Иероним Босх Несение Креста

Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г. «несение креста» — одна из трёх картин нидерландского художника Иеронима Босха с одинаковым названием. Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г.

Несение креста (картина Босха, Гент)

Крупный план помогает добиться максимального эффекта в показе той безжалостной злобы, которая искривляет лица людей. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся).

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Справа в шатре сидят любовники.

Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Здесь в верхнем ярусе среди фигур, влекущих Христа на казнь, есть один человек, один персонаж, который отличается от всех. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Единственный помощник – это Симон из Кирены. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.

«Несение креста», 
Иероним Босх — описание 
картины

«Несение креста», Иероним Босх — описание картины

Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Человек слева внизу в странном головном уборе из которого сверху торчит пучок волос, держит жезл с хрустальным шаром, в котором заключено золотое изображение пророка Моисея, держащего в руках Скрижали завета. Чело его обращено вверх.

Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Описание картины 
«Несение креста»

Описание картины «Несение креста»

Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Меня зовут Лубберт Дас». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Вернее, что мучители – это преступники.

В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.

Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. А фигура, безусловно, центральная.

Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем.

О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее.

Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Но это только прелюдия человеческой трагедии. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.

Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Иероним в своём житии описывает, как его медитации в глуши были прерваны сладострастными видениями. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.

Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

«Несение креста» 
Иеронима Босха

«Несение креста» Иеронима Босха

Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.

Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Та же поза, т. е.

Т. е. Вскоре свершится то, что было предопределено. Босх вырос в семье потомственных художников.

И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста.

Взятие Иисуса под 
стражу и Несение 
креста

Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату.

Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Наконец, еще два персонажа. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом.

А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.

Т. е. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Философский камень описан также в виде карбункула – драгоценного камня ослепительно красного цвета.

Несение креста (картина 
Босха, Вена)

Несение креста (картина Босха, Вена)

Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Выше: что вы искали. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Вот таким образом не было такой эпохи, когда бы художника не волновала тема жизни Христа, его мученической смерти. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний.

Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.

Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. Вскоре свершится то, что было предопределено. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Во-первых, он убирает пейзаж. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест.

И там еще такой пустой луг и на лугу мы видим фигуру в красном и склоненную фигуру в темно-синем. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».

Несение креста (картина 
Босха, Мадрид)

Несение креста (картина Босха, Мадрид)

А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.

Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. Христос окружен врагами. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей.

Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). 59 x 51 см.

Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».

Искусство : Иероним 
Босх – Несение креста

Искусство : Иероним Босх – Несение креста

В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

Два слова о фоне. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Мы видим внизу слева фигуру молящегося монаха, понятно, что она к сюжету не имеет никакого отношения.

Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.

Несение креста (картина 
Босха, Мадрид) Информацию 
О

Несение креста (картина Босха, Мадрид) Информацию О

Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Сзади Христа два лица вплотную к нему: тоже сверкают глаза, открытый рот у человека в левом нижнем углу и, судя по жесту его руки, он тоже что-то такое говорит, втолковывает, кричит Христу, продолжая, возможно, с ним спорить даже в этой ситуации.

Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Он закрыл глаза, опустил веки по крайней мере и на голове у него синий остроконечный колпак с оторочкой, украшенный каким-то украшением, может быть, звездой, драгоценным камнем. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.

Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ».

Зло по-прежнему выражается через привычные символы, но оно все чаще оказывается присущим непосредственно человеку. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Чело его обращено вверх. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью.

  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия
  • Гент Иероним Босх, Франс Поурбюс, Питер Брейгель Младший

Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. Он принадлежал к братству прихода церкви св. Он не страдает, не мучается, не рыдает, не говорит какие-то важные пророческие или последние слова, не пророчит никому гибели – он внимательно и задумчиво смотрит на нас.

Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.

  • Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  • Иероним Босх – предвестник сюрреализма
  • Евангельский сюжет и «пятое стояние»
  • Спокойствие Христа в венской и мадридской картинах Босха
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины

Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри. Т. е.

Т. е. Женщины впитывает полученные знания и начинают размышлять. Т. е. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Что это – указание на разбойника.

Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. Например, пожар.

  • Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эмблемой Братства был лебедь и его члены периодически устраивали банкеты именуемые Лебедиными трапезами, на которых подавали жаркое из лебедя, в то время считавшееся изысканным блюдом. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа.

Жизненный путь, 
алтарь Воз сена

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Христос окружен врагами. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».

Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Давайте начнем смотреть картины Босха, а их всего три до нас дошло на сюжет несения креста, вот с этого образа, который хранится в Венском музее истории искусств. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее.

Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы.

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Не хочет и не принимает. В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди.

Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Но никаких других персонажей здесь нет. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет.

Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.

«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Т. е. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль.

Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Мы видим Христа в центре, несущего крест. Кто готов к этому. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).

Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный».

Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу.

(Ин 8:31—32). Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ).

Св. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Вернемся к картине в целом.

Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. Меня зовут Лубберт Дас». Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты.

Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д.

И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Это створка несохранившегося алтаря. Это монстры, кровожадные и греховные. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Вот этот образ. Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.

Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов.

Картины Босха полны символизма. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Иоанна или Братству Богоматери, куда вступил в 1486 или 1487 году и в котором пребывал до самой своей смерти.

Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид).

Кольцо быстро сжималось. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. (Ин 8:31—32).

Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Если мы дальше начнем внимательно рассматривать эту картину, то увидим, что, безусловно, очень заметен контраст между закрытыми глазами Христа и выпученными, вытаращенными, буквально вылезающими из орбит глазами окружающих его людей из этой толпы. страдания он испытывает ото всех сразу.

Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа.

Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Лишь двое— Христос и Св. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Обе интерпретации не противоречат друг другу. на самом деле та группа женщин, которую мы видели на средневековых изображениях, здесь отсутствует, но зато есть в отдалении Мария. Подобно оператору в кинематографе, Босх берет крупный план, находит и выхватывает отдельный стоп-кадр из многолюдной толкающейся и шумной толпы, что теснится вокруг Иисуса.

Имя молодой женщины не установлено, но, судя по костюму, она принадлежала к богатой элите Антверпена, где работал последние годы художник. Он закрывает им глаза, также как и Христу. И фрески на этот сюжет есть. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников.

Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Лицо Христа по-прежнему в центре. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.

Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.

Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения.

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров.

Собрание Ф. ван Ланшота. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. От креста, который на предыдущих изображениях достаточно ясно обозначен, остался только один брус, который составляет половину диагонали этой работы. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.

Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Но штанина не выглядит разорванной. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.

По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Этим классическим алтарным композициям большого формата с величественными фигурами, заполняющими передний план, присуща торжественность и приподнятость настроя. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.

У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Больше не помогает никто. Здесь абсолютно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем.

На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Притом настоящая его фамилия – Ван Акен – вовсе не доказывает, что его предки жили в Аахене по крайней мере в обозримом прошлом Ван Акены жили в Хертогенбосе.

Фигура Христа, точнее, не фигура, а в данном случае голова, лик Христа в терновом венце – в центре. Вот крупный план этой части картины. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Вверх идем, в центр – голова Христа. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол.

И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле.

И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол.

Это братство, как и многие ему подобные, было главным образом благотворительным, но также служило своего рода клубом, местом обсуждения новых веяний и интеллектуального общения. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. в каком-то смысле можно сказать, что и за сто лет традиция особо не прерывалась и очень многое в ней сохранилось.

А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Цветовые переходы напоминают порой разные стадии превращения материи зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это одновременно символы ада и смерти и намёк на огонь алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

– это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Кто готов к этому. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Кто готов к этому. 59 x 51 см.

Они пьют вино. 12:1). В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».

Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб».

Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Приписывается Босху. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.

Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Он смотрит перед собой, вперед и вниз.

Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Правая внешняя створка «Несение креста».

Т. е. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Ничего серьезного невозможно сделать, если не решить сразу, в какой системе символов собирается работать исследователь. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.

По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.

Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства.

которую Бог уготовил человечеству. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Она в центре, чуть левее и выше головы Христа.

Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.

Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Она относится к числу последних работ великого нидерландского художника и может быть названа не только уникальной в его творчестве по своеобразию художественного решения, но и несущей в своем содержании как бы наибольшее обобщение его этических идей. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

Гертогенбош. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание.

Художник располагает головы всех персонажей параллельно картинной плоскости. на самом деле 14 стояний относятся не к пути Христа после суда на Голгофу, а ко всему сюжету распятия. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека.

Кто готов к этому. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.

Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах. В Назарет путь Ему был также закрыт. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. А если мы посмотрим снова на диагональ, которая связана с брусом креста, то мы увидим слева вверху молчащую фигуру без глаз, поддерживающую крест, потом в центре лик Христа и потом ниже – вот этого закрывшего глаза человека в таком восточном колпаке. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным.

На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е.

Физические страдания Иисуса усилены тем, что гвозди на деревянных колодках при каждом шаге впиваются в его ступни и щиколотки. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Но не таковы должны быть дети Его Царства. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Весьма вероятно, что образы, созданные Босхом, были навеяны художнику масками актеров, которые разыгрывали в праздничные дни на площадях и церковных папертях еще с эпохи средневековья мистерии на сюжеты из легенды о Христе. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы.

Такова страшная участь. Но никаких других персонажей здесь нет. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. И мы вспоминаем, что действительно в сцене распятия участвуют еще два важных персонажа – разбойники, между которыми был распят Христос.

В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). е. Вот крупный план этой части картины. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.

На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Осужденный был передан в руки солдат. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».

Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). В общем, мы видим знакомую нам картину.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Т. е. НЕКОТОРЫЕ СИМВОЛЫ БОСХАИзображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне».

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский.

Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Возрождение.

Это орудие пытки вплоть до середины XVIв. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Онибыли окрашены уже после смерти художника. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря».

Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Например, пожар. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

«Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. О жизни художника нам известно мало. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии).

О жизни художника нам известно мало. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Это очень важная для нас диагональ. Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу.

В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Вот таким образом стремление понять смысл его картин вне контекста этих традиций представляется весьма наивным. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.

Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).

Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. В общем, мы видим знакомую нам картину. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу.

Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы.

Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Два слова о фоне. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Т. е.

– это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.

Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Кричащие лгут, молчащие говорят правду.

часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Т. е. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Св.

Св. Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине.

В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Дерево, масло.

Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34).

Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.

Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе.

Иероним Босх – великий нидерландский художник. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Это было последнее произведение Босха. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы.

Жаб напоминают и толстый охранник в шлеме и со щитом и фарисей рядом с «добрым» разбойником. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. Нидерланды. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония».

На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Понятно, что здесь тем самым акценты меняются, все внимание зрителя сосредоточено только на главном, на основном: вот Христос, несущий крест и это образ для поклонения и размышления, так как ведь сказано, что и каждому человеку нужно взять свой крест и следовать за Спасителем. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Но явных указаний на это у нас здесь нет.

В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.