Картина Царство Флоры

Картина «Царство Флоры» уже второй раз выставляется в Москве. Картина Николя Пуссена Царство Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна. К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи.

В картине «Царство Флоры» художник избежал самой печальной развязки, как, например, в его произведениях «Нарцисс и Эхо» (Париж, Лувр), «Венера и Адонис» (Кан, Музей изобразительных искусств) с изображенными на земле погибшими героями. Полотно «Царство Флоры» из Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в художественном наследии Никола Пуссена (1594-1665).

Описание картины «Царство Флоры»

Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация. Среди клиентов и покровителей Нуцци были принц Агостино Киджи, князья семейства Колонна ди Палиано, семейство Роспилиози, Джованни Карло де Медичи и испанский посол, маркиз Дон Карлос Теодоли, который, как пишут историки имел привычку платить натурой. Эти расписки перепродавали друг другу. Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме. Эти сюжеты были весьма популярны в католической историографии времён Контрреформации, однако Пуссен обращался к ним чрезвычайно редко.

Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. Эразма» для Собора св. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193. В то же время Пуссен ни разу не демонстрировал явно своих политических симпатий или антипатий.

Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод. Примечательно, что для написания одежд Пуссен использовал свободные разноцветные пастозные мазки, но в фоновых частях краска наложена тонким слоем и обычной пуссеновской экспрессии не демонстрирует. Картина освещена улыбкой Флоры и светом исходящим от Аполлона. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195.

Из его крови появились гиацинты. Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. В изложении Беллори и Фелибьена известна теория модусов Пуссена, в которой он попытался классификацию модусов в музыке, предложенную венецианцем Дж. Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т. д.

Апполон, находясь в горе превратил капли крови своего друга в геоцинт. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186.

Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты. Главный литературный источник сюжета о Флоре – «Метаморфозы» Овидия. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна. Эта яркая и легкая картина рассказывает о глобальных вопросах мироздания: о рождении и смерти, о перевоплощении и воскрешении. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре.

Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе. Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть.

По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна.

Царство Флоры (картину 
называют также Метаморфоза 
растений)

Царство Флоры (картину называют также Метаморфоза растений)

Анализ ранней графики Пуссена свидетельствует, что он выработал новый, глубоко индивидуальный стиль ещё в парижский период, не слишком благоприятный для его развития42. Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры.

Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета. Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св.

В 1594 году ученый тайно вывез луковицы из Вены в Лейден, а по весне в «стране низин» расцвел первый тюльпан. С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75. Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита.

Опишите картину,, 
царство Флоры

Опишите картину,, царство Флоры

Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо). «Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника. Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98.

Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё. На натюрмортах мы можем видеть роскошные пышные розы, состоящие из сотни лепестков, за что они получают свое название – розы Центифолиа (Centifolia), дословно – «столистные». Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия.

Образный смысл картины раскрывается в том, что огромный рост Ориона соединяет два плана бытия— земной и небесный. «Царство Флоры» – одна из ранних работ, написанных Пуссеном по прибытии в Рим в 1624. На охоте его растерзал кабан и из капель его крови выросли анемоны. На картине Орфей перебирает струны лиры, его слушают две наяды, а фигура в мантии, вероятно, Гименей, явившийся на зов. Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла.

Опишите картину 
,, царство Флоры 
"

Опишите картину,, царство Флоры "

Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. Стоит сказать, что художник неслучайно любил изображать цветы. И в это время роза преподносит еще один сюрприз-загадку. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94.

По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37. Впрочем, он довольно быстро перебрался на улицу Паолина— во французской колонии в Риме, о чём также свидетельствуют приходские записи. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах.

Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. Как часто бывает в исследованиях творчества Пуссена, сюжет его сложен и граничит с аллегорией: поэта увенчивают венком в присутствии Аполлона и музы18. Безмятежна и природа. Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом (капли его крови превратились в белые гвоздики). На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore).

Репродукция картины 
Пуссен Никола на 
холсте – Царство

Репродукция картины Пуссен Никола на холсте – Царство Флоры

Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции. По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17.

Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4. А из его крови появились белые гвоздики. Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189. Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху.

Презентация – Богиня 
Флора на картинах 
художников

Презентация – Богиня Флора на картинах художников

В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию.

Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже. Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств».

Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Согласно античному преданию, люди в Аркадии никогда не умирали, но у Пуссена обитатели земного рая впервые осознают свою смертность81. Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен).

Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. Четвёрка лошадей бога солнца, на которую смотрит Кифия, виднеется над облаками в зодиаке.

В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. «Флора» — картина на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы», где описываются всевозможные изменения, произошедшие с миром со времен его сотворения.

Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов.

К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199.

Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106.

Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке. Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия.

Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8. В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. «Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму.

Царство флоры на 
полотнах европейских 
художников

Царство флоры на полотнах европейских художников

Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету».

Никола Пуссен – французский художник, родоначальник живописи классицизма. Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему. Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Неспособность Ришельё, а в дальнейшем и Мазарини привлечь к государственным проектам самого известного французского художника привела к тому, что Пуссен вернулся к привычному камерному жанру и кругу гуманистической культуры. Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни.

Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном. Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». Впереди плыли лозунги «Даешь парад любви. ».

Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Заказы в его мастерскую приходили из правящих домов Рима, Флоренции и Турина. Это свидетельствует, по Ю. Золотову, не об эклектизме, а о крайней широте художественных интересов и гибкости мышления. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632). Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены. Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122.

  1. Царство Флоры, Никола Пуссен, 1630-1631
  2. Презентация на тему: Царство Флоры 5 класс
  3. Картина Царство Флоры Николя Пуссена
  4. Картина Никола Пуссена «Царство Флоры»: описание
  5. Рисунок акварелью собирателя открыток
  6. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Она хорошо документирована в переписке и потому сюжетные особенности и даты создания каждой картины известны очень хорошо. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176. Все они расположились вокруг богини Флоры, которая воплощает цветение и молодость. Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. Фаина увидела парней в голубых футболках, шагавших в обнимку, узрела своих приятельниц по клубу «Сто сорок по Фаренгейту». Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство. Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125. Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Гастроли шедевра классицизма из Дрезденской галереи
  • 5 выставок про уличное искусство: выбор куратора Катрин Борисов
  • Афиша — самый удобный способ выбрать, как провести свободное время

Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками.

Существует версия, что первые уроки живописи Пуссен получил в Руане у странствующего художника Нувеля Жувене15. Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. Эта тенденция отражается и в искусстве.

  • Еженедельная рассылка «Афиши» — коротко о лучших развлечениях недели
  • Никола Пуссен и живопись Классицизма
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Картина Царство Флоры – Николя Пуссен
  • Слайды и текст этой презентации
  • Отзывы о ««Царство Флоры» в Москве»

По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары. Вера его, в таком случае, напоминала убеждения Кассиано даль Поццо и его друзей, а также французских заказчиков Пуссена, таких как Поль-Фреар Шантелу191. Стремясь выяснить действительное положение дел, Пуссен тянул время, даже после того, как получил в апреле 1639 года вексель на дорожные расходы.

Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование. 14 января 1639 года Сюбле де Нойе гарантировал принятие этих условий, но выставлял встречное: Пуссен будет исполнять исключительно королевские заказы, а прочие будут проходить только через посредничество сюринтенданта и снабжаться его визой. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. «Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще.

В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана.

Царство Флоры, Никола 
Пуссен, 1630-1631

Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. Перед ней мы видим и других мифических героев. Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь.

Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры». Аполлон дарует поэту указующий жест, а сам поэт демонстративно поднимает очи горе и заносит перо над тетрадью. В то время как Флора, окружённая амурами, рассыпая цветы танцует в центре картины, Аякс бросается на свой меч (у Гомера Аякс наделён неистово-воинственным характером). Скончался и похоронен в Риме.

Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»).

Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22. В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами.

Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика. Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры».

В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним.

По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография». Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100.

Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна. Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. Рим-Париж, 1580—1660». Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. Гастроль приурочена к 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ им. Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках.

Флора – старинная итальянская богиня цветов, в аллегориях четырех времен года она олицетворяет весну (превращение греческой богини цветов Хлориды в римскую Флору – сюжет знаменитого полотна Сандро Боттичелли «Весна»). Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников. Пуссен избрал для сюжета момент, когда друзья клянутся своему начальнику не мстить, а жить по справедливости. Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса.

Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. Подавляющее большинство его картин написано на историко-мифологические сюжеты. «Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных».

Убийца хочет привлечь максимальное внимание, хочет напугать, устрашить. В списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина Пуссен упоминается с марта 1624 года в числе 22 лиц, преимущественно французских художников, проживающих в доме Симона Вуэ44.

Естественно, что эта работы вызвала нападки. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год.

Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия. Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение.

«Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия.

В небесах изображен сам Аполлон, который правит четверкой лошадей, несущихся через зодиакальное кольцо, что символизирует непрерывное течение времени. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену.

Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны. По Ю. Золотову, в рисунках, выполненных для Марино, ярко проявилась характерная особенность стиля Пуссена— раскрытие драматического смысла события через состояние его участников, выраженное в слове и жесте. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна. Так уж случилось, что Систо Нуцци был заядлым любителем цветов и коллекционером, он собирал, разводил и даже селекционировал редкие растения, которые поставлял в самые знаменитые римские сады.

Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Но прежде всего— о содержании.

Пуссен полностью отказался от темных фонов. Костелло187188. В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115.

Никола Пуссен — одно из главных действующих лиц французского классицистического искусства. В биографии Пуссена приводятся краткие собственноручные заметки о характере его искусства, которые в рукописи сохранились в библиотеке кардинала Массими. За Нарцисоом мы видим Клитию, которая по преданию была наказана отцом за прелюбодейство. Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников.

Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда». Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5.

Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис». Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера.

Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически. На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком. Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74.

Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели». Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. Очень быстро он приобрел именитых клиентов и покровителей.

Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3. Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13. Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета.

Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина». Этот круг объединяло тяготение к классической античности45. На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям. Все эти картины утрачены2324.

Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. После того, как картина поступила на аукцион в 1984 году, выяснилось, что сильно пожелтевший лак не позволял оценить цветовое решение и сильно исказил иллюзию глубины в фоновом пейзаже. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена.

На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций». Все это полнится жизнью и беззаботностью. По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов». Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй». В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона». Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура.

Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение. По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем).

Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит.

Толпа, а точнее демонстрация, двигалась по Тверской мимо мэрии к Пушкинской площади. Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158.

Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник. Голландские художники часто в натюрмортах используют сюжет с пышными букетами цветов. Геоцинт изображенный на картине с грустью рассматривает эти цветы. Розовый шарик лопнул над самым ее ухом.

По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок. В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. Дело в том, что его отец, Систо Нуцци (Sisto Nuzzi), был представителем древнего купеческого рода, который в конце XVI века переехал из Умбрии в Рим, а затем обосновался в городке Пенна ин Теверина в провинции Терни, на границе с областью Лацио.

По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Ценность данному труду придавали опубликованные в его составе пять длинных писем, в том числе обращённое к самому Фелибьену. В своей картине Пуссен изображает Флору в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Чуть раньше, начиная с XVI века, Голландия становится цветоводческим центром Европы. Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона.

На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа. Нарцис смотрит на зеркальную поверхность воды в сосуде, который держит нимфа Эхо. Другая влюблённая парочка, Крокос и Смилакс, расположилась справа на переднем плане. После шести недель мучительной болезни Никола Пуссен скончался в полдень 19 октября 1665 года, в четверг и был погребён на следующий день в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина152.

«Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. Имея прекрасную репутацию, художник, как пишут историки, еще при жизни был завален почестями. Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план.

Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв». Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена.

Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121. Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью».

За нею находятся знаменитые своей грациозной красотой юноши: возлюбленный Венеры Адонис (с копьём) и любимец Аполлона Гиацинт. "Картина Пуссена представляет нам три божественных силы, управлявшие в античном мире вечными циклами рождения и смерти, перевоплощения и воскрешения, это своего мистическое толкование языческих вакханалий во славу Приапа или Вакха — бога плодородия, которому и посвящен алтарь изображенный на картине. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок.

Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного.

Это обилие лепестков породило и другое, более приземленное название – «капустная роза» (Cabbage Rose). В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами.

Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность. На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог».

Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. 23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами». По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Тот факт, что Пуссен решил католические таинства не в обрядности XVII века, а в римской повседневности, подчёркивает стремление художника отыскивать положительные нравственные идеалы и героизм именно в Античности128.

А. С. Пушкина». Адонис (анемона) с копьем и охотничьими собаками отодвигает плащ, чтобы открыть свое раненое бедро. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73. Для XVIII века картина стала эталонным произведением классицизма, её внимательно изучали и копировали69.

«Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима».

В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. –Это я купила специально, он нам еще пригодится.

Консерваторы XIX века, начиная от аббата Аркилье и Шатобриана, пытались, напротив, вернуть Пуссену ореол истинно христианского художника. Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. Гиакинт (гиацинт) поднимает руку к своей голове. По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77. Петра— главного храма католической церкви.

Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции. Беллори также отмечал, что Пуссен был очень начитанным человеком и его импровизированные рассуждения об искусстве воспринимались как плоды долгих размышлений. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх. Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен.

Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура. В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. Церковная конгрегация и комиссия, во главе которой стояли Доменикино и дАрпино, высказались в пользу лотарингца Шарля Меллена— ученика Вуэ, который, по-видимому, учился и у Пуссена. Именно этот момент и запечатлел художник. Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170.

Царлина, перенести на живопись177. Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё.

Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника.

На полотне много персонажей и все они фигурируют в рассказе Овидия. «Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен.

Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор.

Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии. Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами. С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться.

Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. Юноша на переднем плане, склоняющийся над своим отражением в воде, – Нарцисс. Это та же самая демонстрация, эпатаж.

С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123.

После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. Вокруг нее те персонажи мифа, которые, умерев, превратились в цветы. Аполлон, если бы представить, что он поднялся, выглядел бы гигантом на фоне поэта и музы, однако Пуссен использовал античный принцип изокефалии изученный им по древним рельефам. Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора».

