Серов Портрет Орловой

Серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911 г. Княгиня позировала ему в своём особняке на набережной реки Мойки, 90. Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым. В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г. Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917).

Модный "злой" портретист Валентин Серов

После революции 1917 года, Орловы попали в Крым, где произошло бракосочетание их единственного сына Николая и здесь же князь Владимир Николаевич увлекся Елизаветой Александровной Людерс-Веймарн, которая после развода четы, стала в 1920 году женой князя. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. по: Н. Радлов. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Этим подчеркнута значительность личности Петра.

соч., с. 67. 7 Н. Ульянов. Здесь главным его наставником был Карл Брюллов. и так далее. 16 Н. Радлов, указ. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.

Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Вее облике художник сделал акцент насочетании аристократического шика ивульгарной крикливости.

— Художник. Вступительная статья к кн. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Д. Г. Левицкий и К. П. Брюллов. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.

Этого не мог понять и Серов. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Серов, портрет княгини 
Ольги Орловой

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пришлось пойти и на это.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.

 (Концепция личности 
— концепция портрета)

(Концепция личности — концепция портрета)

М., 1972, с. 30, 31. 13 Слова Я. Ционглинского цит. Княгиня смотрит на нас надменно. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой.

Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. что-то надо подчеркнуть, что-то выбросить, не договорить, а где-то и ошибиться» (И. Работа шла трудно, но окончательный ее результат удовлетворил художника, что случалось крайне редко.

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Цит. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

Серов Валентин Александрович 
– портрет княгини 
Ольги Константиновны

Серов Валентин Александрович – портрет княгини Ольги Константиновны Орловой

соч., 1914, с. 210). 18 Воспоминания М. Курилко. Чаще, чем раньше, он применяет лессировки и полулессировкн, хорошо заметные в «Юсуповой», в «Г. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. В портрете кн. соч., с. 36. 17 «.

История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Только в 1848 году Пимену Никитичу удалось прислать в Санкт-Петербург картину «Девушка, моющая белье», за которую ему, по ходатайству Академии, обратившей внимание императора Николая I на то, что Пимен Никитич хочет себя посвятить исторической живописи, была назначена на год пенсия в 300 руб. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. В. Серов.

Художник-портретист 
Пимен Орлов

Художник-портретист Пимен Орлов

И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. Белозерской-Белосельгкой, – писал один из рецензентов, – как бы синтезированы черты родового аристократизма с изощренной психологическойтонкостью современной женщины. Вступительная статья М. Неклюдовой. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства».

Морозову он хотел изобразить «как бы двигающейся по комнате» (И. Нога в остроносых туфлях вскинута очень высоко. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. соч., 1914, с. 199. 12 Г. Недошивин. М., 1971, с. 21), находя верные слова для характеристики ряда особенностей серовского портретирования, например, «возведение в степень», тем не менее видит главный вклад Серова в живопись рубежа веков в его декоративно-стилистических устремлениях. 6 Цит. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. — Художник, 1961, 3).

  1. Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
  2. Описание картины Валентина Серова «Портрет Орловой»
  3. Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
  4. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  5. ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо иногда и очень смелой, оригинальностью». Характеристика максимально беспощадна. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе».

Каталог. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно "капризным" условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Недостаточно средств на аккаунте
  • Валентин Серов — Портрет княгини Ольги Орловой, 1911
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Серов Валентин Александрович (художник)

Переписка», с. 67. 3 В. А. 1961, 3, с. 40. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.

Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Зритель начинает невольно сравнивать две этих картины.

Анна Ахматова. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Кажется еще мгновение и жемчужное ожерелье лопнет. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905.

  1. Добавить комментарий Отменить ответ
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Описание картины Пимена Орлова «Архитектурный пейзаж»
  4. Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»
  5. Описание картины Владимира Орлова «Чистые пруды»
  6. Валентин Александрович Серов Портрет княгини Ольги Орловой: Описание произведения
  7. Общееколичествопросмотровстраницы

Нога в остроносых туфлях вскинута очень высоко. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. М., 1972, с. 394. 2 Н. Соколова.

Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.

Иногда вспоминались слова жены Лёли, что он счастливый человек, так как посвятил жизнь любимому делу – живописи. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Указующий перст повторяется во фрагменте картины, украшающей интерьер. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц.

Кажется, что она словно разрезает ножку стула. К тому же среди его заказных работ есть и написанные с явной симпатией — например, «Портрет З. Юсуповой», образ которой современники сравнивали с «птицей в золотой клетке». Учился у И. Е.

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Олив (1909). 11 И. Грабарь, указ. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица».

Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол. Сказанное откосится и к ряду других портретов, в частности, к безупречному портрету Е. П. Кажется еще мгновение и она упадет прямо на вазу из фарфора, стоящую сзади.

С. Сорин. Орловой и др. ). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Серов. 1 М. Копшицер. Грабарь, указ.

Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Это какая-то мышь.

Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». «В. А. Ульянов. Олив и др. ). Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Воспоминания о Серове, с. 52. 8 Там же. 9 И. Грабарь, указ. Заметки о технике живописи В. А. Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее. Он уважаем, всеми признан. Валентин Серов.

Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Ничего не поделаешь, придется подождать. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». по: С. Эрнст, указ. Автопортрет, 1851, Государственная Третьяковская галереяПимен Орлов родился в очень бедном семействе, был сыном мельника. О. Серова вспоминает, как он «переписывал абсолютно законченный портрет на новый холст только потому, что ему не понравилась блестящая поверхность фона» (О. В. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом.

В. Серов. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей.

Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Чистякова (1880-1885, не окончил). Серов. соч., 1914, с. 76. 10 То, что в данной монографии портрету Г. Л. Гиршман (1907) не уделено специального внимания, объясняется лишь характером проблем, рассматриваемых в тексте и определивших меру подробности в подходе к каждому холсту, а отнюдь не скептическим отношением к этому живописному шедевру серовского портретирования.

Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. в зеркале у края холста). А результат, по Теляковскому, получился плачевным. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения.

Однако, в Петербурге она слыла самой модной и элегантной дамой. Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы.

Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Серов же, при всем великолепии передачи дворцового антуража и мира дорогих безделушек, решительно трансформировал стилистику портретов этого типа, «остраняя» ее (по известному выражению В. Шкловского) и используя как одно из средств характеристики «высокопоставленных» моделей в работах, по сути своей глубоко реалистических и бескомпромиссно правдивых, в социально-психологическом и нравственном планах. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Грабарь, указ. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.

Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». В. Серов. И вот портрет Орловой завершен. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.

Спб., 1914, с. 38. Упустили Врубеля. С. Щербатов) или беспредметной «злости». Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю.

Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. Постыдился бы».

Гиршман» и др., становится особенно чуток к фактуре. Серова, указ. Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Восточный материал для эскиза он собирает в петербургских музеях, особенно в Русском музее Александра III, в этнографический отдел которого поступили великолепные персидские миниатюры. В картине есть тот благородный стилизм, через который будущие поколения угадывают сокровеннейшие черты давно ушедшей в прошлое эпохи. Когда Серову императрица Александра Федоровна сделала замечание относительно портрета Николая II, Серов ее прямо спросил: «Не желаете ли завершить эту работу вместо меня. » И больше ноги его в Зимнем дворце не было, сколько ни звали. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

Характерно, что М. К. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Серова. Нередко острота и «невыигрышность» (при всем поразительном сходстве) серовских портретов вызывали недовольство моделей и обвинения художника в «скучной классовой предубежденности» (кн.

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. История с Орловой не была единственной. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Серова. Орлов писал для помещиков портреты, занимался оформлением помещений, а иногда даже просто красил крыши и полы. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».

Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Заметки о технике живописи В. А. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже.

Все бы ничего, если бы не погода. Скорее всего, на ней изображен некий сюжет на тему Библии. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно капризным условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. А. Бенуа о княгине Орловой писал: «Она была особо «милой», любезной, порой даже добродушной, но не особенно «содержательной». Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы.

Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.

В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Вот брал, например, Серов горничных в модели. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать.

14 Подробнее об этом в кн. : Б. Эйхенбаум. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». соч., 1965, с. 342). М., 1965, с 21. 4 См. : Н. П.

Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин «Девочка с персиками», где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. Легко я стал расстраиваться». Серов действительно отрицательно относился к власти «плутократов», несправедливости и лицемерию современного ему общества. И, наконец, последнее. Серов.

Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. Результат не в пользу Орловой. Серова.

В 1837 г. Орлов получил звание свободного художника. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. История с Орловой не была единственной. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными.

Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Огромная шляпа, как будто упирается в раму. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Репин рекомендовал его к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. Смотри, улавливай общее настроение (приподнятое и при этом задумчивое), представляй свое и думай о своем. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике.

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. В некоторых портретах — это темпера и масло, акварель и пастель (портрет Е. П. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Именно ей указано это место внизу.

по: А. Лактионов, А. Виннер. Мои встречи, с. 49. 5 В частности, Д. Сарабьянов, справедливо отмечая, что «главным для Серова и в последние годы оставался портрет» (Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Мех манто, как будто ожил. соч., с. 29). Суть его замысла была определена уже в одном из первых карандашных эскизов.

Я только высмотрел, подметил».