Поленов Лодка

Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи и создает картины «Нормандский берег», «Рыбацкая лодка. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки. В этом фахверковом сарайчике сегодня выставочный зал, а раньше это была кладовая и столярная мастерская, где делались лодки для «флотилии» Поленова. Здесь Поленов открывает новые для себя задачи пейзажной живописи («Нормандский берег», «Рыбацкая лодка.

Картина Василия Поленова Рыбацкая лодка. Описание картины поленова на лодке версия от.

Поленов Василий «На лодке, Абрамцево»

Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Поддержал революцию 1905 года, сидел в тюрьме. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. «Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство». Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. «Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство».

Все постройки Поленов проектировал сам. Имелись в виду, очевидно, те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: Право господина (1874) на сюжет из средневековой истории Германии, этюды Московского Кремля (1877), пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность – Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной Христос и грешница и серией картин Из жизни Христа (1881-1882, 1899). Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами (одна из которых, Елена, впоследствии стала известной художницей) в Ольшанку Тамбовской губернии имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова, воспитывавшейся после смерти родителей в доме Гавриила Державина. В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа.

Описание картины 
поленова на лодке

Описание картины поленова на лодке

«Избушка тогда была внутри вся оборудована под настоящую русскую избу с хохломской мебелью: стол, скамьи, табуретки – всё было хохломское, а на крылечке висел рукомойник – горшочек с носиком, купленный, вероятно, на ярмарке в Тарусе». Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил». Свет в каюту проникал сквозь четыре больших окна с зеркальными стеклами. Поленова»), Дело приобрело широкий размах.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» – шедевр мастера-колориста. И так же, как в этюде Белая лошадка. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр. ).

Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб. Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Летом 1872 г. Поленов в качестве пенсионера Академии художеств уехал в Италию. Почти три года шли переговоры о покупке и весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин земли, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель и это было началом жизни на берегах Оки. Василий Поленов, будучи городским жителем, всегда мечтал жить на природе.

  1. Описание картины «Лодка на реке»
  2. Список картин Василия Дмитриевича Поленова
  3. ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ — ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ
  4. Путешествие в Поленово – Три часа заокских пейзажей
  5. Реконструкция двух общественных пространств и музейная витрина с артефактами
  6. Над туристической привлекательностью работают в Пятигорске и Пинежье

Усадьба была названа Борок. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», — советовал он. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Он избегал их и позже, когда в качестве фронтового художника участвовал в русскотурецкой войне (1877 – весна 1878).

Позже, со второй половины 1880-х годов, жанровый момент в картинах природы Поленова стал играть все меньшую роль, но при этом ощущение «обжитости» в пейзажах безлюдных – Деревенский пейзаж с мостиком (1885), Деревня Тургенева (1889) – возникает не менее явственно, чем в пейзажах, населенных людьми. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр. ). Спустя год на VI Передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. Этюды произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. Сегодня сотрудники музея устраивают в этой комнате новогоднюю елку для учеников школы имени Поленова из села Страхово.

  1. Новые имена поезду и аэропортам
  2. «Канатка» в Мосвке и набережная в Ялте
  3. Два парка: в Подмосковье и Владивостоке
  4. «Волжское море»: дан старт речному туризму в России
  5. Электронные книги в поезде и аудиогид по Историческому музею
  6. Закрытия в Москве, Петербурге и Волгограде
  7. Картины — Поленов, Василий Дмитриевич
  8. Европейское пенсионерство — Германия, Италия, Франция

То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. В 1880-е годы возникла серия деревенских пейзажей – Зима в Имоченцах (1880), Старая мельница 1880), Северная деревня (1880-е), в которых художнику удалось передать неторопливый и крепкий патриархальный уклад жизни людей, тесно связанный с окружающей их природой. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова.

В этом был ее смысл. Васнецова «Ворон» и его эскиз к «Богатырям» – для Ильи Муромца позировал Поленов. это такой бриллиант в русской литературе». 1970 год. В другом письме находим: «Я страшно высоко ставлю Записки охотника это такой бриллиант в русской литературе». Там картину купил Александр III.

