Христос И Грешница Поленов Описание Картины

Христос и грешница (картина Поленова)

На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. В итоге сошлись на нейтральном – «Христос и грешница».

Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Сюжет ее понятен: Мария и Иосиф, возвращаясь с праздника в Иерусалиме, теряют двенадцатилетнего отрока Христа, думая, что Он идет где-то рядом в толпе, среди людей, но не находят ищут три дня и, вернувшись в Иерусалим, находят среди учителей. Взбудораженные горожане, приведшие преступницу на суд, готовы забросать ее камнями, однако сидящий в окружении своих адептов Христос мудрым взглядом озирает толпу разгневанных жителей и женщину, стоящую с видом загнанного зверька. Картина была закончена в 1887 году.

Был он в ней и в ранних версиях основного полотна, но за несколько дней до первого публичного показа картины, уступая уговорам своей матери Марии Алексеевны, Поленов убрал шапочку. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины.

Исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — под страхом смерти не допускались язычники и иностранцы. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. По подсчету Маймонида, существуют 36 преступлений, караемых смертной казнью: преступления против нравственности (как кровосмешение и прелюбодеяние) преступления религиозные (как идолопоклонство, подстрекательство к нему, человеческие жертвы Молоху, колдовство, лжепророчество от имени Бога, пророчество от имени языческого божества, богохульство, нарушение субботнего отдыха) причинение родителям телесного повреждения, произнесение проклятий по их адресу, дерзкое ослушание неподчинение власти Синедриона убийство и похищение людей (ср. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно9. Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова.

Так название и осталось. Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»40.

Воплощение замысла далось непросто и заняло больше пятнадцати лет. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница». А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина.

Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов4547. Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев21. Слово «чужие» тут не означает «не родственники», а имеет только самое общее значение – все объекты поклонения, не являющиеся Вс-евышним и все.

Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями».

Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Тем не менее, сравнивая это полотно с одноимённой картиной художника-академиста Генриха Семирадского, Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее», а также что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10. Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него.

Описание картины 
Василия Поленова 
«Христос и грешница»

Описание картины Василия Поленова «Христос и грешница»

2А утром опять пришел в храм и весь народ шел к Нему. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»58. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»64.

He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04 073 250 фунтов или примерно 05381742. 05 381 742 долларов (холст, масло, 118 239 см). Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». В основной своенй части она ничего не добавляет ибо нет разногласия в том, что термин «прелюбодеяние» в русских переводах Торы и ее комментаторов относится к незаконным связям именно замужней женщины (или хотя бы обрученной). Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».

Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4247. В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: Учитель. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма». В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».

Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».

Работа вызвала жаркие споры. Нет, мораль, прописанная в Торе и Талмуде, вполне сурова к нарушителям заповедей. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице». где твои обвинители. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения».

«Христос и грешница»: 
Любопытные факты 
о картине Василия

«Христос и грешница»: Любопытные факты о картине Василия Поленова

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что, отказавшись от официальной религии и церковности, Поленов реалистически трактовал как самого Христа, так и всю евангельскую историю. с идолами других народов.

Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Вместе с Васнецовым они создали архитектурный проект храма, Поленов также разработал проект иконостаса, сам написал несколько икон. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах13. Умирает его сестра Вера Дмитриева, с которой они очень дружили. Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах. Но никаких родственников среди идолов у Вс-вышнего не существует и потому вопрос измены с родственниками здесь просто отпадает. Толпа передана художником живою.

Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. Ведет, очевидно, не он, а нечто ему абсолютно не известное, с чем он и не считается, о чем и не думает он только старательно исполняет чужое веление и с добросовестностью современного полицейского тащит туда, куда, как он полагает, почему-то тащить следует. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма – на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. Во время путешествия им создано множество этюдов имеющих самостоятельный характер. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница». Но где же у Поленова Воскресший Господь.

Ко времени, когда Поленов начал свою работу над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского13. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. 8И опять, наклонившись низко, писал на земле. Но дело было не только в этом.

Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех.

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Почему он это сделал. Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро. Потому так важно для него было ее название. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь».

Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)». Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою. В самом деле, через некоторое время в зал, где была выставлена картина, вернулся Александр III и, ещё раз удостоверившись, что картина никем не заказана, объявил, что он оставляет её за собой31. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, – писал он, – каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой».

Весной 1883 года, уже будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов, наконец, взялся за работу над большой картиной. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7).

Сочинение по картине 
Поленова Христос 
и грешница

Сочинение по картине Поленова Христос и грешница

Он прорабатывал эскизы, а также создавал изображения итальянских евреев. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же». Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. С 1881 года художник полностью отдается работе над полотном. Как это возможно. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. На Западе этот рассказ отсутствует в готском переводе и некоторых старолатинских рукописях (a, f, l, q).

Таким образом, он максимально приближается к простому человеку. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова55. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха». Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Если бы она была запрещена цензурой — а так вполне могло случиться, окажись она у Третьякова, — то её нельзя было бы выставлять в его галерее9.

Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо. Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Этюды к этой картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». колорит Иудеи времен Христа. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции. Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса.

«Христос и грешница»: 
как Поленов видел 
Спасителя

«Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя

По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же»37. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. Его роль еще не началась.

А Иисус у Поленова максимально приземлен: спокойно сидит в немного усталой позе, одет, как обычный человек (знакомый художника, которого он встретил на Востоке). Большинство толпы – равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить – будут бить, велит плакать – будут плакать, велит кричать «осанна. » и подстилать одежды – будут сами ложиться под ноги грядущего.

В общем, сам по себе главный герой не является чем-то противоречащим еврейскости скульптора. Полотно вызвал довольно много споров среди критиков. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. В 1881–82 годах, во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленову встретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению, вполне мог быть молчаливым свидетелем тех давних библейских событий.

Сочинение по картине 
Поленова «Христос 
и грешница»

Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Постепенно люди стали расходиться и ни один камень не был брошен в женщину. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь).

Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. никто не осудил тебя. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца.

Христос и грешница 
– художник Поленов

Христос и грешница – художник Поленов

В 1881 – 1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». 7:4 9:1 11:1). Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения.

и от садистских методов казни. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки.

Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию». По-вашему любовная связь с родными – это не прелюбодеяние, а что-то иное, а мое мнение противоположно - любая связь (вне своего мужа) есть прелюбодеяние. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха. » – такова была основная, цементирующая идея картины. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей.

Картина Христос 
и грешница Василия 
Поленова

Картина Христос и грешница Василия Поленова

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. Старосирийский (Syrs, c) перевод и арабская редакция «Диатессарона» Татиана не обнаруживают знания этого отрывка, равно как его не содержит его и Пешитта. ». Христа он написал не – не как Бога, а как странника, мудреца и философа. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова). Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули его на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку в этот период он практически не работал над эскизами и этюдами для неё19. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»42.

Такое постановление привело к почти полному упразднению смертной казни. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Наконец, он подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя.

У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей. А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему.

Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Таким образом, в 1883—1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию23. Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен). Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях.

По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75 см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22 см) – в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». Он взят из Нового Завета и повествует о том, что как-то мимо Христа, сидевшего со своими учениками невдалеке от Храма, процессия евреев тащила на казнь (побиение камнями) молодую женщину, уличенную в прелюбодеянии. Для этого он воспользовался этюдами и впечатлениями от своей ближневосточной поездки, полагая, что природа «если и изменилась, то очень мало небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит»4552. Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.

Шумная кричащая толпа ведущих грешницу иудеев как бы нарушает спокойный ход его размышлений. Но на самом-то деле – нет, не свидетельствует. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»10.

Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36. Христос Поленова – спокоен и самоуглублен. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. Прелюбодействующая парочка, если женщина при этом была замужней (естественно, за другим), действительно подлежала смерти. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния и спросили его: «Что же делать с ней. » – ведь Моисей учил таких грешников бить камнями.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ».

6Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. При этом, по признанию самого художника, в одной детали он нарушил «фотографическую точность» пейзажа: в правом верхнем углу картины изображён склон Елеонской горы, которая не могла быть видна от юго-восточного угла портика Иерусалимского храма — на самом деле, эта гора расположена как раз за спиной зрителя. По словам искусствоведа, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями». На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень».

Работу он на время отложил. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Некоторые армянские рукописи и старогрузинские переводы тоже опускают это место. После написания в 1837-1857 А. А. Ивановым монументального полотна «Явление Христа народу» следующее поколение художников (к которому и принадлежал Поленов) по-своему переосмыслило Священное Писание. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника». В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Кстати именно парочка, а в рассказе и, соответственно, в картине фигурирует приговоренной почему-то только женщина, но не будем ловить таких тараканов (коих тут и не один этот) ибо есть здесь вещи посущественней.

Но Поленова остановила цензура. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна». Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее».

Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»).

Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. слова из Йехезкеля, как буд-то бы свидетельствует в Вашу пользу – полюбовники грешницы именуются им как «чужие». И вопрос не просто в главном действующем лице этой картины – ведь у самого Антокольского есть скульптура «Христос перед судом народа» и стоит она в том же самом зале. Не обращая внимания на другие картины, они сразу же прошли к «Христу и грешнице».

Христос и грешница 
 (картина Поленова) 
—

Христос и грешница (картина Поленова) —

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»71. Выше: что вы искали. О благодати, о Божественной сущности Христа речи нет.

Сам Поленов не видел жизни вне творчества. Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. Тем не менее, он отмечал, что «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница».

Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.

Поленов Христос и грешница описание картины, анализ

Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Он сел и учил их. Только концовка приведенной цитаты, т. е.

Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. В 1880 году Поленов обращается к архитектурному творчеству: он принял участие в проектировании, строительстве и оформлении интерьера церкви.

Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях12. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши. Женщина, стоящая на ступенях храма, – евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». 10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.

Христос и грешница 
 (картина Поленова) 
Википедия

Христос и грешница (картина Поленова) Википедия

Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с него обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата.

Ведь Паленов сумел сосредоточиться, прежде всего, на его человеческих качествах. Вопрос в другом – вопрос в сюжете картины, точней даже, вопрос в сюжете соответствующего евангельского рассказа ибо сама картина только талантливая к нему иллюстрация. При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей. Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа. 7Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. У него были пейзажные зарисовки, архитектурные этюды, но не хватало изображений людей20.

С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор – так называемый «двор Израиля» – язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами.

Репродукция картины 
Христос и грешница 
Василия Поленова

Репродукция картины Христос и грешница Василия Поленова

Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Историческая достоверность – один из главных столпов, на которых должно было держаться полотно. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, – «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым.

Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи». Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. В этом был ее смысл. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Он сел и учил их. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Христос и грешница 
 (картина Поленова) 
— Википедия РУ

Христос и грешница (картина Поленова) — Википедия РУ

вы можете запросить все в системе с коробкой. И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. » – после чего молча продолжил писать на земле. Замысел будущего полотна «Христос и грешница» начал формироваться у Поленова в 1868 году1112, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно».

Таким образом, в 1883 – 1884 годах Поленов продолжал работу над картиной в Риме. Моя личная оценка: замечательно и многообещающе. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств56, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля57.

Для этого ему недостает страстности. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».

Первые шаги к написанию задуманной картины Грешница и Христос исполненной воспитательного значения, художник Поленов сделал во время учебных поездок за границу в начале 70-х годов (1872 и 1876). Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года78.

Наталья Васильевна так описывала римский период деятельности Поленова в письме к его сестре Елене Дмитриевне: «Работает он очень много, но удачно ли, опять ужасно трудно сказать мне кажется, что слишком много и мало ищет в работе, а утомительно ужасно». По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»3. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что, отказавшись от официальной религии и церковности, Поленов реалистически трактовал как самого Христа, так и всю евангельскую историю. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма».

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII. ) Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно.

Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. И ему удалось это сделать. По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма»69.

С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м, на которые их наматывали.

Многие, быть может и не знают, кого ведут и за что будут бить. Утром того дня, когда ожидался приезд Александра III, выставку осмотрел обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, которого сопровождал градоначальник Пётр Грессер. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь»41. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее54.

Напишите отзыв о 
статье Христос и 
грешница (картина

Напишите отзыв о статье Христос и грешница (картина Поленова)

Интересная история названия картины. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте. Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница»53. Она отвечала: никто, Господи.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь – всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. Спутниками Поленова по путешествию были лингвист и археолог Семён Абамелек-Лазарев и искусствовед Адриан Прахов. После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. Санх. 11Она отвечала: никто, Господи.

Отрывок, характеризующий 
Христос и грешница 
 (картина Поленова)

Отрывок, характеризующий Христос и грешница (картина Поленова)

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года32. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее.

Тогда известный русский художник Василий Поленов сделал первые эскизы и зарисовки. Тем не менее, в целом результаты поездки не очень продвинули Поленова на пути реализации замысла картины «Христос и грешница», поскольку во время путешествия он практически не работал над эскизами и этюдами19. Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям.

Христос и грешница 
 (картина Поленова) 
Информацию О

Христос и грешница (картина Поленова) Информацию О

Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. Тот прислал чиновника для особых поручений, который разрешил оставить картину до того момента, как осмотр картин будет произведён членами царской семьи — президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, а также самим императором Александром III27. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Мне жаль, что у Христа короткие волосы – вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь».

Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие36.

Картина поленова 
христос и грешница

Картина поленова христос и грешница

Тем не менее, сравнивая это полотно с одноимённой картиной художника-академиста Генриха Семирадского, Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Во многом опорой для них стала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Спаситель предстал в образе обыкновенного человека, не наделенного божественным ореолом. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме».

Христос сказал им известную фразу: «Кто из вас без греха пусть бросит первый камень». Так как считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. Иди и впредь не греши».

  • ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • «Ваша миссия в веках Вам не понятна»
  • «Религия — тот же творческий акт»
  • О том, как время все расставило по своим местам

В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками женщину, уличенную в грехе и спросили его: «Что же делать с ней. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин.

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 04073250. 04073250 фунтов или примерно 05381742. 05381742 долларов (холст, масло, 118 239см). Но дело было не только в этом. В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Она сообщала, что Поленов каждый день писал одну или две головы с натуры и говорила, что ей «было бы спокойнее на душе, если бы этюдов было наполовину меньше и больше по содержанию»22. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница».