На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. О его успехах узнали в Нидерландах — тюльпанами заинтересовался Лейденский университет. Адонис смертельно ранен, но при этом довольно спокойно рассматривает своё ранение. В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев.

Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Перечисление персонажей Беллори неполно: так, на переднем плане представлены влюблённые Смилака и Крокус. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов. Однако вскоре Авис увёз Пуссена в своё поместье, где заказал ему оформление интерьеров, но у Никола не сложились отношения с матерью шевалье, которая смотрела на него как на абсолютно бесполезного нахлебника и использовала в качестве слуги. Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника.

После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине.

Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года). Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты.

Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней. Около 1610 года Никола Пуссен стал его учеником и последующее его творчество демонстрирует определённое влияние Варена, в частности, внимание к сюжету, точной передаче выражения на лице, тонкость драпировок и стремление использовать тонкие и одновременно насыщенные цветовые сочетания. Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски.

Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Ученый адаптировал восточные цветы к более прохладному европейскому климату. Картина упоминается в инвентаре 1722 г. Эта картина под названием «transformazione de fiori» подробно описана в книгах XVII века Беллори и Фолибьена. Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком.

Последние, кстати, как раз и появились в Европе в XVII веке. Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания.

Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер. Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, абсолютной по форме и гармоничной по цветовому решению.

Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия.

Барочный декор, применяемый для римских постановок Расина и Корнеля, равно как и в живописи Вуэ, был абсолютно неприемлем для Пуссена. «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп. Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно. Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали.

Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году. Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139. В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма. Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200.

За влюбленной парой мы видим Адониса с собаками, он держит в руках копье. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4. Это позволило художнику придать фигурам выразительность.

По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане. Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет.

На полотне из Большого собрания изящных искусств ASG «Несение креста» итальянского художника Джованни Станчи слева изображен Иисус Христос, припавший к земле под тяжестью своей ноши, а справа – коленнопреклонная Вероника, вытершая пот с его лица своим платком, на котором чудесным образом запечатлелся лик Христа. Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности.

Контрастом к явно неустойчивому политическому и финансовому положению художника стали его известность и авторитет. Гравировал их Клод Меллан. Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями. Фигура Моисея, в частности, многое означала для интеллектуалов XVII века, поскольку он рассматривался как предвосхищение Христа, но, с другой стороны, был человеком, ближе всего находящимся к божественной мудрости. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок.

«Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93. Именно здесь начинает зарождаться промышленное производство цветов, предназначенных не только для выращивания в садах, но и для создания букетов, бутоньерок, цветочных гирлянд.

Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». По рукам ходило до десяти миллионов «тюльпановых» расписок. Роза – один из наиболее часто изображаемых в живописи и в литературе цветов.

В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18. По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155. Эпитафию на надгробии составил Беллори153. Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы.

Биограф художника Леоне Пасколи писал: «в их доме было много ваз с цветами, которые очень радовали хозяев, поскольку каждый год они тратили немало времени на их выращивание». Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». Для Андре Фелибьена, приехавшего в Рим в 1647 году секретарём французского посольства, Пуссен уже был величайшим авторитетом в мире искусства и он начал записывать его суждения.

Фелибьен изложил хронологию творчества Пуссена, основываясь на рассказах его шурина— Жана Дюге. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. Именно вот таким образом на полотне показаны оба светила, а световое решение сделано чрезвычайно контрастным.

Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра. По одной из версий мифа, она полюбила охотника, быть может, её страсть передана и через два облака, которые тянутся к фигуре Ориона. Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч.

На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа.

Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение. Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи». По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66. Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья.

Не только садовники стали выращивать тюльпаны, но почти все жители Голландии: некоторые из желания обладать новым сортом в своей коллекции, но большая часть для того, чтобы разбогатеть. Экспозиция была приурочена к 350-летию кончины живописца, причём именно религиозная живопись оказалась за эти века наименее известным и одновременно самым пластичным видом его искусства, так как традиционно внимание исследователей было привлечено его мифологемами и аллегориями.

Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика. Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры.

Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом.

Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи. Пуссен оказывался в ситуации цейтнота, когда, вынужденный зарабатывать на жизнь, не мог себе позволить неторопливо осмысливать новые художественные впечатления49.

По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение. Гений Пуссена, по Н. Миловановичу и М. Санто, позволял оригинально излагать и придавать поэтическую форму распространённым в искусстве его времени сюжетам, которые само по себе затем воздействовали на круг интеллектуалов. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении».

Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года. Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Пуссен по своему методу сильно отличался от современников: он единолично работал над произведением искусства на всех его стадиях, в отличие от Рубенса, который пользовался услугами коллег и учеников, разрабатывая лишь общую концепцию и важные для себя детали.

Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62. 1630 год ознаменовался для Пуссена серьёзными переменами как в творческой, так и личной жизни. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61.

После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью.