Кустодиев Русская Красавица Картина

«красавица» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Папа выслушал их, а потом, как всегда, добродушно иронизируя, сказал:Спасибо за урок, милые барышни, но мне вас жаль. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это мечта, это греза. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Не осязание натуры, а реализация мечты – вот в чем смысл живописи Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Женщины в картинах 
знаменитых отечественных 
художников (120

Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)

Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи – другой. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. Почему уговаривает.

Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения.

Кустодиевский образ явно гиперболичен. Примерка будет продолжаться. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Ему нужна была обнаженная натура.

Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». Упорное желание женщины, вопреки своей природе, загнать себя в навязанные Западом параметры заставляют женщин и девушек иссушать себя самыми разными диетами. Стали они критиковать:Не так пишете, по старинке. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. 5 апреля 1893 года в Воронеже).

ничем не подчеркивает грубой телесности. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив более чем в семь раз. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Вот такие они – «кустодиевские красавицы».

Декаденты почитали его искусство безнадежно фотографическим. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.

Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой.

А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение Охотники на снегу нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии.

Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» – в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. Учился в Высшем.

Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Искусство требует всей жизни. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Эстетство всегда отличается узостью. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Красавица»

Описание картины Бориса Кустодиева «Красавица»

Учился в Высшем. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18.

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. В ту небывалую кустодиевскую Русь, полную жизни, света и сил изобилия и музыки, красок и веселья и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело.

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором.

Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Учился в Высшем. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Какова шуба на нем.

Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. Умер в феврале 1970 года. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно – «Купчиха и домовой».

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.

Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). Работал в плакате и в книжной графике. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили.

«Кустодиевские женщины»: 
песнь русской красоте

«Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте

Уж очень много смотрите направо, налево, вбок и назад. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья».

Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула – «Ну что вы. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева.

  • ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  • Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  • Самое интересное в виде мозаики

Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Я. Билибин, 1901). Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12.

Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.

Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.

  • ПЫШНОТЕЛЫЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
  • Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
  • Народное представление о красоте
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • КРАСАВИЦЫ, МАСЛЕНИЦА, РЕВОЛЮЦИЯ
  • Сайт о жизни и творчестве художника

Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Он видел натуру и свет каким-то неизведанным восьмым чувством, был способен преподать свою мысль и ощущения при помощи красок чрезвычайно реалистично, так что люди получали настолько яркое впечатление, что оно буквально вырывало их из реальности и полностью уносило в мир фантазий и грёз.

Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. Но от удивительной цельности прежних кустодиевских праздников не остается больше ни следа: живописная сказка уступила место фотографической реальности. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Об авторах Рекомендуем Все статьи
  • «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  • Просмотры страницы за последний месяц
  • Астраханское детство Бориса Кустодиева

На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.

ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ 
КРАСАВИЦЫ БОРИСА 
КУСТОДИЕВА

А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами.

Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Только щеки да нос краснеют». В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции.

Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Вот кого рисовать-то.

«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные ролисвоеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.

Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт – он был настоящим поэтом купечества. Художник любил искусство. Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Кустодиев довольно спокойно относился к подобным встречам. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью.

«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.

Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. иногда и называют «русским Рубенсом».

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз. Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее.

До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры.

Для меня главное в картине — цвет. С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».

Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Работал в плакате и в книжной графике.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. – голубоглазая фея.

Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония сплетены здесь в один неразрывный узел. Вот насколько мы уголок можем видеть.

У Кустодиева свой идеал. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Это сон о небывалой России. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. У Кустодиева свой идеал.

Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Работал в плакате и в книжной графике. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.

Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Некрасивые, тощие. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923).

Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Затащил мужика с базара — и писал при народе. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.

Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.

Они просто иные. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.

Эстетство всегда отличается узостью. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку.

Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. А чем же хуже «кустодиевские женщины». Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.

Это мечта, это греза. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Подошли какие-то две девицы.

Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Какова шуба на нем. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.

Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.

Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины».

За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. А шуба. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом».

Они отцу очень понравились и он вписал их в картину (на комоде, справа). «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. – Так как это обнаженная натура. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными.

Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Еще ценилась толстая, в руку, коса.

Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно.

С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Учился в Высшем.

Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу – Данаей Ярославской. Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы).

Ничем. Истинно русская женщина. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор». Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920).

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Интерьер с мебелью, нежно-розовым одеялом и кружевными наволочками, дорогой сундук, нежно-голубые обои с букетами и гирляндами роз воплощают народное представление о достатке.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.

А шуба. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях.

Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. В действительности красота бывает разной. Сколько прекрасного вы не видите в жизни. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать.

Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов. Работал в плакате и в книжной графике. Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза.

Полусидя, полулежа на постели, она, подобно Венере Урбинской Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.

Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. И, разумеется, после революции предлагали уехать. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. – голубоглазая фея.

Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Учился в Высшем. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. А впереди, главного не видите. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.

После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года.

Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Учился в Высшем. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа.

Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Картина «Красавица» была написана в 1915 году. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком».

По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы».

В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества.

По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Будто впервые. Оно предполагало ориентацию на великие образцы прошлого – с учетом новейших художественных веяний. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.

Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.

Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. А может быть именно вот таким образом и стоило. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Народный идеал приобрел в произведениях Кустодиева особую монументальность, его купчихи – своеобразные богини, олицетворяющие народные представления о счастье, сытости и достатке.

Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Правда, союз продлился всего семь лет.

Примерка будет продолжаться. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили.

Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. Работал в плакате и в книжной графике. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Зашел с мороза прямо в шубе. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».

Кустодиевский образ явно гиперболичен. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). Чертовски трудно. – вдруг действительно спасет мир. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи.

В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами – типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.

Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. «Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна. В качестве модели Кустодиев пригласил актрису МХТ – И. Шевченко.

В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, как и вариант 1921 года. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».

По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной Красавица, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых еще в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш).

Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу» ибо смутил он навек покой мой. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.

Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Заграничная жизнь закрутила Григория. Отсюда же – и некоторый эпатаж, с которым Кустодиев представляет свою героиню, помещая ее в центр полотна и выдвигая на первый план. Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов.