Кустодиев Купчиха За Чаем Описание Картины

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Какова шуба на нем. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».

А кот. И такие молодцы проглядели революцию. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Чем же была для Кустодиева данная работа.

На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.

А шуба. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Она молода, красива, хорошо одета. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Одна из известнейших — «За чайным столом». В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032.

Сочинение по картине 
Кустодиева Купчиха 
за чаем

Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем

Но тем живее работало воображение. В этом он находил свое спасение. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Я. Билибин, 1901). Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Зашел с мороза прямо в шубе.

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Розово-свежее от послеобеденного сна лицо и открытые, отличающиеся мраморной белизной округлые плечи этой красивой и пышущей здоровьем женщины подчёркнуто выделяются на фоне её чепца и складок такого же тёмно-фиолетового с чёрными разводами бархатного платья113013931. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Но тем живее работало воображение. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.

Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

Эти упражнения, совмещенные с чаепитием, помогают обрести душевное равновесие, в полной мере насладиться не только чаем, но и бодростью, гармонией жизни. Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным ивполнеощутимым. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.

Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

Вот кого рисовать-то. И пользовалась спросом публики. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

Картина была написана в проблемный для России год. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. В этом он находил свое спасение.

И это показательно. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.