Достоевский Картины

Картина Мертвый Христос в гробу кисти Ганса Гольбейна Младшего произвела неизгладимое впечатление на Федора Михайловича Достоевского. В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры.

Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Достоевской (см. 2001.

Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Александрова: «. "Бесы", другим произведениям.

Описание картины 
«Портрет писателя 
Федора Михайловича

Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского»

Сложность атрибуции первой фотографии усугубляется тем обстоятельством, что сохранились только поздние переснимки, местонахождение же ее оригинала неизвестно (возможно, он утрачен безвозвратно). Невысокий стоячий воротник подпирает подбородок. Как и на фотографии работы И. А.

Варенцовой). 48. У левого лица вместо глаз впадины.

В исследовательской литературе называются разные даты – 1858 и 1859 гг. Закономерно, что многие критики называют Глазунова «Достоевским в живописи». В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но точка равновесия уже пройдена. Т. 2.

Ученики мастеровые везут воду (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В. Г. В конце 1880 года Л. Е. Достоевской эта фотография отсутствовала. Кругом была трусость, предательство и измена.

Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Теперь, напротив и корпус и голова поставлены твердо ниспадающая почти отвесно, ниже границ кресла, пола темного сюртука, контрастно выделяющаяся на фоне светлых панталон, подчеркивает общее движение кадра (равно как и колонна на заднем плане).

5. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Гоха, костюм на Достоевском «с иголочки» : модные панталоны в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет.

В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. 15 мая. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Снимок сделан в том же самом фотосалоне. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук.

И буквально в те же дни, когда Перов написал это полотно, Достоевский начал печатать в журнале «Преступление и наказание». В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. 1992. СПб., 1861».

Реферат: Образы 
достоевского в иллюстрациях 
ильи глазунова

Реферат: Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»» Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Достоевской, поступившей в 1921 году в Пушкинский Дом. Однако, как уже говорилось, оригинал снимка, подаренного Гейбовичу, утрачен. С. 124, 143 первая публикация: Сибирские огни. Художнику удалось изобразить человека, полностью сосредоточенного на своих мыслях.

И он должен быть похож иначе это не портрет. Т. 1. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках.

Трутовского, о которых шла речь выше. Признанный мастер бытового жанра и портрета. примеч.

И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Но выглядит он вовсе не франтом: руки безвольно свисают вдоль туловища, вся фигура выглядит так, как будто это не он сам пришел, а его привели и поставили перед фотокамерой. В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение».

Даже кресло Достоевского, прописанное силуэтно, в приглушенных тонах, едва просматривается в темной живописи фона. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Маленькая девочка смотрела на Глазунова встревоженными серьезными глазами. Entre des Voitures, 9, Rue de Valois». Достоевский в Семипалатинске // Ф. М. Широкую известность она приобрела после воспроизведения в издании биографии писателя, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (см. : Гроссман Л. П.

1 Утро Юга (Ростов-на-Дону), 1914. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины. Майкова, М. И.

Одним из центров в экспозиции вестибюля первого этажа галереи являются три первые иллюстрации И. С. Глазунова к произведениям писателя: образы князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина к роману «Идиот». собр. Бореля обнаруживает, что на этом снимке Достоевский выглядит несколько старше.

Эта техническая особенность также затрудняет сближение двух этих фотографий. Я уже тогда понимал, что такое реальность мечты и иллюзия реального мира. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее.

Он одет в длинный темный сюртук. Третьякову: «Я не знал какую роль Достоевский играл в Вашем духовном мире, хотя покойный играл огромную роль в жизни каждого (я думаю), для кого жизнь есть глубокая трагедия, а не праздник. Баумана Достоевский сидит на фоне геометрического орнамента, украшающего задник фотоателье и строгие геометрические формы удивительно удачно контрастируют с динамичной, «неправильной» фигурой писателя. 33 В 1869 г. Главное инженерное училище отмечало свое 50-летие. 34 Впрочем, у нас есть прецедент, когда в фотоателье М. Б. Художника же в данном случае интересуетсовсем другое – Достоевскиймыслитель. Можно было бы предположить, что это также переснимок третьей фотографии работы Тулинова имени которого вдова писателя, видимо, не знает, во всяком случае нигде ни разу не упоминает (в том числе и воспроизводя фотографию стоящего Достоевского в «Юбилейном» Полном собрании сочинений: см. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором.

Описание картины 
Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Перова «Портрет Достоевского»

Такого рода рисунки – всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории. С. 259 – 260) эта встреча не зарегистрирована. 11 См. : Стрелкова И. И. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи.

Художника же в данном случае интересует совсем другое— Достоевский-мыслитель. Сзади бочку толкает взрослый мужчина-мастеровой и даже ему приходится напрягать все силы. Этот выбор, возможно, неосознанный, но абсолютно не случайный. На сегодняшний день единственная оригинальная фотография писателя работы И. А. написал свящ. Третья фотография как будто продолжает начатое движение.

ВЫСТАВКА рондических 
картин ПО РОМАНАМ 
ДОСТОЕВСКОГО (Идиот

ВЫСТАВКА рондических картин ПО РОМАНАМ ДОСТОЕВСКОГО (Идиот и Игрок)

Достоевский в 1862 году» (СПб., 1906. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. По свидетельству однокашников.

С. 124 – 144). 8 Нельзя исключать, что Б. Г. стоит у балюстрады) воспроизведен в «Юбилейном» Полном собрании сочинений Достоевского с подписью: «Ф. М. После преступления он попадает на каторгу.

Анализ и история 
создания картины 
Перова Портрет Достоевского

Анализ и история создания картины Перова Портрет Достоевского

СПб., 1992. Т. 10. 13) и в конце тома, в Указателе иллюстраций (с. Без преувеличения можно сказать, что этот случай представляет собой трудноразрешимую загадку. Показательно, что, датируя фотографию с Валихановым 1857 г., фотографию, полученную от редактора «Исторического вестника», Анна Григорьевна датирует 1858 г. 10 Валиханов выехал из Верного в Семипалатинск 25 апреля исходя из этой даты исследователи заключают, что их встреча с Достоевским произошла «в первых числах мая» 1859 г. (Стрелкова И. И. Кем, когда и с какой целью фотография раскрашивалась (и закрашивалась) акварельной краской, неизвестно. 26 Объявления об открытии фотосалона Алексея Баумана на Невском проспекте в доме Голландской церкви с середины сентября 1862 г. в течение нескольких недель печатались в газете «Иллюстрация» издателем которой был сам Бауман.

И, кажется, достигнуто «равновесие», может быть, лишь на мгновение, между внутренним, «сокровенным» человеком и окружающим его миром, – чего так недоставало фотографии первой. Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Таким образом, в результате обработки снимка акварелью портрет на карточке оказывается именно погрудным.

Описание картины 
Василия Перова «Портрет 
Достоевского»

Описание картины Василия Перова «Портрет Достоевского»

Достоевского. (А. Г. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. Сытиной. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Перов.

Вызов предательству, надругательству над святынями, разрушению духовных основ, антикультуре. Достоевского» (СПб., 1993. Но его нет и в петербургской части архива А. Г. Достоевский.

  • Прижизненная иконография Достоевского
  • ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
  • МКУК "Цетрализованная библиотечная система"
  • Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского — Василий Перов

Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Достоевской в «Юбилейном» Полном собрании сочинений писателя, где вдова писателя, как и в каталоге Музея памяти Достоевского, датировала семипалатинский снимок 1858 г. 15 См. : Проскурин В. «Фотограф щелкает и птичка вылетает» // Простор. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». в старой книге" и др.

Взгляд направлен прямо в объектив. Цейдлер. Однако на обороте парного ему снимка (Ф. М. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П. М. Однако рассмотрение этого мемориального экземпляра, ныне хранящегося в коллекции ГЛМ (КП 35714/2), на обороте которого рукой жены писателя записано: «С фотографии Щетинина.

  • «ДОСТОЕВСКИЙ: СКОРБЬ, ЛЮБОВЬ И ВЕЧНОСТЬ» Семятицкая
  • «ДОСТОЕВСКИЙ – ПРОПОВЕДИ ИСКРЕННОСТИ» КОСАГОВСКИЙ
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Картины по стилям и направлениям
  • Портрет Достоевского, Краткое описание
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Но для Перова «болезнь инапряженная работа» – всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в деньживет и творит Достоевскийписатель. Еженедельник «Воскресный досуг» издавался самим А. О. примеч. Человек на первом плане — Раскольников. Скабичевского – 415). На стуле около накрытого скатертью столика теперь сидит Чокан Валиханов. М., 1962.

Вклейка между стр. М., 1983. Художнику близка сама напряженная, контрастная атмосфера повествования Достоевского. Людмила Григорьева-Семятицкая – художник-график, член Союза Художников России, член Международного Художественного Фонда. Там выражение лица и поза всей фигуры гармонично дополняли друг друга, усиливая общее впечатление.

  • Описание фото Федор Достоевский
  • Фото, похожие на Федор Достоевский

Сходство этого портрета поразительное. Отъезд был назначен на 15 июня. Дневник и записки.

Достоевской: именно так выглядел писатель в период их знакомства. Достоевский, снята и десятилетняя дочка Михаила Достоевского Варя, умершая от скарлатины в феврале 1864 г. (эта фотография хранится в фондах Государственного Литературного музея). Кипенье жизненных сил во взгляде, в чертах лица, во всей фигуре писателя оказывается дополнительным аргументом и в пользу датировки этой фотографии 1863 годом. 29 Конечно же, это не Достоевский эпохи утрат: тяжелой болезни и мучительной кончины от чахотки жены Марии Дмитриевны, преждевременной скоропостижной смерти любимого брата Mиxaилa, 30 крушения журнала «Эпоха». 22 См. : Литературная газета. Руки сложены на груди крестом, а la Napolon.

Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Но при всемтом во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. И художник создал портрет-картину. На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. Не сохранилось (а возможно их и вообще не существовало) ни одной фотографии Достоевского 1840-х годов.

Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит. Книга получила высокую оценку в русской и зарубежной печати. III. В ее записной книжке конца 1880-х гг. Пожалуй, лишь за исключением снимка А. О.

Ф. 212. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Значит ли это, что в составе архива А. Г. 80 и 81. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». С. 176 – 177.

Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Аккуратно подстриженная бородка радикально меняет форму лица это уже не «простонародный тип», тянущий военную лямку младший офицер, а скорее столичный денди, посетитель модных петербургских салонов. Полн. В pendent взгляду и более твердая, волевая складка губ. Достоевский в воспоминаниях современников. «Цивильный» сюртук и белоснежную рубашку заменило что-то, отдаленно напоминающее военную форму. Портрет Ф. М. Старая карточка неизвестного фотографа.

/ 97», а позднее ее же рукой, чернилами: «1861». 20 Мы также ранее высказали предположение, что фотография Тулинова послужила основой для гравюры на дереве, воспроизведенной в 1863 г. в «Иллюстрации» и повторно, в 1866 г., в «Воскресном досуге». 21 Впрочем, отметим, что фотография Тулинова, на которой Достоевский сидит у балюстрады, стала известна сравнительно поздно: она впервые была зарегистрирована и воспроизведена в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 414). "Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич. Достоевский в воспоминаниях современников. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. – «рондизм».

Перову писатель во многом был близок. Занимается с детьми живописью, графикой и пластикой. И помета «Москва. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Его трудно представить смеющимся».

Прижизненная иконография 
Достоевского

Онато и манит, а точнее, втягивает в себя, в своибездонныеглубиныПеров сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент, когдадуховным очам Достоевского открылась какаято страшная истина с ее трагическойнеизбежностью и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Взгляд углублен в себя. В. Г.

Крамской. Зажатая под локтем его левой руки фуражка усугубляет неестественность позы. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. То же самое можно сказать и о записях к "Подростку" или "Братьям Карамазовым". Гоха и М. Б.

Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. Осенью 1880 г. они встречались в Петербурге у издателя А. С. – М. : Искусство, 1979. И именно оно, это «страдальческое сознание» самогоДостоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

Даля, И. С. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман Преступление и наказание. Признанный мастер бытового жанра и портрета.

Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Значит, без сомнений, фотографии сделаны в Семипалатинске. Вклейка между стр. 2 также см. : Иевлев Н. П.

учился в Академии художеств в Петербурге, в 1863-1868 гг. Они были созданы в 1956 году, когда студенту ленинградского института было всего 26 лет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. На стене над этим столом висел фотографический портрет Федора Михайловича. » (Ф. М.

примеч. ) от воспоминаний З. А. Перов не идеализирует внешность Достоевского – на вид простого человека. Данные о том, что писатель вообще снимался у названных фотографов, также неизвестны. 32 На фотографии А. О.

А весь секрет заключается в том, что Перов не ищет только портретной схожести. Тулинова. Сытиной (см. : Достоевский Ф. М. Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Островского (1871), а также созданные в течение 1872 года, то есть в один год с «Достоевским», портреты В. И. педагог П. М.

Расстегнутый сюртук — не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна — чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», как писал о Достоевском один из его современников. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Соболь, которая сообщила нам о разысканиях Е. М. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Однажды он сидел в отчаянии у мольберта, разглядывая свои рисунки. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Витамины жизни, витамины натуры.

23 В Каталоге коллекции А. Г. В 1871—1872 годах он работал над романом Бесы, в 1868 году был написан Идиот. Окт. Достоевской, вышедших в Госиздате под редакцией Л. П.

был знакомый Достоевского еще с 1840-х гг. Герасимов отправлялся в своих датировках (см. Т. 1.

С. 128. 28 Заслуживает внимания указание в рекламном объявлении на то, что братья Достоевские сфотографированы в ателье Баумана каждый в двух позах. На иллюстрации Между крестом и топором изображены два состояния Родиона Раскольникова — до (слева) и после убийства.

Алёкина). 16 Штакеншнейдер Е. А. На этот счет у исследователей существуют разные мнения. Из воспоминаний жены Ф. М. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне.

В распоряжении Ходжикова была репродукция фотографии, помещенная А. Г. 412. С публикацией этого снимка в 1983 году, в 86-м томе «Литературного наследства» вышло досадное недоразумение: и под репродукцией (с. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».

Врангелю. Пыпина – 414 (и в 1930 г. в альбоме А. М. СПб., 1906.

19). В коллекции Государственного Литературного музея хранятся две близкие между собою фотографии Михаила Достоевского, выполненные в «Photographie centrale». Сейчас эти переснимки находятся в фонде Достоевского в Государственном Литературном музее. 3 Деталь, отмеченная и в воспоминаниях Н. Н. Алма-Ата, 1977.

Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Писатель на ней представлен наиболее «художественно» из всех фотографий этого времени: видно, что фотограф понимал свое дело не как ремесло, но как искусство. Он всецело погружен в свои мысли. Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа.

И разные места съемки – Семипалатинск, Омск. Основатель общества передвижников. Перова. Баумана одновременно, то 1863 г, как время съемки оказывается еще более правдоподобным. 30 Умер в июле 1864 г. 31 В «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. » ( 445) высказано предположение, что гравюра исполнена по фотографии С. Л. Гейбовичу и уезжает в штатском. – М. : Искусство, 1979.

собр. Особенности творческого пути художника. Жена писателя А. Г. С. 91. Выставочный отдел работает с Юрием Косаговским уже более 20 лет.

Достоевской до нас дошел позднейший переснимок со старинного дагерротипа. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. В Руссе» (последнее, по-видимому, указание на место хранения) и тут же под 3: «Портрет фотогр в Семипалатинске в 1858 году. Гейбовичу, писатель сделал на фотографии дарственную надпись. Утро чиновника, получившего первый крестик.

Созерцателей в народе довольно». Валиханов. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет.

Этим я только хочу сказать, что и Вы и я, вероятно, не одиноки.

О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В. Г. Правда, они описаны здесь нестрого: с одной стороны, представлены как «фотографии с натуры», а с другой – «с портрета, снятого в Семипалатинске» (Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского в Императорском Российском историческом музее. Лишь в двух из этих откликов упоминается портрет Достоевского: в статье Поля Манца в газете Temps говорилось, что портреты Крамского (Льва Толстого, Григоровича, Шишкина), Перова (Достоевского) отличаются своей фактурой и особенно оригинальностью ни один не выполнен ординарно22 по словам Стасова, хвалит портрет Достоевского в газете Independence Beige Жюль Кларти.

Б. Герасимов. В технике «рваная бумага» работает в течение последних 15 лет. Вклейка между стр, 144 и 145). Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку. Т. 1. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Но взгляд более спокоен, «самодостаточен» : между фотографиями Гоха и Бондоно – создание «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», восстановивших и упрочивших литературную репутацию Достоевского в обществе.

Положительный ответ на этот вопрос требует дополнительных изысканий. Создал целый ряд картин и галерею портретов замечательных деятелей литературы и искусства. преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. И в этом такжеочень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайно зрениемзла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха».

Вклейка между стр. Эту тревогу, которая никогда не оставляла писателя, удалось передать на картине. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России). Здесь имя фотографа и 1858 г. как дата фотографии указаны со ссылкой на статью: Ходжиков К. Редкий портрет Чокана Валиханова // Советский Казахстан. В 1885 году в 1 журнала «Исторический вестник» были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной, дочери А. И. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение.

Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза». 1863. Это Достоевский времени бурного романа с Аполлинарией Сусловой, первых опытов игры на рулетке, азартный издатель журнала «Время», который «завел процесс со всею литературою. ».

Дело в том, что, покидая Семипалатинск, писатель оставляет свой обер-офицерский мундир, эполеты и саблю ротному командиру А. И. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. В 1857–1863 гг. В «Братьях Карамазовых» Достоевский упоминает картину Крамского «Созерцатель»: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием Созерцатель: изображен лес зимой и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинеше- нек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то созерцает. В. Г.

Художник чувствовал себя причастным миру его героев. Так возникли три первые, глубоко пережитые, острохарактерные иллюстрации к Достоевскому. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год.

соч. В фигуре исчезла мешковатость, внутреннее движение вниз, к земле. Даже поза писателя, сидящего, чуть откинувшись назад, с ногой, закинутой на ногу, на снимке Гоха воспринимается как зеркальное отражение позы на снимке Лейбина (где Достоевский изображен с Ч. Валихановым): в одном случае полуоборот корпуса вправо, в другом – влево. СПб., 1993.

Т. 1. Суворина. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. 11.

Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. предшеств. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Воспоминания. М., 1990. С. 16 – 28 (благодарим за указание на эти источники В. Н. 1863».

Щетинина. Но она, с другой стороны, рождает вопросы новые, не менее серьезные.

Страхова, который так передает впечатление от первого знакомства с Достоевским в самом начале 1860-х гг. : «Наружность его я живо помню: он носил тогда одни усы и, несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза имел вид абсолютно солдатский, то есть простонародные черты лица» (Ф. М. От Шубинского)». » – обнаруживает, что это переснимок с литографии Бореля. 24 Здесь же, в противоречии с подписью под самой фотографией на с. 13 (и с указанием в Каталоге А. Г. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» — всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. 8 апреля.

Ощущение величия времени, присуще писателю трагедийного мировоззрения. Во взгляде ни тени обычного беспокойства, усталости. Расстегнутый сюртук – не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна – чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь«хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой», – какписал о Достоевском один из его современников.

С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В. Г. Перов. В «Летописи жизни и творчества Ф. М. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз. выше). СПб., 1906.

С. 140 – 150 1926. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Т. 1. Валиханов.

И недаром он был предпослан публикации мемуаров А. Г. Полн. На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, рукою А. Г. Достоевской (. ) проставлена дата: «1863 г». Степанова и К. А. Тулинова Достоевский менял галстуки в процессе съемки. 35 Эту фотографию («портрет со сложенными руками, в складной рамке») А. Г.

(Из книги: Лясковская О. Л. В частности, снимок второй половины 1840-х годов мог быть только дагерротипом. В«Историческом вестнике» (1881. Очевидно, что в собрании А. Г. (РГБ. Направо, вслед за движением рук, несколько наклонена и вся его фигура. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета. » 7 В этой связи заметим, что 3. А.

Композиционно она сильно уступает предыдущей. На момент публикации фотография бережно хранилась в семейном архиве З. А. сидит у балюстрады), хранящегося в Музее Пушкинского Дома, рукой А. Г. Достоевского в Петербурге. Бореля.

Достоевская упоминает как семейную ценность в своей завещательной тетради, надписанной «En cas de ma mort ou dune maladie grave» («Ha случай моей смерти или тяжелой болезни», фр. ). 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С. 9. 18 Достоевский Ф. М. I. 224). 36 По-видимому, эта же фотография висела в кабинете писателя и в доме А. П.

Но плохо просматривающиеся под сюртуком (в силу особого положения корпуса на обоих снимках) жилет и галстук не подтверждают такую идентификацию. 34 К тому же фотографию Баумана отличает присутствие обязательных атрибутов фотосалона (задник с характерным орнаментом, кресло со специальной подставкой для рук), в то время как на рассматриваемой фотографии какие-либо внешние элементы полностью отсутствуют: только сам Достоевский на размытом, нейтральном фоне. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит» и уйдешь, ничего не сказав. Бауманом редактором его в 1863 – 1864гг. Вот именно так, в такой же точно позе, но только не в платье «от Шармера», а в кандалах и половинчатой каторжной куртке стоял он когда-то на поверке посреди острожного плаца. Но скорее – стоит. 112. 2 В Каталоге коллекции А. Г.

Достоевской) проставлено: «Париж, 1863». Но автор «Скверного анекдота», «Крокодила», задиристых полемических статей из журнала «Время» представлен на этом фотопортрете очень выразительно и рельефно. Фотография (погрудный портрет25) раскрашена акварельной краской. Сейчас же закончим изложение загадки этой фотографии на вопросительной интонации.

Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. В чертах лица появилась спокойная уверенность, взгляд в объектив стал более пристален. Левицкого или К. И. Фигура писателя погружается в полумрак и таким образом отдаляет зрителя.

Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. 173, Palais-Royal, Galerie de Valois. Художник. Призыв к борьбе, возрождению и созиданию. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. С. 250, 257).

Страхов замечает, что от этого его лицо приобретало простонародное, солдатское выражение. 9) эта фотография датирована тоже 1861 г. : «4) Портрет от 1861 года без бороды». Каким же предстает Достоевский на этой самой ранней его фотографии. Но когда же. и во всем облике какая-то моложавость.

Слева от него, на другом стуле, – Достоевский. Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Т. 1.

На них я не прочел ничего. в Семипалатинске, проездом в Кашгарию», первым, кажется. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Материалы и исследования.

– С. 108). соч. В результате границы бороды почти слились с мундиром, следствием чего явилось изменение общих пропорций лица: оно стало более округлым, «упитанным», взгляд – официозно-тяжеловесным. Вместе с этим, сцеплены и руки на коленях. Это, бесспорно, снимок 1860-х годов.

Валиханов. Так что предположение остается лишь предположением. Гроссмана. С. 303. 17 См. : Там же.

С. 144. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя и самостоятельное произведение. Достоевской сделана карандашная надпись: «1861 или 1863 получен от Анны Ивановны Майковой. Бергамаско, Однако на чем основана такая атрибуция, не сообщается. М. Л., 1934.

Жил он тогда (не по совпадению ли. ) недалеко от Подьячевской улицы, на берегу канала, в районе, где томились и страдали многие герои Достоевского. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. 112 и 113. 19 Один из этих снимков (Ф. М. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. На писателе наглухо застегнутый, несколько кургузый обер-офицерский мундир. М. М. Достоевского. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». После Карамазовых (и во время чтения) несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что все идет по-старому, а что мир не перевернулся на своей оси.

Гейбовича, ротного командира, под началом которого писатель служил в Семипалатинске. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе – В. Г. Белинского. Перемена позы (стоя / сидя) почти чудодейственно изменила весь его облик.

– М. : Художественная литература, 1971). Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством. Конечно, это еще не создатель «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов». Портрет Ф. М. Руки сложены на коленях, одною из них Достоевский придерживает форменную фуражку. На гравюре В. А. Это единственная фотография писателя, на которой он изображен с гладко выбритым лицом нет не только бороды, но, как кажется и усов (или они едва-едва различимы).

Например, в «Портрете Ф. М. Губы полные. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова. 761)24 обозначено, что это фотография работы Э. Бондонелли.

Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Находки краеведа. Если предположить, что все Достоевские фотографировались у А. О. Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. Губы сжаты в ироническую складку.

Общие черты лица округлые. 3. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Работы Юрия Косаговского находятся в собрании русского неофициального искусства 1920-1960-х годов Георгия Костаки (Государственный Музей Современного Искусства в Салониках, Греция), в музее неофициального искусства 1950-1970-х годов «Другое искусство» (Москва), в частных собраниях в России, Германии, Франции, США, Южной Корее, Швеции, Финляндии, Грузии и др. 4. Погодина и других. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью.

Гоха (хотя поворот 3/4 вправо зеркален по отношению к петербургскому снимку). О местонахождении этой фотографии Анна Григорьевна помечает «дома» (РГАЛИ. Сытиной, опубликованных в 1885 г. 9 По-видимому, А. Г. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческимсознанием» русского народа.

Следующая по времени фотография была сделана в Париже, во время заграничного путешествия Достоевского 1862 года (так она датирована в Каталоге коллекции Музея памяти Достоевского, 3109 но теоретически можно предположить и 1863 год – время второго посещения писателем Парижа, однако это были дни бурного выяснения Достоевским отнощений с Аполлинарией Сусловой – скорее всего, для посещения фотографии у него в этот раз не было ни времени, ни необходимого дущевного спокойствия). Достоевский сидит на стуле вполоборота, закинув ногу на ногу, обхватив колено руками.

Искусство Глазунова – всегда и вызов и призыв. Живопись Перова лишена колористических эффектов, едва ли не однообразна в проработке деталей, однако и в этом прочитывается стремление убеждать простой истиной факта. 192 и 193). Художник получил известность благодаря своему уникальному художественному методу, разработанному им в 1970-е гг. Кожа удивительно гладкая, чистая.

Фигура портретируемого написана на темном фоне. С. 185). Достоевская.

Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Достоевского (перо, карандаш). Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи».

Уже из Твери Достоевский пишет письмо своему товарищу барону А. Е. Достоевский был лично знаком с Крамским. Никто, как Достоевский, не чувствовал великую пагубу идеи социализма, видя в ней воплощение атеизма. Вот таким образом иллюстрация называется «Арифметика».

Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского ( 3110): «Москва. Однако простота внешности писателя уравновешивается глубокой духовностью. Многое написано с места событий. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: "смотри в старых книжках", "см. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. М.

Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. 3. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Преступление состарило его: на правом лице — морщины.

С. 6. Тем значительнее ценность этих портретов молодого писателя. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф. М. Однако замысле не был осуществлен. идеоографтеские записи романиста.

Ф. 93. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. Достоевская вспоминает: «.

Достоевская также датирует фотографию 1858 г. вслед за З. А. Гоха хранится в коллекции Литературно-мемориального музея Ф. М. Насколько значима была графика для самою Достоевского доказывается и тем, что писатель менял причем, очень резко и характерно – сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества.

Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого графические или, лучше сказать. Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. Если литография Бореля (и лежащая в его основе фотография Тулинова) – это 1861 – 1862 годы, то рассматриваемый снимок скорее должен быть датирован серединой 1860-х годов. М. Сервантес, Тихон Задонский. Впечатления же эти ему дороги и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе. Тургенева, А. Н.

Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. О том, что Ч. Валиханов «посетил Ф. М. К великому сожалению, в отличие от парижской уголовной полиции, III Отделение в эти годы еще не практиковало «фотофиксации» политических заключенных и мы не имеем возможности увидеть, как выглядел арестованный по делу петрашевцев, заключенный в Алексеевский равелин автор «Белых ночей» и «Неточки Незвановой». Картина, переполненная эмоций и кричащая о бедственном положении детей, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом, пребывая в голоде и в холоде, сразу же оказалась востребованной в обществе, уже прочитавшем и вовсю обсуждавшем «Униженных и оскорбленных».

По горькому признанию свергнутого и обреченного на смерть государя. 1924. Интересно, что редакция академического Полного собрания сочинений писателя выбрала именно эту фотографию для помещения на фронтисписе в томе, содержащем «Записки из Мертвого дома».

Картина изображена в единой серовато-коричневой гамме. В 1925 году эта фотография была воспроизведена на фронтисписе первого издания «Воспоминаний» А. Г. Соколова) гравером Августом Яновичем Даугелем (1830 – 1899) вырезана гравюра на дереве, помещенная в 52 «Всемирной иллюстрации» за 1869 год в ряду портретов знаменитых воспитанников Главного инженерного училища (которое Достоевский закончил в 1843 году). 31 Но какая убийственная метаморфоза произошла при переводе изображения в другую технику. Выражение лица отчасти напоминает фотографию 1860 года работы И. А.

С. 367 (благодарим Е. М. В книге «Россия распятая» художник пишет: «Еще в юности меня пронзили образы петербургского мечтателя, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Здесь, поскольку изображение «срезано» по пояс, единственным центром снимка оказывается лицо, а корпус, занимая на фотографии непропорционально большое место, превращается в аморфное, бессодержательное пятно. 15. Но после смерти старушки этот мост разрушился и дорога назад исчезла. Каторга является мостом в обратную жизнь.

Крамскому принадлежит рисунок изображающий Достоевского на смертном одре (хранится в ИРЛИ). Отсюда это осознание имкрестного пути для человека, страны и народа.

Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров. Во «Всемирной иллюстрации» портрет Достоевского дан оплечно и заключен в медальон, помещенный на фоне каких-то фортификационных сооружений и другой военной атрибутики. 32 Вся динамичная фигура писателя оказалась отсеченной, органически связанный с общей позой наклон головы выпрямлен чертам лица придана необходимая для юбилейной публикации33 официальность. Во время службы Врангеля в Семипалатинске они очень сблизились и, уезжая, тот оставил Достоевскому на хранение некоторые из своих вещей.

Баумана на Невском проспекте: между ними есть некоторые черты сходства. Таким образом, облик Достоевского этой эпохи запечатлен лишь в графических работах Н. А. И. «живая жизнь» ушла из этого портрета Достоевского. С. 195).

Вдруг раздался звонок в дверь мастерской: На пороге стояла Неточка. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Графическому языку вторят слова автора: «Достоевский. 1955.