  1. Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы
  2. Просветительский центр Василия Поленова
  3. Первое цветочное лето в доме в еловом лесу
  4. Дятлы у кормушки – Дом в еловом лесу
  5. Другие картины художника – Василий Поленов
  6. Записки переводчика с Андреем Десницким
  7. Из Википедии — свободной энциклопедии
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В подборе цветочных культур для усадебных клумб был сделан акцент не на экзотичность, а на «похожесть», созвучность с местной фауной: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена ирисы, флоксы, левкои, мальвы, георгины и астры. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. В них меньше пленэризма и, как следствие, становится более звучным цвет. Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине Пострижение негодной царевны, замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г. ).

Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера – увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 году в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. какой-то мертвый, отсталый, отживший, – делился своими наблюдениями Поленов с Репиным.

Описание картины 
«Лодка на реке»

По первому предназначению Адмиралтейство – помещение, где хранились лодки (Поленов увлекался еще и рыбалкой) и всякие лодочные принадлежности. Поленовский Бабушкин сад сближает с тургеневскими образами наполненность старинного парка красотой минувшего, витание здесь «мелодии грусти старинной» – поэтизация прошлого, столь несвойственная эстетике критического реализма семидесятых годов XIX века. Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». Пропорции – идеальные. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В них отражено индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, они наполнены эмоциональной силой, благодаря которой натурные мотивы приобрели почти символическое звучание. Название большой лодки было «Яилатан» – имя Наталия, прочтённое наоборот.

Первоначальное название картины – «Кто без греха. ». Изысканные цветы не затмевали очарования простых полевых. Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента.

Портик кариатид (1882), в которых ощущается и специфически поленовское любование разрушающимся миром, уходящим или уже ушедшим в прошлое и восхищение гармоничным и величественным миром античности и даже какой-то холодок страха, вызванного этой совершенной молчаливой красотой. и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Во время второй поездки в 1899 году художник собирал материал для цикла картин серии «Жизнь Христа». Абамелек-Лазарев и А. В. Его слова из письма к Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость иначе оно ничего не стоит», – достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего Поленова к работе. На ваш номер выслано СМС с кодом.

Человеческий мир здесь – часть безбрежно-гармоничного мира природы. Ходил на веслах, а чаще «на парусу», как говорили в тех краях, делая ударение на последней гласной. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882 – 1895) были, в частности, И. И. Левитан, К. А. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением (это именно лицо мудреца, а не пророка и страдальца), то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины.

Вот краткие сведения. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова). Правда, живопись уже тогда больше увлекала его и он даже на время ушел из университета.

Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Поленов, сам того не сознавая, в определенной мере предвосхитил поэтику «мирискуснического пассеизма» со свойственной «Миру искусства» эстетизацией старины, угасания, восхищением закатными красками дворянской культуры. В Париже под впечатлением исканий новой французской школы, посещений разнообразных выставок, галерей, мастерских художников Поленов особенно остро осознал свою «слабость в технике», неумелость и неопытность «в передаче своей мысли и своего чувства». Олыианка (1877). Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды и так же, как после первой поездки, они были показаны на Передвижной выставке вместе с картиной На Тивериадском (Генисаретском) озере. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. Осенью следующего года он поселился в Париже.

Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства». В Москве существенным фактором для Поленова в поисках «самого себя» стала семья Саввы Мамонтова и группировавшееся вокруг него сообщество художников, названное позже Абрамцевским художественным кружком. Большую роль в жизни Поленова сыграла зародившаяся в Италии дружба с Саввой Ивановичем Мамонтовым, крупным промышленником и страстным любителем искусства и с будущими членами Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка. Поленова. Сразу же начались хлопоты об обмене бёховской земли на песчаный холм.

