Страшный Суд Андрея Рублева

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО.

Страшный суд Андрея Рублева – фрески

Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. С. 39-42 Грабарь. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Троицы, написанная А. Р., наряду с древними изображениями, созданными греч.

50-х гг. Рублёв прежде всего – монах, прошедший школу уединенной молитвы, послушания и смирения. В «Отвещании» прп. Фрагменты Страшного cуда середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. По арке над дверью четыре ангела, по обе стороны арки группы людей, обращающиеся к Судии со словами признания, по Евангелию, на тему: «когда мы видели Тебя алчущим и прочее».

В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». В покаянии видят основу жизни составители «Повести временных лет»: «Аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велит житии. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Четыре царя сидят на своих тронах: Навуходоносор, Кир, Александр с обнаженным мечем и Август с копьем посреди них бьются падающий баран (по надписи – Дарий) и козел – Александр (в Ватопеде этого нет). Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках. В храме Спаса на Нередице имеются надписания видов наказаний: «Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней».

Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. А от своего замышления ничтож претворяти. Ниже представлена разверстая пасть адского змия, червя (ср. : Мк.

Paris, 1945. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. Странники предсказали Аврааму рождение сына Исаака. Уже одно звучание мажорного, звонкого ансамбля голубых, светло-зеленых, лиловых, золотистых, вишневых, красно-коричневых тонов определяло эмоциональный строй фрески.

Если они вынесут обоснование, согласно которому службы в соборе можно проводить не чаще двух раз в неделю, то мы будем служить только два раза в неделю, – сказал архимандрит Иннокентий (Яковлев). Для Православной Церкви рубежа XI–XII вв., в том числе и на Руси, вопрос о покаянии – не отвлеченная богословская проблема, а живая практика духовной жизни. Важные сведения об А. Р., неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. Многозначность заложена в самом замысле Троицы Рублева. В популярнейшем на Руси апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Мария трактуется как центральное действующее лицо, которое вымаливает грешникам временное прекращение мук.

В южном своде перед иконостасом соратник Андрея Рублева – Даниил Черный создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Праведников сопровождают Павел и Петр. Тем самым он наделил образ той эмоциональностью, которую тщетно было бы искать в фреске на аналогичную тему впареклисии Кахриэ Джами (P. Underwood, op. cit., p. 245, fig. 6). Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно ксвоему времени». Так, фигуру дымчатого демона с вылезшими из орбит глазами мастер выполняет разными тонами сепии и индиго, внешний мрак (тьму кромешную) передает зелеными тенями и красноватыми отбликами на телах людей. Кроме того, нередко тело сатаны имеет пепельно-синеватый цвет, в чем усматриваются отзвуки глубинной эллинистической традиции (таким изображен князь тьмы в мозаике Торчелло).

Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. Т. 2. Вот низко опустивший голову, будто высматривающий затерянный след медведь. Фрески Андрея Рублева – национальные святыни.

Спредельной наглядностью она воплощает страстный душевный порыв. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. P. 76 – 78). Об этом говорит 17 правило Толедского Собора 633 г. (Скабаланович М. Указ.

XV в. прп. XIX в. «керженским постриженником Ионою», есть запись о месте погребения А. Р. и Даниила: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах» (Брюсова. Глаголет бо пророк нам: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем.

Зато в Иерусалимской Церкви уже в IX-X вв. Иногда писались еще и другие звери имеющие аллегорическое значение. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. P. 46).

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Иосиф говорит здесь об отношениях духовного ученичества. я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня. Сходное по содержанию явление описано в Апокалипсисе (Откр 4, 2-9). В 3-х томах.

Стоглава (1551) сказано о том, что икона Св. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. 1183 г. ).

Несмотря на значительные повреждения красочного слоя (в особенности живописи ликов), взгляд не устает находить новые красоты в ее необыкновенной ритмике, красноречивых цветовых созвучиях, в постоянно варьирующемся соотнесении четного и нечетного, двух и одного. Л. 269об. - 270, XVII в. ). Небесно-синий овал «славы», наполненный изображениями крылатых херувимов, – это Небесная обитель, которой принадлежит Христос. Внутренний красный ромб – пламя из середины огня, о котором пишет Иезекииль: «И я видел и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня» (Иез 1, 4-5). В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей.

И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. В XVI в. появились изображения А. Р. в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее. Так решает Андрей Рублев тему Страшного Суда.

Справа от Христа – праведники, слева – грешники. Возможно, уже здесь (однако не ранее 1410 г. ) он вместе со своим другом Даниилом и другими художниками решает задачу создания небывало монументального храмового иконостаса, состоящего из трех рядов, общая высота которых составляла около 6 метров (история этого иконного комплекса недостаточно выяснена). Изображения «Видения пророка Даниила» известны в росписях церкви Апостолов в Пече середины XIII в. и собора псковского Святогорского монастыря. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. Бить тревогу, безусловно, надо, но к этой проблеме следует подойти научно. Расчистка фресок показала, что их сохранность далеко неодинаковая (наилучшая — вюжной части храма, наихудшая — всеверной). Мастерски вписаны в круг движущиеся друг за другом символические звери.

соч. Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловом монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е годы XII в. ), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г. ), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в. ). Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием (Пс.

Ему предстоят Богоматерь и св. 1-3. Ничего подобного Московская Русь не знала не только до этого, но и многие годы спустя. В XIX в. московские старообрядцы с особым старанием собирали иконы «письма Рублева» имя к-рого со временем стало символом рус. В «Изборнике Святослава» 1076 г. читаем: «И в рове преисподнем, якоже пишется и в Иове, в земли темне и могильне идеже несть света, ни видети жизни человеча, в онь же Христос пришед, Божественною душею и пречистою, посети сидящих во тьме».

Основные произведения 
мастера: Страшный 
суд и Троица

Основные произведения мастера: Страшный суд и Троица

Сохранились иконы они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. За апостолами, учениками пусть шагают продолжатели их дела, наследники на земле. А. Р. также упомянут в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле.

В XI–ХII вв. В XIV-XV вв. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Возможно, причиной этого стали конкретные случаи «посещения Божия», т. е.

Описание фрески 
Андрея Рублева «Страшный 
суд»

Описание фрески Андрея Рублева «Страшный суд»

Царство "Македонское" олицетворяет крылатая пантера. Фигура Христа изображенная вцентре свода, поставлена втеснейшую композиционную связь с«престолом уготованным» (этимасия) исфигурами Богоматери иИоанна Крестителя, взывающих кХристу омилосердии. Рублев четко выводит слова: "Приидите со мною. Л. 229об. - 230об., кон. Эти росписи не сохранились. В частности, в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в нач.

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. Антихрист изображен в богатых одеждах, окруженный людьми и демонами. С. 401-402). тех стихийных бедствий, которые постигли Новгород: падеж скота в 1115 г., лишивший князя и его дружину коней буря 1125 г., от которой пострадали хоромы князя и «стада скотины истопе в Волхове» голод 1128 г. Возможно, к этому побудила и тяжкая болезнь князя, от которой он чудесным образом исцелился от приплывшего из Киева образом Николы Липного (обретенного на острове Липно на Ильмене). Первый канал предоставил также слово и секретарю Владимиро-Суздальской епархии архимандриту Иннокентию (Яковлеву), который обратил внимание на тот факт, что собор куда более напряжeнно используется самим музеем-заповедником. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Молитва перед иконой 
«Страшный суд»

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Это были гениальные находки. Считая, что «старость великая» наступала в 70 лет исследователи арифметическим расчетом получают 1360 г. Существует также мнение, что А. Р. родился в 70-80-х гг. По его мнению, человек платит за свои грехи еще при жизни, он страдает за содеенное (он отказывался писать иконы с изображением страшного суда) Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. При этом, как правило, старец держит на коленях небольшую фигурку Иуды.

всего за двенадцать лет до написания фресок вУспенском соборе), мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу иЛитву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим под барсом — агрессивный тевтонский орден под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти иединства всвоих пределах под чудовищным зверем — татар, сжестокостью которых связывалось урусских представление онаступлении «Страшного суда». К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову».

Так внутренняя геометрия изображения постепенно смыкается с геометрией иконного поля. 17: 21). — «Декоративное искусство», 1960, 8, стр. 7) правильно замечает, что «часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. Может быть и другое толкование.

  • «Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече
  • Андрей Рублёв фрагмент фильма СТРАШНЫЙ СУД
  • Поездка студентов Сретенской духовной семинарии в Суздаль и Владимир
  • Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
  • Икона Страшного Суда — описание и значение святого образа

XV в., вот таким образом он не упоминается в источниках до 1405 г. («Житие преподобного Андрея Рублева», составленное в 1988 Г. В. Попов). Григория Паламы (. ), сходство с которым усиливает аналогичное изображение благоразумного разбойника в составе всей композиции (Millet Gabriel. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью их фигур. и др. С. 88).

И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг от вида чресл его и выше я видел как бы некий огонь и сияние было вокруг него» (Иез 1, 26-27). Вэтой связи Н. А. Демина («Фрески Андрея Рублева во Владимире». Сюда относятся «Лоно Авраамово» – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам изображение ворот рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. Les lus images et croyance.

И, пожалуй, жажду единства Андрей Рублев почерпнул не у Феофана Грека. В верхней части миниатюры (см. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Первое царство изображено справа от входа. Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души». С. 212).

  1. Святейший Патриарх Кирилл: проповеди, послания интервью
  2. Коллекция документальных фильмов
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Юридические услуги по корпоративному праву
  5. Андрей Рублев: последние новости

Этот же мотив встречается в апокрифических «Хождении Богородицы по мукам» и «Видении апостола Павла» – из уст жены выходят змеи и поедают ее тело. 24:29–31). В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. Другой текст: «Подобие сына человеча прикоснуся устнам моим» (Дан. «Отвещание» сохранило черты духовного облика А. Р., к-рый через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету».

иконографии «Спас в силах» (см. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В этом пророчестве говорится о явлении Бога в виде сидящего на престоле человека, окруженного огнем и сиянием, в сопровождении четырех животных, каждое из которых имеет по четыре лица и колес, усеянных глазами (Иез 1, 4-28 10, 1-22). Ибо странники не предсказывают Аврааму рождение сына, а пребывают в неслышной беседе. La dalmatique du Vatican.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • В Успенском соборе Владимира приступают к реставрации фрески Андрея Рублёва

Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Тем самым художник достиг большой слитности различных частей росписи, украшающих свод центрального нефа ипримыкающие щековые стены. 100 великих картин. Спредельной наглядностью она воплощает страстный душевный порыв. Господи. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Вып. А сегодня из-за гари, копоти, сырости состояние фресок ухудшается.

«преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. Надпись внутри круга над зверем – царство "Вавилонское", над крылатым львом – "Римское". Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий. Стб.

«Страшный Суд» Андрея 
Рублева: призыв 
к Встрече

Вариации незначительны: так, морское чудище (дракон) может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св.

Потому так энергичен и светел Христос (хотя и взирающий на грешников ярым оком), спокойна мудрая беседа апостолов, такой грацией отличаются позы прекрасных ангелов, открывающих звуками своих труб последнее действие в спектакле жизни. При этом женщины в огне, поедаемые змеями, означают монахинь, продавших свои тела на блуд или сплетниц («Хождение Богородицы»).

Юрия Звенигородского, крестника прп. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников. «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Есть основания полагать, что он был там послушником Никона Радонежского (отца Сергия Радонежского) и даже мог застать самого Сергия Радонежского, который умер в 1392 году. обитель, 3 были «Рублева письма Андреева» (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. 40-х гг. М. Л., 1959. Такой эпохой был XIV век. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», все они считались чудотворными. Одна из лучших, согретых искренним чувством сцен композиции – Идут святые в рай.

Иконостас Успенского собора во Владимире надолго стал образцом для подражания. Андрей Рублев. Василия Великого принадлежала древнему деисусу. Это первое, что сразу и властно захватывает при созерцании рублевской Троицы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.

Сентябрь. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. – М. : Вече, 2006. В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, А. Р. и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественныя радости и светлости исполняхуся» (ВМЧ. Как слышу, так и сужу и суд Мой праведен ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин.

Боковые стены представляют рай и ад и дополнительные сцены Страшного Суда справа от входа большая группа праведников: апостолы с Павлом во главе, пророков (с Даниилом и Соломоном), святителей (Иоанн Златоуст и др. ), мучеников. XVIII в. ), однако позднее время составления «Сказания» и компилятивный характер текста делают его ненадежным источником. Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). Среди знатоков и собирателей рублёвских икон был прп. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Одновременно Рублев сдвинул влево от центральной оси фигуру среднего ангела. Действительно, страшно Христово во славе пришествие.

Согласно описи собора 1693 г., часть древних икон деисусного чина находилась в местном ряду иконостаса XVII в. и у столпов храма. Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Старообрядчество стало средой распространения «рублёвских легенд» (перечень приписывавшихся А. Р. икон см. : Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903. медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство).

Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. О каковый час тогда. Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х в. ). Михаила и ап.

С. 311). La dalmatique du Vatican. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами.

В популярнейшем на Руси апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Мария трактуется как центральное действующее лицо, которое вымаливает грешникам временное прекращение мук. Изысканностью красочной гаммы восхищает торс воина на одном из столбов. Никона сообщает, что последней работой А. Р. была роспись Троицкого собора, после к-рой он в скором времени скончался. Именно она, эта «идея соборности» давала Андрею Рублеву творческие силы. - Проблема в том, что в действующем Успенском соборе не поддерживается необходимый режим температуры и влажности, – комментирует генеральный директор ОАО Владспецреставрация известный владимирский искусствовед Александр Скворцов.

Но Сын был одновременно и образом Отца. Много трогательного и нежного в фигуре матери Марии – Анны, закутанной в красновато-лиловое покрывало, склоняющейся над Богородицей во Введении во храм. Возможно, прп. В 1420 он создал свой шедевр «Троицу». Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово.

В числе святых иноков Андроникова мон-ря А. Р. и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. Les lus images et croyance.

10:16) – в мозаике Монреале, Сицилия (после 1183 г. ). Эта интереснейшая композиция размещена взамке восточной арки центрального нефа. Иногда вместо змея изображается огненная река (на иконе Страшного суда первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля).

Рассказ об А. Р. помещен в «Сказании о святых иконописцах» (кон. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника». Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Здесь мастер положил самое интенсивное красочное пятно. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).

Здесь уготованный престол (h etoimasia tou qronou) – кресло резное, с крестом, копием, тростью, Евангелием на покрытой подушке по сторонам павшие на колена Адам и Ева как образ всего преклонившегося праведного искупленного человечества. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу. Он считал, что человек после своей смерти не должен попасть на великий суд. сер. Андрей Рублев. Архим.

21. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. С. 59).

Вплоть до конца XVII века большинство изображений Святой Троицы так или иначе было ориентировано на рублевский оригинал. Однако, взгляд Ангела более резок. Это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдания во имя спасения людей.

Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Круг в ней переживается как активное начало, как символ вечного течения жизни. На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава). Это и есть сила и чудо, в том числе изображения и слова.

Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. Противоречивы источники, сообщающие о его преставлении: в житии прп. Умер Рублев 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.

На большинстве икон «Спаса в силах» все четыре угла ромба и нимб касаются внешнего края овала, так что окружающее Христа пламя оказывается равновеликим сфере. Рядом с Иовом на гноище на темно-красном фоне изображена фигура обнаженного человека. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков сохранились фрагменты) иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV — начало XV веков, Российская государственная библиотека, Москва).

С. 121-153). В 41-й гл. время считаются иконы поясного деисусного, т. н. Звенигородского чина (ок. Видимо, предпочтение следует отдать сведениям жития прп.

– М: Северный паломник, 2007. 29:3, 4, 12). Популярность Maiestas Domini была во многом обусловлена тем, что уже с V-VI вв. Издесь очень мало от традиционного византийского канона.

Тонким композиционным ритмом отличается Преображение. XVII — нач. О ней тосковала душа художника ища в страшной действительности образы для ее воплощения. Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. 304).

И не случайно было выбрано именно такое имя. святому Сергию Чудотворцу. Научно-техническая база музея для сохранения фресок недостаточна. Наиболее раннее известное изображение в иконописи относится к XV в. (икона в Успенском соборе Московского Кремля).

илл. ) свт. Иконы «Рублева письма» упоминаются во вкладных книгах и описях Иосифо-Волоколамского мон-ря (Казакова. Сергия, поскольку они подтверждаются более поздним преданием. в римском богослужении предписывается общественное чтение Апокалипсиса при богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы. С. 466).

И наконец, четвертый зверь, странный, многорогий – зверь "Антихристов". В огне горят грешники, мучимые диаволами. Самыми ранними из дошедших произведений А. Р. в наст.

Житие прп. Апостол любви, Павел изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною». Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. Кий грех не сотворих. XVI в. ) и прп. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Иосиф Волоцкий со слов «старца Спиридона» игум.

Нет ни черных, ни белых ни плохих, ни хороших ни богатых, ни бедных. Конечно, Рублев никогда этих произведений не видел. Лишь на иконе «Спас в силах» в составе нынешнего деисусного чина домового Благовещенского храма Московского Кремля пламя находится посредине огня, в точном соответствии с текстом пророчества, поскольку очертания внутреннего ромба не выходят за пределы красного прямоугольника вселенной. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Аналогичная роспись в Ватопедском монастыре втрое меньше Лаврской.

Ноги Христа опираются на подножие, несомое существами имеющими вид красных колес со множеством глаз и маленькими крыльями. Само название «Спас в силах» не встречается в надписях на иконах и редко – в описях церквей. Особенно широкое распространение получил этот сюжет под названием Maiestas Domini (Божественное величие) на Западе, где он в IX-XIII вв. - Работаю директором 48 лет, – говорит Аксенова. произведения на этот сюжет на Западе появляются уже крайне редко. с. 119 симметричнее, скованнее.

XVII в. : «Преподобнии иконописцы иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша имяна ж им инок Данило инок Андрей» (РГБ. Т. 2. Слово "исихазм" происходит от греческого "" – молчание, тишина. Пурпурный хитон контрастирует с насыщенным синим цветом гиматия. С. 119-120). – М. : Изобраз.

М., 1974. Подобного еще не было. Их сохранность – задача общества.

Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Иконописец призывает к единству. Под апостолами изображены идущие на Суд народы.

Но через посредство средневековых и раннехристианских мыслителей, через Дионисия Ареопагита и других выдающихся богословов, он мог приобщиться к законам красоты, впервые сформулированным философами античности, например к пифагорейскому учению о числе как основе мировой гармонии или к платоновскому универсальному принципу меры (имена Платона и Пифагора были известны московским книжникам времени Рублева). Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Его фамилия позволяет предположить, что он происходил из ремесленников. Временем рождения А. Р. большинство исследователей считают дату ок.

Огненная река течет, расширяясь и в нее ангел погружает вынырнувшего грешника. За Петром идет апостол Иоанн. В тесной группе апостолов художником будут выделены старец Иоанн и молодой Фома. Художники выступили страстными защитниками своей нравственной позиции. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

16:24). Фигуры апостолов Марка иАндрея, написанные на северном склоне свода вцентральном нефе имеют немало утрат. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Неофита на Кипре (ок. 1400). Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног боковых ангелов. искусство, 1987.

Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. Тартар представлен двумя царями.

– М. : Изобраз. Впроцессе расчистки были удалены все записи, причем выявилось довольно большое количество утрат верхнего красочного слоя. 201. Правда, в описи Благовещенского собора Сольвычегодска 1579 г. упоминается «Спасов образ, видение Иезекиилево», которое служит подсказкой для источника иконографии – видение пророка Иезекииля. В южном своде перед иконостасом соратник Андрея Рублева — Даниил Черный создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром.

С. 129). с. 120 На престоле лежат Евангелие икрест. Которой, конечно, недостаточно. Рай бывает представлен несколькими сюжетами.

М., 1894-1901). Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя. Во-первых, с огласно распоряжению Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской Православной Церкви» от первого сентября 1999 года, духовенству и верующим владимирский Успенский собор не передан до сих пор.

Казань, 1894. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трех, составляющих одно. XVII-XVIII в. ). Программной темой в росписях Никольского собора является тема покаяния. К этому образу тяготеет все окружающее.

В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси». III. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Вып. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река. «Духовного завещания» — «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех иже в Рустей земле сущих»). сложилась устойчивая иконография князя тьмы, – сатаны, как одного из главных персонажей «Страшного Суда», олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнаженного старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего на морском чудище, представленном либо на фоне морских глубин, либо, чаще – в огненном озере (геенне).

Под огненным озером в шести отдельных клетках представлены виды мучений грешников. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика.

Дни 1-13. 1360 г., однако эта дата условна. Средний ангел – главный персонаж рублевской иконы. Полны внутренней значительности и великолепны по рисунку лица апостолов в Сошествии Святого Духа.

Троица Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Л. 332об. - 333). Наклон шеи, обрисовка шапки пушистых волос, тип лица очень близки рублевским образам, созданным мастером на владимирских фресках. На свитке надпись, передающая слова пророка Даниила: «Аз Даниил видех. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св.

5:26–30). Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. С. 57).

Придав фигуре сильный наклон, художник превосходно выразил устремленность Марии кХристу. Таким образом идея искупительной жертвы воплощается Рублевым не только через беседу божественной Троицы у чаши с головой тельца. Каждый день проходит огромное количество групп. Силуэт головы Марка образует почти правильный круг. Во гробе подымаются с мольбой к Богу воскресшие.

– М. : Вече, 2006. Кое зло не вообразих в души моей. Рядом с Павлом он изображает Петра, который широким шагом выступает вперед. КП 323. Сохранность: икона внизу опилена, десница почти полностью утрачена (запись XVIII в. ), вставка в нижней части (на ноге и одеждах), поздние вставки по стыку досок. Глубокий темно-синий и зеленый цвета Божественного мрака в сочетании с контрастирующим с ними насыщенным красным, светло-желтым, желто-оранжевым и золотом нимба порождают эффект радужного сияния Спаса. Большой красный прямоугольник, в углах которого изображены символы евангелистов – это вселенная с четырьмя странами света исполненная огня – Святого Духа, на которую распространяется власть Бога и учение Христа.

Paris, 1947. «А над сводом. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. – М. : Вече, 2006. Сергия Радонежского (РГБ. (Григоровичев паримейник.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. О ней тосковала душа художника ища в страшной действительности образы для ее воплощения. Вот таким образом возможно и иное прочтение ипостасных отношений ангелов. Апостол Петр приводит группу праведников к вратам рая. С. 272).

С. 41, 59). М., 1902. Даже вцентральном нефе живопись на южной стене меньше попорчена, чем на северной. 100 великих картин. Из наиболее известных памятников византийского мира изображение Страшного cуда можно найти в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в. ) в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в. к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атени. Впосл.

Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже XIV—XV веков сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва. МДА. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света – того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Ученые должны обследовать фрески. Помещаются они в апсидах церквей.

Страшный суд Рублева и Даниила – это симфония плавных, текучих ритмов и радостных, чистых красок. Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Но прежде даже не приспеет кончина, потщися зовущи, душе Боже, обратив спаси мя, яко Един благоутробен» (Стихира на хвалитех Недели мясопустной).

Но Андрей Рублев выбирает свой путь. Аналогичный текст имеется на мозаике Мартораны в Палермо (ок. Рубель-это инструмент для накатки кож.

В Софии Новгородской (1109 г. ) в состав композиции входит изображение пророка Даниила. Силуэты ангелов, в особенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было бы искать в созданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера). Нек-рые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (обозначает инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении А. Р. из старой ремесленной фамилии (Веселовский С. Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. Апостол любви, Павел изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною». Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. 9:48: где червь их не умирает и огнь не угасает).

Часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. О ней тосковала душа художника ища в страшной действительности образы для ее воплощения. Духовная жизнь А. Р. была теснейшим образом связана с кругом прп. Да аще сице сотворим, всех грех прощении будем». Подобным же образом представлены грешницы в росписи церкви Мавриотиссы в Кастории (начало XII в. ), в храме Асину на Кипре, на мозаике пола в северном нефе собора в Отранто (1163) семь грешников в Сопочанах (около 1272 г. ).

В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). В обеих росписях представлены четыре апокалипсических зверя. От эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (первая четверть XIII в. ). иконописания. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя.

Выявлена только ипостась среднего ангела, поскольку человек мог войти в общение с Троицей лишь через Христа (в результате его воплощения). 34. 3. 4. искусство, 1987. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Пахомий Серб упомянул А. Р. в 3-й редакции жития прп.

Иерусалиме IX-X вв. На левой стороне две группы воскресших, группа ангелов и несколько демонов, спорящих за жертвы перед весами (o zugoV thV dikaiosunhV – весы правосудия). С южного столба и из арки прохода в южный неф движутся к Спасу сонмы святых.

Имя (название) вещи или человека – суть его души. – Но что такое этот срок для вечности, даже для 600. За апостолами ангелы, стражи Небесные. Непревзойденность фресок «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от них милости. Иосифа Волоцкого «учителем» А. Р. назван иконописец Даниил, его друг и сопостник.

«Описание о российских святых» сообщает, что преподобный скончался в 1430 г. «в старости велицей». Сергия Радонежского) раскрыты в 1918-1919 гг. Круг с глубокой древности был символом гармонической завершенности, символом неба и света. Типы мучений бывают представлены по сторонам от князя тьмы, в виде обвитых змеями обнаженных грешников это восходит к самым ранним из известных изображений адских мук. Их было видно.

Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. 7:2, 9). Описаниями этого типа мучений изобилует Житие Василия Нового (монах Григорий видит увитых и поедаемых огненными змеями прелюбодеев, блудников, клятвопреступников).

Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Еще одной аналогией является изображение Христа «Великого Архиерея», по сторонам которого склонились ангелы с рипидами и отцы Церкви, на хиландарской катапетасме 1399 г. (Millet G. Broderies religieuses du style byzantin. Придав фигуре сильный наклон, художник превосходно выразил устремленность Марии кХристу. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. В сличении с другими паримейниками издал Роман Брандт. Мыслить так было бы неисторично. В поисках Андрея Рублева.

Миниатюра в греческом Евангелии XI в. Национальной библиотеки в Париже (74): Христос Судия в голубом миндалевидном с лучами ореоле сидит на троне руки Его простерты и на дланях видны язвы гвоздинные. В византийском искусстве к XI–XII вв. Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний (за принадлежность к иноверцам, еретические учения, за неугодную Богу профессию или по каждому конкретному виду преступлений). На алтарных столбах – изображения ветхозаветных царей и мучеников Попов Г. В.

Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Человека, проходящего пост и совершающего истинное покаяние, Бог восстанавливает в правах, подобно Адаму и Иову и он, как по лестнице, может подняться из бездны греха к небесам на Синайской иконе «Лествица Иоанна Синайского» путь монахов вверх ко Христу начинается от черного провала адской бездны. Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно к своему времени». Сохранились иконы Спасителя, арх. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Праведников сопровождают Павел и Петр. В центре композиции изображается Христос – Судия мира.

Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности». А. И. Успенский отмечал: «В памятниках древней письменности, а также на иконах. Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат).

Его фигура выступает на фоне красного ромба, вписанного в синий овал «славы», в котором видны изображения шестикрылых небесных существ. 1146 г. ), в монастыре св. Пусть его читают и те, для кого он пишет сейчас эти фрески. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий.

В протянутой руке Петра – ключ от райских обителей. Сергия Радонежского (ок. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям.

Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия. В своем исследовании Гравгаард, ссылаясь на тексты Ерминии 1701–1745 гг., указывает, что такие тексты вводились в изображения Страшного Суда.

К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Никона Радонежского (ок. Туристов бывает в соборе на порядок больше. " Пусть этот призыв осеняет, собирает в едином движении всех праведников.

Эти два снимка дают хорошее представление осистеме росписи вцентральном нефе. Здесь его главным учителем становится преподобный Сергий Радонежский, вдохновивший и благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву и проповедовавший «идею соборности».

В 3-х томах. Одновременно с переходом на Иерусалимский Устав в богослужении Русской Церкви при митрополите Киприане в древнерусском искусстве получает распространение тема Апокалипсиса, а в качестве средника полнофигурного деисусного чина в составе высокого иконостаса в русских храмах появляется уникальная иконографическая композиция «Спас в силах». Художественное и идейное богатство рублевской Троицы кажется неисчерпаемым. 100 великих картин. неск.

Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Иконографический тип именуемый «Спас в силах», представляет собой изображение сидящего на престоле Христа в окружении небесных существ и символов. Кое убо не содеях зло. Со всех открытых росписей были сделаны кальки иакварели, азатем все фрески были вновь записаны темперой либо по древней живописи, либо поверх масляной XVIIIвека, либо прямо по забелке. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

Никодим (Кононов) в списке «святых русских Москвы и Владимира» указывал, без ссылки на источник сведений, день памяти А. Р. - 4 июля (Никодим. Чашу образуют линии подножий. С. 43), в котором приводится ссылка на авторитет многих церковных соборов относительно необходимости чтения Апокалипсиса. 557-558). в 1929 г. переданы в ГТГ. Иконы письма А. Р. необыкновенно ценились.

«Сказание о святых иконописцах» сообщает об А. Р. и Данииле как о преподобных иконописцах. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Paris, 1945.

Никона Радонежского (БАН. Место кончины и погребения преподобного точно неизвестно. — «Журнал Московской патриархии», 1960, 10, стр. 41 см. Антологию, стр. 101–104). Влицах превосходно выражено то состояние внутренней просветленности, окотором говорит Григорий Палама: «Апостолы Петр иПавел не только выводят сидящих во тьме вэтот чудныйСвет, но и, распространяя свет, превращают вСвет тех, кто приобщается Ему, делают из них порождение абсолютногоСвета» (А. Васильев, Андрей Рублев иГригорий Палама. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Рублёв создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Троице-Сергиева мон-ря (10-я гл.

И не случайно было выбрано именно такое имя. Во втором регистре изображены апостолы Петр и Павел, Марк и Матфей, Филипп и Фома. Иконы «письма Рублева» имелись в коллекциях Е. Афанасьева, С. Кузьмина, К. Т. Солдатёнкова. Троицкий иконостас – уникален.

Чуть ближе к зрителю, как бы обгоняя в движении сонм святителей и приближаясь к апостолам, уже шагают вдохновенные пророки. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлиемскую звезду. Возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу и Литву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим под барсом — агрессивный тевтонский орден под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти и единства в своих пределах под чудовищным зверем — татар, с жестокостью которых связывалось у русских представление о наступлении «Страшного суда». Видимо к 1405 году Андрей основательно преуспел в своем мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Ниже на это видение ангел указывает лежащему и проснувшемуся Даниилу.

Ангел взвешивает деяния людей на весах, чашку которых тянут два беса. О родителях А. Р. известия не сохранились. Тем самым он наделил образ той эмоциональностью, которую тщетно было бы искать в фреске на аналогичную тему впареклисии Кахриэ Джами (P. Underwood, op. cit., p. 245, fig. 6). М., 1881. С. 22). Др. известие об А. Р. Пахомий включил в краткую редакцию жития прп.

Павел обернулся к толпе, в левой руке торжественно и призывно он держит свиток с надписью. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.

Многочисленные старообрядческие «реплики», памятники с «рублёвской легендой», возможно имеют в своей основе не дошедшие до нас произведения великого иконописца (Плугин. Среди пророков могут быть опознаны Давид иДаниил, среди мучеников — Георгий, Дмитрий Солунский иФеодор Стратилат (либо Тирон). Изображения мук находятся ошуюю по отношению к изображению Судии Христа в восточной части свода. Уважение, к-рым при жизни был окружен А. Р., «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в. клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335–1336 гг. ). Ф. 304/111. Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения.