Дюрер Альбрехт 4 Апостола

«Четыре апостола», Альбрехт Дюрер — описание картины

По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы.

Протестанты особо выделяли Павла и называли апостолом Реформации. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Это была эпоха, когда поистине «распалась связь времен».

Как в Испании, в Германии, во Фландрии. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. духовно они кажутся совершенно едиными. Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха.

Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Он всегда с ключами от Царствия Небесного. В четырёх апостолах также видеться воплощение основных чётырех темпераментов 150 холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического.

Альбрехт Дюрер «Четыре 
апостола»

Альбрехт Дюрер «Четыре апостола»

На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой— Марк и Павел. Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г. ), «Святой Иероним» (1514 г. ), «Меланхолия» (1514 г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Третий — деятель. О. Сколько было интерпретаций. Он рисует. Иоанн держит в руках написанное им раскрытое Евангелие.

Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Всмотримся же в эти лица, соотнося образы Дюрера с евангельскими персонажами.

Павел не знал Иисуса и не входил в число его двенадцати учеников, но он почитается как апостол за свои чрезвычайные заслуги в становлении христианской церкви. Обычно такой дидактизм не идет на пользу искусству, но «Четыре апостола» – исключение из правила. Он рисует.

Описание картины 
Альбрехта Дюрера 
– Четыре апостола

Описание картины Альбрехта Дюрера – Четыре апостола

В Венеции А. Дюрер написал свою знаменитую картину «Мучение святого Варфоломея», которую ему заказали для собора Святого Марка. Перед нами картина «Четыре Апостола». Есть свои и прочие. Виртуозно (так умел только Дюрер. ) закомпонованы. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ).

Его послания общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета. Изображён с закрытой книгой. Картина — диптих — состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Разумеется, нет. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра Меланхолия (1514г. ). На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой 150 Марк и Павел.

Дюрер знал, что погромы были произведены фанатиками, требующими удаления из храмов всех изображений святых, апостолов, всех украшений, всего того, что «оскорбляет» евангельскую простоту раннего христианства. Сюжет – апостолы Иоанн, Петр, Павел и евангелист Марк – вполне традиционный (хотя, как мы увидим позднее, здесь есть нюансы, свидетельствующие о протестантских симпатиях художника). Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. И тьма, тьма. Апостолы и евангелист предстают титанами, способными вершить судьбы мира.

Но божественное слово истины всегда выше тиранов и лжепророков. Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Начинает борьбу за утверждение истин. Некоторые исследователи творчества А. Дюрера считали художника бесспорным сторонником Реформации, однако его отношение к ней не было столь прямолинейным. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными.

Согласно церковной традиции, Иоанн – автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»). Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Дюрер, безусловно, был человеком своего времени.

Четыре апостола 
 (Альбрехт Дюрер)

Четыре апостола (Альбрехт Дюрер)

К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. В трехчастных алтарях (триптихах) фигуры апостолов, евангелистов, святых располагаются справа и слева от главной композиции (например, «Распятия»). Это произведение имело для художника огромное значение. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» 150 это правая и левая части незаконченного триптиха.

Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г. ), «Святой Иероним» (1514 г. ), «Меланхолия» (1514 г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514г. ). Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи. Какие имена.

Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так: «В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения». Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Костры, на которых сжигали людей и казни на городских площадях стали бытовым явлением.

Описание картины 
Альбрехта Дюрера 
Четыре апостола

Описание картины Альбрехта Дюрера Четыре апостола

Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сюжет – апостолы Иоанн, Петр, Павел и евангелист Марк – вполне традиционный (хотя, как мы увидим позднее, здесь есть нюансы, свидетельствующие о протестантских симпатиях художника). Внизу – цитата из 2-го послания Петра: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель».

Хотел ли Дюрер осознанно противопоставить в своем диптихе возвышенных мыслителей и жестких деятелей. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Пытаясь обезопасить «Четырёх апостолов», Дюрер решает подарить картину городу, справедливо полагая, что уж свою собственность расчётливые бюргеры в обиду не дадут. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент.

Доклад: Описание 
картины Альбрехта 
Дюрера Четыре апостола

Доклад: Описание картины Альбрехта Дюрера Четыре апостола

По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. Только в 1922году створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Против каких же лжепророков столь настойчиво предостерегал сограждан Дюрер. Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Иоанн Богослов – один из 12 апостолов. Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.