На деньги за «Грешницу» Поленов и купил имение на Оке. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что абсолютно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина Так название и осталось. Пришло время – и прорубили просеки, проложили дорожки. Доминирующим цветом этих газонов всегда был зеленый. Здесь дети играли с товарищами из Бёхово и Страхова. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная в 1881-1882 годах по окончательному проекту Виктора Васнецова создавалась с тем же энтузиазмом, что и театральные постановки содружества и находится в том же ряду выполненных в мамонтовском кружке работ, в которых произошел «прорыв» к новой стилистике, стилистике модерна. За участие в боевых действиях Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Иные впечатления ждали его в Париже. Логично, что теперь в восстановленном Адмиралтействе размещена диорама «Кругосветное путешествие по миру», созданная на основе эскизов, которые Поленов делал в разных странах. Очевидно, не до конца. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии истории и этике, дополненных музыкой». Первоочередной задачей для них стало освоение живописи на открытом воздухе.

Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. И Поленов и Саврасов не случайно выбрали каждый «свое» время года. Еще сильнее это заметно в облике Аббатства (главной мастерской художника) и Адмиралтейства – воссозданного лодочного сарая-фахверка, где сегодня размещена диорама на тему кругосветного путешествия, последняя работа Поленова.

(Ударение надо ставить на третий слог – Поленов произносил слово по-гречески. ) Тут размещаются книги и коллекция живописи, европейской и русской. Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. В настоящее время в этой усадьбе (переименованной в Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Преподавала одна учительница Капитолина Михайловна Руднева.

«Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Также по просьбе крестьян Поленов построил здесь церковь. Осенью следующего года он поселился в Париже. С усадебным домом связана важная область просветительской деятельности Поленова. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. «Вы подумайте, как живут крестьяне.

Здесь Василий Дмитриевич пишет самые значительные свои произведения. И вдруг кругосветное путешествие. ». С противоположного берега Оки хорошо видна Церковь Святой Троицы в Бёхове. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. Картинки подсвечиваются с разных сторон и изображения меняются. В серию «Жизнь Христа» вошло 68 произведений, большинство из которых – пейзажи. Поленовой – директором музея заповедника В. Д.

В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто». В отношении влияния на массу оно действует более сильно, чем наука. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна. Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Пространство этого дома отчасти повторяет родовой дом Поленовых в усадьбе Имоченцы в Карелии: три этажа, внизу галерея («портретная»), библиотека и гостиная, наверху – жилые комнаты и мастерская. Так вот, каков, по мнению г. Поленова, Спаситель мира, Мессия, Бог.

Его построили на холме над рекой – беховские жители называли это место «Борок». Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В первые годы жизни в усадьбе здесь был самодельный шалаш, построенный Василием Дмитриевичем и его сыном Дмитрием.

80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет – килевые. Название большой лодки было «Яилатан» – имя Наталия, прочтённое наоборот. Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки.

На камине, украшенном мозаикой, стоит скульптурная «Голова египтянки» работы Михаила Врубеля. Историзм в контексте евангельского сюжета воспринимается как вызов религии. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Поленова и невесткой сына Н. Н. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств.

Иванов, К. А. Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, – пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов и врожденным декоративным даром. С тоски можно умереть. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Мечтал поселиться на лоне природы. После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи.

Как вспоминал художник их работы действовали на него как «опьянение опиумом». 1911). Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Это относится и к пейзажным и к архитектурным работам, написанным с особым увлечением.

От других мемориальных усадеб Поленово, бывший Борок (именем художника его назвали уже при новой власти) отличается тем, что большой «дом над Окой» сразу задумывался хозяином как музей. Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с Иваном Тургеневым. В 1909 году огромный труд по созданию цикла Из жизни Христа был завершен. Иное художественное решение предложил Поленов. Создаются известнейшие полотна«Арест гугенотки» и «Право господина» — обе работы получили признание и почти сразу отправляются в коллекцию известнейших коллекционеров того времени. Причина этой акции так и осталась непонятной.

Оба художника вошли в своеобразный «кружок русских», который сформировался вокруг профессора живописи Алексея Боголюбова. Н. К. «Это последнее время, я только и мечтаю о Бехове», «Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется. », – повторял в письмах Василий Дмитриевич. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.

Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводи в лесу – чистил, прорубал, лечил и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Лев Толстой не смог посетить выставку.

Из воспоминаний Е. А. Струнниковой, друга семьи Поленовых. Крупской. Если в Праве господина средневековый архитектурный фон практически никак не связан с сюжетом, то здесь Поленову в значительной степени удалось подчинить все аспекты картины (фрагментарность композиции, четкие ритмы архитектурных форм, строго выдержанный серо-стальной тон) центральной задаче – запечатлеть трагический образ несломленной, готовой на смерть за веру героини картины. Речка Боря, Верхний пруд в Абрамцеве (1882). Тогда же, в 1873 году, был выполнен первый эскиз к картине.

Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова. Женщина несет ведро с водой, гуляет стайка кур с нарядным петухом. В 1915—1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы — по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа.

С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Приступая к работе над картинами серии Из жизни Христа (1890-е – начало 1900-х) художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. Потом работа «не пошла». Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину.

Когда мы поселились в Бёхове, в 1891 году, в округе было очень мало школ. Ноги сами по себе взбираются наверх, не зря домашние называли её «всегонарием» – за то, что по ней все гоняли с утра до вечера. Поленово – одна из самых красивых исторических усадеб нами виденных. В Атриуме Поленова-художника присутствовал тот же дух героизированной античности, который создавал на сцене Поленов-актер (он играл в этом спектакле главную роль Деция, воплощавшего добродетели языческого Рима) и Поленов-композитор, написавший музыку к спектаклю. Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с Иваном Тургеневым. И если включение исторического романтизма имевшего чисто «западный» характер, в национальное искусство станет для Поленова делом будущего, то творческая переработка впечатлений от пленэрной живописи и импрессионистов присутствовала уже в ранних пенсионерских работах.

Разросшийся сад кулисами почти вплотную подступает к женским фигурам. Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводи в лесу – чистил, прорубал, лечил и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Значительное место в творчестве Поленова занимает евангельская тема. «Сюжеты человеческого изуродования и смерти», где все «так ужасно и просто», были чужды Поленову. В. Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром. Нормандия. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов.

Вот таким образом Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Художник хотел показать Христа человеком – мудрым, чистым и справедливым. Среди них: декорации к трагедии А. Майкова Два мира (1879, Мамонтовский кружок), к пьесе С. Мамонтова Каморра (1881, Мамонтовский кружок), к драматической поэме В. Жуковского Камоэнс (1882, Мамонтовский кружок), к опере Гуно Фауст (1882, Мамонтовский кружок), к пьесе-сказке С. Мамонтова Алая роза (1883, Мамонтовский кружок), к мистерии С. Мамонтова Иосиф (постановка 1880, 1881, 1887, 1889 гг., Мамонтовский кружок), к опере Николаи Виндзорские проказницы (1885, Мамонтовская опера), к комедии С. Мамонтова На Кавказ (1891, Мамонтовский кружок), к опере Глюка Орфей и Эвридика (1897, Мамонтовская опера), к опере П. Чайковского Орлеанская дева (1899, Мамонтовская опера) и ряд других. В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор».

Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». Свое завершение этот тип пейзажа получил в большом полотне Осень в Абрамцеве (1890), работе, отличающейся строгой декоративно-ритмической организацией, тщательной выверенностью всей композиции и отдельных ее деталей, богатством и разнообразием живописного строя. Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье.

Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея, в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Остроухова и других. В этом отзыве легко узнаются восточные этюды Поленова, в которых художник «проникся восточной живописностью» и в которых проявилось его «живое чувство колориста». Это семьдесят картинок, написанных в особой технике.