  • Этюды, эскизы и повторенияправить
  • Этюды, эскизы и повторенияПравить

Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»41. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения».

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА 
ХУДОЖНИКА ПОЛЕНОВА

«Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное — с этим замечательным выражением лица, — тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями».

где твои обвинители. Но дело было не только в этом. В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». Реализм в картине Поленова главным образом сводится не к содержанию, а к форме, то есть к средствам изображения и именно вот таким образом «он мог уживаться с традициями академической исторической живописи»66. понятия "прелюбодеяние", на иные (не сексуальные) человеческие взаимоотношения. Но все же эта картина наиболее ярко и красочно оживляет древнюю евангельскую легенду. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.

Тем не менее, сравнивая это полотно с картиной художника-академиста Генриха Семирадского «Грешница», Фёдоров-Давыдов писал, что произведение Поленова «серьёзнее, благороднее, содержательнее и художественнее». Тем не менее, он отмечал, что у художника «изображение религиозного сюжета как сцены живой, реальной жизни становится, так сказать, самоцелью». Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. В основу сюжета картины было положено изречение Христа Кто из вас без греха.

Природа дышит покоем и умиротворенностью. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Его нет. В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница».

Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее59. И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества. Как бы то ни было, Никитин не решился своей властью дать разрешение на участие картины Поленова в экспозиции и доложил о ней петербургскому градоначальнику Петру Грессеру.

В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха. ». И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее». В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками женщину, уличенную в грехе и спросили его: «Что же делать с ней. ». В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

Вс-вышнему, с «чужими», т. е. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств61, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля62. Писатель и публицист Владимир Короленко в своей статье «Две картины», опубликованной в 1887 году в «Русских ведомостях», подробно обсуждал образ Христа изображённого на картине Поленова. Своеобразие интерьеров подчеркивали старинные музыкальные инструменты из коллекции, которую на протяжении жизни кропотливо собирал художник. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос.

В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова. Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали. Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.

Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова60. По словам Натальи Васильевны, «Савва очень мило отнёсся к его работе и разбирал его эскизы искренно и не пустословно», что «придаёт Василию нового рвения»23. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это только кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. Во время Великой Отечественной войны часть картин из собраний Государственного Русского музея была эвакуирована в Молотов (Пермь). Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, но при этом чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях. В 1881—1882 годах Василий Поленов предпринял путешествие на Ближний Восток, которое в значительной степени было граничит с работой над картиной «Христос и грешница». Александр III заплатил за полотно 30 тысяч рублей, что было выше цены Третьякова.

Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова.

Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины. никто не осудил тебя. Поленов же изображает этот сюжет абсолютно иначе. Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.

По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 75см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 22см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа». Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. С одной стороны исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Но дело было не только в этом. По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной». Поленов участвовал в создании нескольких храмов. Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым726.

Безусловно, Поленова мучил вопрос, как объяснить, что этот «простой плотник» мог создать такое учение, которое на протяжении стольких столетий безотрывно держит людей. И, естественно, был напечатан каталог выставки, в который было включено это полотно. Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

После этого Александр III продолжил осмотр выставки, а Поленов остался у своей картины. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека и главное – с этим замечательным выражением лица, – тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям.

Александру III экспозиция понравилась и он приобрёл несколько картин. Он написал его не как Бога, а как странника, мудреца и философа: спокойно сидящим в немного усталой позе, в обычной одежде – таким образом, образ Христа максимально приближается к простому человеку. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова.

Когда его стали устанавливать в выставочном зале, выяснилось, что на выставке будет экспонироваться ещё одна крупноформатная картина на исторический сюжет, — «Боярыня Морозова» исполненная Василием Суриковым. Спор же у нас только о том, входит ли в это понятие связь с мужчинами-родственниками. Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. В нем не было ни напряженной драматичности Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И. Н. Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В. Г. Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879).

По его мнению, среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».

По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года. И ему удалось это сделать. Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Предполагалось, что картина «Христос и грешница» будет представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открывалась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», находившийся в усадьбе Поленово, в 1941 году вместе с остальной коллекцией музея был эвакуирован в Тулу, а в 1942 году был возвращён обратно33. 1Иисус же пошел на гору Елеонскую.

По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме». У Поленова есть картина «Среди учителей», которая хранится в Третьяковской галерее. Но Поленов не был доволен результатами. В мае 1884 года Поленовы вернулись из Италии в Россию. Поленов отказать сестре не мог и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом. Со слов Поленова и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру. В частности, он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, художник исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи121516. По словам Фёдорова-Давыдова, подобная абстрактность и малосодержательность были «родственны формальному пониманию сюжета в академизме».

Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма».

Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха. » (англ. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа.

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода.

Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года.