Иероним Босх Сад Земных Наслаждений Описание

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. В центре находится гротескная фигура монстра. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Сколько людей – столько и мнений. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.

Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.

Картина Босха «Сад 
земных наслаждений»: 
история шедевра

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

Сорванных. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.

Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.

Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. А иллюстратор известной идеи. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло.

Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. На нем нет ни людей, ни животных. Все же это были люди другой психологии.

Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Босх— воистину великий комбинатор.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516).

Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).

И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Триптих Страшный суд, который датируется 1504 годом и был написан Босхом по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого, является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». И мне лично это даже импонирует.

Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Логика в целом здравая, но порой заводит слишком далеко, так как два плюс два не всегда равно четырем. Ею не украсить церковный алтарь. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.

Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Такими они считаются и сегодня. Приписывается Босху. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена.

Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

и т. п. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием.

Существо глотает – головой вперед – очередного человека. Он повелел и все создано». Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика.

Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. В это время картина была в собственности короля Филиппа II.

(А как же иначе. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Это следование в лоб второго из первого.

Босх его знает: 
главные символы 
«Сада земных наслаждений»

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. И размеры их в разных местах разные. Впрочем, невсе сэтим согласны.

Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Босх. Но от этого он художником не становится. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Антония».

Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. И падает это дерьмо в круглую бездну.

Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. – М., 1992. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна. В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516).

10 символов, зашифрованных 
в картине «Сад земных 
наслаждений»

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). 59 x 51 см. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.

Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. 2.

И, по идее, должна не ведать стыда. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.

Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. Левая часть триптиха – это Рай. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.

В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Возьмем один случай. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.

«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Тут он может импровизировать по ходу рисования. Долой усталость.

Впрочем, не все с этим согласны. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков.

«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит.

Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.

Босх – воистину великий комбинатор. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.

Но – известной. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха.

6. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Пусть и проповеднически страстный. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.

А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть.

В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Но что. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Босх вышел из этой ситуации специфически.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы.

Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. В чем оно. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу.

Еще до начала рисования. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.

Вышел онлайн-путеводитель 
по "Саду земных 
наслаждений" Босха

Вышел онлайн-путеводитель по "Саду земных наслаждений" Босха

Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

На правой створке изображён ад. Раковина же, плоды и ягоды – другое дело. За границей не менее трех картин находилось в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Ультрацерковный Босх, католик-фанатик, одержимый страхом греха, спорит сБосхом-еретиком, адептом эзотерического учения, прославлявшего утехи плоти иБосхом-антиклерикалом, чуть ли непротопротестантом, который терпеть немог распутное, алчное илицемерное духовенство.

Описание картины 
Иеронима Босха «Сад 
земных наслаждений»

Описание картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Если повествователь у Миллера не заметил, как поедают там звери друг друга – Ладно, забудем. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех.

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Нидерланды. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.

Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.

Возрождение. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Для средневековой морали половой акт, который в XXв. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.

На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.

Сад земных наслаждений: 
мода интерпретирует 
Иеронима Босха

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Почему. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. «Извлечение камня глупости»). Она смотрит прямо на зрителя. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.

Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража икалейдоскопа форм, анедля скрытой игры всимволы. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие -- торжество сладострастия. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. 10).

Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

– М. : Белый город, 2007, стр. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.

Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. – спрашивает он. Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.

Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности.

Мораль Босха через 
призму Сада земных 
наслаждений

Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений

И она, по-моему, натуралистична. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.

Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.

Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Завтра – поздно». Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.

В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Это вообще был тренд в то время. Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа.

Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.

  1. 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  2. Популярные трактовки некоторых образов
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Гигантская земляника, свинья-монашка и птица на коньках: как расшифровать символику Босха
  5. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  6. Жизненный путь, алтарь Воз сена

– В общей бледости тел при общей пестроте всего остального. И он – не художник. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Они считали все материальное проявлением зла. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».

Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Собрание Ф. ван Ланшота.

  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  • композиция Видения загробного мира
  • Аллегория чревоугодия и любострастия
  • Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом

Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Там их полно. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2. 1х3. 9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Возьмем один случай. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.

Ночто. Дело в том, что в конце XV — начале XVI веков происходил коренной крах как сознания, так и, как следствие, культуры: теряла свой авторитет церковь и актуальность — классические христианские мотивы искусство было вынуждено обратиться к античным канонам красоты и ритуальное смешалось со светским. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.

Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные.

Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. По бокам находятся другие сюжеты. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Это – третий день творения. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.

  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)
  • Человек-дерево скрысино-рыбьим хвостом
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Работа представляет триптих только формой. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.

Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.

Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намек на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».

15 малоизвестных 
фактов о самом загадочном 
триптихе Иеронима

В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.

(Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца.

В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». И т. д. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина.

Однако сова, занимающая важное место практически на всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.

Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Никто не присутствовал при заказе. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.

Гертогенбош. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Пусть сердце горит негой. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога.

К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла – древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда – целиком внутри.

Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Ему УЖЕ все известно. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. 15.

Это сюжет, который мы видим навнешних створках триптиха, где Земля предстает втретий день творения, когда Творец отделил сушу отморя ипоявились растения, ноеще небыло человека. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.

Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава».

Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Жил и работал художник преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.

Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад.

Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.

Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит. Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов. Это будет один из переходов от Рая к греху.

Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами. Дерево, масло.

В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого.

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Часть из них стала демонами. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.

Правая сторона – это Ад. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти.

Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу изокеана нанебеса иустроил вней маленький адский костер, превратив ее водно избесовских наваждений, осаждавших впустыне святого Антония. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Долой печаль.

Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Босх. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.

Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.

Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.

Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.

Земляника – знак праведности и трудолюбия. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.

– У Босха не так. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов.

Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.

Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Обратимся к ним. А оно есть.