Осенью 1887 года внимание Поленова привлекло живописное место на крутом берегу Оки. И также, по краям зеленого поля, рядами высаживались цветы: нарциссы ирисы разной окраски (Василий Дмитриевич очень любил этот цветок: он ему напоминал рыцарское, готическое), белые флоксы, удивительным образом сочетающиеся с белыми стенами Большого дома. Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку. Интересно, что ни в одном из произведений писателя, где воспроизводился мир русской усадьбы, царившая там духовная атмосфера, окружающая природа, мы не найдем подробных описаний ее архитектурной среды, каких-то специфически «тургеневских» мотивов. Однако самому художнику полотно не нравилось и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. У Иордана. Пожалуй, никогда раньше Поленова не подходила так близко к импрессионизму, как здесь. В общем, предстояло Адмиралтейству стоять под замком, никому не нужно.

Все оборудование для музея (шкафы, витрины, полки) было сделано местными мастерами по рисункам и чертежам Поленова. Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы (Золотая царицына палата. Оно и не мое и не соответствует евангельскому рассказу». Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки где будет музей, галерея и библиотека», он приобрел в начале 1890 года бывшую усадьбу, где в качестве архитектора открывает в себе новый стиль в искусстве — модерн. В 1887 году эта картина была куплена Александром III для Русского музея, причем царь опередил Третьякова, собиравшего полотна в свою галерею. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», – такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.

В картине этой опять сказался романтик. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Он придерживался мнения, что «учить молодежь, прошедшую общие классы, больше нечего, надо давать только возможность продолжать учиться». Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию.

Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Но в абрамцевских пейзажах появились и новые интимно-лирические связи художника и природы, раскрывающиеся уже без «посредничества» персонажей картины.

«Поленово». Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира – мира лодок, уключин, удочек и верш – от впервые вошедших в сознание таких понятий, как ванты, бушприт, краспицы, шкотовый узел, – заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов. ». Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Вот таким образом во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях. Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте-этюде Московский дворик (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года. Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Посетил в 1872 – 1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881 – 1882, 1899 и 1909).

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Белый дом с четырьмя разными фасадами выстроен по замыслу самого художника. Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года.

Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет – килевые. Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени.

Давно мечтая о «домике на берегу Оки где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. Было холодно. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса. Также художник работал и в Русской частной опере Мамонтова. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома – С. И. Н. Н. Грамолина. «Поленово». Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями.

О высоком впечатлении, произведенном на него выставкой, говорил Поленову и Серов. В 1877 Поленов поселился в Москве. Война ведь, не всем везет Тут отец и огорошил: закопаем архив – целее будет. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Поселившись на берегу Оки, Поленовы и здесь не изменили своим просветительским взглядам: ими были построены две школы – в Страхове (1911) и Бехове.

Кроме того художник совершает две поездки на Восток. Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Также скажется в его работах и участие в 1876 году в составе русской добровольческой армии в борьбе сербов за освобождение от турецкого ига (он напишет несколько батальных сцен). Он уже точно знал, каким будет его дом, в котором все будет устроено согласно привычной жизни, наполненной трудом дом, который будет очагом искусства и пристанищем для многочисленных друзей и учеников: «Я уверен, что деревенская жизнь, как мы с тобой её понимаем, принесла бы нам, ребятам и многим другим – пользу. Павел Третьяков приобретает «Право господина» а цесаревич Александр Николаевич картину«Арест гугенотки», которая впоследствии поступила в музей Александра III (Русский музей). Он не ограничивался созданием эскизов декораций для самодеятельных спектаклей (типовые декорации для пьес Тургенева, Островского и т. д., отличающиеся при большой простоте высокой художественностью), разработкой методов упрощенных постановок, серьезное внимание уделял Поленов составлению репертуара для народных самодеятельных коллективов, нередко сам выступал как автор пьес и композитор (на сцене поленовского дома с большим успехом шла его пьеса Анна Бретонская), принимал живейшее участие в режиссуре спектаклей. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Летом 1872 г. Поленов в качестве пенсионера Академии художеств уехал в Италию. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. В одном из писем к жене 1887 года он писал: «Я теперь читал, т. е. не читал, а наслаждался Записками охотника Есть такие дивные картины, такие живые люди, такие глубокие стороны жизни захвачены, что всего тебя пронизывает». Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году.

Сначала в светских гостиных, а потом везде – в аудиториях университетов, в чиновных кабинетах, на официальных раутах и семейных вечерах – зазвучали слова «яхта», «гонка» или даже такие загадочные и волнующие, как «гандикап» и «оверштаг». А вот «Борк» – высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). Поленовские же пейзажи воспроизводили исторически точный облик Москвы того времени. Это постоянное обновление природы тонко передано Поленовым. Среди такого рода пейзажей можно выделить Ранний снег (1891).

Не забросил художник и творчество — в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Например, трагически звучащий пейзаж с обугленными остовами деревьев и экспрессивной графикой обгорелых ветвей в этюде Горелый лес (1876) приобрел совсем иной смысл в одноименной работе 1881 года, в которую художник ввел изображение девочки, собирающей на поляне с обгоревшими деревьями грибы. Майкова (1879) – отличался от театрального оформления, существовавшего на профессиональной сцене в 1870-е годы, не только своей живописностью, но, главное, сочетанием точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. Но настоящее признание было впереди.

Внимательно и любовно изобразил художник основные «события» двора. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. Это было село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. Среди них выделяется Нил у Фиванского хребта (1881) с мастерски построенной композицией, где узкая полоска земли с редкими пальмами на фоне тающих в голубовато-сиреневой дымке гор, отражается в зеркальной глади Нила. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна.

Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента. Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Военные впечатления были отражены им в рисунках, опубликованных в журнале Пчела.

Живой, остроумный, «хорошо чувствующий талантливых людей» и сам разносторонне одаренный, Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна, также наделенная чуткой восприимчивой к искусству душой и редкостным добросердечием, составляли в Италии центр своеобразного артистического кружка. Например, впечатления, полученные от посещения старинных немецких рыцарских замков, с которых Поленов делает множество зарисовок, лягут в основу его замысла картины Право господина (1874), а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин Из жизни Христа (1899-1909). Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Он «населил» дворик людьми, уточнил композицию, увеличил формат полотна по горизонтали.

Помимо занятий в училище Поленов устраивает у себя дома акварельные вечера. Художник не создавал батальных полотен. Во время путешествия им создано множество этюдов имеющих самостоятельный характер.

По семейной поленовской традиции, в Библиотеке собирались на новый год на «каминные вечера» : провожая старый год, зажигали большой готический камин. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» (Христос и грешница, 1886 – 1887), где художник в духе Л. Н. Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека». Ее избы, типично северного образца, большие, срубленные из толстых бревен, с высокими кровлями, с окнами, почти на высоту человеческого роста отстоящими от земли, украшенными нарядными, резными наличниками, не тонут в сугробах, не теряются в окружающей их снежной равнине, как это обычно было в пейзажах 60-х – начала 70-х годов (Оттепель Васильева, например).

(«Борк» – потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок). Поводом для таких литературных ассоциаций было умение писателя и художника выявить «поэзию ежедневной жизни» их внимание к «малейшей струе в море души», которыми были отмечены созданные ими произведения. В новом здании в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. Брал частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР. В 1908 году его работа над картинами евангельской серии, которую он считал «главным трудом своей жизни», была закончена и 58 картин цикла были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах.

Однако академические правила требуют от художника создания произведения на историческую тему и Поленов в 1874 году пишет картину «Право господина», а в 1875 – «Арест гугенотки (Арест графини дЭтредеон)». Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника. В 1914 году Игорь Грабарь известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, московский и палестинский или вообще восточный и что все они весьма мало связаны один с другим». Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты. Причина этой акции так и осталась непонятной.

Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века. В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор». Внук художника вспоминал, каким притягательным это «морское» хозяйство было для детей. Кандаурову. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.

Учился в петербургской Академии художеств (1863 – 1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Пастернак Поленову. В 1876 году в Париж вместе с Иваном Крамским приехал вышедший из Академии Виктор Васнецов.

И Наталья Васильевна строила планы: «Мое единственное желание – Бёхово, на него вся надежда, да от времени до времени за границу, в Москве уж как можно меньше времени». Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись и музыку и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Теперь оставалось приняться за устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал. Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле. Театр для Поленова-просветителя был еще одной (и очень серьезной) возможностью служить делу воспитания человека в духе добра истины, красоты. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», – ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы.

Поленов предоставил Васнецову возможность работать в его мастерской. Им выполнен эскиз иконостаса и несколько живописных работ для него. В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. 1970 год. В. Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, – каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой».

Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. Это сходство заставляет вспомнить, как любил Поленов произведение Тургенева. «Руководство» Василий Дмитриевич проштудировал, что называется, от корки до корки, да и журналы читал со вниманием. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр. ). Вслед за Ивановым Ге (Тайная вечеря, 1863), Крамской (Христос в пустыне, 1872), Перов (Христос в Гефсимайском саду, 1878) видели в евангельских сюжетах исторические события и одновременно – прообразы современных ситуаций, борьбы и страданий современного человека.

А пока. Но в его последующих картинах ощутится и близость к передвижничеству (после заграничной поездки, отдыхая в Имоченцах, он написал портрет сказителя былин Никиты Богданова). Хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине села Бёхова. По решению научно – художественного совета музея, Адмиралтейство начали восстанавливать, причем проектом восстановления было предусмотрено придание ему характерного для поленовской архитектуры облика (каменная кладка с фахверковыми конструкциями).

В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. (Из письма Л. В. Местечко Вёль в Нормандии (1874).

Но весь этот «материал» был настолько творчески переосмыслен и синтезирован Поленовым во время его работы над проектом церкви в Бёхово, что в итоге был создан очень цельный и завершенный художественный образ. Утро ясного солнечного дня в начале лета (по воспоминаниям самого художника). Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево — в подмосковной усадьбе Мамонтова.

Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что абсолютно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл». Поленовой. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977 – 1980 годах. Эскиз к картине (1876) заставляет вспомнить об увлечении Поленова искусством не только Фортуни, но и Макарта.

Со всех сторон потекли экскурсии. Второе название картины «Элегия». В марте 1877 года Поленов переселился в Москву. Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться, – советовал педагог Поленову. Н. Н. Грамолина. Грамолиной – заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д.

Вся увлеченность художника Москвой, ее бытом и архитектурой вылилась в варианте- этюде Московский дворик (1877), ставшим прообразом знаменитой картины 1878 года. Поленов много путешествовал, объездил почти всю Европу. Когда появилась уютная избушка, старшие читали в ней, младшие – играли в куклы. На деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов построил здесь дом по собственному проекту и при доме художественные мастерские, где Поленов много работал, а также проводил занятия для сельских детей. С другой стороны, место «захоронения» свидетельствовало, что голова у отца светлая. Потому так важно для него было ее название.

И не американец. Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Стиль архитектурного творчества Поленова правильнее было бы назвать «стилем различных эпох», а ещё точнее – «поленовским стилем». Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова.

Деятельность Поленова в секции носила самый разносторонний характер. Это тоже традиция, начатая при жизни хозяина усадьбы. В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Учился на юридическом факультете Петербургского и Московского университетов. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Последнюю работу Поленова, как уже сказано, можно увидеть в Адмиралтействе. Из Портретной через готическую дверь вы попадаете в Библиотеку.

Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница». В 1860-е годы Поленов учился одновременно в Петербургском университете (без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни) и в Академии художеств, которую называл впоследствии своей «духовной родиной». Картина Право господина, приобретенная Павлом Третьяковым попала в его галерею, а купленная цесаревичем Александром Николаевичем картина Арест гугенотки поступила затем в музей Александра III (Русский музей). На ее месте по чертежам самого художника построили дом.

Здесь нет ничего лишнего. Наконец, Мастерская, просторная и светлая. Впоследствии, в 1890-е годы, поиски живописных средств для воплощения евангельских сюжетов привели Те к выработке новых, опережающих свое время экспрессивных форм живописи.

К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике «Селестине». Хочется привести здесь письмо об открытии школы Д. В. Поленова, сына художника, С. М. Голицыну – автору книги о В. Д. Поленове «Солнечная палитра» : «При помощи моего дневника мне удалось установить точную дату этого события Это происходило на Казанскую, то есть 4 ноября. Тестирование картины поленова на воде рыба от. Аналогов этому неожиданному решениюв русской усадебной архитектуре XIX века еще не было. Скончался Леонид Андреев 12 сентября 1919 года. Из рассказа «Серпухов или Павлиный глаз. Это было имя жены Поленова.

Это было имя жены Поленова. К парку всегда отношение в семье художника было особым – как к живому существу, естественному (ни убавить, ни прибавить. ) продолжению музея, лучше сказать – его составную часть. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». В другом этюде выражено иное, радостно-ликующее настроение того же города с горделиво возвышающимися в голубизне неба белоснежными массами архитектурных сооружений, озаренных утренним светом (Вид на Константинополь, 1882). «Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство».

Почему же эти, «московские» мотивы воспринимались мотивами «тургеневскими». Среди русских картин – полотна Репина, Шишкина, Кузнецова, Маковского, картина В. М. Через три года Поленов купил у Саблуковой имение с почти девятью десятками гектаров земли, чтобы устроить тут своеобразный семейно-художественный приют с галереей и мастерской. В архитектурных этюдах Поленова интересовала целостность пластического образа, соотношение архитектурных масс, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду (Харам-Эш-Шериф, 1882 Храм Изиды на острове Филе, 1882). По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.

(Практически эта театральная идея была воплощена столяром Большого театра). В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. Н. Н. Грамолина. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», построил дом по собственному оригинальному проекту и при доме художественные мастерские.

Значительную роль играет в ней архитектура. Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А. К. Саврасова. Южные врата, Теремной дворец, Выход из покоев на золотое крыльцо и ряд других. Капитан был довольна суровый и команда его побаивалась. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. В этом был ее смысл.

Капитан был довольна суровый и команда его побаивалась. В другом письме находим: «Я страшно высоко ставлю Записки охотника. В 1881 году Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница». В следующей за Христом и грешницей картине, вошедшей в цикл – На Генисаретском (Тивериадском) озере, – он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущей картине.

По решению научно–художественного совета музея, Адмиралтейство начали восстанавливать, причем проектом восстановления было предусмотрено придание ему характерного для поленовской архитектуры облика (каменная кладка с фахверковыми конструкциями). «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). На деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов построил здесь дом по собственному проекту и при доме художественные мастерские, где Поленов много работал, а также проводил занятия для сельских детей. 2. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы.

Музейная экспозиция Аббатства посвящена театральной жизни поленовской усадьбы, а в первой Мастерской экспонируется очень важная для усадьбы картина – первоначальный вариант огромного полотна «Христос и грешница», написанный углем. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». На берегу реки раскинулся пышный и мягкий желто-зеленый ковер. Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы — картины «Московский дворик». Работа была огромная.

Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»). Лучшие «французские» картины Василия Дмитриевича Поленова – «Рыбацкая лодка. Картина Московский дворик, а вслед за ней Бабушкин сад и Заросший пруд, которыми художник дебютировал на выставках Товарищества передвижников 1878 и 1879 годов, сразу же привлекли внимание критики, которые сравнивали работы художника с «тургеневскими мотивами». Интересно, что ни в одном из произведений писателя, где воспроизводился мир русской усадьбы, царившая там духовная атмосфера, окружающая природа, мы не найдем подробных описаний ее архитектурной среды, каких-то специфически «тургеневских» мотивов. Диорама сохранена в мемориальном виде.