Портрет Шаляпина Коровин

Известен ряд портретов Шаляпина, написанных Коровиным. Коровин вместе с Шаляпиным приезжали летом 1905 года в имение Отрадное дважды: здесь в усадебном доме в июне художником был написан портреты Гурли Логиновны, в июле – портрет его друга. Рассмотренный автором портрет Шаляпина (1911) уже современниками назывался одним из лучших произведений Коровина. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы.

Все коровинские портреты Шаляпина — это портреты артиста в жизни. Портрет Шаляпина, работы Коровина сначала дает впечатление мгновенно схваченного момента, но это не совсем так, ощущение праздничности, которое несет портрет, подчеркнуто многими деталями, очевидно специально задуманными художником. На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Портрет Шаляпина был создан вслед за совместной работой художника и певца над оперой «Демон», поставленной в Москве в 1904 г. Коровин работал вместе с Шаляпиным и над гримом Демона.

Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего. Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина («В светлом костюме» 1911г. ) и Бориса Кустодиева (1922г. ) основная задача работы. На выставке Коровина мы тоже видим Шаляпина, но в этих портретах нет стремления постичь модель изнутри, нет желания анализировать, нет глубины характеристики.

Исполненные Коровиным портреты Шаляпина — подлинные живописные поэмы о прекрасном человеке, которого он любил и которым восхищался. Подготавливая холст для портрета Шаляпина, Коровин покрыл его тоном – светлой охрой. Коровин оставил замечательные Воспоминания о Федоре Шаляпине и несколько портретов своего великого друга. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов.

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И. Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г.

Из-за этого между ними случались недоразумения. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Но происходили странные вещи. Кавалер ордена Почетного легиона. Родился в Москве. Вахтангов говорил ей: «Ваши данные – внешность, голос, пластика движений – все для большой сцены. » 12. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Наконец, не согласившись с условиями конкурса, вышли, объявив себя «hors concours», Франция, Англия, Америка и Германия. «Переговорщиком», естественно, выступил Федор Шаляпин, который был не только исполнителем партии Еремки, но и режиссером спектакля.

Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. Так оно и было в действительности. Однако обстановка в стране, по-видимому, начинала тяготить певца.

Качалов и его жена Н. Н. В 1929 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина – вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве. Андреева и А. М.

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Замечательные рассказчики, они часами могли состязаться в импровизации смешных историй и диалогов, причем Коровин зачастую побеждал изобретательностью сюжета и занимательностью повествования. На портрете надпись: «Ф.

Брюллов. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. Правой рукой Шаляпин небрежно облокотился о столик. Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях. В его творческом наследии известно более двадцати из сохранившихся автопортретов: это и шаржи на самого себя и зарисовки, созданные в поисках сценического образа и даже бюст, который он вылепил однажды (в 1912 году), открыв в себе дарование скульптора.

Здесь ее первой ролью была Софья в «Горе от ума». Ему было 46 лет, когда он встретил актрису Надежду Ивановну Комаровскую (урожденную Секевич, 1885 – 1967). По замыслу Кустодиева картина получила название «Новый город» или «Ф.

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"

Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния.

Владимир Аркадьевич любил театр, но не был знатоком абсолютно нового для него дела. Одних привлекала мощная и яркая фактура самого маэстро, другие – среди них А. Головин и А. Яковлев – предпочитали писать его в костюме и гриме, преображавших великого артиста до неузнаваемости. Рассматриваемые воспоминания выдающегося русского живописца и театрального декоратора Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) посвящены гениальному русскому певцу Федору Ивановичу Шаляпину (1873–1938), дружба с которым Коровина длилась около сорока лет. Низ имеет большое пространство. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Создавал скульптуры из дерева.

В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня. Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина «прекрасную долговечную статую». В 1922 г. он отправился в длительные гастроли за границу. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва – 1939, Париж)Художник, художник театра. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

И еще одна шаляпинская характеристика Коровина: Константин Коровин — «талантливейший художник и один из обновителей русской сценической живописи». Ермоловой (в комедии норвежского писателя Б. Бьернсона «Когда цветет молодое вино»). По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Реферат: Сравнительный 
анализ портретов 
ФИ Шаляпина Работы

Реферат: Сравнительный анализ портретов ФИ Шаляпина Работы БМ Кустодиева и КА Коровина

Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина. В Москву в течение 1920 года ей удалось съездить только один раз – повидать больного отца. Прянишникова, А. К. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь.

Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Дом построил архитектор Мазырин по проекту Коровина.

Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве. 13. Альбом «Александр Головин», авт. -сост.

Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повернуто в сторону зрителя. На руках у Марины обезьянка. В том же году, после затянувшихся на пять лет гастролей Шаляпина, советские власти запретили ему въезд на родину, да и лишили его звания народного артиста Республики, которое он получил первым ещё в 1918 году3367. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Он наслаждается бодрящей свежестью свежего погожего дня, струящимся светом и теплом солнца.

Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников». «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Саврасова, В. Г. – говорю я ему. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Он представил нам Шаляпина – человека, который в жизни был интересным собеседником, остроумным, веселым, талантливым человеком, хорошим слушателем. Владимир Аркадьевич Теляковский (1860 – 1924) был сыном теоретика фортификации генерала-лейтенанта Аркадия Захаровича Теляковского – ученого с европейской известностью, участника нескольких военных кампаний. Кроме этого, здесь представлены работы Бориса Фёдоровича Шаляпина (1904-1979). Он женился на ней в 1890 году, когда она была овдовевшей баронессой Фелейзен (урожденной Миллер) и имела троих детей.

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко.

В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня. Шаляпин ясно понимал, что он и Коровин делают общее дело. Шаляпин очень любил своих детей и гордился их художественными успехами. В доме отца частыми гостями были художники, музыканты, певцы.

Перед Октябрьской революций она играла в Камерном театре. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде. Владимир Аркадьевич был счастлив в браке. Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении79. Нет сомнения, согласившись на абсолютно новый вид деятельности в 1898 году, Теляковский, прежде всего, заручился поддержкой своей жены Гурли Логиновны (1852 – 1922).

портреты Фёдора 
Шаляпина» Выдающиеся 
художники

портреты Фёдора Шаляпина» Выдающиеся художники

На портретах одних он сумрачен, других – озарен вдохновением или изображен в какой-нибудь роли, например, Бориса Годунова на портрете Головина. Коровин показал пейзажи «Весна», «На пристани» и портрет «Женская голова» 15. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. В конце 1911 года умер В. Серов.

В одну из таких встреч Коровин и написал картину Портрет Шаляпина. «Вместе они намечали внешний облик Досифея. К нему туда приехал его друг музыкант и они ежедневно встречались.

Кустодиев активно работал над эскизами к «Вражьей силе», Шаляпин часто приезжал к нему на обсуждение декораций и костюмов они даже пели вместе – у художника был тенор. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) родился в Казани в семье крестьянина из древнего вятского рода. Ее педагогами были режиссеры В. И.

Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Таким он и изобразил почти пятидесятилетнего артиста. Коровина и А. Я. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, о ней было много хвалебных отзывов. Она много и с успехом играла, в том числе в 1910 году с самой М. Н.

  1. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  2. Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
  3. Портреты друзей Константина Коровина
  4. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина
  5. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  6. Сочинение-описание картины Коровина «Портрет Шаляпина»
  7. Сочинение По Картине Коровина Портрет Шаляпина
  8. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки

Шаляпиным. В начале XX века весь этот квартал приобрёл Ф. И. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. В искусстве — соратниками. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.

Фигура Шаляпина дана крупным планом и занимает основную часть полотна. Горький, оказавшие впоследствии влияние на ее дальнейшую судьбу. В семье Шаляпина и его жены – итальянской балерины Иолы Торнаги, было пятеро детей. Всего Фёдор Шаляпин с семьёй прожил здесь с 1910 по 1922 год. что-то я уж и не понравился, а вдруг взаймы попрошу.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  4. Импрессионизм в творчестве Коровина
  5. Борис Михайлович Кустодиев Портрет Шаляпина: Описание произведения

На репетициях никогда не играл, пел вполголоса, а иногда и пропускал отдельные места. После успеха оперного спектакля «Царская невеста» (1920) в художественном исполнении Кустодиева к нему обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила» композитора Александра Серова по пьесе Александра Островского. Её Шаляпин приобрёл в мае 1910 года на имя жены Иолы Торнаги. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин.

Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Главная ценность картины – ее живописность. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым.

  • Московская усадьба Фёдора Шаляпина – Наводы
  • Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
  • Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина

Декорации Коровина будили воображение артиста, давали необходимую «эмоциональную настройку», создавали нужную исполнителю среду. Точнее, дебют этот не состоялся. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Поза его свободна изящна, вместе с тем спокойна. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Портрет артиста 
Федора Ивановича 
Шаляпина

Рубинштейна, а с его братом Н. Г. Познакомились они с Шаляпиным в театре Мамонтова.

Лицо изображено практически в профиль, лишь слегка повёрнуто в сторону зрителя. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Шаляпин загорелся.

«Федор, ты стань здесь», «Федя, приподними руку», «Федя, не забудь поворот», «Федор, сделай несколько шагов», — заботливо командовал Коровин и Шаляпин послушно повиновался словам художника». Оформлял спектакли для мамонтовской Частной оперы, работал для Императорских театров (с 1900). Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».

Например, весной следующего года он познакомился с К. А. Какой была Надежда Комаровская. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Коровин знал и любил Кавказ. С 1922 жил за границей. Так или иначе, Шаляпин не вернулся в Россию, хотя до конца своих дней мечтал об этом.

Не мог выбрать похуже – выбрал получше. – Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Его не остановила разница в возрасте: Гурли Логиновна была старше на несколько лет. Изображен барин, в котором совмещена творческая натура русского народа. Да и сам Федор Иванович, как известно, прекрасно владел карандашом, кистью и пером. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина.

Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Коровиным и после долгих уговоров «переманил» художника из Русской частной оперы С. И. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла.

В своих «Дневниках» 26 сентября 1899 года он записал: «Шаляпина ждет большая будущность. И. Шаляпин в незнакомом городе». Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.

Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Серова «Вражья сила». Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Это любимая композиция художника. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. А рядом с ним стоит веселый мопс. Шаляпин намеревался построить там виллу. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна.

Их кистью, карандашом и резцом сохранён в веках облик артиста и образы им созданные. «В исполнении г-жи Комаровской роль получила всю прелесть, всю красоту и поэтичность, которых так долго Софья была лишена на сцене, – писал 26 апреля 1911 года известный критик С. Яблонский в газете «Русское слово». Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый.

Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.

Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Я, действительно, был огорчён, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Мамонтова. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. друг мой, Костя.

Только серебро седины в мягких волосах напоминает о пройденном долгом и трудном пути. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Головина, дружила с ними. Владимир Аркадьевич хорошо знал композитора и пианиста А. Г.

В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». В данном случае художника могла подвести память. Таким же образом он «завладел» и Ф. И. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины.

Он жил открыто, на широкую ногу. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Однако вилла так и не была построена. Комаровской.

А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Коровин не пользовался таким признанием, работы его покупались мало. Оформил свыше 100 постановок для театров Москвы и Петербурга. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Едва ли художник стремился «омолодить»Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая ужредкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своёмтворчестве. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Долгожданная весна уже не за горами.

Шаляпин был признанным артистом с мировым именем.

Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Как и ее муж, Гурли Логиновна была поклонницей талантов К. А. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду.

Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. А что я получаю.

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Остаток жизни Коровин провел во Франции. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Владимир Аркадьевич получил прекрасное по тому времени воспитание. Чем нарушил этикет. А потом глядит. Талант яркий и самобытный, глубоко национальный и уловивший важнейшие искания импрессионистов, стремления живописцев нового времени к чистоте цвета. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул». Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.

– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу Пошел в магазин. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. На том и порешили. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к Вражьей Силе»62.

Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева.

Преподавал в Московском училище, возглавляя жанрово-портретный класс (1901–1918). Немирович-Данченко и К. С. Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф. И.

Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Герье, (специализировалась по русской и зарубежной литературе) и одновременно школу МХТ (1902 – 1905). В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. В 1889 г. юноша вступил в труппу В. Б. Серебрякова. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.

Если любишь, плати. За ними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока и тоже удивленно воззрился на невиданного барина. Таким образом, воспоминания К. А. Коровина являются ценным источником о жизнедеятельности Федора Ивановича Шаляпина — «истинного титана сцены», как писал о нем Э. Старк. Мамонтов: «. Два года спустя ее представили зрителям на выставке русского искусства в Нью-Йорке.

Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Серов изобразил открытое лицо певца. Выступая в Русской Частной опере, Шаляпин приобрел громкую известность. Молчит и я молчу».

Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Актриса приняла революционные преобразования в стране. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин.

Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России.

Артист выступил перед мужиками с речью, но они не слушали его, как писал Коровин, — «было пьяным-пьяно». Мамонтова, где Константин Алексеевич был декоратором. женская головка колоритна и набросана с настоящим вкусом» 14. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт.

А летом 1898 года пара обвенчалась. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Борис Федорович обладал широким диапазоном художественного дарования. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов.

«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. В портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа. Художники из разных стран с понятным нетерпением ожидали результатов работы жюри. Летний день или утро, настроение, должно быть и у певца и у портретирующего его художника, превосходное. Экий я мерзавец – буржуй. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко.

Стоит, как вылитый, по несколько часов». Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. По поводу второго портрета Н. И.

В 1888 году Теляковский окончил курс Академии Генерального штаба, в 1897 году получил чин полковника Конной гвардии и никак не мог предположить, что уже в следующем, 1898 году, он будет назначен управляющим Московской конторой Императорских театров – Большого и Малого театров. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Шаляпин в непринужденной позе сидит на низком стуле боком к зрителю. На лице артиста счастливая улыбка. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Как вспоминает художник, «Шаляпин принимал горячее участие в постройке и они с Мазыриным сочинили без меня конюшни, коровники, сенной сарай, огромные, скучные строения, которые Серов назвал «слоновниками». Весной 1909 года актриса перешла в Малый театр (1909 – 1916). Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Пользуясь несознательной массой, с невероятной похотливостью к словоизвержениям, с фальшиво честным взором, они убеждают всеми способами собраться и оплевать художника.

Шаляпиным. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца.

Портрет Шаляпина Коровин писал во Франции, в Виши, куда художник приехал для поправки здоровья. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. Он сидит у стола в невысоком кресле, на нём светлый костюм, белая рубашка со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице –счастливая улыбка.

«Ни на что на земле непохожий. Многие художники писали Шаляпина. Дарование Шаляпина соединило в себе неповторимый голос и яркий артистизм. От России участвовали все творческие объединения, кроме двух: «Бубновый валет» и «Петербургское общество». Это заметно по заснеженным сугробам. Видно, как группа людей весело катаются на санях.

Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). В пользу рабочих певец передавал сборы от своих выступлений. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Еще с детства она мечтала стать актрисой. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста.

Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. Певец как бы с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Но в театре приняли условия русского баса. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.

Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. 17 Таким образом, выставочная судьба портрета нуждается в дальнейших исследованиях. А. Римского-Корсакова, мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Гуно и др. Замечательной чертой дружбы Шаляпина и Коровина была чуткость и деликатность.

Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Вот вы Горького не знаете, а он правду говорит: «Тебя эксплоатируют». На мизинце его правой руки – драгоценный перстень, в левой руке красивая трость.

Известны и другие ее названия: «Ф. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.

Не мог ли портрет побывать на Всемирной выставке в Риме. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. Подводя итог совместной жизни с Шаляпиным, Коровин все же не обходит его творчество.

Но ему чужды экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевских портретов. Так было со всеми портретами Федора Шаляпина, которые, как правило, удавались художнику. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Пронеслись слухи о его сочувствии эмигрантам.

По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. И. М. Гофман (М., 1981). Близкие к художнику люди прекрасно знали, что Коровин – натура нервная и впечатлительная.

Портрет писался в 1920-1921 годах в голодном, холодном Петрограде тяжело больным художником, прикованным к инвалидному креслу. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). События революции 1905 г. вызвали у Шаляпина живой отклик. Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.

12. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Свет падает слева из открытой двери. 41.

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. А были и те, кто называл его работы мазней. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.

И он сумел в своих Эскизах к «Демону» передать лермонтовское ощущение «вечной красоты» этого горного края: высоко в темно-синее небо уходят зубчатые хребты, мерцая ледяными вершинами крутые обрывы и глубокие ущелья окутаны лиловато-сизой мглой как бы вросшие в громаду гор высятся темные стены и башни монастыря и над ними сверкают огромные всевидящие звезды. Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Еще до закрытия выставки, в декабре, Россия вместе с Англией, Францией, Германией и Австрией предполагала отказаться от участия в работе жюри и от наград для своих отделов «из-за несоответствующих обещаниям условий экспертизы и мизерности премий» 16.

Впервые широкая публика увидела портрет Шаляпина на выставке «Мир искусства» в мае 1922 года сам художник из-за болезни не смог на нее попасть. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.

Вспоминаю плотника Чеснокова с сыновьями, вспоминаю, как я, Коровин и мой несравненный и незабвенный В. Серов сидели и чертили план». Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Другой сын, Федор Шаляпин-младший, снялся в Голливуде более чем в полусотне фильмов (например исполнил роль слепца Хорхе в триллере Имя розы). Мамонтова в Москве. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.

В день открытия дачи Шаляпин позвал московских друзей и «приказал выкатить бочки с пивом для собравшихся на праздник крестьян окрестных деревень». Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

Приняв предложение М. Ф. Поленова (1875–1883), в Академии художеств (1882). Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Костя-то сер.

Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Левая рука чуть согнуть в локте, ладонь упирается в бедро. Это портреты артиста в жизни.

Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея. Кустодиев согласился, хотя к тому времени передвигался только в инвалидной коляске из-за паралича ног вследствие тяжёлой болезни. 12 февраля 1900 года Теляковский в «Дневниках» отметил: «Одно появление Коровина, его беседы об искусстве и театрах для меня имели громадное значение – эта польза трудно измеряется на аршины, она открывает известный взгляд на современное искусство, его цели и стремления, словом, дает то, что может дать только талантливая натура» 2.

Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Анна Яковлевна уже не делает пирожки с вязигой. Он восхищался своей спутницей жизни, любил ее и уважал, увидев в ней удивительную женщину с особым шармом и большим прирожденным вкусом. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Член Абрамцевского кружка (с 1885), обществ Мир искусства (с 1899), Союз русских художников (с 1903).

Сам Шаляпин еле помещался в комнате, где работал художник. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное». – Да как же это случилось.

По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина. Интересна история создания этой картины. Он и скис. Шаляпин.

Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Кустодиев также был доволен своей работой, хотя ни разу так и не смог взглянуть на портрет с достаточно большого расстояния, чтобы оценить его в полной мере. Он окончил ВХУТЕМАС, а затем продолжил образование в Париже. И даже ученик Коровина – Б. В. Даже слепил собственный бюст.

Народная песня «Дубинушка» в его исполнении многими воспринималась как призыв к решительным действиям. «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина», писала Н. Комаровская. Её считали одной из лучших балерин своего времени. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.

Перова, В. Д. Певец сидит, положив правую ногу на левую. Коровин ценился далеко не всегда. Шуба-то хороша, да возможно – краденая. – Как краденая. Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться. Первый план картины укрупненный. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.

Это время отмечено творческими успехами Н. И. Шаляпин вспоминал:«- Ловко ли. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт.

В мемуарном наследии Ф. И. Шаляпина нет ни одного дурного слова о К. А. Коровине. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Обладал Шаляпин и литературным даром.

Я ужасно рад, я чувствую гения. » 1. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. А говорят — Мамонтов меня любит.

И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.

Весь его облик, ышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня. Асафьев, много раз видевший Шаляпина в спектаклях, оформленных Коровиным, отмечал: «Очень характерно, что такие яркие артистические индивидуальности, как И. Ершов и Ф. Шаляпин, в условиях коровинских сценических живописных пространств и коровинской красочной иллюзорности не казались «выскакивающими» из декоративного оформления или же скованными декоративным узором». Литовцева, М. Ф. Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило.

Потом прорубали лес, чтобы открыть вид». В детстве пел в церковном хоре, однако затем мальчика отдали в ученики к сапожнику. Мефистофель кажется огненным видением, яркий капюшон подчеркивает мертвенную серость лица с горящими глазами. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт.

«Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. В 1918 году особняк был национализирован и в дом подселили ещё 16 семей. Помните, я так долго позировал истарался делать «приятное» лицо.

Борису Шаляпину принадлежит серия живописных, графических и скульптурных портретов отца. Она, не признавая никаких модных тенденций, одевалась в платья по собственным моделям, была умна, начитана, знала историю, как художница-любительница занималась живописью, любила музыку и театр, особенно драматический, глубоко вникала во все тонкости как постановочного, так и художественного дела.

Иолу многие называли ангелом-хранителем дома. Явление певца такой величины оказало значительное влияние на мировое оперное искусство. Об этом говорят его произведения, среди которых ряд великолепных портретов выдающихся деятелей искусства ХХ века – музыкантов, артистов театра, кино и балета. Особой притягательностью обладают портреты близких людей. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Впоследствии работал в Императорской русской опере в Москве (Большой театр). Шаляпин – певец не Большого и не Мариинского театра, а певец мировой. Это же несправедливо.

Коровин всегда и везде писал с натуры. В 1918–1919 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. Станиславский, друзьями – В. И. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.

Певец торопился начать строительство, говорил, что остается здесь жить. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Иола Торнаги выступала в Италии, Франции, Америке и была два года примой-балериной Русской частной оперы С. И.

Влияние Коровина сказалось и при работе над сценическим рисунком роли. Предложили мне выбрать. Из-под расстегнутой шубы виден концертный костюм, ярким пятном на ветру реет шелковый шарф, на ногах – лакированные ботинки с гамашами. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. И не только потому, что, что в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность, переданная с большим сходством, но, прежде всего потому, что художник дает своеобразно острую и яркую характеристику своей модели идущую от определенных черт шаляпинского гения. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. У Шаляпина было собственное имение на речке Нерле, как утверждает Коровин, в Ратухино. Подвижная, стройная фигура Шаляпина, сидящего в кресле у окна и освещенного вечерними огнями Москвы, свободная поза, движение рук, волевой поворот головы и полное воодушевления и мысли лицо говорят о неиссякаемой молодости души артиста.

Позднее, в 1916 году, Е. Б. В то же время художник мог сделать отрицательные черты певца слишком «выпуклыми» из личной зависти к другу. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Лядова.

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Шаляпин изображен сидящим возле стола. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Но не бойся, не попрошу. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.

Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Привезли свои произведения и художники имена которых упомянула актриса. Постоянное общение помогало им в работе, побуждало к новым художественным поискам. Коровин замечает: «Странная вещь: Шаляпин всегда точно кого-то боялся».

Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Редкая выносливость, поразительное терпение. И можно предположить, что жизнь его с разрывом душевных сил между семьей, где рос сын Алексей (1897 – 1950), любимой женщиной и максимальной отдачей жизненной энергии творчеству была подобна свече, «зажженной с двух концов», как говорил когда-то К. П.

Афиша о его концерте внизу холма. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. М. В. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Шампанского.

В этом театре развился талант Шаляпина, здесь он создал галерею выразительных образов оперной классики: Иван Грозный в «Псковитянке» и варяжский гость в «Садко»Н. Константин Алексеевич был недоволен портретом: «В лице нет сияния», – говорил он на своем своеобразном языке художника» 18. При этом он условился с Шаляпиным о написании его портрета, для которого ещё во время работы над оперой сделал множество рисунков и набросков. Эта тема нередко становилась предметом злословия в обществе, в печати и за кулисами сцены. Народ вывалил на улицу для встречи весны. Используя уголь и мел на тонированном фоне, художник передал образ молодого Шаляпина силуэтом, контуром, черно-белой графикой.