Крушение Медузы

В июле 1816 года фрегат королевского флота «Медуза» терпит крушение у западного побережья Африки. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Крушение «Медузы» не могло не оказать влияния на судьбы всех участников экспедиции, особенно главных действующих лиц этой трагедии. И когда «Аргус», посланный на место крушения «Медузы», встретил случайно на своем пути многострадальный плот, на нем оставалось полтора десятка умирающих людей.

Ужас обуял измученных людей. 140 же не столь выдающихся людей (преимущественно простые матросы) переходят на плот, сооруженный на месте под руководством инженера Корреара. Тем не менее он посоветовал дать разрешение негоциантам из Сен-Луи послать к «Медузе» частные корабли с тем, чтобы треть спасенного досталась им.

Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Случайный человек занимает его место. Лейтенант Рейно упорно пытался достигнуть остова «Медузы». Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Сюжет картины основан на реальной трагедии.

  • Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  • Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
  • 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  • Крушение французского фрегата Медуза

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Корреар и Савиньи отмечают, что, конечно же, офицеры оказались самыми стойкими. Он передал донесение своему министру Дюбушажу. «Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. Сам Корреар, не помнивший зла, написал ему как бы надгробное слово: «Он умер искупленный с лихвой двадцатью пятью годами сурового покаяния».

Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Вскоре он попадает под влияние французских карбонариев, у него устраиваются встречи якобинцев. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь. Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Трагедия Корреара в том, что история крушения «Медузы» потеряла свою актуальность, а следовательно и интерес у читателей. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. 2 июля 1816 года горделивый французский фрегат по имени «Медуза» терпит крушение на отмели Арген, в сорока лье от африканской земли.

  • Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  • Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  • Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
  • «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  • «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  • «Плот Медузы»: первое творение романтизма

Другой умер от истощения, быть может, он был убит своими товарищами. Случилось это в 1816 году. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. У них не было воды, но было вино и крепкие напитки их было даже слишком много.

Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Цветного убивают. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Он требует принести переданные, по словам Рейно, на плот компас, секстант и карту, но их не находят.

  1. (группа о неизвестном, но интересном)ОбсужденияПросмотр темы41
  2. В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов
  3. В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита
  4. В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ
  5. Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении – Мецаморе

147 людей оказались обречены на смерть. Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Сюжет, легший в основу его полотна, был известен британской публике благодаря появившемуся в 1818 году английскому переводу книги Корреара и Савиньи28. Эти два человека служили ему натурщиками для изображения их собственных фигур, а молодой друг художника, Эжен Делакруа, позировал для портрета мертвого юноши на переднем плане. Но они сделали его так плохо, что он опрокинулся, едва отойдя от обломков корабля.

Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Композиционно это несколько треугольных фигур, которые порождают у зрителя ощущение стремления бороться и побеждать. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота14. Тут нет человека, которого ты жалеешь. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.

  1. В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе
  2. В Британии нашли следы древнего каннибализма
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Как французы сделали фейковый Париж своими руками
  5. Андрей Гаврилов много о музыке и немного о Франции
  6. Монфокон — самая страшная виселица в мире

Они утверждают, что многие из них стали жертвами «лихорадки мозга», сопровождавшейся у одних галлюцинациями, у других 151 тягой к самоубийству, а в общем, крайней психической возбужденностью и полной потерей памяти. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Когда шлюпки начали исчезать из вида, на плоту раздались крики отчаяния и ярости. Или беспримерное мужество. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте.

В своем отчете о кораблекрушении Ран приводит очень интересные свидетельства Тома, рулевого «Медузы», которому он доверял. История одной морской трагедии, прочитанной зановоКогда в двух лье от «Медузы» шлюпки оставили плот, было одиннадцать часов.

  1. Пьер Луис – самый известный лесбийский поэт (после Сафо)
  2. 5 вещей, которые вы, возможно, не знали о Кристиане Диоре
  3. Новая анти-религия или реальный Раэль
  4. Серж Генсбур и младшая сестра Барбареллы
  5. Общееколичествопросмотровстраницы
  6. Картина Теодора Жерико Плот Медузы

Возможно, военные, а не пассажирские корабли не были приспособлены перевозить столько народу. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. «Эхо» же, не отклоняясь, к утру обогнало «Медузу». Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.

