительным и сущностным задачам полотнами. В масштабе деятельности целой группировки, но в более камерном, сравнительно с творчеством Врубеля, варианте в каждом отдельном случае, эстетическая платформа того нового искусства, о котором писал Белый, была реализована художниками «Мира искусства». Упразднённые реформой алфавита 1917 года буквы «ять», «и» десятеричное, «фита» заняли почётное место под стеклянным музейным колпаком на виньетке в конце книги. Хорошо известно, что век детских изданий недолог и чем лучше книга сделана, тем меньше у неё шансов уцелеть в руках малолетних читателей.

После 1917 участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в т. ч. Жил в Нью-Йорке, с 1952 до окт. Это сделало ее инородной частью графики книги.

Мотив торжественных выходов, выездов, прогулок в качестве характерной принадлежности бытового ритуала минувших времен был одним из излюбленных «мир искусниками». Был чл. В 1938 Добужинский получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Это доказывается тем, что вариант ГРМ ни разу не выставлялся в России, а был впервые экспонирован в Париже в 1910 г. Единственным объяснением этого может служить только то, что акварель «В 1830-х годах», бывшая на выставке 1906 г., была идентична или очень близка последнему варианту. – Г. Ч. ) судит лишь с литературной точки: то, что я сам в рисунках не считаю первейшим.

Павловой (1914). Это произведение входит во второй по счету цикл картин, воскрешающих сцены версальского быта эпохи «короля-солнца». Оно прошло на квартире Вячеслава Иванова в знаменитой «башне» на Таврической улице.

Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. История русской театральной декорации убеждает, что путь избранный Коровиным, Головиным, Бакстом и Бенуа, оказался верным и отвечающим требованиям современности. Подрастало новое поколение, которое выдвинуло Ф. А. Малявина и И. Э. Грабаря. То же можно сказать и о костюмах. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Формообразования же в «Празднике» связаны, скорее, с воображением художника, нежели с реальной жизнью. Миниатюра стала исходным материалом и для создания многих деталей оформления65.

«Старинного театра» и Театра В. Ф. В начале 1907 года Добужинский получил письмо из Москвы от некоего А. И. Латышева: «Я и мои товарищи ведем горячий спор по поводу Вашего произведения «Дьявол». Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность.

В этой общей волне признания шло и признание искусства Добужинского. Анненковым и В. А. Именно здесь особенно полно и ярко проявилось дарование Л. С. Бакста (1866--1924) — художника, принадлежавшего к особенному ядру «Мира искусства».

В нижнем ярусе, располагавшемся в оркестровой яме (музыка М. А. Кузмина исполнялась за сценой), оставляя небольшую площадку, размещались входы в ад в виде арок, горел «адский огонь» и оттуда по стремянкам «черти» взбирались на землю. Пушкина «Станционный смотритель». Вызывают интерес иллюстрации и с точки зрения их исполнения.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Здесь мы подходим кдругой важной для «Мира искусства» проблеме — к иронии. (Письмо А. Н. Бенуа С. А. Князькову, без даты. В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).

В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. В этом сказались поиски формы рисунка, наиболее близкого характеру и стилю повести. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф.

В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». За окном пейзаж, состоящий из унылого пустыря, однообразных домов и фабричных труб. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. Андерсена и многие другие. Репрессии не испугали участников журнала. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. Известно также, что картина была выполнена для издательства И. Н. Кнебеля (к учебнику русской истории) как иллюстрация провинциальной жизни николаевского времени.

модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графического начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета. Серов наблюдал разгон демонстрации из окна квартиры В. В. Матэ, выходящего на 5-ю линию Васильевского острова, а Добужинский – у Технологического института. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Санкт-Петербург, 2001.

городов (1885–89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Бенуа и профессора Матэ – моих «конкурентов» по собиранию этих курьезов)» (М. Вторая работа никогда не была выполнена Добужинским. Добужинский пришел к выводу: шрифт является составной частью графического облика книги. В этом намеренном снижении прошлого величия заключена своего рода философская программа – серьезному и великому со временем суждено стать комедией и фарсом.

РеставрацияОбсужденияПросмотр 
темы8

РеставрацияОбсужденияПросмотр темы8

Его декорации к «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (1881) вдруг показали всем, что театральная живопись – это не прикладная область в искусстве театра, а одна из основных составляющих его частей играющая существенную роль в создании сценического образа. Столь же программной, как для Сомова «Дама в голубом», является для Добужинского картина «Человек в очках» (1905-1906). Ко второй половине 1903 года стали заметны результаты напряженной работы. Так подходили художники «Мира искусства» к своим историческим композициям. Принятый в крут «Мира искусства», Добужинский участвовал во многих мирискуснических выставках, публиковал свои раооты в журналах «Золотое Руно» и «Аполлон», оформлял драматические спектакли в театрах обеих столиц и балеты для труппы С. П. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Не случайно он работал в «Золотом руне» вместе с Кузнецовым и Милиоти.

Графический язык иллюстраций построен на контрастах черного и белого. Зрелый стиль Д. сложился под воздействием рус. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). оперы, драматич. Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода.

Возник культ линии, но, сыграв положительную роль, он сыграл и отрицательную. Такой поворот к искусству, от которого отказались все его старшие друзья по «Миру искусства» и от которого отказался он сам, был своего рода «смелым» решением художника и, конечно, обоснованным. М. А. В их числе был и Добужинский.

Рисунок акварелью собирателя открыток

«МИР ИСКУССТВА»- русское художественное объединение, оформившееся в кон. К середине 1906 года репрессии царского правительства усилились.

Со второй половины 1900-х годов начинается признание мирискусников. В «Буднях» – это просто увеличенные до невероятных размеров обычные предметы и только немыслимые пропорции с человеческими фигурами придают им характер ирреальности. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. (. ) Самое значительное произведение Растрелли – конный памятник Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от монументов античности, Возрождения и XVII века. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Верность пересказа стремлений Добужинского не вызывает сомнений. Эти противоречия к началу XX века успели проявиться и в облике города. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953) в неаполитанском театре Сан Карло — оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). И хотя в самой среде Товарищества все чаще и острее возникали противоречия (и изобразительного и организационного характера), противостоять наиболее консервативным его членам было еще некому2. В 1907 Добужинский познакомился с К. С. Петербург — город прекрасный и страшный — главный герой иллюстраций Бенуа.

Напротив, «Обводный канал в С. -Петербурге», написанный в 1902 году, заключал в себе новый взгляд на город. Главным же достоинством его работ явилась их связь с целями всей постановки.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

Блока («Старый домик», 1905 «Окно парикмахерской», 1906, оба– ГТГ «Петербург», 1914, ГРМ все– смешанная техника). Горький принял непосредственное участие в создании журнала. А. Н. Бенуа в иллюстрациях к «Пиковой даме» Пушкина осуществил связь с психологическим строем текста, с его образностью, но абсолютно игнорировал формальное единство рисунков и шрифта и другие графические задачи.

Среди многих других прошло предложение К. А. Сомова – «Жупел» 16. Дмитриева-Кавказского. То же характерно и для связи рисунков художника с мюнхенским искусством. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.

Добужинский вошел в редакцию. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Например, в иллюстрировании исследования А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» участвовали Сомов, Лансере, Яремич и Добужинский. Появилась большая серия виленских мотивов.

Мстислав Добужинский 
— Старый Петербург

Мстислав Добужинский — Старый Петербург

Слева – съезжающий временный жилец в доме Настенькиной бабушки из-за бедности своей, отказывается Настеньку брать с собой (а она, скорее не выдержав скуки продолжать жить приколотой за юбку булавкой к юбке бабушки, чем от силы любви – с её точки зрения сильнее вторая причина – запаковала узелок и первая пришла к постояльцу признаться в любви и в невозможности ей оставаться тут). Жил в Нью-Йорке, с 1952 года до октября 1957 года – в Париже, Риме, Лондоне. Со своеобразной вариацией этого мотива мы встречаем в картине Е. К. Ланссре «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». В отличие от цветных иллюстраций, обложка почти черно-белая.

Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Противоборство, бывшее между ними, вплоть до конца XIX века имело скрытый характер. Всех их объединяло стремление к поискам, к новаторству, реакция на надоевшую «литературщину» и явный интерес к проблемам изобразительного языка. Омнибус».

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Добужинский — художник и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. К 1913–21 относится увлечение Д. искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914 виды Неаполя, Лондона и Парижа). Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Именно в это время Гржебин, один из передовых издателей, хочет напечатать «Войну и мир» Л. Н. Толстого с иллюстрациями Бенуа, Лансере, Серова, Бакста, Кардовского, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и сам в восторге от такой идеи50. В. Добужинский.

Его буквицы, заставки, шрифты издательские марки и экслибрисы отличаются своеобразием замысла, виртуозностью, мастерством исполнения. В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Среди мастеров «Мира искусства» Д. отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей кн.

  • «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  • На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты
  • ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько ранее Сомовым написана одна из самых известных его картин «Дама в голубом» -- портрет художницы Е. М. Мартыновой (1897-1900), являющийся программным произведением Сомова вообще. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы».

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Например, в «Робене и Марион» Добужинский выполнил ковры, отделявшие игровую площадку от рыцарской залы, первоначально яркими по цвету, с четким красивым рисунком. Чехова выехал в США.

«На моих глазах 
город умирал смертью 
необычайной красоты»

После 1917 года участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в том числе мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920 года, совм. Что касается единства оформления, то оно еще совсем не превратилось в нечто обязательное. Он оформляет преимущественно балетные постановки, среди которых шедеврами явились декорации и костюмы к «Шахерезаде» на музыку Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» Стравинского (1910), «Дафнии и Хлои» Равеля (1912) К постаиленному В. Нежинским на музыку Дебюсси балету «Послеполуденный отдых фавна» (1912).

В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского Бесы Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Графика книги того времени, отличавшаяся простотой и ясностью композиции как в целом объеме книги, так и в отдельных ее элементах (обложка, титульный лист и пр. ), могла натолкнуть Добужинского на мысль о единстве графического облика книги, хотя, если она и появилась, то вряд ли была четко сформулирована для самого художника. Тем-то и силен был «Мир искусства», что объединял людей не только на основе художественных принципов.

Таким образом, театр решал интереснейшую задачу: «Применив художественно-реконструктивный метод, постараться открыть зрителю целый уголок культуры далекого прошлого» 62. Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. Растрелли (1675. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Как ни как, а литератор (имеются в виду А. Г. Горнфельд и А. В. Луначарский.

Иллюстрационная серия «Ночного принца» знаменательна и в процессе развития русской книжной графики. В 1928-1946 годах был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 год и другие). Крупнейшие театры мира хранят память об оформленных им спектаклях. Один из них – концовка к вступительной статье С. П. Юрицына (тюрьма, солнце и замок с цепью), другой – знаменитая «Октябрьская идиллия» – одно из самых сильных произведений на тему первой русской революции.

Для достижения своих целей мирискусники развили широкую и разнообразную деятельность6. Последние, взяв на вооружение все типографское оборудование журнала «Мир искусства», согласились печатать «Жупел». С началом революционной эпохи Добужинский развернул бурную общественную деятельность. Так, в альбоме «Мстислав Добужинский. Октябрьская всеобщая стачка захватила многих служащих канцелярий и министерств.

Эти старые традиции и пришлось ломать молодым живописцам. В них опять проявилась способность художника к «двойному зрению» и это помогло ему отразить дух ремизовской сказки. Д. много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М. «Воспоминания об Италии», 1923). В 1896–1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петерб.

Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. (Известен отказ этого издательства напечатать «Медный всадник» А. С. Пушкина с иллюстрациями А. Н. Бенуа. ) Через месяц иллюстрации были куплены с выставки «Мира искусства» В. О. Гиршманом, после чего вопрос их издания осложнился. Но хотя он и сошелся с представителями «Голубой розы», литературный символизм оставался ему более близким. Творчество Добужинского чутко и немедленно отозвалось на явления жизни.

И в том и в другом рисунке – иронические надписи. Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Центральная тема «петербургской повести» Пушкина – конфликт человека в олицетворенной в образе Медного всадника государственной власти, выступающей для индивидуума как зловещая воля, рок, — высокое художественное воплощение в известном фронтисписе 1905г. изображающем сцену преследования Евгения Медным всадником.

Матэ. Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного искусства (роспись парадной лестницы особняка Е. П. Носовой в Москве, 1912-1913 годы проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров). В «Весёлой азбуке» посвящение особое – это автошарж художника, восседающего на весёлом слоне, который держит в хоботе листок с надписью: «Посвящаю мои рисунки Валерику» (Валериан Добужинский – племянник художника, усыновлённый им в начале 1920-х годов).

техникам станковой графики, разрабатывая преим. Решено было использовать шрифт журнала «Мир искусства», который находился в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга. Не только все провинциальные, но и многие столичные театры продолжали идти старой дорогой.

Живопись, графика, театр» (Составитель А. П. Рисунки любопытны еще одной особенностью: в них впервые проявилась склонность Добужинского к «двойному видению».

Лескова «Новый Плутарх» М. А. В ней столько же общего с театральными работами мирискусников, сколько и с декорациями следующего поколения художников, работавших для театра (например, Ю. П. Анненкова, П. И. Кульбина). У книжной полки», 1910 актёры МХТ, 1910–13 М. Горький, М. Ф. Но в этой, на первый взгляд, широкой программе было одно существенное ограничение — поскольку, как полагали «мирискусники», лишь восхищение красотой порождает подлинный творческий энтузиазм, а непосредственная действительность чужда красоте, то единственным чистым источником красоты, а следовательно и вдохновения оказывается само искусство как сфера прекрасного по преимуществу. Отряд же конногвард рубил шашками, офицер неиствовал» 25. «Нам хотелось большей правды, – вспоминает И. Э. Грабарь, – более тонкого понимания натуры, меньшей условности, «отсебятины», меньшей грубости, кустарности, трафарета. Евгении, 1902–10) столь же редки у Д. «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и историч.

То была пора экспериментов. Несколько раз Добужинский ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. Рисунок породил множество споров. Художника, который руководил бы всем сценическим оформлением, не было.

(Письмо М. В. Добужинского И. М. Степанову от 25 сентября 1907 г. – ЦГАЛИ, ф. 873, ед. Если же они и появляются, то, как правило, в глубине картины, написанные силуэтом или пятном, а иногда их даже трудно разглядеть (например, в акварели А. Н. Бенуа «Елизавета Петровна на прогулке»). Андреева, Т. П. Но в этих постановках ясно видны и недостатки декоративного оформления.

С этого времени художник стал часто вводить в пейзаж человеческие фигуры. В середине 1907 года Добужинский впервые целиком оформил книгу – сказку А. М. Ремизова «Морщинка», однако задача единства графического оформления и иллюстраций решена не была. Шаляпин, Е. Е. Среди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. «Месяц в деревне» И. С.

Добужинский Мстислав Валерианович, русский художник. Организовывали выставки (первая в 1898г. ) и издавали одноименный журнал, отличавшийся высочайшей культурой отбора материала и полиграфического исполнения. Новые задачи требовали новой изобразительной формы. Например, первый вариант акварели «Царское Село.

Но их обложки были, как правило, настолько далеки от сущности книги, что их можно перемещать с издания на издание. То часто был, в сущности, раскрашенный рисунок. И везде, в каждой стране он делал многочисленные зарисовки, копировал наиболее любимых художников: в Италии – Боттичелли, во Франции – Пуссена и «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Характерно, что господствовавший в русском искусстве того времени символизм почти не коснулся старших художников «Мира искусства», но сильно задел Добужинского.

Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М. В ноябре того же года Добужинский скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре.

тема творчества Д. – совр. Их не удовлетворяло простое изображение места действия и бытовых подробностей. Четкий ритм горизонталей и вертикалей «Будней» сменился пульсацией многочисленных черно-белых пятен «Праздника». «Русский солдат» на муз. Александринского театра («Горе от ума» А. С. Так, натура перестала для него быть «священно-незыблемой» 37. В начале сентября в связи с усилившимся революционным движением Добужинский писал Бенуа: «Вот теперь бы как бы был кстати «Жупел».

Социальная острота этой работы очевидна. Во многих театрах мира оформлял преимущественно русские оперы, драматические постановки и балеты (в том числе «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942 год, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). Одной из первых таких работ была акварель «Садик у стены» исполненная в 1904 году. М., 2000.

Такое отношение к городу, пейзажу или вещам бытовало в кругу мирискусников. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.

хр. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. С 1901 года обращался также к различным техникам станковой графики, разрабатывая преимущественно урбанистическую тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921 году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей книги «Воспоминания об Италии», 1923 года). Он сотрудничал с театром В. Ф. Рисунки к «Весёлой азбуке», созданные художником летом 1924 года, отличают изобретательность, красочность и мягкий юмор.

Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей.

Из многих вопросов книжного оформления были решены лишь отдельные и большей частью без связи между собой. Дягилева. Мерцающие стекла его очков, мешающие увидеть взгляд, совпадая с очертаниями глазниц, создают впечатление пустых глазных впадин.

Лучше было бы прямо приняться за работу – действительно, может быть, чего-либо и вышло. То был период накопления знаний. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году». Художник добросовестно исполнил парадные городские виды.

Обе работы Добужинского обратили на себя пристальное внимание петербургской печати. Говоря о прелести старинных вещей, Добужинский писал, что в них «таится нечто от старой жизни, а что вещи имеют свою душу, мы с Бенуа это знали от Андерсена и часто говорили на эту тему» 11. Один из реформаторов рус. Единство с замыслом писателя явилось для него главной задачей. Этим вопросом задаемся не только мы им задавались и современники. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Среди бесчисленных его черт он выбрал наиболее характерные, определяющие. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ. Старый король, беседующий с фрейлиной. Перед ним стояла цель – воссоздать на сцене историю европейского театра, начиная с античности и кончая театром Мольера60, причем показать «не только историю драматической литературы, но и, главным образом, эволюцию театра как зрелища во всем его полном объеме, выявить в каждой дайной эпохе самую душу театра со всеми ее особенностями, сложившимися под влиянием строя жизни показать и зрителя соответствующей эпохи, как смотрел он пьесу и как на нее реагировал» 61. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Через день у С. П. Юрицына собралось около тридцати человек художников, писателей и издательских работников и было решено немедленно приступить к выпуску журнала.

Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Это предположение объясняется следующим. 1957– в Париже, Риме, Лондоне. граничащая с голым скептицизмом и аскетизм, граничащий с чувствительной экзальтацией. — совмещены в творчестве самого сложного из мастеров группы — К. А. Сомова (1869—1939).

Исполнил декорации для Большого Драматического театра. Его зачислили в Главное управление Красного Креста. Столкнувшись с графикой книги, он стремился найти новые акценты в принципах ее оформления. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Мы не могли не видеть, что типы Вл.

Добужинский много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского (наиболее значительная работа – иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923 года), А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Н. С. Лескова и других. В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979). Очевидно, в сентябре Экспедиция заготовления государственных бумаг предложила художнику напечатать иллюстрации. Комиссии по делам искусств (1917), Об-ва изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома искусств в Петрограде (1919–22).

Вот таким образом в собственном своем искусстве они выступают интёрпретаторами уже «готовой» красоты. -1744) явился собственно первым мастером скульптуры в России. урбанистич. «художественной ересью». Нередко внешний облик спектакля создавали два художника.

9. ) Однако ни то, ни другое издательство не напечатало повесть. Именно в этом произведении Сомова, где искусственное причудливо переплелось с подлинным игра — с серьезностью, где живой человек выглядит недоуменно-вопрошающим, беспомощным и покинутым средь бутафорских садов, наиболее откровенно выражена пессимистическая подоплека «заброшенности в прошлое» и невозможности для современного человека найти там спасение от самого себя. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Участились революционные выступления. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Письма. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино. В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»). Истинное значение манифеста 17 октября не укрылось от художника, как и от всего народа.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Обращаясь к историческим сюжетам, отвергали академический подход в их трактовке, не принимали и идеи передвижников. в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд. Некоторая несоразмерность иллюстраций и листа явилась следствием большого формата «Аполлона», для которого рисунки не были рассчитаны. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В. Добужинский (1875—1957) среди художников «Мира искусства» выделяется тематическим репертуаром своих произведений посвящая их современному городу. Не случайно также Сомов особенно охотно пользуется мотивом искусственного освещения (серия «Фейерверков»).

Евгении, с издательством которой был тесно связан. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. Однако предоставим слово документам.

В «Буднях» гигантские металлические конструкции и циклопических размеров дымовые трубы занимают весь лист, а маленькие человечки, как муравьи, двигаются по длинным железным переходам, вверху – на работу, внизу – с работы. В этом отношении рисунки к «Станционному смотрителю» сыграли положительную роль в истории развития книжной иллюстрации, явившись одним из первых опытов иллюстрирования на новых началах.

являются иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» (1903—1922) и Лансере к «Хаджн-Мурату» (1913). Декорация «Петрушки» обнаруживала иные творческие позиции, нежели театральные работы Бенуа, Бакста, Головина или Коровина. Бенуа и Лансере сделали вместе оформление пьесы Н. Н. Евреинова «Ярмарка на индикт св. Лансере и др. ). цикл «Городские сны», 1907–21) особое место занимает С. -Петербург– мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М.

В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членениям («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в С. -Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собою увязанных («Вечер», 1903 «Исаакиевский собор», 1905). Ремизовское «Бесовское действо»).

С 1901 обращался также к разл. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Главна тема творчества Добужинского – современный город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графический цикл «Городские сны», 1907-1921 годы) особое место занимает Санкт-Петербург – мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Достоевскому и поэзии А. А. Блока («Старый домик», 1905 год «Окно парикмахерской», 1906 год, оба – Государственная третьяковская галерея «Петербург», 1914 год, ГРМ все – смешанная техника). Например историко-документальный труд Ф. Вольфа «Императорский фарфоровый завод» он украсил строгими, сдержанными и даже несколько суховатыми рисунками.

И «Будни» и «Праздник» занимают чрезвычайно важное место в творчестве Добужинского. в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд. Добужинский же хотел, чтобы они были напечатаны Общиной св. Уже первый номер «Жупела» явился настоящим собранием лучших образцов русской революционной графики.

Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Организаторами нового журнала явились все те же основные участки «Жупела» : Гржебин, Добужинский, Лансере, Билибин, Кустодиев. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.

45 Э. Ф. Голлербах датирует картину 1907 г. (см. : Э. Голлербах. Ауслендера «Примус» О. Э. постановки и балеты (в т. ч.

Петербург являлся не только центром научной мысли, общественных и художественных идей. И хотя с его отношением к жизни серьезно увлечься мистицизмом было едва ли возможно, отдельные моменты этих учений Добужинский, несомненно, воспринял. Впрочем, главное достоинство этой книги не в текстах, а в оформлении: красочном изящном, остроумном. В ранней журнальной графике Добужинский заметно влияние немецкого югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и других городов (1885-1889 годы) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. А вокруг забора – нелепые для человеческого сознания, страшные формы города там – жесткий, механический порядок жизни, здесь, на этой немыслимой «танцплощадке», – дезорганизация в качестве объединяющего начала. Это позволяет называть их мирискусниками и в период пребывания в Союзе русских художников.

Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием руского. В светотеневой моделировке головы обнажена конструкция голого черепа, в очертаниях человеческого лица проступает пугающий призрак смерти.

На этой встрече были решены некоторые организационные вопросы общего характера. Интерес к этому времени возник у Добужинского еще в начале 1900-х годов (композиция «В тридцатых годах» 1904 года). Когда в 1898 году была организована Выставка русских и финляндских художников (явившаяся, в сущности, первым выступлением «Мира искусства»), она собрала все лучшие художественные силы Петербурга и Москвы4. И это – после печального опыта лермонтовского и пушкинского сборников (изданных П. П. Кончаловским в конце XIX века), в которых разнообразие графических манер многих иллюстраторов встало непреодолимым препятствием к достижению художественного единства этих книг. Автор текстов в книге не назван, а в различных трудах, посвящённых творчеству М. В. Со стороны кулис располагались вход в часовню, где томился «некий муж» и пещера Змия. Среди них – широкоизвестный сейчас рисунок В. А. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и остроумная карикатура З. И. Гржебина «Орел-оборотень или Политика внешняя и внутренняя».

В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. В этом отношении рисунки к «Ночному принцу» явились первым в России иллюстрационно-графическим циклом, построенным на новых основах. В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева.

Если нет, то я приму сделанное мне предложение». Мстислав Добужинский часто посвящал свои работы знакомым детям, а «Азбуку Стивы и Доди» 1911 года посвятил сыновьям Ростиславу и Всеволоду.

В стиле этих иллюстраций дает знать о себе типичная для «мир искусников» вообще, но в данном случае довольно сложная система призм, в которых многократно преломились образы н картины пушкинской повести. В призрачном человеке Добужииского есть нечто демоническое и жалкое одновременно. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). В 1916 художник был призван в армию.

Виднейший литовский художник С. Ушинскас так рассказывает об этом: «Из разговоров с Добужинским у меня остались в памяти его замечания о своих городских пейзажах Вильно. Солнце после недели дождя. Среди них выделялись «Жупел» и «Адская почта», отличаясь высокой художественной культурой и безукоризненным техническим исполнением. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В иллюстрациях к «Ночному принцу» он впервые в истории искусства русской книги начала XX века блестяще решил эту проблему. Карсавина, Ф. И.

Можно только сказать, что философский смысл «Дьявола» тесно связывается с событиями современной российской жизни44. А. П. Остроумова-Лебедева впоследствии писала про работы Добужинского 1903 года: «Он выступил со скромными вещами нельзя было угадать по ним, что он развернется в такого большого художника» 74. Большинство же работ имело другую задачу. Их приветствовал уже не узкий круг ценителей искусства, а значительная часть интеллигенции.

Щуко также один из режиссёров). югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и др. В 1928–1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 и др. ). На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек.

модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графич. франц. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Были также частные мастерские, выдававшие костюмы напрокат.

Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». В них впервые наметился отход художника от творческих позиций его друзей по «Миру искусства».

Рисунок же шмуцтитула для 12 «Мира искусства» за 1903 год представляется законченным произведением. рус. Комиссаржевской, Ф. Ф. Мейерхольдом, В. Ф. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Русский художник Мстислав Валерианович Добужинский получил художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге.

с. 21). Добужинский выполнил шрифт названия журнала и два рисунка. Немногие из них по характеру своего содержания близки петербургским пейзажам 1905 года, например, пастель «Вильно.

мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совм. Кузмина «Ночной трактир» И. А. В последние годы Добужинский вновь возвращается к образу города, который долгое время вдохновлял его искусство. Лескова, А. А. Ассоциации с современной жизнью заметно выделяют рисунки Добужинского из всей остальной графики «Мира искусства».

– Отдел рукописей ГТГ и. н. 40/4). Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем. Больше того, при четко выраженной индивидуальности Добужинского картина основательно «пропитана» таким настроением интонацией, душевным смыслом, которые составляют сущность мирискусничества.

В ранней журнальной графике Д. заметно влияние нем. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в т. ч.