Смерть Марата Ж Л Давид

Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Искания в области героического портрета были продолжены Давидом в знаменитой картине «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

«Смерть Марата» – картина гениального Давида

Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия. Давид (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж, — 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде.

Прюдон смягчает черты лица графа, но не искажает этим его реальный облик, а лишь стремится показать душевное состояние этого человека, его чувства и переживания. Холст, масло. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность», скорее всего было вымышлено самим художником, чтобы подчеркнуть благородство «друга народа» и низость его убийцы. Оно голодало. Андреевым (Рисунок 3. 12).

А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Я услышал голос народа и повиновался ему». В 1919 г. в Москве в спешке гражданской войны был воздвигнут памятник Ж. Ж. 130х196 см. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.

Так происходили похороны. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом и простыни – пеленами. Но это не единственный смысловой пласт картины.

На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. В их имении он находился под домашним арестом. Затем к их образам обращались в связи с поиском опыта в республиканском строе.

Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.

Смерть Марата — 
история и её художественные 
воплощения

Смерть Марата — история и её художественные воплощения

Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.

Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Они почитались лишь среди левых течений. Обычный деревянный обрубок, на который Марат пристраивал чернильницу имеет вид мраморного надгробного памятника с выбитой надписью: «Марату Давид». Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Смерть «друга народа» была для него личным потрясением, а для народа – настоящим горем.

Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Его исторические композиции предреволюционных и революционных лет неизменно отражали главную идею, витавшую в воздухе: героизация гражданских доблестей («Клятва Горациев», «Ликторы приносят тела сыновей Брута», «Смерть Марата»), призыв к единению («Клятва в зале для игры в мяч») в период нарастания революционной активности обращение к теме примирения и согласия нации («Сабинянки») в 1795 г., когда республика стояла перед проблемой завершения гражданского противостояния и установления власти закона, прославление сильной власти («Коронация Наполеона») в момент подъема имперского величия Франции. Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой.

Одна смерть, две 
картины и сто таблеток 
за 2000 рублей

Одна смерть, две картины и сто таблеток за 2000 рублей

В том же году появилось одно из лучших произведений мастера — портрет «Художник Ж. -Б. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным.

Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Через четыре месяца – 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Год второй» — в сущности содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.

Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Образ Наполеона получил дальнейшее развитие в большой картине «Коронация» (1805–1807, Лувр, Париж), соединившей в себе черты исторической композиции и группового портрета. Эволюция творчества Ж. -Л. Он голосовал за казнь Людовика XVI и был пылким сторонником Наполеона, которого несколько раз портретировал. Его сильно потрясла смерть Марата.

Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".

Несколько слов о 
художественной манере 
живописца

Несколько слов о художественной манере живописца

Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Сумрачное пространство на заднем фоне – образ вечности, в которой должен остаться образ Марата, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Давид «Клятва Горациев» (1784). Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Подмалевок картины остался своеобразным памятником духовной атмосферы эпохи, в которой патетика внешних проявлений чувств (искренних или не очень) казалась нормой поведения. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.

А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Ж. -Л. Ж. Л. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.

Кровавая Великая 
французская революция

Кровавая Великая французская революция

Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Его наиболее известной картиной является «Смерть Марата» (Рисунок 3.

На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Одна из лучших его работ – знаменитый «Портрет мадам Рекамье» (1800, Лувр, Париж). Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Но отрешиться от действительности Давид не смог.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

архитекторами были оба его дяди. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Ее взяли на месте преступления. И в то же время зрелищу присуща некая торжественность, монументальность.

Но при этом данная тема была поднята и в художественном искусстве. Художник перенес действие картины в условную древнеримскую страну. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс.

Оно голодало. Холст, масло. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох.

Справа изображена группа скорбящих женщин (мать Горациев, сестра, невеста, жена одного из Горациев), на заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая – группе женщин, левая – братьям, центральная – отцу с мечами. Тот, кто передаёт яд осуждённому, потрясён происходящим. Высокую оценку работе Давида дал Джошуа Рейнольдс: он поставил «Смерть Сократа» в один ряд с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Изображение его лица напоминает чеканный профиль Октавиана Августа на римских монетах. Французский художник и график Пьер Поль Прюдон родился в Клюни.

Увековечивая момент гибели Марата, Давид вместе с тем создает как бы выключенный из времени памятник герою, павшему, в сущности, в битве, которую вела революция со своими врагами. Но при этом данная тема была поднята и в художественном искусстве. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью.

Изобразительное 
искусство, скульптура 
и топонимика

Изобразительное искусство, скульптура и топонимика

Ее казнили. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. 165 x 128 см.

Художник рисовал для себя. Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом. Марат и М. Робеспьер обвинялись в радикализме и терроре. Подле ванны – прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма. Он велел пустить к нему составительницу письма. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Обнаженное тело Марата резко выделяется на фоне темной стены. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Композиция проста и смела. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Никто не интересуется, похожи ли портреты великих людей.

Франция. Работая над портретом, Гро писал из Италии во Францию: «Начал портрет генерала, я даже не могу назвать сеансами то малое время, которое он мне отводит Необходимо ограничиться передачей характера его лица, а затем по своему усмотрению придать всему этому вид портрета». На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.

  • Смерть Марата, Жак Луи Давид – описание картины
  • Описание картины «Смерть Марата»
  • «Смерть Марата» картина, Жак-Луи Давид
  • «Смерть Марата» : описание картины

Картина лаконична. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру.

Смерть Марата, Жак 
Луи Давид – описание 
картины

Жозефина сидит в парке Мальмезон. Обычный деревянный обрубок, на который Марат пристраивал чернильницу имеет вид мраморного надгробного памятника с выбитой надписью: «Марату Давид». Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Дантону скульптором Н. А. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал.

Она не отпиралась на суде. Обвинения в его адрес о казнокрадстве прямых доказательств не имеют. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Высокую оценку работе Давида дал Джошуа Рейнольдс: он поставил «Смерть Сократа» в один ряд с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. В то же время такое совмещение — народных избранников, творящих историю и людей «с улицы», наблюдающих за тем, как происходит это событие, — можно рассматривать как стремление художника показать единение народа и его представителей. На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля». Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде.

Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Искания в области героического портрета были продолжены Давидом в знаменитой картине «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). У голой каменной стены стоит простая кровать, на которой сидит Сократ, прощающийся со своими учениками. Когда Наполеон посетил мастерскую Давида, чтобы договориться с ним о написании портрета, художник попросил его назначить время сеанса.

Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Искусственный свет придает ему желтоватый оттенок. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях.

«Смерть Сократа» (1787). Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. 188х312 см. Ты должен написать еще одну картину.

Смерть Марата, картина история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Настоящая голова итальянца К тому же Пий VII любит искусство» Портрет Папы получился эмоционально взволнованным и искренним, абсолютно не похожим на изображения Наполеона. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма. В 1795 году Давид написал портреты своих родственников – супругов Серизиа (Лувр, Париж). Прежде всего — политические события развивались так стремительно, что многие из героев и лидеров этого времени быстро утратили свою популярность, ушли с политической авансцены, а зачастую и из жизни, причем, чаще всего, при помощи гильотины («национальной бритвы», как в просторечье именовали это орудие казни). Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид».

Брюссель. Энгра и многих др. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Холст, масло.

Холст, масло. Ж. Л. Рядом с чернильницей на куске дерева лежит письмо, написанное самим Маратом: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество». Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. 13 июля 1793 г., через полтора месяца после якобинского переворота, подосланной жирондистами Шарлоттой Корде был убит один из его вождей и вдохновителей, «друг народа» Жан Поль Марат, которым Давид искренне восхищался и которого высоко ценил (молва приписывает ему слова: «Если тебе придется выпить отвар цикуты, я выпью его вместе с тобой»).