В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата.

  1. ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Плот Медузы: когда 
живые завидуют мертвым

Это означает, что он попробовал это мясо, прежде чем решил, что его вкус надо улучшить. Религиозная живопись патронировалась по особой программе и легко обошла доселе популярные мифологические сюжеты. Входящий в состав экспедиции, направлявшейся к берегам колониального Сенегала, корабль перевозил не только нового сенегальского губернатора с толпой чиновников, но и большое количество обыкновенных служащих, а также часть «африканского батальона» (напомним – 3 роты по 84 человека). Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой не оказалось. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Морская вода разъедала еще не зажившую его рану. Переправить людей должна была флотилия, состоящая из флагманского корабля «Медуза» под командованием Дюроя де Шомарея, корвета «Эхо», брига «Аргус» и флейта «Луара». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.

Позднее Савиньи вместе с другим выжившим путешественником Александром Корреардом пишут книгу «Naufrage de la frgate la Mduse» («Гибель фрегата Медуза») изданную в 1817 году. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Когда из санитарных соображений они должны были выкупаться в море, многие из них отказались из ложной стыдливости, но все равно на телах остальных все сразу увидели, какими наградами отметило правосудие их «подвиги», послужившие основанием для принятия их на службу в портах Тулона, Бреста или Рошфора».

- Капитан даже не знал, где мы находимся. Очень близкий друг. Через три дня Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры, но этого не произошло: сказалась ошибка при прокладке курса. Всех охватила паника. Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю.

На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Начальником всей экспедиции был назначен капитан Медузы Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей.

Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). Расплата за гибель «Медузы» настигла де Шомарея в 1841 году. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Он написал и выставил его в Риме, собрав там восторженную критику, а затем отправил письмо французскому покровителю. Это был бриг «Аргус».

На тринадцатый день оставшиеся в живых люди обнаруживают на горизонте «Аргус», который не замечает плот и скрывается из виду. Речь вот о чем. Они не помнили, как это случилось и ужас объял их перед лицом страшной картины, представшей их взору. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.

Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Во всяком случае, в своем докладе министру Военно-морского флота Савиньи признал тот факт, что по его совету «кровавые куски человечьего мяса стали сушить, дабы улучшить их вкус». Но четыре из пяти все же успешно добрались до пункта назначения. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Когда он вышел на свободу, ему «посоветовали» поселиться в своем поместье в департаменте Верхняя Вьенна. Да и видно ли его. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.

Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Жерико был всецело поглощён работой. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

А «Эхо» продолжало следовать правильным курсом и Бетанкур постоянно измерял глубину, чтобы избежать неприятных сюрпризов. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.

В рассказе «братьев по перу» до последних строк искусно сохраняется напряженность. Что соединяет эти две неравные части композиции. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным.

И она действительно была для того времени революционна. Сразу после питья им снова хотелось мочиться. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых2. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот.

Палуба была усеяна остатками провизии. Вскоре отстал и «Аргус». Экспедиция окончилась провалом, а Шмальц был отозван со своего поста.

Требовалась немедленная эвакуация команды и экипажа. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.

Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Да и не только флота – всего правящего класса. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Из-за его ошибки, вместо того, чтобы обойти отмель, фрегат пошёл прямо на неё.

Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Они натянули в виде навеса парус, легли под ним и стали ждать смерти. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.

То ли их забыли передать, то ли они упали в море во время погрузки. Бедный двенадцатилетний мальчик сошел с ума от всего пережитого.

В живых осталось лишь 15 человек. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. И такой мифологической войной для испанского народа была Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова у мусульманских королевств.

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.

Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы.

Его закалывают. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Здесь кроется первое противоречие. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.

Наступило утро и пришло время подсчитать количество убитых. Плот скитался в море в течении 12 дней. Это команда. Их путешествие длилось не более четырех дней. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. В своем повествовании Савиньи говорит: «Мы проявили слабость, когда не воспрепятствовали тому, чтобы они тайком пили вино».

Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Всю роковую ночь с 1 на 2 июля Шомарэ ни разу не поинтересовался, как идет корабль, лишь к утру он был слегка удивлен исчезновением «Эха», но даже не попытался выяснить причины этого исчезновения. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.

Один из бунтовщиков угрожает офицеру. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. 2 июля «Медуза» налетела на мель в 50 километрах от берега. Но его упрощенный взгляд на вещи и излишняя самоуверенность сыграли с ним злую шутку. Осадка плота составляла 50 сантиметров в центре и 60 151 70 на оконечностях.

«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Он назвал картины такого рода хоровыми. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Так, воды у меня оставалось всего на шесть дней».

Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. На плот перешли 30 матросов, большая часть солдат и пассажиры попроще (всего 148 человек). Он лепит и расставляет на плоту восковые фигурки, пытаясь воспроизвести положение людей во время бедствия, чтобы в движениях, позах и мимике передать все разнообразие обуревавших их страстей.

Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Они ловили рыбу, чтобы улучшить свой рацион. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Жерико был всецело поглощён работой.

Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Но, как бы там ни было, на плоту, хоть и по другой причине, наблюдается тот же феномен, что и на «Медузе». Его должны были вести на буксире лодки. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. У них была мука и сало в изобилии.

В этот день Шомарэ снова ошибся в своих расчетах и корабль проскочил мыс Барбас. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Все, кто был на лодках, спаслись. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.

В зеркальном отражении эти бутылки стоят не на том краю стола, на каком стоят на переднем плане. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Вернемся к судьбе Корреара.

Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Затем поднялся шторм. После Реставрации Бурбонов он был переделан в en flte и направлен для транспортировки французских чиновников во французскую колонию Сен-Луи (Сенегал). За это время большая часть людей погибла.

Это был взгляд несколько сверху. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов.

Офицеры были не в состоянии вразумить их. Однако где бы он ни появлялся, ему приходилось выслушивать оскорбления. Этот момент в докладе Корреара 151 Савиньи звучит несколько патетично. Плохая погода помешала ему отойти от обломков судна. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.

В относительной безопасности была только центральная часть плота. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Итак, он кулаками прокладывает себе путь, приближается офицер.

По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед.

Его посадили на бочку и он возвышался над своим странным экипажем. Один из них предложил нацарапать на доске краткую историю их злоключений. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Теодор Жерико, руководствуясь рассказами Савиньи и Корреара, на основе многочисленных эскизов создал полотно «Плот «Медузы», которое висит в Луврском музее.

Командующий утрачивает свой авторитет. Но он продолжал свой путь, так и не заметив плота.

Попытки снять корабль с мели были безуспешны. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента.

В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Как ты можешь увидеть свободу. Находясь на рейде в Сен-Луи во время разгрузки возвращенного груза, Рейно написал письмо Шмальцу, где просил простить его за то, что деньги не удалось спасти: «Я сам нырял, чтобы достать эти бочки. » Он предложил прекратить поиски, как слишком опасные и дорогие ибо он сам убедился в невозможности достать бочки с золотом.

Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Неудивительно, что при таком покровительстве молодой де Шомарэ начал службу на флоте.

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). В самую первую ночь погибли двадцать человек. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.

Просто неслыханно. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Как отмечал инженер, «опьянение не замедлило произвести путаницу в мозгах и без того расстроенных опасностью и отсутствием пищи». После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.

Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Он получил достаточно мягкий приговор: разжалование и три года тюрьмы (общественность настаивала на смертной казни). По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.

Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Если мы мысленно уберем все, что их окружает, мы ни за что в жизни не сможем предположить, что этого человека ведут на казнь. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Медузу» удается найти только через 54 дня.

Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Два раза шхуна чуть было не села на мель, после чего он предпочел вернуться в Сенегал. Роптали, конечно, не завистливый Савиньи и не язвительный Корреар. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Так мы провели первую ночь на плоту. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. И вот это сопоставление – очень энергичное и красивое – показывает тот ужас, который на самом деле стоит за историей Горациев и за этой картиной. Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение. Прошел час и корабль исчез из вида. Вряд ли, ступая на борт, они могли представить, чем закончится их путешествие. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.

И они начали есть друг друга. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Было ли тому причиной более тонкое, чем у солдат, воспитание.

Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.

«Медуза» двигалась в том же направлении, но ближе к берегу. Сам плот почти упирается в раму картины. В первую же ночь было убито 20 человек. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).

Ни солдаты, ни матросы уже не сомневались, что пришел их последний час. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Общественное мнение требовало смертного приговора. Но модус изображения был общепринятым. Ему было сорок восемь лет.

С наступлением утра разум их стал приходить в норму и тогда они увидели, что натворили. Теодор Жерико, как и многие другие, был глубоко потрясён произошедшим с Медузой. Один из матросов согласился испытать его. Была рассказана история кораблекрушения «Медузы» и жуткая история плота.

А один из пассажиров мог спокойно выпить десять-двенадцать стаканов соленой морской воды. 17июня 1816г. Не смогли они и предотвратить захват винной бочки. Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17.

Другие кричали, что все потеряно и бросались в море. Тем временем начал усиливаться ветер, а корабль начал давать трещину. Несмотря на многочисленные предостережения членов экипажа о том, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше), Шомарэ продолжал вести фрегат к берегу и было такое ощущение, что на борту все впали в какую-то апатию и покорно ожидали неизбежного. Или удивительная сила духа.

Корреар и Савиньи не упоминают об этом затишье. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Плот был оставлен на произвол судьбы. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.

Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Потери же с противоположной стороны были незначительны, в основном повреждена была одежда. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Это преисполнило его сознанием собственной значимости 151 настолько, что он обратился в парламент с предложением о более строгом наказании офицеров, повинных в крушении «Медузы».

Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Эти люди на переднем плане – маленькие, корявые, не очень привлекательно написанные – своим ритмом повторяют ритм парусника, как пианист повторяет музыку сфер. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.

В докладе Корреара 151 Савиньи содержится приведенная ниже версия событий. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Под его весом утлое суденышко перевернулось. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.

Его передают из рук в руки, но легкий инструмент «весом с экю» выскальзывает из рук и исчезает между плохо пригнанными друг к другу досками палубы.

Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Последние устроили в Сен-Луи грандиозную распродажу набранного на «Медузе» добра.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. И тогда ими овладела апатия.

«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. На «Медузе» имелось шесть шлюпок, а также наскоро сколоченный плот (208 метров). Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров.

По свидетельству офицеров судна, ситуация не казалась безнадежной: благодаря попутному ветру «Медузу» еще можно было снять с мели. По материнской линии он приходился племянником адмиралу дОрвилье, прославившемуся в битве при Юшане, где разбил англичан, несмотря на их превосходство. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Шестьдесят пять погибших 151 таков итог этой кровавой ночи: из них со стороны «знатной» части экипажа 151 всего лишь два человека, да и те не офицеры. В тот же день на руках у Кудена скончался юнга Леон. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21.

Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Они решили облегчить себе предсмертные минуты, напившись до потери сознания. Или их положение избранных на липкой от крови посудине.

«Мане – провокатор. Все молились об этом, но никто не верил, что мольбы их исполнятся». Колония и правительство Франции попытались замолчать трагедию, однако 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des dbats» появляется отчет выжившего хирурга «Медузы» Анри Савиньи о произошедшем на плоту.

Люди на плоту погружаются в отчаяние. 2-й этап: солдат азиатского происхождения подает сигнал к восстанию. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.

Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Так прошло несколько мучительных часов. Справедливости ради надо отметить, что Куден очень страдал от своей раны.

Из почти 150 человек в живых осталось десять. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.

«Эхо» продолжало следовать правильным курсом и Бетанкур постоянно измерял глубину, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Картина была закончена в июле 1819 года. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Так, три года тюрьмы он считал слишком мягким приговором для Шомарея. Старик держит три меча.

Его разжаловали и приговорили к трем годам тюрьмы. «Медуза» (фр. Mduse)— сорокапушечный французский фрегат типа «Паллант», спущенный на воду в 1810 году. Он происходил из не очень знатного дворянского рода и был убежденным роялистом. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Снова раздаются крики ярости. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Своей революционностью. Теодор Жерико, руководствуясь рассказами Савиньи и Корреара, на основе многочисленных эскизов создал полотно «Плот Медузы», которое висит в Луврском музее.

Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Такое искусство, которое скорее хвалит, которое скорее услаждает, как правило, находит очень большой спрос.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Продуктов у них не было. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.

Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Остаток жизни бывший капитан прожил затворником в своем замке Лашно (департамент Верхняя Вьенна). К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения).

Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. 26 августа, с третьей попытки, Рейно наконец достиг цели: это было через пятьдесят два дня после эвакуации с «Медузы».

Шмальц, увидев, что после потери «Медузы» лейтенант остался не у дел, доверил ему деликатную миссию по возвращению груза и золота, независимо от согласия Шомарея. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». На плоту оказалось 15 человек, оставшихся, по их словам, от 147, высаженных на плот во время крушения «Медузы». Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.

А все капитан Шомаре. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Офицеры, предупрежденные об этом перебежчиком, теснят мятежников. Несмотря на многочисленные предостережения членов экипажа о том, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывал и окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше), Шомарэ продолжал вести фрегат к берегу и было такое ощущение, что на борту все впали в какую-то апатию и покорно ожидали неизбежного. В чем сущность романтического мировосприятия.

Попытки снять корабль с мели не увенчались успехом. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Мане историй не рассказывает.

Постоянный встречный ветер заставил шхуну вернуться в Сен-Луи. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Следом за ним в воде оказался лейтенант Лозак. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Но наивно было бы полагать, что смерть мальчика пробудила благородные чувства в остальных. они опубликовали записки об этих трагических событиях.

Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

Их показания были несущественными. Утром 17-го числа капитан Дюпон заметил на горизонте корабль. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. В разгар работ сильный ветер накренил фрегат, корпус треснул и дал течь. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

В1817г. Двенадцать из них решили построить плот, благо недостатка в дереве у них не было. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Небезынтересно проследить и судьбу красноречивых «летописцев» Корреара и Савиньи. Гигант угрожает ему топором. Один же, фрегат «Медуза», не только отклонился от курса, но и, благодаря непрофессионализму капитана, 5 июля потерпел крушение, став олицетворением самой страшной трагедии, когда-либо разыгрывавшейся в море. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Всю ночь боролись со смертью, крепко удерживаясь за тросы.

Начинается бунт. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Из провизии 151 только 5 бочонков вина и мешок бисквитов, размокших от морской воды. Позже они были допрошены следователем и приняли участие в процессе Шомарея.

Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Начинается общая схватка.

В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Но публика не поёт Жерико диферамбы – напротив из-за его возмутительного отступления от академических норм (ведь такое полотно – и для каких-то утопленников: сюжет никак не классический) картина была воспринята весьма неодобрительно. Несколько человек сошли с ума.

Принимал участие в Наполеоновских войнах. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Посуду с мочой прятали друг от друга.

Художник родился в Руане в 1791 году. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Он также пытался, но тщетно, вернуть 90 тысяч франков, хранившихся в бочках.

Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Тем временем Шомарей направляет барк «Аргус» к севшей на мель «Медузе», чтобы спасти её груз, среди которого были бочки с 92 тысячами франков золотом и серебром. «Медуза» двигалась в том же направлении, но ближе к берегу. На следующий день выдержки из него опубликовала «Журналь де Деба». И среди этих великих произведений я вижу одно исключение, которым мы, русские, можем по праву гордиться. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.

Провизия быстро иссякала. Жил он еще долго — затворником в своем замке Лашно — и умер в 1841 году.

Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Затем они уступили место жалобам. На плоту начались драки за доступ к воде.

Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Мятежники обнажают сабли и вытаскивают ножи. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. На плоту же положение сразу же обернулось катастрофой.

(Рапорт Рейно Шмальцу, 4 сентябри 1816 года. )Эти трое оказались единственными уцелевшими из семнадцати человек, добровольно оставшихся на обломках. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Их не остановили ни крики, ни мольбы о помощи, они истребили около сорока человек». В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Один из них с абордажным топором в руках придвинулся к краю плота и стал рубить крепления.

Вскоре стало ясным, что приближающийся бриг не что иное, как «Аргус». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Само создание этой картины является исторически важным.

м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Кое-кто пил свою порцию вина через перышко. Он хватает топор и пытается разрубить трос. 17 июня 1816 года флотилия покинула Рошфор и направилась к Сен-Луи.

Семнадцать человек решило остаться на фрегате, 147 человек перешло на плот. 1 На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Главное 151 моральное падение этих людей.

Все двенадцать его пассажиров утонули. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».

Поначалу настроение было довольно бодрое: все ждали помощи, обещанной дЭспье. Эта картина потрясающе проста.

«Медуза» шла впереди «Эха». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. При высадке с корабля невероятная.

Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Кроме того, он требовал отставки министра по делам морского флота и колоний.

Двигателем становится народ. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.

Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Назревал бунт. Он знал флотские традиции, еще не разуверился в своих командирах и товарищах. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Некоторые же, схватив ножи и топоры, собирались пустить плот ко дну.

Капитан де Шомарей. Но ему важна не истина, а то, чтобы солдаты сенегальского батальона выглядели закоренелыми преступниками, неспособными ни на бескорыстие, ни на честные намерения: вспомнить хотя бы его описание наглого и отвратительного азиата. Таким образом получается, что офицеры расправились всего лишь с жалким отребьем. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. «Медуза» шла впереди «Эха».

После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Так и до обвинений всего Королевского флота недалеко.

А на плоту положение стало ужасным. Ветер утих. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Первым из спасенных в Париж попал Савиньи, хирург-практикант Морского ведомства. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Приходилось отбиваться саблей от нападений акул. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816года у берегов Сенегала.

Среди них были новый губернатор Жюльен-Дезире Шмальц, путешественник Гаспар Теодор Молльен, путешественник Рене Калье. «Медуза» была одним из немногих кораблей, способных выполнить функции флагманского фрегата. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Эту его особенность Савиньи тоже отметил.

- Поймите же наконец. «Прошлая ночь была страшна, эта еще страшнее. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Есть жертвы и есть убийцы.

Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Несмотря на то, что даже по этим пунктам обвинения капитану грозила смертная казнь, Шомарей вместо этого был всего лишь лишен свободы на три года тюремного заключения. Но в то же время правительство предложило ему место сборщика налогов в Беллаке. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.

И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Это был и не Куден. Он приказывает начать установку рангоута и паруса и попробовать взять курс к берегу. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. – горячился он.

По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Командование «Медузой» было поручено некоему Дюруа де Шомарэ. Тем самым было создано общественное мнение, помешавшее возложить ответственность на капитана, повинного в смерти 159 человек (из 15 человек, снятых с плота, шестеро скончались после спасения, а из семнадцати, оставшихся на «Медузе», спасли только троих). 147 людей оказались обречены на смерть. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». В настоящее время полотно находится в Лувре.

Но ветер относит плот от корабля спасения. И вот что он увидел: «Представьте судно, практически лежащее на левом борту, трюм которого почти весь находится под водой во время прилива и Вы получите достаточно точное представление о положении «Медузы». Лучшие места достались чиновникам и офицерам. Картина была закончена в июле 1819 года.

Вскоре я понял: то, что я принял сначала за корабль, было плотом под небольшим парусом.