Он рисует. Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513г. ), «Святой Иероним» (1514г. ), «Меланхолия» (1514г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Пытаясь обезопасить «Четырёх апостолов», Дюрер решает подарить картину городу, справедливо полагая, что уж свою собственность расчётливые бюргеры в обиду не дадут. Родился и умер в Нюрнберге. Эта композиция и поныне остается самым волнующим и неизменно актуальным творением Дюрера.

Но это мнение представляется сегодня ошибочным: не стал бы прославленный мастер торжественно дарить Нюрнбергу незавершенную работу. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям.

В письме городскому совету мастер писал, что в эту работу он «вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись». «Четыре апостола» написаны в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию. Ещё одну надпись сочинил сам Дюрер: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие.

Описание картины 
Альбрехта Дюрера 
"Четыре апостола"

Описание картины Альбрехта Дюрера "Четыре апостола"

Потрясают образы их грозная сила их тревожная, выступающая из тьмы бытия мощь. Три почти судорожно сжатых руки рядом: Павел сжимает книгу и посох, Марк – свиток.

Однако несмотря на то, что курфюрст был горячим поклонником творчества Дюрера, он не мог смириться с «еретическими и оскорбительными» надписями, вот таким образом венценосный ценитель искусств приказал их отпилить (. ) и отослать обратно в Нюрнберг. Картина Четыре апостола должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям. Они, безусловно, основные фигуры с точки зрения композиции. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.

Четыре апостола», 
Альбрехт Дюрер, 
1526 год

Четыре апостола», Альбрехт Дюрер, 1526 год

Апостол Марк – один из четырёх евангелистов. Только в начале 20 века текст и картина были воссоединены.

Иоанн – в алом плаще – Павел в белом. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».

Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Рисует пейзажи, орнаменты, портреты и обнажённую натуру. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Мы снова видим, как Дюрер объединяет средневековые каноны с творческими новациями. Четыре этапа прихода истины в мир. Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг. ).

Два евангелиста, два апостола. Его крепко, но спокойно держит Иоанн. Но это мнение представляется сегодня ошибочным: не стал бы прославленный мастер торжественно дарить Нюрнбергу незавершенную работу. Благочестие автора диптиха не вызывает сомнений. Узнав об этом, А. Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию.

Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета – высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей, слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных и наконец известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников». В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Ещё одну надпись сочинил сам Дюрер: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».

Реферат: Описание 
картины Альбрехта 
Дюрера "Четыре апостола"

Реферат: Описание картины Альбрехта Дюрера "Четыре апостола"

Сейчас этого изречения, посетители мюнхенской Старой пинакотеки, где хранятся «Четыре апостола», уже не увидят: доска с надписью была отпилена по приказанию одного из «мирских правителей». Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия. Только в 1922 г. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия. В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог.

(Учение о темпераментах было чрезвычайно популярным во времена Дюрера и известно, что художник очень интересовался им). Последние должны быть уничтожены. Взгляд евангелиста обращен не на свиток и не на Библию, а на Павла. Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Так проф. Вернадский комментировал репродукцию, висевшую в комнате жены. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев.

Этот, пока ещё почтительный, бунт против небес породил неслыханный взлёт в философии, в естествознании, в искусстве Какие имена. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов.

Описание картины 
Альбрехта Дюрера 
"Четыре апостола"

Описание картины Альбрехта Дюрера "Четыре апостола" – реферат

Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение 150 не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Уже первая картина А. Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера. Картина— диптих— состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее.

апостолы изображены практически в человеческий рост. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Многочисленные изображения крестьян у Дюрера тоже далеко не однородны: иногда они полны симпатии к сословию-кормильцу, а в другой раз в них сквозит пренебрежение к грязным и грубым мужикам. Картина состоит из двух узких вертикальных створок, соединённых между собой. Композиционно обе части картины связаны в одно целое.

Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость». Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей.

Если предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними.

  • Другие картины Альбрехта Дюрера
  • Информация – Культура и искусство

Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Книга Павла – закрыта, она тяжела, велика. Но симметрия перекрестная (по смыслу): Иоанн – Павел Петр – Марк. Она написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой.

Другие картины Альбрехта 
Дюрера

Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Возрождение удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи).

При этом он изобразил людей с различными темпераментами: холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика. Так картина воспринимается и поныне. Как в Испании, в Германии, во Фландрии. Апостол Пётр в католической религии считается первым папой Римским. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха.

Давайте пройдем в зал II. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой — Марк и Павел. В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть.

Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. И его (тебя) ждет жестокая кара. Чтобы если и не стать равным Богу, то хотя бы максимально приблизиться к нему, подняться при помощи познания над мёртвой материей и самому стать творцом. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Взгляд Павла напряженно тревожен.

Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. На левой – изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471–1528гг. ). На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел.

Он был любимым апостолом Лютера, да и самого Дюрера, о чем свидетельствует его знаменитый цикл гравюр «Апокалипсис» (1497-98 гг. ). Марк, так же, как и Павел, олицетворяет средний возраст человека. Картина «Четыре апостола» вызывала и по сей день вызывает большие споры среди искусствоведов. Сам А. Дюрер так подписал картину: Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения.

Четыре темперамента: Иоанн –сангвиник Петр – флегматик Марк – меланхолик Павел – холерик. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой Марк и Павел. Возрождение. «Четыре апостола» – замечательный пример той многозначности истинно великого произведения, которая порой далеко превосходит первоначальный замысел его создателя. Глаза Марка горят, как у не ведающего сомнений фанатика.

В это произведение Дюрер вложил свои высокие этические представления о человеке. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Дюрер знал, что погромы были произведены фанатиками, требующими удаления из храмов всех изображений святых, апостолов, всех украшений, всего того, что «оскорбляет» евангельскую простоту раннего христианства.

Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии — время, предназначенное не для слабых душ. Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость». Дюрер был умеренным сторонником Реформации.

Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Марк – смотрит на Павла.

Фигуры тесно вписаны в форматы досок. Потому он и послал к нам своих современников 150 людей мятежа и преобразования, мыслителей и борцов, сознающих высшее назначение своего существования. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Альбрехт Дюрер примкнул к лютеровскому движению с момента первых выступлений реформатора, но впоследствии разочаровался в Реформации, как и многие другие художники. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов.

Это произведение имело для художника огромное значение. В первоначальном виде диптих был восстановлен только в 1922 году.

Четвертый — тиран, не рассуждает и не хитрит. Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг. ). Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен.

Второй — толкователь истины, ученый. Но прямых указаний на это нет. Картина диптих состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Из-за нее красивое и емкое название диптиха «Четыре апостола» не отвечает содержанию произведения.

Как в Испании, в Германии, во Фландрии. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Так, Иоанн олицетворяет юность.

Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Сейчас этого изречения, посетители мюнхенской Старой пинакотеки, где хранятся «Четыре апостола», уже не увидят: доска с надписью была отпилена по приказанию одного из «мирских правителей». Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. Первый апостол — чистый искатель истины, мыслитель и философ. На переднем плане слева стоит апостол Иоанн, самый юный и самый преданный из учеников Иисуса.

Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» 150 это правая и левая части незаконченного триптиха. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу. У Иоанна и Петра глаза устремлены в открытое Евангелие. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными. Изображается с открытой книгой.

Возрождение. Композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся совершенно едиными. Для него важны уже не слова, которые были в начале, а вытекающие из них решения, дела. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой.

На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. Зритель может прочесть его первые строки: «В начале было Слово». Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».

Написанные Дюрером фигуры кажутся нечеловечески мощными: они буквально втиснуты в рамы, полностью занимают всю плоскость досок, которая словно тесна для них. Только в 1922г. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С другой стороны, начинались бурное пробуждение человеческого разума, стремление к знаниям и свободе мысли. Четыре – но не евангелиста. Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры.

Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. Этот, пока ещё почтительный, бунт против небес породил неслыханный взлёт в философии, в естествознании, в искусстве.

Картину он подарил своему родному городу Нюрнбергу. «Четыре апостола» написаны в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию. Курфюрст Максимилиан, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее.

В трехчастных алтарях (триптихах) фигуры апостолов, евангелистов, святых располагаются справа и слева от главной композиции (например, «Распятия»). Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия. Евангелие от Иоанна «Четыре апостола» – последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей.

Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Столь горячо и преданно смотрят на вождя, ожидая поучения или команды. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен.

Композиционно они тесно спаяны вместе. Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Можно не иметь понятия о том, что начертано у ног апостолов витиеватым готическим шрифтом. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания.

Апостол Павел не входил в число 12 апостолов. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. «В начале было Слово».

Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Будут люди, которые опираются только на себя, жадные, гордые, надменные, нечестивые, родителям непослушные, неблагодарные, всем мешающие, насильники, нецеломудренные, недобрые, дикие, предатели, кощунственники, самодовольные". Одну из них выполнил сам А. Дюрер еще во время работы над картиной.

Но прямых указаний на это нет. Его глаза тоже полны тревоги.