Мстислав Добужинский Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ). Много занимается портретом, меньше пейзажем, но главные свои силы отдает изображению города. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии.

В этой работе художник вернулся к знакомой теме: провинция 30-х годов XIX века, — но на этот раз мягкую улыбку сменили сатира и гротеск. Андерсена и многие другие. Так же усердно, как и для театра, художник работает в области книжной графики, но преимущественно орнаментальной. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. М. П. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести К. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника — оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). Какой-то немецкой кажется вся книжка. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки.

Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).

Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Что здесь иллюстрировать. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Волькенштейн (1874–1965). Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Характерно, что, с увлечением работая над этой постановкой для Художественного театра, Добужинский в 1910 году не только выполнил ряд портретов актеров в их ролях, но и сделал на мотивы Тургенева серию рисунков, а затем и виньеток.

В Париже проходят его персональные выставки. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Участвует в выставках с 1902. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».

Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам.

Книжку украшают пять рисунков, начертанных беглыми, прихотливыми и отрывистыми легкими линиями. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Гимназию окончил в Вильне. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. загадочных приключений «Ночного принца».

Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  • Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк

В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.

Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести.

Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Но уже примерно с 1916-1917 гг. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

  1. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  2. Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  3. ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  4. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  5. Мстислав Валерианович Добужинский

Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.

Для открытых писем издаваемых Общиной св. Но уже первые выступления принесли ему известность. В конце каждой главы помещен какой-либо масонский знак или эмблема в начале же — рисунок имеющий отношение к последующему тексту. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Западноевропейская и антикварная живопись
  3. Декоративно-прикладное искусство
  4. Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту
  5. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Под ней — сердце между белых крыльев. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм.

Каунас). Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию.

  1. Рисунок акварелью собирателя открыток
  2. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  5. Мстислав Добужинский: жизнь и творчество художника
  6. Добужинский Мстислав Валерьянович – Биография :: Артпоиск

Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Один из наблюдающих, обсуждая происходящее, указывает пальцем на похоронное шествие. Но уже первые выступления принесли ему известность. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской.

Матэ, а также в Мюнхене. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике.

В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Плоскость листа строго блюдется. Дягилева. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках.

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Достоевского, 1923).

Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

  • Словари и энциклопедии на Академике

Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Добужинский Мстислав 
Валерьянович

Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Необходимо отметить еще значение концовок. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.

Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Особый интерес мальчика вызывали книги по истории. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Великий русский график, театральный художник. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых.

Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь.

Для открытых писем издаваемых Общиной св. Фигуры и отдельные предметы располагаются на плоскости естественно и гармонично нет ни нарочитой случайности, ни чрезмерной симметричности. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства.

А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

Художник отказался от изображения событии, происходивших в плане реальном и остановился лишь на четырех главных эпизодах. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм.

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Внизу — песочные часы и черные крылья. Художник таким способом передаёт в картине цинизм общества. Дж.

Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Различны и системы иллюстрирования. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Живёт в Нью-Йорке.

«Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. Успех его декораций был очень велик, так началось длительное сотрудничество Добужинского с МХАТом. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.

Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.

Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925). Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Иллюстратор отнюдь не стремится воплотить все образы писателя, а лишь дополняет его и именно там, где средства последнего ограничены.

М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. С 1939 жил и работал в США. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет Русский солдат с посвящением: Храбрым русским солдатам второй мировой войны.

К тем же годам относятся и первые поездки за границу — в Германию и Швейцарию. Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».

С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны.

Умер Добужинский в 1957 году. Замечательны сами приемы графики. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях.

В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.

По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. В 1901 посетил Венецию и Париж. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.

Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Бахрушина, музеях Вологды, Иркутска, Кирова, Козьмодемьянска, Краснодара, Севастополя, Саратова, Смоленска, Твери, Хабаровска, зарубежных музеях. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США.

С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Родился в семье офицера. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике.

Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере».

В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. В том же году уехал с ней в Мюнхен. Попеременно местом жительства были Кишинев, прибалтийский Вильно, тамбовская провинция, Волга и окрестности Петербурга. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.

В каждом городе, он видел его суть, ту «изнанку», которую не заметно в будничной обыденности. Детство художника протекало в Петербурге, где проявились впервые его способности. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.

В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Реже обращался к портрету («Человек в очках. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.

Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899 году, отправляется в Мюнхен, который наряду с Парижем был тогда крупнейшим художественным центром Европы. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда.

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Иллюстрации же рисует редко.

Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. С изумительным мастерством при помощи одних лишь контрастов широких пятен типографской краски с белизной бумаги передан белесоватый сумрак северной летней ночи, ранний рассвет, нежные очертания легких облаков и суровые массивы уходящих ввысь домов, штабели дровяного двора, неподвижная поверхность воды и косые линии проливного дождя.

Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Скупой рыцарь» усердно украшен.

Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он же приучил сына иллюстрировать прочитанное, а библиотека Добужинских была обширной. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики.

Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Лицо непроницаемо, поза неподвижна, но чувствуется внутренняя сосредоточенность, создается ощущение замкнутости, одиночества. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас).

В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла и с той общественной группой, для которой предназначалась. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. В 1923–1924 гг.

Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Так всегда.

Этот жест незнакомца иронично совпадает с рекламным жестом. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Ч. Вейдман, 1949). Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм.

В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Но уже первые выступления принесли ему известность. Контрастов черного и белого нет. Член объединения «Мир искусства». В эти самые моменты художник переставал замечать городские красоты.

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.

М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.

Евгении (1902–1910). Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006).

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился.

Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Такое случалось, когда Добужинский подмечал выползающую ото всюду пошлость. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.

В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей.

Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. На рисунке обычный мотив творчества Добужинского — безлюдный, молчаливый город, холодное спокойствие которого нарушают лишь несколько деталей: огромное кровавое пятно на стене дома и тротуарных плитках, кукла, галоша и очки. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония.

Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. По возвращении в С. -Петербург вновь не смог поступить в ИАХ и стал неофициально посещать академическую мастерскую В. В. Матэ, под руководством которого изучал гравюру. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009).

И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. В иллюстрациях показано самое интересное в сказке, все то, что ребенок хотел бы увидеть изображенным. А. А. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий.

В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Но его особенно привлекал другой Петербург. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. С 1901 года Добужинский входит в Мир искусства. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. С 1924 г. жил в эмиграции.

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга.

Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. О том, как снегом заметало Исаакий и Медного Всадника, как рядом со сфинксами появились лебедки, как с гранитных набережных стали удить рыбу, а на разбитых фонарях ребятишки устраивали гигантские шаги, как пустыри обращались в огороды и еще о том, как весело над Невой вьются флаги на судах Красного Балтфлота. По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. Умер Добужинский в 1957 году. Эта афиша выглядит вульгарно и безвкусно. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому.

Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Человек в очках (1906, ГТГ) — одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Рядом с шарманщиком стоит толпа «зевак», которые наблюдают за происходящим. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут».

Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Долгое время его домом был Петербург.

Действие происходит под проливным дождем, на одной из Петербургских улочек. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). В 1957 году Добужинский ушел из жизни.

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм.

В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа.

Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.