Давид реалистично передает образы присутствующих: Мюрата, на лице которого видно удовлетворение от того, что ему выпала честь поднести императору корону Жозефины кардинала Феша, заинтересованно следящего за происходящим, в то время как его коллега, кардинал Камбасарес, глядит устало и напряженно. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. В ней отразилась тема героизации гибели во имя высоких идеалов, являвшаяся стержнем культа «мучеников революции».

Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». В детстве у Давида были замечены способности к рисованию, но сначала родственники (отец умер, когда мальчику было 9 лет) думали, что из него получится хороший архитектор, т. к. Ж. -Л.

В 1775-1780 гг. Картина была очень популярна, существует несколько авторских повторений, а также повторений художников его школы. В 1794 г. после термидорианского переворота Давид был заключён в тюрьму за революционные взгляды. С 1797 г. – сторонник Наполеона, его «первый художник». Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.

Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Во второй картине (Рисунок 3. 7) А. Лудэ показал «друга народа», обвиняющего Ж. Ж.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Вторая рука лежит на доске. На груди убитого — кровоточащая рана, на полу лежит упавший нож. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.

Этот пышный декор подчеркивает грациозность и хрупкость модели и оттеняет простоту ее белого платья. Зачем. Королевский музей изящных искусств. Голова, руки, платье превосходны. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Печальное выражение лица предвещает ее несчастья.

Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга (братьями Куриациями). С 1804 Д. был «первым художником» Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805—07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Музей изобразительных искусств.

Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции.

Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату – Давид». Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Давид отказался от традиционных аллегорических атрибутов (летящих с лавровыми венками Побед, трубящих гениев Славы), считавшихся прежде обязательными при изображении исторически значимых событий. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика.

Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Увековечивание образов лидеров якобинцев в камне в топонимике имело свои особенности. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Классицистическое стремление к законченной ясности форм служит здесь чувству молчаливой скорби.

В 1792 г. Давид был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом (политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист) и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Но даже набальзамированное тело Марата источало столь сильное зловоние, что дети, несшие венки и факелы, чувствовали дурноту. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.

Свои идеи он выразил в научном трактате «Цветовой круг». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Портрет Наполеона идеализирован, композиция его театрализована. Тело убитого, с кровоточащей раной на груди, безжизненно поникло на край ванны правая рука с пером свесилась вниз, левая, положенная на приспособленную для работы доску, еще держит письмо Корде, в котором она просит Марата о немедленной встрече. Д. был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. А он уже мертв и покоится на смертном одре.

В портретах 1780-х — начала 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье). Печальное выражение лица предвещает ее несчастья. Лилль (Франция)Когда Давид изучал античное искусство, он узнал легенду о старости прославленного полководца Велизария. Художники стремились показать их качества: характер, достоинства, пороки. Учился в Коллеже Четырёх Наций на курсе риторики. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

Ассигнация находится тут же, на листе бумаги. Но без сомнения понятно, что он против коррупции, недаром получив прозвище Неподкупный. «Смерть Марата» — посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. 330х425 см. Ее печальное бледное лицо не оживляет даже алая накидка, вышитая изящным узором. Вопрос о продажности Ж. Ж.

Ассигнация лежит тут же рядом. Они почитались лишь среди левых течений. Холст, масло. Шарлотта Корде под видом доноса сообщила ему новость о том, что депутаты-жирондисты бежали в Нормандию и когда тот ответил, что отправит их на гильотину, она ударила его купленным ранее ножом.

Давид показал на этой картине, как, по его мнению, должен умирать герой истинный патриот. Картины и портреты авторов-современников в годы революции играли агитационную роль. Д. вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр). Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Давид точно воспроизвел то, что увидели люди, вошедшие к Марату сразу после убийства. Некоторые из этих работ напоминают скорее фрагменты сцен битв, чем обычные портреты («Портрет Мюрата», 1812, Лувр, Париж).

Он представляет собой огромную голову революционера, вознесенную на постамент. Свободная, динамичная живописная манера Лоренса иногда производит впечатление некоторой небрежности и даже незавершенности («Портрет Джона Анджерстайна с супругой», 1792, Лувр, Париж «Портрет Дж. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, – все это делает картину похожей на надгробный памятник.

Печальным и задумчивым выглядит благословляющий Наполеона Папа Пий VII, прибывший на коронацию из Рима. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Но казнь короля не привела к достатку населения. Нью-Йорк (США)Давид изобразил момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. У голой каменной стены стоит простая кровать, на которой сидит Сократ, прощающийся со своими учениками. Давид «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1801). Д. был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Д. был с 1784).

В 1773 году он поступил в художественную школу города Дижона. Давида. Она в нем говорит, что очень несчастна. Андреев не имел в своем распоряжении времени для более плодотворной работы. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала.

Но уже в этих работах виден неповторимый стиль художника. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Обнаженное тело Марата резко выделяется на фоне темной стены. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный.

Драма уже окончилась. 330х425 см. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Исторический Велизарий жил в Византийской империи, а не в Риме. 130х196 см.

Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Никто не интересуется, похожи ли портреты великих людей. К сожалению, завершить работу над циклом мастеру не удалось. Дантону скульптором Н. А. Режиссеры и актеры передали образы Ж. Ж Дантона, Ж. -П. Во всей композиции явно присутствует аллюзия на изображения сцен снятия с креста и оплакивания Иисуса. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде.

Дантона во взяточничестве. По одним данным, Н. А. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий.

Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь). В 1801 году Давид завершил работу над вторым портретом императора, получившим название «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (музей, Версаль). В ней вневременное, вечное естественно сочетается с тем, что принято именовать «дыханием времени». Рядом с чернильницей на куске дерева лежит письмо, написанное самим Маратом: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество». Изображение его лица напоминает чеканный профиль Октавиана Августа на римских монетах.

Линия христианства прослеживается и в изображении пера в руке убитого – перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви – качествами, которыми в глазах современников, бесспорно, обладал Марат и в изображении полотенца на голове Марата – явная аллюзия на терновый венец Христа. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Смерть «друга народа» была для него личным потрясением, а для народа – настоящим горем. В других городах его имя встречается в топонимике чаще. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом.

В романе Л. Фейхтвангера «Гойя или Тяжкий путь познания» есть эпизод, где испанский художник рассматривает привезенные из Франции гравюры Давида и размышляет: «Как прекрасно и как величественно, несмотря на весь реализм изображения, некрасивое лицо Марата. То же относится и к изображению денежных ассигнаций в 50 су и записке: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Марату и М. Робеспьеру в Париже нет. Разве вы полагаете, что великие люди древности, чьи изображения дошли до нас, позировали. Это граничит с тем, что французы так и не приняли их политику террора.

Мальмезон (Париж)Эта картина открывает эпоху романтизма в европейской живописи. Особо следует сказать о живописном строе картины. Это уже не нервный и презрительный человек, как на портрете 1797 года и не романтический герой с картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», а уверенный в себе властитель.

Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Нью-Йорк (США)Давид изобразил момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. Похоронен на кладбище квартала Леопольда в Бельгии, а его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.

В 1780–1783 годах Прюдон учился в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Написал ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793).

Картина эта создавалась не как реалистичное изображение, а для того, чтобы представить императора романтическим героем: конь его вздыблен (по образу «Медного всадника»), вокруг крутые горны, обрывы, непогода. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Особенно привлекали его произведения Корреджо и Леонардо да Винчи. В самом Конвенте не было единства. Большое место в творческом наследии Прюдона занимают «Портрет г-жи Антони с детьми» (1796, музей, Лион), «Портрет Констанции Майер» (Лувр, Париж), «Портрет графа А. И. Остермана-Толстого» (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.

Тот, кто передаёт яд осуждённому, потрясён происходящим. На сцене остался лишь мертвый герой. Отъединение модели от всего земного подчеркивается и интерьером. За границей Прюдон изучал античное искусство, делал копии с картин мастеров прошлого.

Именно в этом жанре наиболее ярко выразилось тяготение мастера к романтизму. Он велел пустить к нему составительницу письма. В 1790—1810-х гг.

На лице у Ж. -П. На этом лице не осталось следов политических страстей, снедавшей его ненависти ко всему, что казалось Марату связанным с проклятым «старым режимом». Произведения Д. 1780-х гг. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Давид был также активным участником революционных событий.

Давид с увлечением работал над «Клятвой в зале для игры в мяч». Режиссеры и актеры передали образы Ж. Ж Дантона, Ж. -П.

они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Изабе с дочерью» (1795, Лувр, Париж). Но ей еще предстояло совершенствоваться. Лувр (Париж)В основе картины – рассказ римского историка Тита Ливия.

Художник по-новому трактует образ Наполеона. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре.

Дантона волновал не одно поколение исследователей. Я жду вашего ответа». Андреев не имел в своем распоряжении времени для более плодотворной работы. Его наиболее известной картиной является «Смерть Марата» (Рисунок 3. 4), которая была написана в 1793 г. Ж. -Л.

Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа. Давид брал уроки рисунка в Академии Святого Луки, затем в 1766 г. поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена, который увлекался античным искусством и требовал от учеников в живописи «правды» и «величия». Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры. от его картины мороз пробирает».

Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. В самом Конвенте не было единства. Марата, был его единомышленником, к тому же близким другом.

На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Портрет Наполеона идеализирован, композиция его театрализована. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.

«Давид. Лишь развевающиеся занавески на окнах и лица любопытных, заглядывающих в спортивный зал, можно считать данью старым традициям исторической живописи «высокого» стиля. Убийство произошло 13 июля 1793 года. 261х220 см.

Как он прост в обращении и какая красивая у него голова. Памятников Ж. -П. Метрополитен-музей. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Д. Впервые у Д. принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) — исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. архитекторами были оба его дяди. Давид брал уроки рисунка в Академии Святого Луки, затем в 1766 г. поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена, который увлекался античным искусством и требовал от учеников в живописи «правды» и «величия». В 1775-1780 гг. Жерар показал свою модель сидящей в кресле возле бассейна.

Революция уничтожила французскую монархию и сделала всех граждан страны свободными и равными по положению. При свечах художник быстро делал наброски. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.

Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Образ Наполеона получил дальнейшее развитие в большой картине «Коронация» (1805–1807, Лувр, Париж), соединившей в себе черты исторической композиции и группового портрета. Имея очень большое влияние в художественных кругах, будучи обеспечен поддержкой влиятельных политиков, он повел наступление на старую Академию художеств и добился, в частности, права на участие в академических выставках (Салонах) не только для членов Академии, но для всех желающих, чьи работы будут одобрены жюри. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.

В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Д. пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Художник показывает себя в моменты сильной эмоциональной взволнованности, задумчивым, печальным или погруженным в меланхолию («Мы втроем», 1805, не сохранилась, прежде находилась в Кунстхалле, Гамбург «Автопортрет», 1809–1810, Кунстхалле, Гамбург). 4), которая была написана в 1793 г. Ж. -Л.

Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. В полупустой комнате, кроме софы, зритель видит лишь маленькую скамеечку и курительницу на высокой подставке. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Картина даже не была никем заказана.

Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Образ Ж. Ж. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. С 1797 г. – сторонник Наполеона, его «первый художник».

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Совсем не таким предстает Наполеон на картине, начатой спустя несколько месяцев. Кажется, что он просто дремлет. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.

Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—74). Затем появились отечественные культы, после чего упоминания лидеров якобинцев снизились.

Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Художник перенес действие картины в условную древнеримскую страну. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. Конвент декретировал проведение пышных похорон, погребение убитого Лепелетье де Сен- Фаржо в Пантеоне (еще один вариант торжественного шествия) и заказал Давиду его портрет для того, чтобы украсить им зал заседаний.

Художник рисовал для себя. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30.

Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему. Только что совершилось убийство. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. «Клятва в зале для игры в мяч» при всех интересных находках, сделанных художником при работе над этим произведением, не стала «визитной карточкой» эпохи.

В одном из сражений он потерял руку. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Давид показал на этой картине, как, по его мнению, должен умирать герой истинный патриот. Данная тенденция прослеживается и впоследствии. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Перед зрителем внезапно умерший человек, а ведь каждый умирает в одиночку. М. Робеспьер задумчиво молчит.

Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Полководец ответил: «Позировать.

Давид «Велизарий, просящий подаяние». Памятников Ж. -П. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.

Это уже не нервный и презрительный человек, как на портрете 1797 года и не романтический герой с картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар», а уверенный в себе властитель. Я жду Вашего совета». 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде.

Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. «Друг народа» лежит в ванне (из-за серьезной кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей), голова убитого свешивается набок, одна рука бессильно упала, другая еще держит бумагу. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Справа изображена группа скорбящих женщин (мать Горациев, сестра, невеста, жена одного из Горациев), на заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая – группе женщин, левая – братьям, центральная – отцу с мечами. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.

Именно таков «Портрет графа А. И. Остермана-Толстого». Достаточно, чтобы в них жил их гений». В картине нет ни одной лишней детали, каждая имеет свой смысл: нож на полу – указание на мученическую смерть Марата, перо в руке убитого и чернильница – свидетельства его неустанного труда до последнего момента, залатанная простыня и деревянный ящик являются указанием на скромный образ жизни Очень важны для Давида «документальные» детали – зажатое в руке окровавленное письмо с просьбой о помощи, деньги, лежащие рядом с чернильницей. История свидетельствует, что Корде проникла к Марату под предлогом доноса. В 1773 году он поступил в художественную школу города Дижона. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста.

Дантона, Ж. -П. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени.

Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Д. стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). На груди убитого – кровоточащая рана, на полу лежит упавший нож. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Идеализированная фигура античного атлета, несколько гротескный профиль лица (художник стремился передать портретное сходство) и римский меч, парящий в воздухе, не производят впечатления цельности и убедительности образа. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста.

Лаконичная надпись — «Марату Давид. Давид «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1801). Затем к их образам обращались в связи с поиском опыта в республиканском строе. Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями. Являясь членом Комитета общественной безопасности, подписывал приказы об аресте «врагов революции». Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови.

В Париже не названа его именем ни одна улица или площадь. Нужно действительно отдать должное художнику. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Большой интерес представляют женские портреты, написанные Давидом в этот период. В 1919 г. в Москве в спешке гражданской войны был воздвигнут памятник Ж. Ж.

Лишь в рабочих кварталах столицы в честь Робеспьера дали название станции метро. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана.

Сам монумент признан неудачным опытом, так как имеет грубый и отталкивающий вид. Марата и М. Робеспьера имели широкое распространение среди общественности в связи с приходом к власти большевиков и поиском героев-революционеров. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии.

Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

Классицизм. Ж. -П. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.

На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Это такая своеобразная эпитафия. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Витиеватый декор ванны и темный фон создает строгую театральную пустоту, в которой Марат предстает зрителю.

В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом.

Картина наполнена лаконизмом: ванна, тело, кровоточащая рана, письмо и нож. Особенно привлекали его произведения Корреджо и Леонардо да Винчи. Композиция проста и смела. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой.

Романтический настрой ощущается и в знаменитом «Портрете императрицы Жозефины» (1805, Лувр, Париж). Но лицо Марата спокойно, морщины на лбу разглажены, глаза закрыты. В 1816, после реставрации Бурбонов, Д. был вынужден уехать в Брюссель. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид».