Чюрленис Соната Звезд Скачать

Описание картины «Соната звезд»

Он запечатлевал этот хаос, вечное ворчание Земли и тоску по гармоническому миру. Он повернул эти волны. Скерцо «Сонаты весны» – одно из классических произведений Чюрлёниса. И у Чюрлёниса в «Истине свет-истина и большинство мотыльков-ангелов сдвинуты несколько влево от центра, огненный шар солнца-дружбы в «Дружбе» – также в левой половине картины. Ангел не может устать, не может износиться.

В картине оно не имеет ни начала, ни конца. Основу колорита Чюрлёниса не надо искать где-то еще. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Человеческий мозг обладает удивительной способностью.

Отражается, но в реальности не присутствует. В это время он создает увертюру «Кестутис» и другие произведения. Зеленоватый, желтоватый, матовый, даже рыжеватый и розовый. У него своя собственная программа добра истины и красоты. Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Чюрлёнис, безусловно иллюзорен, эфемерен, рождает миражи.

Анданте (Соната 
звезд) — Микалоюс 
Чюрлёнис

Анданте (Соната звезд) — Микалоюс Чюрлёнис

Он интуитивно предвидел приход новой космической эры. Среди работ Чюрлёниса имеются и такие, где запечатлен характерный мсемайтийский пейзаж. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов. Обращая свои глаза к картине, мы обычно смотрим слева направо. А каков весь лес.

И мы, «два старца», на вершине дюны разглядываем лежащий на ладони янтарь. Если в студенческие годы он высоко оценивал творчество пользовавшихся тогда известностью немецких художников (Беклин, Штук, Клингер), то теперь, в пору творческой зрелости, его уж не восхищают и известные современные русские художники (Сомов, Билибин). Мы как бы смотрим на долину с высокого берега.

Здесь нет цветовых акцентов, ярких цветовых пятен. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Это очень важно, коль скоро мы хотим правильно понять и полюбить его. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Они беззащитны – их вот вот не будет.

Природа пробуждала его к творчеству и он должен был работать. Советское правительство издало декрет от 19-20 ноября 1918 года о возврате произведений М. К. Чюрлёниса из Москвы, где они сохранялись во время войны, в Литву. Звездный путь. Но звуки увлажняются и превращаются в краски.

И вот по всему экрану идут желтые капли моря. А для раздумий над увиденным избрали мы Ниду. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Далее Чюрлёнис рассказывает о картинах. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.

В Плунге юноша играл в оркестре на флейте, сочинял музыку и рисовал. Работы литовского художника произвели на всех «такое огромное впечатление, что тут же единогласно было решено пригласить его принять участие в выставке «Салона», - пишет Добужинский и добавляет: «Произведения Чюрлёниса прежде всего поражали своей оригинальностью и необычностью – он ни на кого не был похож – источник его вдохновения казался глубоким и таинственным». Вот таким образом иногда приходилось самому изготовлять их. Лишь один широко расправил крылья, словно желая задержаться избегнуть объятий смерти. Особенно он любил музыку Бетховена, Чайковского, Берлиоза, Вагнера.

Картина Аллегро 
 (Соната звезд) Микалоюса 
Чюрлёниса

Картина Аллегро (Соната звезд) Микалоюса Чюрлёниса

Вся эта материя «лезла» бы в глаза и мы смотрели бы только на эту руку, не замечая ни света, ни мотыльков, ни самого «автопортрета» (по мнению некоторых исследователей творчества Чюрлёниса, фигура в «Истине» – это автопортрет). В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля. «Помнишь Палангу., прогулку среди ласкающих, сверкающих волн приближение бури, ее нарастание и мощь, помнишь ли. » Не меньшее влияние оказал на творчество Чюрлёниса и Кавказ. Нет, то не туман. Вторая – глазами человека, который зашел, скажем, по колено в воду. «Известно ли тебе о литовском движении.

Это страстное его стремление к ярким далям человечества поразило Ромена Роллана. Удивляет искусство, прокладывающее свои тропы рядом с магистралями науки. Чем талантливее художник, тем больше прекрасного видят в мире его глаза. Надо браться за краски, браться за живопись». В центре океана стоит маленькая статуйка.

«Жертвенник» говорит языком символов о вечно горящем огне творчества, который был принесен людям ценой гибели самих Прометеев. Одно – тихое море, скалистый остров, где горят несколько огней. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. В «Рексе» Чюрлёнис «графически» скуп в колорите: картина написана в серых, красновато-зеленоватых тонах. Солнца, которое посылает на Землю животворящий свет. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища.

Картина Чюрлениса: 
Звёздная соната

Картина Чюрлениса: Звёздная соната

Мы засыпаем и видим во сне бурные порывы ветра в хаотическом мире. Это знакомая всем игра природы: очертанияхолмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. И пирамиды, пальмы, сфинксы. Ромен Роллан в письме к литовскому исследователю творчества Чюрлёниса М. Воробьеву так отозвался о «музыкальности» картин художника: «Что особенно пленило меня в репродукциях наиболее известных произведений Чюрлёниса, так это преимущественно музыкально-симфонический и полифонический их характер, развитие одного мотива и сопряжение нескольких симультанных планов». С осени 1901 года Чюрлёнис – в Лейпцигской консерватории.

– писал он брату в 1906 году. И он должен освободить его, не утаивать красоты бытия, опустошить себя до конца. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Чюрлёнис назван в этом постановлении «выходцем из трудового народа Литвы». Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы.

  1. Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  2. Презентация к уроку по музыке (5 класс) по теме: Микалоюс Константинас Чюрлёнис
  3. Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
  4. другие песни от: Микалоюс Константинас Чюрлёнис
  5. Межелайтис Эдуардас Беньяминович
  6. Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»

Ниже —продолжение музыкального повествования, напоминающее своими тёмными волнами крепкий бас, созданный в поддержку всему многоголосию в нижнем регистре. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Он был сторонником активной философии, утверждающей дальнейшее творение мира. Литовский искусствовед В. Кайрюкштис писал: «Словами невозможно пересказать мысли, настроения и чувства, составляющие содержание картин Чюрлёниса». И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка.

Микалоюс Чюрлёнис 
в прозе, стихах, 
музыке и картинах

Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Я шёл один.

Он угадал извечный конфликт между черным и белым дымами. Матушка рассказывала сказки маленькому Микалоюсу. В обеих картинах господствует туман, заполняющий их беспокойными извилистыми линиями. Обе фигуры держат в руках «свет», заключающий в себе символический смысл: горящее пламя свечи в «Истине» и сияющее солнце в «Дружбе». Гению мало настоящего.

А ведь на обеих картинах изображена Весна, обе занимают в сонатах место Скерцо. Свободнее полет фантазии во второй части – в Анданте «Сонаты ужа». Посмотрим на «Колокольню» из цикла «Весна». Посмотрев на его «музыкально-живописный» диптих «Прелюд и фуга», мы обратим внимание на богатую фантазию художника, нас приведут в волнение сами картины и лишь после этого мы, может быть, подумаем о музыкальных прелюде и фуге. Если мы находимся в левой части, то ее пространство ограничено лишь парусной лодкой и фрагментом спирали, уходящей куда-то в неизвестную высь. Звучащая живопись. В 1903 году он начинает работу над симфонической поэмой «Море», посещает школу рисования Каузика. - В 1904-1905 годах под его руководством организовался хор Варшавского общества взаимопомощи литовцев. «Жертвенник» словно утверждает могучую духовную силу физически маленького человека.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Есть еще и будни. Он сознательно уравновешивает компоненты композиции. На свет в руках «Истины» летят ангелы в длинных одеждах, с нимбами благодати над головами. Снова вынужден зарабатывать уроками музыки: продавать картины не удается. Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Я поглядываю на бредущего рядом со мной невысокого, сухощавого, молчаливого человека.

В Сикстинской капелле заново творил мир Микеланджело. да ну наф, весь мир вертится вокруг ГГ и его стального мммм скажем такмеча. к тому же, автор почему-то свято уверен, что в другом мире обезательно существует христианство, эдакая смесь средневекового католицизма и православия с преобладанием последнего. ну и попы истинно верующе и без роллексов и меринов. сказка одним словом. мне даже дико лениво навести порядок на странице автора (тем более все блокированно). пусть так остается ранее сишное и более позднее изданное. наверное на этих незамысловатых книжицах росли, как писатели Поселягин, Щепетнов и другие самцы крутого мужского фэнтези. Важна мысль.

На одной картине, на одном пространстве – три разных картины. Отовсюду веяло сказочной поэзией старины. Совсем другим предстает Чюрлёнис в «Сонате звезд». Т. е.

Чюрлёнис – очень крупный изобретатель. Все хранит на века мозг человеческий. Он творчески следовал традициям литовской народной поэзии, песням, сказкам, преданиям. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». И уж никак не пессимистической. Когда-то Чюрлёнис мечтал: «Если бы можно было хоть немножко приподнять завесу и увидеть, что будет через три, пять, десять лет» Ни одно из этих желаний не исполнилось- ему не пришлось ни «скоро увидеться» с женой и дочерью, ни «приподнять завесу» над будущим. Во второй и третьей частях «Сонаты» Чюрлёнис как художник заговорил в полный голос.

Вот и всё. Эта лиризация видимого мира, который воспроизводится своеобразно, «по-чюрлёнисовски», - характерная черта творчества художника, точно подмеченная Асафьевым. И он окончил. Ангел у Чюрлёниса, как мы увидим дальше, - символ добра, вот таким образом, «расшифровывая» эту картину, получим следующее: добро стремится к истине, к надежде и здесь погибает.

«С раннего детства брат любил бродить по лесной чащобе, то встречая восход, то вслушиваясь в тишину полудня, то гуляя у лесного озера в звездную ночь, - вспоминает его сестра Я. Чюрлёните. - Когда собиралась гроза, он, накинув плащ, спешил в лес – слушать завывание бушующего урагана». Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. С левого края до правого края протянута маленькая коричневая дорожка – и на ней звезды.

Например, картину «Мой путь» не перескажешь. Графика и живопись в творчестве Чюрлёниса тесно связаны и взаимообогащают друг друга. Пение песчинок напоминает жужжание золотых пчелок в лесном вереске. Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Голубой залив.

Но пальму первенства тут следует все же отдать поэтам – только они, наверно, могут образно интерпретировать картины этого художника, пользуясь средствами самого Чюрлёниса – параллелизмами, гиперболами, метафорами, сравнениями, «одушевлением» природы, ее персонификацией, поэтическими ассоциациями, философским углублением в природу вещей. Чюрлёнис не любил модернистского искусства, не понимал его и, конечно, не следовал ему. Ничего так хорошо не понимаешь, как этот шелест. И знаете что, Зулюк, мне кажется, он прав.

Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Гений болен вечным протестом, беспокойством. Пена застыла и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы. Очень интересна картина «Соната звезд». МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. На одном листе «Лета» художник использует такое же композиционное решение, как и в картине «День», - жест «деревьев-ладоней» повторяет белое «облако-ладонь».

И он научился мечтать. И еще он хотел пророчествовать. В Анданте морская стихия утихомирилась. В «Жертве», картине философско-космического плана, доминирует сам человеческий гений (ангел), который хочет разрешить вечную дилемму истины и лжи. Пробуждается музыкант.

Напрягается слух ребенка. Но можно посмотреть и на тени облаков. Всмотримся в главные краски его картин. Да». Он мечтает пересоздать Вселенную.

Один из его варшавских учителей, а затем страстный почитатель Ф. Рушиц сказал в прощальном слове на его похоронах: «Мы, видевшие становление его таланта от первых неожиданных проявлений до поздних, с таким нетерпением ожидаемых шедевров, прощаемся с человеком кристальной чистоты, с другом, полным благородных устремлений и сохраним глубоко в памяти трагически оборвавшуюся песню Есть у Чюрлёниса одна картина, хорошо вам известная. И это еще не все. И наконец он понял всю эфемерность отдельной человеческой судьбы. Какой простор. Не знаешь, откуда приходят, куда уходят люди.

Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает. Живописные окрестности Друскининкай оставили неизгладимый след в душе будущего художника. На горизонте полоска темного леса. На минуту представим себе, что произошло, если бы в «Истине» рука была нарисована «по всем правилам».

Раз мы уже сказали несколько слов о цикле «Зима», то хочется упомянуть и «Лето». Мы отсчитываем время своей земной меркой. Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. Композиционную схему «Жертвенника» составляет расположенный в центре картины треугольник, а в «Жертве» мы видим диагональ идущую из правого нижнего угла до верхнего левого. Но эти будни не должны закабалять нас. Определяет возраст галактик, солнечной системы, Земли, человека.

Он активно принимается за организацию в Вильнюсе Первой выставки литовского искусства, где показывает и свои работы, созданиые в 1904-1906 годах. Мы должны бомбардировать их, свои будни, мечтами. Картина Хокусаи вся воздушная, вся построена на пене. Две Весны, но какие разные. 9 сентября 1905 года Чюрлёнис писал: «Помнишь, Паулюк, Палангу.

Какие горы. По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. И все же творческая стихия Чюрлёниса не в изображении человека – он замечателен и неповторим, когда создает свой «философский» пейзаж. Тысячи крохотных круглых солнц, рассыпающих свои лучи.

Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Вселенная гениально величественна в своей беспредельности. Вполне реальная картина. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Таким образом, решение «Рекса» преимущественно декоративно-графическое, поскольку в картине доминируют декоративное пятно, линия, тональное варьирование светотени. Чюрлёнис мечтал побывать и в других краях, особенно на Востоке.

И действительно. Ранняя и очень популярная картина Чюрлёниса «Спокойствие» как бы является ключом, позволяющим отворить первую дверь в сложный мир творца. И блики солнца. В своём творчестве Чюрлёнис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компановки музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона и интенсивности цвета и контура, музыкального темпа и пластического линейного ритма, музыкальной части произведения и циклической структуры картины.

Глубоким сном заснули волны. Он так и не увидел пирамид, не дожил до века космонавтов, не было в Литве и таких Гималаев, но, увидев однажды просторы Райгардаса или взойдя на вершины Кавказских гор, он уже никогда не хотел ни в мечтах, ни в творчестве опуститься туда, где «вершатся земные дела». Теперь мы подошли к его «музыкальным картинам». Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М. -К.

Холсты. Подлинная красота доступна только таким глазам. И почему не простой ангел, а именно уставший ангел. Если бы можно было хоть немножко приподнять завесу и увидеть, что будет через три, пять, десять лет». Он больше видит, больше вмещает в себя. Первая завораживала прежде всего своим колоритом: массы воды, берег с деревьями вдали, узкая полоска неба – все подчинялось игре световых отблесков на бесчисленных вскипающих пузырьках – воздуха ли, янтаря ли, жемчужин. Таким образом, в 1918-1919 годах Советская власть из всех литовских художников наиболее высоко оценила М. К. Чюрлёниса.

Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Сначала помог случай. Картины Чюрлениса утверждают последнее. По этой параболе шагает крылатый человек. Из реалистических пейзажей Чюрлёниса, созданных в 1907 году, в первую очередь следует назвать триптих «Райгардас». Затем – огромные головы. Совокупность этих обстоятельств сделала биографию Чюрлёниса очень примечательной интересной с позиций ТРИЗ. То, на что я впервые обратил внимание, это картина «Рекс».

Родная деревня – это лучезарное солнце. Есть в его картинах и впечатления от встречи с Кавказом. Так и должно быть. Угол зрения. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Оригинальность его творчества таится в способности смотреть на окружающий мир глазами философа и поэта, музыканта и народного умельца, по-новому, творчески выражать художественными средствами это видение.

Через три огромные горы медленно, но смело ползет к своей короне таинственный уж. В эту благословенную страну идут жители Земли. Виден берег. Добужинский находит, что «картины в этом году содержательнее и глубже», но это как-то не убеждает меня.

Вверху обе картины пересекает горизонтальная черная линия. Сейчас все сомкнется – и потонут лодки. В искусстве Борисова-Мусатова природа становилась лирическим романсом. Мечта – прелюдия человеческого творчества, начало творческого акта.

Эти «мертвые» линии говорят о навечно уснувшем мире воды. Чюрлёнис сумел преодолеть горизонты пространства и границы времени. А это – нелегкое дело. Анданте иное. Чюрлёниса в Друскининкае имеется Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе). Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. И в жилах у нас течет янтарь. Это не Дзукия и не Жемайтия, не Аукштайтия и не Сувалькия.

У него и картины имеют музыкальные названия – прелюдии и сонаты. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся.

Края триптиха более «эскизны», более «сказочны», в то время как центр возвышенно «философичен». Лесок редеет, уже блестит сквозь ветви озеро, а дальше изба, гнездо аиста, церквушка». Чем дальше, тем привлекательнее и интереснее делается художник в этой сонате.

Чюрлёнис был восприимчив к красоте и путешествия больше всего вдохновляли его. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. И все сгорают, погибают и с опаленными крыльями падают вниз, в небытие. Это картина «Весть». «Плывем в неведомые сказочные края» – это не только реальное путешествие, но путешествие в мир творчества. В Лейпциге же Чюрлёнис начинает все больше интересоваться живописью.

На ладони пылает, сверкает, лучится миниатюрное солнце. Мы ощущаем жар солнца куда сильнее сегодняшнего его тепла. Их основа – жизнь. Это песня о ярком солнце Востока и удивительных городах из «Тысячи и одной ночи».

Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. После космической и сказочной тематики Чюрлёнис как музыкант не может снова не обратиться к «музыкальной живописи», хотя Добужинский и утверждал, что эти музыкальные названия казались петербургским художникам из группы «Мир искусства» курьезом и, по их мнению, не играли существенной роли в оценке творчества литовского живописца. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. Если ветер, этот всемогущий бог природы, в Аллегро привел в движение волны и широко залил дюны, вызвав в воображении художника полную веселья и счастья игру морского неистовства, то в Финале сонаты ветер уже безумствует и последствия этого трагичны – четырем челнам суждено быть погребенными под гигантской волной. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь.

Наука реставрирует человеческую память. И наконец, Финал. Если в «Рекс» Вам надо было разглядывать три картины по горизонтали и складывать, что, очевидно, вело к некоторым потерям, то здесь по-другому увидеть нельзя. Слушая музыку Чюрлёниса —его замечательные Поэмы В лесу и Море— чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса.

В его творчестве форма всегда служит для выражения идеи, содержания. Движение их и составляет главную тему композиции, ее сюжет. Но Чюрлёнис не повторяется: если колорит, настроение обеих картин и имеют много общего, то их композиция, ритм, соотношение «героев» и пространства здесь совсем иные.

Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. В письме брату Повиласу, датированном 7 января 1905 года, он пишет: «После возвращения в Варшаву с Кавказа оказалось, что мне снова придется давать уроки музыки (чтоб они провалились. ), выяснилось, что деньги, которые я должен был получить за проданные на выставке картины, превратились в какие-то груши на можжевельнике. Необычность творчества Чюрлениса в том, что он в музыке стремился приблизиться к живописи, а своими картинами хотел вызвать в зрителях ощущение, будто они слушают музыку. Дальнейший путь был ещё прекраснее. Он поклонялся источнику жизни – солнцу и считал, что сотворение мира еще не закончено.

«Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Плывем в неведомые сказочные края. Этого достаточно для лодок, но недостаточно для искусства.

На литовском языке проходят митинги и концерты, ставятся спектакли. Удивительные чюрлёнисовские видения. Мы не можем помнить этого. Чюрлёнис – это Нида.

Но вот задача для художника – как показать, что волна действительно очень большая. И, что важнее всего, художник не впадает в трафарет, не повторяется. Что бы это такое могло быть. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. И в них сияло бы множество маленьких солнц и звезд. Хотя всегда жить мечтами нельзя.

Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд Да это же цветовая мелодия. Первый огонь, разведенный пращурами в пещере. И не просто песня, а «песня зажинок», в которой женщина, по словам Чюрлёниса, «поднимается на особую высоту».

Конечно, это великаны. Облака словно застыли. Экспрессионистическая эмоциональность цвета была чужда живописи Чюрлёниса.

На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. «Жертвенник» – светлая вещь с преобладающим зеленоватым и красным колоритом. Мысль художника обращена здесь лишь к космосу, к Вселенной – к звездам, к другим мирам. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Третья часть «Сонаты пирамид» снова типично чюрлё- нисовская, где художник мыслит полифонически, музыкально, включает в композицию несколько пространств. В сущности, это область пейзажа.

Если Вы верите в Бога, то поймете, почему идет именно ангел. Это были капли воды на маске. Да. Они ходят и ищут. Если две рассмотренные нами Сонаты – это «музыкальная живопись» столь же, сколь и «космическая», то цикл «Знаки зодиака» целиком посвящен космосу.

Чюрлёнис одушевляет природу, философски осмысляет мир. Нет, это не замки – это удивительные игольчатые кристаллы ледниковой эпохи. Как сказка. Но вот солнце брызнуло, раздуло огонек и заколдованный янтарь вспыхнул.

Я ничего не хочу требовать. Чюрленис демонстративно сделал все наоборот. Осенью 1907 года Чюрлёнис переезжает в Вильнюс, где продолжает давать уроки музыки, руководит хором «Канклес», а в 1908 году организует Вторую выставку литовского искусства. Неизменно задавал этот вопрос. Это задача 6 или 7 уровня. На картине звезд практически нет. Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело.

А еще дальше. Ничего не останется. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Босые ноги увязают в золотом песке. И с обеих сторон заливали бы их своими зеленовато-голубыми тонами море и залив. Одну сделал больше и заставил ее как бы окаменеть. А какой незнаемый вид у растений, растопыривших свои крылатые листья.

Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Композиция «Прелюда ангела» строится на пересечениях горизонталей и вертикалей. Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины. Наконец, третья картина – подсистемы моря.

В Польше было в то время модным неоромантическое движение: общество художников «Штука», «символическая» направленность Краковской и Варшавской художественных школ, литературная группа «Млода Польска», а в музыке утвердилось восторженное отношение к творчеству Р. Вагнера, Ф. Шопена, Р. Штрауса и поверхностное подражание им. А над ними – на срезе гигантской волны – проявляются дивные буквы: МКС – Микалоюс Константинас Чюрленис. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса.

Кресты на дорогах Литвы всегда украшались диском солнца, обрамленного волнами лучей. Тем и дороги нам картины Чюрлёниса, что они не требуют строгого объяснения, а позволяют каждому, соответственно особенностям его воображения, воссоздать творческий мир художника. Как на полотнах Руссо. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. Запрокинем голову.

Однажды я выплыл под вечер, когда солнце ударило прямо в маску. В «Прелюде» формат картины соответствует восхождению людей вверх, особенно когда мосты справа превращаются в ступени, ведущие в «рай». Только из земной действительности переносились они в сферу поэзии. Рояль рассыпает звонкие янтарьки. Это удивительные образы-картины, где мастерски воплощены сотканные из облаков сказки.

Не в технике. Но не благодаря этим отражающим реальную природу пейзажам Чюрлёнис стал Чюрлёнисом. Такой город и построил нам Чюрлёнис. Призма для наблюдения.

И сады. Сколько их, наколотых на многочисленные пики пирамид, на башни и башенки. «Дружба» напоминает раннюю работу Чюрлёниса «Истина» (другое название-«Надежда»). Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве. На обоих листах Чюрлёнис помещает лицо справа от центра картины, а «свет» – слева. 1 октября 1906 года Чюрлёнис пишет Повиласу: «Страшно понравились мне Ван-Дейк и Рембрандт, а о Беклине и говорить не стану» (Чюрлёнис ставит его между Рембрандтом и Веласкесом или между Ван-Дейком и Рембрандтом. - А. С. ). И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.

На этом листе «Лета» Чюрлёнис смело – крестом – противопоставляет горизонтали и вертикали, получая неожиданную композицию. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Его творческий путь начинался именно с музыки. Чюрлёнис-музыкант и Чюрлёнис-художник находят в своей «музыкальной» живописи общий, гармонический язык, дополняют друг друга и, главное, достигают неведомой дотоле в истории искусства оригинальности: до Чюрлёниса мы не знали столь широкой и выразительной, говоря словами Горького, «музыкальной живописи». Чюрлёнис тоже был язычником.

Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Эту сонату составляют три картины, которые не столь едины по стилю, как, например, части «Сонаты моря», но по своему художественному мышлению составляют цельный и зрелый цикл. Должен освободиться. В опытах же Чюрлёниса музыкальное не столько растворяло видимые объекты, сколько создавало их «по своему подобию». Он всемогущ.

Такого же мнения придерживается и автор этих строк. Но и там эти стены остаются прозрачными и сквозь них можно видеть. Тут, конечно, конкретный образ. Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя – маленькое пятнышко на первой картине. Это одна из первых попыток Чюрлениса, которую мы можем сейчас, задним числом, охарактеризовать как применение системного мышления в живописи. Теперь представьте себе «Сонату моря». С такой меткой характеристикой нельзя не согласиться. Художник.

Как не похоже Скерцо «Сонаты весны» на Скерцо «Сонаты солнца». Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Мечту отобрать хотите. Туловища у них, как древесные стволы, а то и потолще. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.

Этот цикл он начал. И отмечает: «Конец XIX века дал нам Беклина. Левая картина представляет собой увеличенный фрагмент нижней части центральной картины, но уже без человека, а лишь с парусной лодкой, что, однако, дает основание предполагать присутствие в этом пространстве человека.

А. Жмуйдзинавичюс писал в своей статье «Горсть воспоминаний», опубликованной в книге «М. Но ему не довелось посетить ни Египет, ни Индию, он только много читал об этих странах. Основная информация: Полное имя-Николай Константинович ЧурлянисДата рождения: 10 (22) сентября 1875Место рождения: Ораны, Виленская губерния, Российская империяДата смерти: 28 марта (10 апреля) 1911 (35 лет)Место смерти: Пустельник Миньски (близ Варшавы), Российская империя.

Вся картина словно излучает какую-то физическую тишину. Гений стремится к всеобщности. Эти песни, эта «сказочная поэзия старины» вдохновляли Чюрлёниса. Напротив, он полагает, что каждый вправе по-своему пересказать Чюрлёниса.

В Анданте все успокоилось, формирование мира завершилось. Малейшее дуновение – исчезнут и они. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И еще, может быть, космонавт.

Видны дальние холмы. Темные места он тоже подчеркивает не колоритом, а тональностью. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». Можно смотреть на рисунок облаков (кстати, эти морские облака над Нидой какие-то особенные: напоминают аппликации из белой выкройки бумаги, наклеенные на голубое стекло неба, - так они рельефны).

А как ты думаешь. Ему было тесно на земле и он стремился все дальше, все выше и выше. До минимума сведено в картине движение. Мир должен дивить. Огонь. Это была песня. Простой крестьянин «прочел» «Сказку» иначе, чем ее постиг глубокий интеллект поэтессы.

Нельзя ведь стоять перед картиной, смотреть на нее и ни о чем не думать. «Я видел горы и тучи ласкали их, видел я гордые снежные вершины, которые высоко, выше всех облаков, возносили свои сверкающие короны». Глядя на Аллегро и Анданте «Сонаты звезд», нетрудно понять, что художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса. Он должен разгрузиться. И сколько же таких миниатюрных солнц в картинах великого мастера. Творец должен был увидеть объект своего творчества.

Средство – это не важно. Но это еще не все. Он простудился, заболел воспалением легких и 10 апреля 1911 года скончался. В 1900-1901 годах им была создана симфоническая поэма «В лесу».

Огненным шаром подкатывается оно тебе под ноги. В «Сонате пирамид. Ночь светлая. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. (Жан Поль Сартр сказал в одном из своих произведений, что «себя можно увидеть только глазами другого». О, сколько же тут солнц.

Шесть тысяч картин, включая этюды, написал Айвазовский о море. Большое впечатление произвело на художника литовское побережье Балтики. Большой грех приняли на себя те, кто в свое время, еще при жизни Врубеля, не предоставил ему места в музеях, на этой «общественной кафедре» художника. Уж изображен в Анданте.

Океан или море. В «Спокойствии» Чюрлёнис метафорически сопоставляет реальный остров с таинственным зверем. Художника и тут интересовала красота литовской природы, творение литовского народного гения (например, невыразимо прекрасная резьба по дереву в «Жемайтийском кладбище» и «Жемайтийских крестах»). А ведь это простая, всем нам так хорошо известная литовская деревня.

Великанов, зверей, птиц. Мечта. Он избранник природы. Я потом в Каунасе пообщался с литературоведами, музыковедами историками, художниками. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит».

Теперь вообрази, какие это ветви. А тишины, этого впечатления огромного покоя Чюрлёнис достигает монотонным повторением выгнутых, постепенно удаляющихся линий горы-спины этого острова-зверя изображением больших пространств, спокойного неба и моря и благодаря «спокойному», синевато-зеленому колориту, ровному, мягкому мазку.

Звук – скорлупка ореха. Хотя и не обнадеживает, что они будут выставлены». Это не могло не оказать определенного влияния и на Чюрлёниса, хотя мы видели, что он примыкал к прогрессивному крылу «Мира искусства» и ему была близка и понятна утопическая мечта о светлом будущем человечества. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Послушайте, почтеннейшие. С 1904 года Чюрлёнис переходит в руководимое К. Стабровским Варшавское художественное училище, занимается в классах К. Тихого, К. Кшижановского, Ф. Рушица.

Он сказал: «Это сказка. Он выступает в печати по актуальным вопросам литовского искусства и культуры. И видят в нем контуры творений человеческих рук. И вот таким образом все кажется здесь маленьким. О чем это вы тут толкуете.

Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры. Будто сказка, будто поэтические конструкции из стекла и металла. Широко раскрываются его очи. Тогда же он отказывается от «музыкальной живописи», хочет говорить исключительно средствами изобразительного искусства о земле, звездах, космосе.

Иногда мы хотим, чтобы в ней «все было сказано». Музыка ли, краски, поэзия Важна суть. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Чюрлёнис одним из первых перешел этот Рубикон. «Жертвенник» исполнен спокойствия, а «Жертва» полна тревожным ожиданием.

К чисто философским произведениям 1907 года следует причислить «Дружбу» и «Мой путь». В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. И ничего не хочу утверждать. В «Жертвеннике» художник хотел подчеркнуть величие мира, ширь морей, где в укромных бухтах, если смотреть с высоты облаков, корабли кажутся игрушками, а человека и вовсе не видно, зато его творческий гений – сам жертвенник – рассказывает о подвигах людей, о их мечтах, о творимых ими удивительных легендах.

Это своего рода вызов великому японскому художнику Хокусаи. Ангел, согласно религиозным правилам, – нематериальное существо. Море состоит из капелек. А замки. Облака.

Природа с избытком наделила его прекрасным. Он совершенствует свои знания в области композиции, бывает на концертах. И вот сверкает на ладони миниатюрное солнце. И потому люди создают поэтические легенды и сказки. Созданные Чюрлёнисом «Знаки зодиака» – плод необычайно богатой фантазии и чуткой души романтика, блистательное использование древних восточных легенд о созвездиях солнечной орбиты. Эта память всегда помогала человеку творить сказку, легенду, миф.

Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Если не сам «герой» помещен в левой части картины, то по большей части в эту сторону устремлено движение. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Контуры архитектурных сооружений. Он смотрел на мир глазами философа и одновременно, подобно творцу народных легенд и сказок искал язык символов. Но там море глазами – фотографа.

А Чюрлёнис утверждает: «Штук – прекрасный колорист». Мастерски, с величайшей точностью сохраняя композиционное равновесие, художник вводит детали земного пейзажа (деревца, ласточки, островки снега и т. д. ). И еще, может быть, космонавт. «Рекс» словно просится в центр между двумя картинами «Сонаты звезд».

Да это же цветовая мелодия. Иначе сердце не выдержит. Назови художник «Прелюд и фугу» иначе, ценность диптиха от этого нисколько не уменьшилась бы. И в сказку надо верить. Чюрлёнис пробыл в Жемайтии около четырех месяцев и все время очень напряженно работал. Творческая жизнь Чюрлёниса очень коротка.

То ветер поднял блуждающий песок. А еще дальше – сны, поэтические ощущения, гармонические сферы, дымка фантазии и мечты. И рождались картины, которые тоже дышали необыкновенным уважением к женщине, где женщина поднималась «на особую высоту».

Настроение тоже просветлённое. Это привычка: мы пишем, читаем слева направо и т. д. Зная это, художники сознательно (или, не зная, бессознательно) помещают «главного героя» влево от центра. Те же три изображения, но только как бы нарисованные на прозрачном стекле и совмещенные. Нарисовать большую волну и маленькие лодки – этого мало.

Художник верит в победу истины – белый дым, символизирующий истину и добро, торжественно, триумфально поднимается вверх, в небо, в беспредельность космоса. Почему художник почти всегда избирал в те годы такую композицию. Я подумал, что океан и до сих пор не изменил своего мнения. В «Дружбе» (а отчасти и в «Истине») – снова, уже ставшее у Чюрлёниса классическим, движение справа налево, снизу вверх. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Надо браться за краски, браться за живопись.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Если хотите, талантливого, но фотографа. Он написал удивительные цветы, похожие на волшебство тонкие, светящиеся города, над которыми неслись прозрачные всадники-вестники. Гений ничем не стесняет себя. Великим королям никогда не понять этого. Это звездный «путь- мост».

Какая ширь. Костек –старший. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. В письмах всегда много слов о столь любимой Чюрлёнисом литовской природе.

Стены его дома украшали картины великого литовского художника. «Жертвенник» словно рассказывает об огне, который не только греет, но и вечно горит в сердцах людей, пока живут они на земле. Начинается новый период в истории национальной культуры Литвы.

В «Жертвеннике» доминирует пейзаж со строго геометрическими линиями, а в «Жертве» – живое существо с пейзажем, который полон контрастов – извилистых и прямых линий, светлых и темных пятен. Может быть, Икар. В 1893 году при поддержке Огинского он поступает в Варшавскую консерваторию на отделение фортепиано. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Вся картина звучит, как задушевная, светлая дзукийская песня.

В картине есть и другие элементы графики – строгие, четкие линии, оконтуренные формы. Два глаза – рыбацкие костры у воды. Очень впечатляюще выглядит такой рисунок, когда смотришь на него сквозь шлифованную грань. Это готовые декоративные фрески из цветовых пятен и музыкальных ритмов. Наиболее типичная «чюрлёнисовская сказка» – созданный в 1907 году триптих «Сказка». И, разумеется, предлагает сделать ее более абсолютной, справедливой, прекрасной.

Его не удовлетворяет действительность. Такой гипертрофированный, словно развернутый простор, как на полотнах Рериха. С башен машут, приветствуют нас очаровательные королевны. В царской России не было ни моральных, ни материальных предпосылок для расцвета искусства.

Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. Для религиозного человека это символ безграничности – беспредельной протяженности и тяжести звездной дороги. В настоящем искусстве определенно есть какая-то магия. Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Да только короли не понимают этого». – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. С такой вестью пришел Чюрлёнис.

Но это литовский город, который был бы именно таким, если бы из элементов существующих литовских городов мы надумали бы построить один-«самый литовский». Поэтическая метафора стала для него одним из основных выразительных средств. Аллегро.

«Прелюд ангела» исполнен поэзии, проникнут торжественным настроением, рождает ощущение бесконечного пространства. К природе автор «Спокойствия» относится как поэт, романтик, отыскивая в ней какую-то тайну и отождествляя действительность с воображаемым миром фантазии. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. По этой параболе шагает крылатый человек. В картине очень много неба. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. Мы карабкаемся на песчаную гору. Чюрлёнис избегал рисовать человека.

От всей картины веет лиризмом, какой-то светлой печалью, любовью к родному краю. В средней части триптиха «Сказка» птица-«черный ужас» находится слева, большинство картин цикла «Зима», «Лето» решены по тому же принципу. Мы отсчитываем время своей земной меркой.

Свое творчество он противопоставлял «свинской», как он называл ее, буржуазной жизни и призывал к достижению гуманистических эстетических идеалов, которые в тогдашних условиях приобретали большой демократический смысл. Глава Временного революционного правительства Литвы В. Капсукас подписал «Декрет о создании Литовского государственного музея». А между ними – башни, башенки, замки, голубые озерца, горные речушки. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа.

Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Белые, снежные комья, мотки белого шелка, гигантские белые горы. Почему вторгается в область науки. Зеленоватое, пенящееся море.

Белая тень чайки ложится на воду. Мы можем лишь добавить, что представители клира в буржуазной Литве примерно того же самого желали произведениям Чюрлёниса (самого художника к тому времени уже не было в живых). Плаваешь, фотографируешь, киносъемку ведешь.

Сказки, легенды, песни передавались из поколения в поколение, от отцов к детям. Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно. В третьей части «Сонаты солнца» совершается медленное, всюду повторяющееся у Чюрлёниса движение снизу вверх, где светит благодатное солнце. В сказку верят только дети. Похожие на замки. И это прекраснейшее из созданного им – хаотическое переплетение цветных линий и музыки.

Можешь понять, что это за короли. Для японца это шоковое зрелище – волна захлестывает Фудзияму – это же конец света. Ничто в мире не погибает, ничто не исчезает бесследно. Различны и форматы картин: первая – выше, вторая – шире. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни.

То тут, то там вдруг появляются фантастические звери и летают давно сгинувшие птицы. В конце 1909 года Чюрлёнис снова в Петербурге. Человечество помнит. Во Вселенной бесконечное множество солнц и миров.

Таков и Чюрлёнис. Гений – это прежде всего творец мысли. Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. Появляются статьи, которые призы вают создать «литовское общество любителей искусства», призванное объединить всех литовских художников. Вроде, все просто в отдельности, а результат какой-то магический, чарующий. Он относится к ним критически ибо, по его словам, «точно смелости у них нет или в себя не верят».

Что сделал Чюрленис. Благодаря этим хорошо соразмеренным компонентам композиции «Колокольня» создает приподнятое, радостное настроение, а мудрое противопоставление горизонталей и вертикалей позволяет облакам медленно, но уверенно плыть справа налево, все выше в бескрайний простор, откуда доносится ликующий колокольный звон, который пророчит пробуждение земли, возвещает о приходе животворной весны. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Со всеми другими гениальными мечтателями. «Об одной своей картине «Сказка» он говорил мне: «Пошли два короля в лес.

Дух «Мира искусства» искал именно личного и искреннего, а никак не внешнего формализма и потому Чюрлёнис сразу же показался нам близким и своим. Анданте построено на огромных горизонталях и вертикалях, на контрастах светлых и темных пятен, а Скерцо, напротив, держится на «братающихся» массах, связанных одна с другой (посредством «мостов»). Оно вечно.

Его самые знаменитые музыкальные произведения – симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Мысль и в линии, проведенной карандашом и в мазке, оставленном кистью. И Чюрлёнису, прекрасному мастеру композиции искусному колористу, творцу, обладавшему неисчерпаемой фантазией, удалось передать это, увековечить для грядущих поколений. Он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Тут я впервые увидел его фантастику. Пока проползало облако, янтарек казался осколком камня.

Купы деревьев украшают широкие луга. Как известно, графика особенно привлекала его». На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Звуками.

Пиано зазвучал синий. Это одна картина. Мы плывем не останавливаясь. А прозрачные песчинки, эти острогранные крупицы алмаза, режут стекло глазного яблока.

судить не могу, так как мало видел их». Тут скрещиваются два решения весны – спокойное, статичное и порывистое, бурное. И это была бы человеческая жизнь, открытая всей Вселенной. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного.

Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Я много раз повторял этот эксперимент, пока солнце не село. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». А каковы деревья, если у них такие ветви.

Напротив, в 1909 году он прочно «встает на землю» и тогда появляются его удивительные жемайтийские пейзажи. Мы оба долго смотрим на него, смотрим на огонек янтаря. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Видишь эти картины как единое целое.

В семь лет мальчик уже играет по нотам. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Гений Чюрлёниса рвался в недосягаемую высь.

Этот цикл всегда будет поражать стилистической целостностью и богатой метафоричностью. Рекс – это царь вселенной. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905).

Роллан именовал его «Колумбом новых художественных континентов». Море порой одаривает нас уникальными самородками янтаря. Они не представляют художественной ценности каждая в отдельности. И эта, казалось бы, незначительная деталь влияет на выражаемое ими настроение. Учась в Варшаве, Чюрлёнис создал несколько музыкальных произведении.

Его цветовая гамма – необыкновенно нежная избегающая резких цветовых контрастов, ярких мазков, то есть всего того, что было столь характерно для фовистской и экспрессионистской живописи начала XX века. Огюст Роден перенес в мрамор тончайшие линии, увидев их в природе глазами ребенка. И еще: фантастически белые крылья птиц, распахнутые для дальнего полета. Но это только первое впечатление. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». А звук, цвет, слово – это лишь средства, чтобы поведать ее. Эта память помогала ему осознать, обобщить, синтезировать реализм жизни.

Бенуа называет Чюрлёниса гениальным художником, «дивным волшебником». Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Создать образ мира. Он тоже озирал мир с вершин Гималаев.

Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. Покупатели или отбыли за границу или вернули картины с целью сбить цену». Вид на нее как будто с вертолета, летящего на высоте 500-800 метров. Какие интересные конфигурации.

Первая картина решена декоративно, плоско. О, какие сады. В Анданте всюду используется только одна линия-контур, подчеркивающая границу тумана. Какой пластический ритм в их движении. Он заставил окаменеть и пену.

Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. «Жертвенник» поражает зрителя величием разума и чувств человека, казалось бы, такого ничтожного среди этой бескрайней шири, его могуществом, когда искусство – все равно изобразительное, архитектурное или поэтическое – доминирует над твердью земной и хлябью морской, над его же собственным чудесным творением – пароходом. читал сто лет назад, когда опусов было штуки 4, или 5, а о поселягине еще и не слышали. чисто мужские сказочки о неубиваемом ГГ, всегда готовым как бою, так и ебле. Фэнтезийный мир Дравина очень симпатичен, равно, как симпатичен и «просматривающийся» в незамысловатых произведениях автор. Мысль – его ядро. «У нас под ногами, - вспоминает сестра Чюрлёниса Ядвига в литературной зарисовке «Летний день близ Райгардаса», - насколько хватало глаз, раскинулась величественная долина, опоясанная фиолетовой полоской леса.

Аллегро. Композитор записывает и гармонизирует мелодии литовских народных песен. Сколько. Творец связывает настоящее с прошлым и будущим.

Ритмами. Тут Чюрлёнису пластически, пожалуй, лучше удалось передать фантастический образ: его не так легко «литературно прочитать», зритель не сразу понимает, что растущие на высокой горе деревья – кипарисы – символизируют пять пальцев таинственной руки. В письмах он рассказывает о том, как по «мелодичным» горам «словно стада овец, ползут облака», о «невинной синеве» моря, о «серебряных утрах и дремлющем тумане» взморья. Из этого письма мы видим, что Чюрлёнис критически относился к творчеству Сомова, Билибина, считая, что они находятся под влиянием «старых школ» или английского художника- графика Бердсли или Врубеля.

В произведениях Чюрлёниса форма и содержание прочно слиты в единое целое. Видна конструкция этой картины. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. В свое время жена Чюрлёниса так и пыталась объяснять его картины («помнится, сидим мы как-то раз на высокой дюне и вдруг у нас над головой поплыли такие чудные облака – корабли, да и только, корабли с наполненными ветром парусами – палевые, надутые, розовеющие паруса – плывут плывут величаво. - Смотри, твои картины, - показала я»). Гений говорит о главном. Мне же как художнику и искусствоведу придется выполнить очень трудную задачу познакомить читателя с жизнью Чюрлёниса, с теми условиями, в которых формировалось его гениальное творчество и, конечно, «пересказать» его картины.

Наверно, это потоп. Свою огромную любовь к родине, к родной усадьбе Чюрлёнис наиболее глубоко воплощает в «Сказке королей». Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. А морской ветер поет свою величественную, монотонную, нескончаемую, как нить существования Вселенной (нить Ариадны. ), песню. Аллегро – это первичная стадия формирования космоса, где зародилось множество планет, но еще все тонет в бесформенном тумане.

В этой убогой темной комнате, на бумаге, приколотой кнопками к стене, он тогда кончал свою самую поэтичную «Сонату моря». Но что это. Мечта Ле Корбюзье и Оскара Нимейера. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Вы ее наверняка видели на многочисленных репродукциях.

Гений хотел бы возвратить миру утраченную гармонию – гармонию первых людей золотого века. Вместе с Чюрлёнисом. И если иногда он все же пытается поделиться своими субъективными мыслями о содержании картин Чюрлёниса, то делает это без всякой претензии сказать «последнее слово». Точно смелости у них нет или в себя не верят. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрлёнису. Родное гнездо – самое дорогое богатство, его держат в руках два короля.

Художественные истоки творчества Чюрлёниса, в противоположность абстракционизму, не таятся в крайних тенденциях развития модернистского искусства конца XIX – начала XX века. Изобразительное искусство в его творениях вступило в союз с музыкой. И если он все-таки снисходил иногда до земных дел, то не привлекали его, по его же словам, «толкотня, шум, беспокойство». Мы прибалты.

Там он сближается с художниками из группы «Мир искусства», особенно с Добужинским и вместе с ними участвует в выставках. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году.

Это естественно. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Красками. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Много в них также реалий африканской и азиатской природы, почерпнутых из литературы. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части.

Холсты. По этой дорожке идет ангел. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер.

За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. В статье Александра Бенуа, напечатанной в 39 «Речи», говорится, что уже пошла третья неделя, как по инициативе петербургской группы «Мир искусства» открыта посмертная выставка М. К. Чюрлёниса, но почти никто не покупает этих удивительных картин. Отец-органист учил его музыке. Соприкасаясь с природой, Чюрлёнис отдыхал, но отдых этот продолжался недолго. Все это сказочно, величественно.

Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». У древних литовцев существовал культ солнца. В облаках он узрел однажды удивительную картину и увековечил ее на бумаге, назвав «Путешествие королевича». Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Но это только визуальный рисунок мира.

Здесь, в золотых дюнах, мир Чюрлёниса. В постановлении о национализации картин Чюрлёниса они причисляются к «созданиям человеческого гения», к величайшим культурным ценностям. Они, эти светящиеся изнутри горошины, то составляли пенистую гряду, то загорались на срезе волны, то выбрасывались на берег и плели нити кружева и, танцуя, вели хоровод.

Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. Мы уже не вспоминаем о таком, поверхностном и мелодраматическом «виртуозе» кисти, как немецкий художник Штук. Эти два письма свидетельствуют о том, что в 1908 году интересовало Чюрлёниса в искусстве. Небо окутано зеленоватым туманом. Неужели ветер донес до меня этот шепот.

Чюрлёнис достигает в этой картине чрезвычайно тонкой градации полутонов. Как с самолета, когда он подлетает к городу на побережье. И в этом весь секрет их могущества.

Все мифологические символы. Этот великий француз, блестящий знаток музыки и пластического искусства, любовался «видениями бескрайних просторов» и высоко ценил их творца. Содержание живописных сонат Чюрлёниса различно, однако их объединяет художественный замысел и характер построения. Рай», «Ангел. Душа ребенка. Каждому звездному знаку Чюрлёнис находит «метафору» и, главное, прекрасно компонует, отлично прорисовывает.

Нида – золотые дюны под лазурным куполом неба. «Я всегда мечтал, чтобы человек был таким, как я его представляю себе, то есть человеком, который все чувствует, понимает и стремится к истине, добру, красоте», - писал он своему брату Повиласу еще в 1902 году. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Вид на побережье с высоты птичьего полета.

Тогда мы были молекулами водородной туманности. Квадраты, ромбы, треугольники. Этому учит нас история живописи.

Чюрлёнис верно познал противоречивость творения именуемого миром и человеком. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Ему не довелось вернуться к своим, чтобы вновь создавать удивительные произведения. По одну сторону косы – белесо-зеленоватые тона моря, по другую – синева залива.

По своему сказочно космическому настроению «Прелюд ангела» близок к «Раю», который, как можно судить по ранее цитированному письму, написан примерно в то же время. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Потом пальмовые ветки, купы деревьев. Ведь сначала он все это увидел воочию, порадовался замкам, «которые стояли на берегу Немана, на фоне восхитительного пейзажа» и действительно были необыкновенно фантастичны и лишь потом создал свои картины-сказки, картины-замки.

Темные пятна с вершины дюны начинают скользить вниз, к ее подножию, на песчаную равнину. Море кипит, беснуется. С обеих сторон – водные пространства. Звуками. Парящие над землей зеленые облака. Он должен разгрузиться. Волнистые песчаные хребты, кажется, окутались нежной пеленой тумана.

Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Похоронен Чюрлёнис в Вильнюсе, на кладбище Расу. «Живопись – даже эти большие господа из «Союза» – все либо назад смотрит, либо молится на Бердсли, - писал Чюрлёнис в письме от 31 октября 1908 года. - К примеру, Сомов, самая крупная рыба, так этот тот же Бердсли, только обесцвеченный, а Билибин и другие – или на Врубеля заглядываются или на старые школы и оттуда черпают вдохновение.

Редки легкие цветовые переходы, а «живописный» мазок и вовсе не виден. А кажется, что это золотистый туман. Такая же высота была и в «Прелюде ангела» и в космических циклах, в картинах о звездах. Лето 1909 года Чюрлёнис с женой провели в Плунге. Клингера он называет «серьезным живописцем» и т. д. Это результат влияния Варшавского художественного училища, его педагогов, среды, тогдашних известных польских мастеров, творчество которых мало чем отличалось от творчества упомянутых Чюрлёнисом художников. Пеной сделаны когти. Он летит над Литвой, возвещая о наступлении утра пробудившегося литовского народа.

Реальные черты литовской природы можно найти во всем творческом наследии художника. А если «все сказано», но все сказанное очень своеобразно зашифровано, Тогда остается расшифровать и прочесть мысли творца, чтобы понять его отношение к жизни. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.

«Пошел я раз в луга и было там много-много цветов, а над лугами и цветами такое высокое-высокое небо, очень синее и голубое и ни одного облачка на этом небе и птички что-то свое там щебетали». И в Африку уже меньше верим, хотя иногда еще и предаемся мечтам. Так же сконструировал он здесь и пейзаж. По-моему, прав Сомов» Письма Чюрлёниса, его симпатии и антипатии, наконец, его мнение о вильнюсском обществе позволяют смело утверждать, что литовский художник сблизился с. прогрессивным крылом «Мира искусства» и в первую очередь с Добужинским. Тут, мне кажется и следует искать силу Чюрлёниса-живописца. Такова «Сказка замка», так же решена и «Жертва», где ангел стоит на огромном постаменте, высоко над горизонтом.

Первоначально в музыке —это небольшая инструментальная пьеса, входящая в состав симфонии или сонаты, позже скерцо стало развиваться и как самостоятельный жанр, демонстрируя всевозможные оттенки музыкального юмора. А скорее – погрузившиеся в бездну дворцы, башни, каскады висячих садов Атлантиды. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Как на одной из картин Чюрлёниса. И в то же время Роллан удивлялся: «Не могу понять, откуда он черпал эти впечатления в таком крае, как ваш, в котором, насколько мне известно, вряд ли можно найти подобные мотивы».

Так как тогда еще не было вертолетов. А как высоки во сне горы. Наиболее известные петербургские художники из «Мира искусства» и «Союза» были прекрасными графиками и любили вводить графические элементы в свои живописные работы. Его творчество было новым явлением в истории изобразительного искусства. В них нет тяжелых квадратных плоскостей.

Стеклянные стены уходят в бесконечность, в недосягаемые дали. Лишить сна. Почтило Чюрлёниса и Литовское художественное общество, одним из основателей которого он являлся. И претворяется этот огонь в прекрасные создания творческого гения человека, в поразительные достижения науки и искусства. Соната, где Чюрлёнис, по словам Добужинского, «порой несмел и технически словно бы беспомощен», это, наверно, «Соната ужа», особенно, когда смотришь на ее Аллегро.

Какой диссонанс, какой контраст. И видим контуры. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом.

Но надежд на серьёзную школу нет. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Две гигантские волны – лапы какого-то хищника. В картине «Прелюд Витязя города» Чюрлёнис хотел выразить пробуждение национального сознания литовского народа. Иначе он не представлял себе жизни.

Океан. Клали весла и слушали. Прожил Чюрленис недолго — неполных 36 лет. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией.

Изучает перспективы будущего. Это естественно для человека изучающего изобразительное искусство. И здесь художник не имел себе равных.

И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Художник добивается этого впечатления тем, что как бы обрезает картину с обеих сторон. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина».

Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Бескрайние пространства вод. Глаза гения.

Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Простор, бескрайний простор.

Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Надо мечтать. Прекрасное не терпит лжи. Большинство художников из «Мира искусства» были далеки от социальной тематики, от политической деятельности.

Ни разу не найдем мы в его письмах упоминания о каком-нибудь ярком модернисте того периода, за исключением Бердсли (английского графика), а также польских и русских живописцев из «Союза» и «Мира искусства», которых едва ли можно считать модернистами, как понимали в то время этот термин на Западе. При этом втиснуть Чюрлёниса в какую-либо художественную школу (направление) не удается. Стихия разыгралась вовсю. Он экспериментатор. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». В сказках – ориентиры, путеводные звезды, маяки грядущего. Перед нами раскинулись широкие поля Дзукии, по которым вьется маленькая речушка.

Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. И вертолет не приходит на помощь. В пейзаже много пространства. Это преклонение перед солнцем сохранилось в народной поэзии и после принятия христианства.

«Вечером я зашел к ним, - картины очень понравились всей семье, но потом явился Сомов, тоже смотрел, но к похвалам Добужинского не присоединился и сказал: «Да, это очень красиво, но, Николай Константинович, вы как будто ближе к земле сделались – в этом году ваши картины более конкретны». Это, конечно, не могло не отразиться на его здоровье, особенно на его нервной системе. Пьянящая высота изображена в «Жертвеннике», который мы видим словно с птичьего полета. Это чюрлёнисовские миражи неба и иллюзии пустынь.

Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. Все легендарные сюжеты. Но это будет уже другая история. Это мог сделать разве что один из посетителей Второй выставки – литовский крестьянин. И это был бы привидевшийся Чюрлёнису город Мечты.

Звуками. То был неизведанный, новаторский, трудный, но манящий путь. Хокусаи сделал следующее – он нарисовал горизонт и Фудзияму.

Хотите отнять память. «Вид беспредельного пространства» становится основным содержанием творчества Чюрлёниса. Это один из наиболее зрелых циклов Чюрлёниса. Основу музея должны были составить в первую очередь произведения М. К. Чюрлёниса. Чюрлёнис художественными средствами создавал философию бесконечности. Это – «Рай», «Прелюд Ангела», «Жемайтийское кладбище», «Черное солнце», «Потоп». Часто мы говорим: понять Чюрлёниса А что же тут особенного.

Но ведь масок не было и не был аквалангистом-ныряльщиком Чюрленис. Тишина. Видна мелкая сеть волн.

И необходима его, Чюрлёниса, посильная помощь. Две струи дыма, белого и черного, одна из которых устремилась в Небо, а другая тяжело и неотвратимо оседает на Землю.

И все это на ветвях. В руке палитра и кисть. Это произошло потому, что он был индивидуален и одухотворен. Сходен и их колорит – зеленовато-коричневый с желтым.

(Кстати, несколько слов о колорите Чюрлёниса. В «Рае» Чюрлёнис отказывается от строгого чередования горизонтальных и вертикальных линий. А наверху – древний литовский герб - всадник с мечом, Витязь.

Его фантастические видения – из сокровищницы памяти человечества. Настоящий туман. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Успехи науки никого не удивляют. Не берусь пересказывать содержание «Сказки». Они вот в одной узкой дорожке в верхней части картины.

И рост под стать. О сотворении нового человека. Его способ изображения мира не раз поражал зрителей- и «рядовых» и «избранных». Трудно взбираться на них. Эту же бесконечность открывает перед нами Нида. Зажмурься.

Должен освободиться. В его произведениях 1909 года эта «скульптурность» характерно переплетается с графическим началом. Разве это не янтарь. И всё происходит в какой-то священной тишине.

Что создают руки человека, то сияет, как солнце. В «Сказке», например, птица-«черный ужас» находится слева и летит влево, в «Колокольне» и колокольня изображена слева и облака плывут влево, в «Спокойствии» линии «острова-зверя» плывут влево, в бескрайний простор. Созданную народной фантазией сказочную страну изобразил Чюрлёнис в своей картине «Прелюд ангела». Не идентифицируется.

Первую из картин. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Три картины. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Был тут и венок от товарищей по «Миру искусства», с которыми он столь активно сотрудничал в последние годы. Характерно, что Чюрлёнис, раньше относившийся к своим учителям с большим уважением, скоро «раскусил» их. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков.

И бессмертие после смерти. Использует художник и свой излюбленный, по выражению литовского чюрлёниста В. Ландсбергиса, «полифонический» метод изображения «нескольких пространств»: за деревьями мы видим небо, облака – иной мир. В это же время Чюрлёнис приступает к созданию оперы «Юрате», которая, к сожалению, осталась незаконченной. Остатки возведенных в пустынях алтарей. Известный советский композитор и музыкальный критик Б. В. Асафьев в книге «Русская живопись. И Фудзияма должна быть меньше, чем волны, чтобы нагнать страха на зрителя.

Еще мгновение и все исчезнет. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. Поэт. И это еще не все. Он организует массы, строго подчеркивая их конкретную форму и резкий контур – в одном случае вводя линию «молнии» (сила лучей. ), в другом используя «поющие» эллипсы (весенняя мягкость). В первую очередь это относится к такому художнику, как Беклин.

Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Получаются два изображения, которые дополняют, обогащают друг друга.

Как в реальную жизнь. Висячие сады Семирамиды. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Этот пантеизм ярко проявился в его «Рексе», которым художник хотел обобщить свои космические циклы и отдельные картины на эту тему.

Триптих так организован, что сначала хочется смотреть на его центр. Звуками. И почудится, что здесь вовсе и не дюны. Вспомним его картину, на которой два седых старца смотрят на лучащееся солнце. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. И рождались картины, насыщенные ароматом «сказочной поэзии» родных литовских полей.

По отношению к «официальному искусству», воспевавшему существующий общественный строй, Чюрлёнис был настроен враждебно. Звуками. Холсты. Гений не выбирает средств. Обобщенный образ литовского города в «Прелюде» типичен для архитектурного облика литовского края, содержит метко зафиксированные архитектурные ансамбли и детали.

В обоих произведениях художник изображает крупным планом человеческое лицо (это не встретится в его последующем творчестве). Что это. Он все время испытывал новые приемы, новые способы отражения мира. Обратите внимание на третью картину «Соната моря». Занимался своим делом. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа.

Солнце катится, как шаровая молния, по застывшим волнам песчаных дюн. Глаза ребенка. Фудзияма – священная гора для каждого японца. В то же время ко многим другим он, как видим, относился весьма критически. Это не Вильнюс и не Каунас и, конечно, не Шяуляй, не Клайпеда.

И Чюрленис становится живописцем. Он решен наиболее точно с точки зрения и композиции и колорита и оригинальности сюжета. На меня смотрели, как на дурака, а потом говорили: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». Несколько лет спустя я плавал с маской на Каспии. Форте – взметнулся зеленый Краски обрели звучание.

У Хокусаи есть самая знаменитая его картина, которая называется «Большая волна». Философия объединяет краски, звуки, поэтическое слово. Именно здесь родилась «Соната моря». Качественность одна – уникальность. Противоречие: Фудзияма (пятикилометровая) должна быть выше, чем волны, – для правдоподобия. Удивительная находка Чюрлениса изменение масштаба всех трех картин явно свидетельствует о соизмеримости и в то же время о различной степени видимости трех пространств, представленных в триптихе.

В его произведениях нетрудно увидеть природу, которую художник наблюдал у себя на родине в Друскининкай и в Паланге – море, дюны, леса, холмы, просторы. О сотворении нового мира. Распахивается сердце. Финал «Сонаты ужа» монументален и могуч. Разве не так родился эпос.

Уши полнятся шорохами пашни, где растет хлеб, недовольным ворчанием земли, таящей в себе вулканы, ревом морских волн, перекатывающих валуны, шуршанием зеленого леса, беззвучной симфонией космоса. На них сказочные наряды, величественные короны Лес мрачен, темен. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Правда, вначале по-любительски, желая заполнить свой досуг. И вот палитра оставлена. И все. Особенно пленила песня, что поют при зажинках «Ой ты елка», когда мы проплывали мимо Нямунайтиса и Раджюнай». Мы учим литовский язык и я собираюсь написать литовскую оперу».

Это мечта. В письме брату Повиласу от 7 января 1906 года он замечает: «Кшижановский полетел к черту с высокого пьедестала» В Варшаве утвердился в литературе и изобразительном искусстве, если можно так сказать, «мещанский символизм». Куда же идет оно искусство. О, как трудно вместить в себя мир. И, скорее всего, к вагнеровской идее синтетического искусства литовский художник и композитор приблизился самостоятельно и чисто интуитивно. Солнечные лучи насквозь пронизывали бы их стеклянные стены.

Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны». Несмышленыши. У самого же Чюрлёниса теперь есть и смелость и вера в свои силы.

«Жертва» – картина с красновато-черным колоритом. Осенью 1902 года композитор возвращается в Друскининкай, а затем переезжает в Варшаву. Далее он пишет: «В средние века такой человек, как Чюрлёнис, стал бы лжепророком и его сожгла бы господствовавшая тогда церковь». Может быть, Икар.

Теперь он точнее, полнее – образ мира.