Репин Третьяков

Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу.

Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали. Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше.

Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. Перову, И. Е. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности. Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будет мольберт и кисти. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.

В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.

Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы.

Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Глаза ясные и добрые. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И.

  1. Портрет Третьякова, Репин, 1883
  2. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  3. Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
  4. Секреты Третьяковки: Как так случилось, что Илья Репин «приодел» светскую даму в одежду монахини

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы. Поленова, И. И. Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

Она ушла из жизни в 1931 году55. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

  • Павел Михайлович Третьяков и его галерея
  • Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева
  • Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
  • Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
  • Описание Картины Ильи Репина «портрет Третьякова»

Ведь об освобождении узников родных оповещали. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.

Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. ». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Рубинштейн, И. Е. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н.

  1. Авангардист и реалист Иван Клюн (Клюнков)
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Современная Третьяковская галерея
  4. О жизни и творчестве выдающихся художников
  5. Павел Третьяков о русском искусстве

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но не это главное. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Остроухова.

Лишь в 1873 году И. Н. Он требовал большего. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Его произведения будут висеть в Третьяковской галерее, рядом с картинами прославленных русских художников.

Соколова, «Разносчик» В. И. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Это портреты А. Н. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Ге и другие.

  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Могила художника на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Портрет Модеста Мусоргского (1881)
  • Рейтинг альбомов : отхудшего клучшему
  • История в фотографиях — города и страны, события и люди

Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Портрет Третьякова, 
Репин, 1883

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Каминский. Алябьева или А. Л. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Саврасова, «Больной музыкант» М. П.

В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Впрочем, так ли. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Максимова и другие. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.

Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Горавскому, В. Г. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Публике картина понравилась.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Анненковым. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.

О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Об этом достаточно сказано в литературе. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. У него было 6 детей.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Серов еще не писал в это время портретов. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. Майкова (1871), А. Ф. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Сихры и С. Н. Размер портрета обычно приближен к натуре. Рассмотрим ближний круг. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Д. И.

В Галерее работает детская студия. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.

Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Левитана, А. М. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Здесь Репин любил читать письма. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.

У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца. Павел Михайлович очень горевал. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Тут и пришел на помощь Савицкий. Потом встречи заменила переписка.

Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Клодта.

Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Погодина (1872) и других. Крамскому (последние два – отказались). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Верещагину, И. П.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.

Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Заказы портретов становятся единичными. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В галерее появляются картины В. Д. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Достоевского (1872), А. Н. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. Строгих правил или канона не существовало.

Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам.

Стернина, «довольно специфического состава» 21. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.

В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Погодин, а после его смерти – И. С. Якоби, «Последняя весна» М. П. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин встречал их по средам. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

С тех пор началась дружба семьями. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга.

Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры. Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа.

Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о «невыставлении картины в помещениях, доступных до публики». Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.

Анненковым. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Судьбы детей Репина сложились по-разному.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Портрет П. М. Третьякова. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Васнецова, И. С. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М.

Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». А произошло это так. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. Толстого (1874), П. А. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Погодин, наряду с ним Ф. И. Когда И. Н. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях».

Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. «Сельский крестный ход» Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину «безнравственной». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

П. М. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. «Портрет А. П. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Уж особенно в монастыре. Тютчева (1873), А. К.

Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Даргомыжского11.

Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С.

Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы — «Не ждали», «Правительницу Софью» и «Крестный ход», но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Крамской, В. М. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.

Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Перову, И. Е. Репин былодним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича для егогалереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Салтыкова-Щедрина.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. 1883. Холст, масло. Глинки (1869), И. А.

«Портрета В. М. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Даля (1871), Ф. М. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Любопытное, на первый взгляд, совпадение.

По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Крамскому удалось его уговорить. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.

Л. Н. Толстого». А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.

Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Крамской работал над портретом Л. Н. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.

Гуну, И. Н. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Иных тогда трудно иметь было. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Третьяков долго не соглашался позировать, не хотел, чтобы посетители выставкиузнавали его в лицо.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Залы сообщались с жилыми помещениями. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Америка—Франция—Россия. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Крамскому (последние два – отказались). Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. 101 x 77.

Заказы портретов становятся единичными. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.

Репин, И. Н. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Клодта, «Бабушкины сны» В. М.

Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Худякова. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Аксаков. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4.

Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие.

Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Островского (1871), В. И. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.

«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Тургенев, П. И. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репину, К. Ф.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Сходство черт лица и выражение поразительны. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. В семье все любили друг друга.

Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к «былинкам» (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Глинки12. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Об этом достаточно сказано в литературе. Перов, В. Д. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К.

Было от чего зайтись дыханию. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Широкую известность Горбунову принесло исполнение собственных рассказов на театральной сцене, он прекрасно знал русскую историю и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянским языками, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным.

1898). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. «Портрет А. П. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Третьяков»109. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Даргомыжского11.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Консервативную публику и императорскую Академию художеств картина привела в ужас, впрочем, были у работы и серьезные поклонники. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен.

Даргомыжского (1869), Ф. И. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Гончарова (1869), А. Н. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Чехова». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).

Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Нет.

Илья Репин. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной).

Во второй половине 1870-х и в первой половине 1880-х заказы и приобретения продолжались, но очевидна тенденция к их сокращению. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Васнецов, В. Г.

Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.

А. В. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Были годы чрезвычайно «урожайные». Келеру-Вилианди, А. Г.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Серова исполненного И. П. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге.

Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Портрет не был исполнен. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. «Сельский ход» был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло — с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Ни один из них не кричит с картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III.

Общение с прежними друзьями было только заочным. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.

Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Келером-Вилианди в 1870 году. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления.

Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н.

Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Браз. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.

Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Заказывая портреты, Третьяков, как известно, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. М. Бунакову. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Третьякова. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».

Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Чайковский, А. Г. Погодина (1872) и других. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Возглавляемые Н. Г. Некрасова сатирика М. Е.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.

«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Писемского (1869), М. П. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому «Побоище» нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.

Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.

Серова (1870), А. С. Самый многочисленный и, пожалуй, самый яркий блок заказных живописных портретов относится к начальному периоду замысла портретной галереи – к 1869 и первой половине 1870-х годов. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г.