Рождество Христово Икона Описание

Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в. Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева.

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет всё произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего «тварного» мира, который «воплотившееся Слово» приводит к состоянию блаженства и покоя.

Иоанна Златоуста из его толкования на это место Евангелия от Иоанна: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила не как человек, следивший за ним, а как Бог» и далее: «Что же. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Если упоминание о пещере заимствуется из предания, то о яслях и пеленах говорит Евангелист Лука: «и спеленала Его и положила в ясли» (Лк 2:7). Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом). В Евангелии (Mф. II, 1 – 12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу. Наиболее известны саркофаги из катакомб св.

Раскаявшись и прикоснувшись к Младенцу, она исцелилась. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. факт непреложного вочеловечения Бога: она ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата христианской веры и целым рядом своих деталей подчёркивает в равной степени как Божество так и Человечество воплотившегося Слова 2) образ показывает нам воздействие этого события на естественную жизнь мира, словно даёт перспективу всех его последствий. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею.

Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв. В Евангелиях о них не упоминается.

В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. И все же икона эта обладает какой-то большой духовной теплотой. Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI – VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века.

На некоторых иконах обозначено имя старца — Анень, что аналогично латинскому «аноним» и означает «некто» или «никто». всенощным бдением. Пещера превращена в хлев, там животные но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры «И увидел Бог, что это хорошо». Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т. д. )». В пещере у самых яслей – вол и осел. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя.

Икона Рождество 
Христово: описание, 
значение

Икона Рождество Христово: описание, значение

На нем основаны многие ереси. Но в подавляющем большинстве изображений Рождества Христова Божия Матерь лежит, выражая своей позой сильное утомление, что должно напоминать молящимся о непреложном человечестве Младенца, «чтобы вочеловечение не было заподозрено в призрачности», как говорит Николай Месарит. В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. 2: 17-18). Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком. И он приказал одной из женщин войти. Аргумент диавола: «это невозможно, так как противоречит законам природы» – принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви на нём основывались многие ереси.

Пустыня (в данном случае пустое, ненаселенное место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, была исполнением ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. листвы, так у Девы не м. б. В них с удивлением заглядывают вол и осёл. Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам.

Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти. И тотчас палка процвела. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился (1). Над этой сценой – уезжающие другой дорогой волхвы. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида – звезда светлая и утренняя». Иконы Рождества Христова раскрывают самую сущность события, как праздника обновления мира.

И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Наше внимание приковывает к себе положение Божией Матери и е место на иконописном пространстве. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния). Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос. Август приказал сделать перепись населения во всей империи.

«В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, – тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости излитого в «слухи Евины» сатаною. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде (7). И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела и как она пострадала и была исцелена и многие поверили проповеди ее (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13). Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных.

Константин построил храм, криптой которого являлась сама Вифлеемская пещера. Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или иногда, пешие) волхвы – первые язычники, поклонившиеся Христу.

Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе и включением литии. К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. И тем не менее на сложных иконах начиная с XVIIв. Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других – до V или даже до VI века.

Пастухи удостоились первыми поклониться Сыну Божьему ради спасения. Внизу справа также имеются две вставки. Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» – Христос и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря.

Захария был убит книжниками и фарисеями и причиной убийства было девственное рождество и пророческое прозрение Захарией Божества Христова. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

В то время Иудея была под властью Рима. «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны – изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. Она – высшее благодарение Богу, которое из всех творений приносит Творцу человек. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. В лице Иосифа икона являет не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, трудность принять то, что «паче слова и разума» – Воплощение Бога.

Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. На основании этих слов свт. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Деве Марии в Рождестве Христове. Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси». Звезда является т. о.

Но имеется и другая, апокрифическая версия этого события в «Протоевангелии Иакова» (глава 23-я), согласно которой св. Она возлежит непосредственно подле Младенца, на одре, но обычно уже вне пещеры. И ангелы и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Тому и другому празднику предшествует сочельник – день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог. ». Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв.

Рождество Христово: 
иконы и фрески

Рождество Христово: иконы и фрески

Золотой фон иконы подчёркивает торжественность и праздничность происходящего события. Глубоко наполненными символическим содержанием предстают на иконе образы неодушевленной природы – звезды, земли, горы и вертепа. В центре в окружении «земной тверди» (горок) на ярко-алом фоне возлежит Дева Мария. Деве Марии в Рождестве Христове.

Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор абсолютно иным, светлым содержанием). Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью» и затем в деревнях начинались колядки.

Изображения иконы 
Рождество Христово

Изображения иконы Рождество Христово

За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Мастер явно избегает открытого незаполненного пространства и все множество деталей оказывается лишенным композиционного единства. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Много золота, которое вместе с киноварью и красноватой землей дает иконе теплый общий тон. XXIV, 2 – 9, 17 – 18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6 – 7, 2 – 4) – о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме в 4-й (прор.

А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Над этой сценой имеется микроскопическая надпись: «Нафанаил лежащ под смоковницею». Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере но вся природа — Его храм. Временем ее завершения считается 1405 год.

Рождество Христово 
 (история иконы)

Рождество Христово (история иконы)

Исчерпывается ли их присутствие на иконе чисто практической необходимостью (на осле ехала Божия Матерь, а вола Иосиф привёл на продажу для покрытия расходов). Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привёл к Божией Матери. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э. ). С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет.

Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу.

Рождество Христово: 
православная икона

Рождество Христово: православная икона

О яслях и пеленах говорится в Евангелии от Луки (см. : Лк. Они вошли в пещеру, где находился младенец и поклонились ему. В середине III века по Р. Х. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св.

Г ора прият Предтечу» Рядом изображена мать, прячущая под деревом спеленутого младенца с нимбом. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В то же время его красные одежды, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его «таинству странному и преславному». Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу.

Икона «Рождество 
Христово» (краткое 
описание)

Икона «Рождество Христово» (краткое описание)

Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Вверху справа – ангелы, они выполняют двойное служение: славословят и благовествуют. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

Звезда является т. о. Так, на некоторых изображениях Она полусидит, чем указывается на отсутствие у Нее обычных страданий и, следовательно, на девственность Рождества и божественное происхождение Младенца (против несторианских заблуждений). Присутствие диавола и его роль искусителя приобретает особенно глубокий смысл в связи с этим «праздником воссоздания».

В нижнем правом от зрителя углу иконы – убиение св. Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, начаток Церкви еврейской, а в волхвах – «начаток языков» (Утреня ипакои, глас 8-й)– Церкви из язычников. Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл.

Описание иконы и 
изображенных на 
ней фигур

Описание иконы и изображенных на ней фигур

листвы, так у Девы не м. б. Весь род человеческий представляет Деву, все служит Богу — Творцу Мира. 2:12).

Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице (Лк. 2:1-7). В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода. Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. 2:12). Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова — в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает «дом хлеба», а в Евангелии Христос именуется «хлебом жизни, сшедшим с небес» (Ин. 6, 40-44).

В чем помогает икона 
Рождество Христово

В чем помогает икона Рождество Христово

Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Изображение передает момент разговора Христа с Нафанаилом, который подходит к Нему в сопровождении позвавшего его Филиппа (см. : Ин.

И пошли все записываться, каждый в свой город. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени.

Еще кто изображен 
на иконе «Рождество 
Христово»

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. – именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Икона написана на липовой доске. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. Согласно св. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит абсолютное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился (1). За её спиной – чёрная пещера, в которой видны ясли со спелёнатым младенцем. Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

– М., 2002, с. 115). смилостивись надо мной. Перед ним под видом сгорбленного старика-пастуха стоит искушающий его диавол.

Икона Рождества 
Христова: описание 
и дата создания

Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф. 2:1-11). Мудрые волхвы смиряют свои знания перед величием Бога.

Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м. б. Икона «Рождество Христово» создана мастером, принадлежащим к кругу Андрея Рублёва. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», т. е.

Наиболее вероятная дата Рождества – 7 год до н. э. Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова – в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает "дом хлеба", а в Евангелии Христос именуется "хлебом жизни, сшедшим с небес" (Ин. 6, 40-44). I, 1 – 13) о сотворении Богом человека во 2-й паремии (Числ. Григорий Богослов: «Преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (т. е. Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или иногда, пешие) волхвы — первые язычники, поклонившиеся Христу. С другой стороны от пещеры – волхвы, которых ведет звезда.

Даниила II, 31 – 36, 44 – 45) – о восстановлении Богом небесного царствия в 7-й (Ис. Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. Далее он же указывает на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: «И вот вам знамение: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12) (2).

Вифлеем, храм Рождества 
Христова: иконы

Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы

Василия Великого с вечерней. Здесь можно чётко выделить два аспекта: 1) икона раскрывает сущность события – т. е. 2:18).

Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу. Евангелия о них не упоминают. Пустыня (в данном случае пустое, ненаселённое место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, был исполнением Ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна.

Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол. Ибо, по словам свт. Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа – камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Исаии IX, 1 – 10) – о жезле, т. е.

Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. Вот таким образом белые одежды Младенца и Его ясли напоминают нам одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. Значение этого приношения раскрывается словами свт. Ангелы славят Христа.

Молитва перед иконой 
«Рождество Христово»

Молитва перед иконой «Рождество Христово»

Но еще в V – VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Поклонением волхвов Церковь свидетельствует, что она принимает и освящает всякую человеческую науку идущую к ней, если только относительный свет вне-христианского откровения приводит тех, кто ему служит, к поклонению истинному свету. Видел, – и этому никто не станет противоречить». Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. На некоторых иконах он изображается с маленькими рожками или хвостиком. Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. При этом важно помнить: Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии.

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков и ливан яко Богу всех яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» – предрекают Его смерть и Воскресение. Аргумент диавола: «это невозможно, так как противоречит законам природы» — принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви на нём основывались многие ереси. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. 23:35).

Слева от Богородицы художник изобразил волхвов, которые пришли с дарами поклониться Богомладенцу, ведомые Вифлеемской звездой (изображена над волхвами). Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву». Этим икона показывает, что звезда эта – не только космическое явление, но и носительница вести исходящей из горнего мира, вести о том, что «на земле родился Небесный».

Стихира говорит нам, что ясли – приношение пустыни Богомладенцу. Под ними в архитектурном сооружении в виде беседки – сидящая на золотом троне Божия Матерь с Богомладенцем на коленях, Которому приехавшие волхвы приносят дары. Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева.

К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», обновления, освящающего весь мир. Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» — Христос и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол.

Захарии между храмом и жертвенником (Мф. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. Мы читаем так, как написано в книге. Все стало знаком обновления мира. В Апостоле (Гал.

Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. В верхней части иконы, посередине – обычное изображение Рождества Христова с поклоняющимися ангелами, пастухами (непосредственно под яслями) и Иосифом искушаемым диаволом (под сценой омовения Младенца). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Дева Мария родила сына безболезненно без какой-либо помощи и положила его в ясли.

Митрополит Липецкий 
и Задонский Никон

Митрополит Липецкий и Задонский Никон

Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир». — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. об Исусе Христе) в 5-й паремии (прор. (3) Максимально близкое расположение бессловесных к Богомладенцу скорее указывает на исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осёл ясли господина своего а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1:3). Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева. К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного.

Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7). Согласно св. Иоанна Златоуста, а также на основании того, что на одних изображениях Нафанаил представлен младенцем, а на других – отроком, можно полагать, что в евангельском выражении «под смоковницею» следует понимать вообще всю жизнь Нафанаила. Звезда указывает длинным лучом прямо на пещеру. Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв.

Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.

Описание иконы Рождество 
Христово

Описание иконы Рождество Христово

Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии. Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам.

После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. ». Мысли о православной иконе.

Христос рождается – славите. Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». — М., 2002, с. 115).

Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, чаемого иудейским народом (Мф. 2:1-11). Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят». Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании.

  1. Описание работы «Рождество Христово»
  2. Икона Господа Рождество Христово
  3. Иконография праздника Рождества Христова
  4. Ангельская песнь, услышанная пастухами
  5. Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева

Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. и исполнением пророчества и тем космическим явлением изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды». Она обращена к человечеству имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.

На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения — налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7). И тотчас палка процвела. На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения – налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7). Его значение раскрывает св. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына. ».

Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Вот таким образом в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума» и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается.

Тем не менее, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Богомладенцу. сиконой на с. 236). Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника.

2:14). На них изображались те Евангельские события, на местах которых они изготавливались. Писании и в иконографии – исторической действительности и догматического содержания.

  • Рождество Христово в творчестве других художников
  • Записки переводчика с Андреем Десницким
  • Икона Рождества Христова и её смысл
  • О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Очень распространенный сюжет в древнерусской живописи. Иоанну Предтече избежал смерти в момент избиения младенцев. Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение небеса – звезду волсви – дары пастырие – чудо земля – вертеп пустыня – ясли мы же – Матерь Деву» К этому икона добавляет еще приношения мира животного и мира растительного.

В это же время к Рожденному с дарами из дальних стран – златом, ливаном и смирной – пришли волхвы, которых к яслям Богомладенца привела воссиявшая в небе новая звезда. потомства». В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу.

  • История празднования Рождества Христова
  • Храмы в честь Рождества Христова
  • Вы вошли как: священник Константин Пархоменко

Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м. б. Но в творчестве существует художественная свобода. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси».

Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу. В церковных проповедях и поучениях Рождество Христово выступает как образ сотворения мира заново, праздник примирения Неба и земли, когда Господь стал родным нам по плоти. Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде (7). обновления, освящающего весь мир.

Описание работы 
«Рождество Христово»

Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. 1:3). Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: «Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет» (Мф.

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в «земли свои». Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. Сюжет восходит к XX главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о чуде исцеления усохшей руки Саломеи, усомнившейся в чистоте Богоматери, от прикосновения к Младенцу Христу.

Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор абсолютно иным, светлым содержанием). Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. В нижнем углу иконы две женщины купают новорожденного Младенца. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» – явление Бога во плоти. Внизу часто изображен сидящий в глубоком раздумье Иосиф. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери – «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения.

Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися», — воспевается в службе навечерия. Вот почему одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к пастухам, которым возвещают Радостную Весть (Лк 2:10-11) (4). Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении.

Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены. Так иногда Она изображается полусидящей – этим указывается на отсутствие у Неё обычных для рожениц страданий и, следовательно, на девственность рождества и Божественное происхождение Младенца (против несториан).

Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). 2: 17-18). Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: «Слава в вышних Богу и на земли мир и в человецех благоволение» (Лк. 2:13). Несмотря на мелкое письмо, в ней нет мелочности линий. Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет.

Апокрифические источники сообщают также и о присутствии среди людей, окружавших Новорожденного, повитухи Саломеи, называемой старицей и сродницей Девы Марии, которая засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы после рождения. Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. 2:14). «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости излитого в «слухи Евины» сатаною.

В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы. После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. ». В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый.

Теперь обратимся от изобразительной части иконы к её содержанию. Льва Великого, был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. Мысли о православной иконе.

А вот уже им навстречу спешат волхвы. Мудрецы преклонились перед Сыном Божьим в лице всего языческого народа. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет.

Ангел Господень явился пред ними и оповестил: Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Она – тот свет, который, по словам свт. Отступление от этого неизбежно приводит к искажению и утере главного в Св. Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) — Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан.

И вот наступило время, когда все они исполнились. потомства». Они внимают ангельской вести часто один из них играет на свирели, присоединяя тем самым человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору (5). Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти).

владыке из корене Иессеева (т. е. Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком. По словам св. и исполнением пророчества и тем космическим явлением изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды». Рядом праведная Елизавета с младенцем Иоанном на руках, скрывающаяся в расселине горы от преследующего ее воина: «Елисавет же, вземши Иоанна, камень моляше, глаголющи: приими матерь с чадом.

Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Григорий Неокесарийский. Григория Богослова, который пишет: «преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (то есть возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом. – Л. У). А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Время их происхождения – IV-VI вв. Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков и ливан яко Богу всех яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» — предрекают Его смерть и Воскресение.

Икона Рождества Христова не исключает человеческого, мирского и психологического элементов: мы видим и человеческое знание (у волхвов), труд и искусство (у пастухов) и естественное человеческое чувство (у Иосифа). Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись.

Вот таким образом в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума» и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается. Мария, слыша это, улыбнулась. В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат.

В пещере, у самых яслей, мы видим вола и осла. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. Прекрасна и величественна земля с золотистыми горами и посеребрёнными вершинами. Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву». Яркий свет Вифлеемской звезды освещает пещеру с младенцем и фигуру Марии.

Напомним, что на месте Рождества Христова имп. Матерью всего обновленного человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева – волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу. По Преданию они опоздали и не присутствовали при самом Рождестве и одна из них, праведная Саломия (изображается на иконе с венчиком) не поверила, что у Девы может родиться Младенец.

Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Еще одна деталь особенно подчеркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами.

Доминирующие тона – киноварь и темный сине-зеленоватый. Варуха III, 36 – 38 IV, 1 – 4) – о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле в 6-й паремии (прор. К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного. После полудня совершается литургия св. Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, так как он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.