Связанный Раб Микеланджело

Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия».

Восставший раб и Умирающий раб Микеланджело

Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Статуя как бы указывает зрителю на необходимость обойти её, осмотреть не только спереди, но также и с боков. Слева мы видим его голову в профиль, правую руку, поддерживающую скрижали завета и перебирающую в задумчивости пряди длинной, ниспадающей очень красивой бороды мы отчетливо воспринимаем его позу прочно и спокойно сидящего человека. 5. Мы видим теперь голову «Моисея» в фас, но резко повернутой, как будто он увидел или услышал что-то такое, что требует его немедленного и грозного вмешательства.

В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Ведь он был преже всего скульптором. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Этот проект существовал в нескольких вариантах.

Раб восставший и 
раб умирающий Микеланджело 
Буонаротти

Раб восставший и раб умирающий Микеланджело Буонаротти

Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы.

Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Но это ИМХО. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. По библейской легенде, противники израильтян филистимляне во главе с гигантом Голиафом казались непобедимыми.

Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остаётся у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять всё, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии.

Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари 7сам Микеланджело потом говорил: «Если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока мoeй кормилицы» 8. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные Папой и подчиненные апостольской церкви другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал». «Разумеется, Юлий II был авторитарным и тираничным они часто ссорились, но это был гениальный человек и он имел право приказывать. И тогда впечатление от Моисея делается ещё полнее и богаче.

Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним. Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. В их облике, в характере их чувств и поступков обнаружились черты простой человечности.

Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках. Давид, 1501 – 1504. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре».

Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.

Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить. Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти. При этом какой-то особой любви со стороны своей семьи он не чувствовал. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано.

В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

Он задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу. Как пишет А. Губер: «Первое впечатление от «Моисея» — внешнее спокойствие при громадном внутреннем напряжении. В рельефе юного Микеланджело трудно разглядеть кентавров. Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским».

Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура». Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить. Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. К тому же, видимо и само это родство сомнительно.

Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову. Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову.

Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью ЮлияII. В поздних «Пьета» микеланджеловские герои уже перешли грань такого рода конфликтов они оказались также вне сферы прежней титанической масштабности. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Мрамор. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Микеланджело вернулся в отцовский дом лишь в десятилетнем возрасте.

Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остаётся у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять всё, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». 1501-1504. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров».

Друга его уровня» 145. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида. Ну тщеславный был человек, что поделаешь.

«Восставший раб» 
и «Умирающий раб»

«Восставший раб» и «Умирающий раб»

Скорее это общее влияние эпохи. После росписи Сикстинской капеллы изменился пластический стиль мастера: статуя уже не исчерпывается восприятием с одной, главной точки зрения. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э.

Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Проект надгробия Папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе).

Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae («Искусство – обезьяна природы»). В ХШ веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста (так назывался глава администрации в средневековых итальянских городах-государствах).

Описание работы 
«Восставший раб»

Описание работы «Восставший раб»

4 незаконченные статуи находятся во Флоренции (галерея Академии) – они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 г. Леонардо, его племянник, подарил их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.

Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Не доверяя своим преемникам, папа Юлий II решил при жизни создать себе достойную гробницу. ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе.

Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Так само пластическое построение воплощает в себе развернутую тематическую концепцию и сложную эмоциональную динамику образа.

Описание скульптуры 
Микеланджело Буанарроти 
«Умирающий раб»

Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Умирающий раб»

В их облике, в характере их чувств и поступков обнаружились черты простой человечности. В поздних «Пьета» микеланджеловские герои уже перешли грань такого рода конфликтов они оказались также вне сферы прежней титанической масштабности. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. «Рабы», высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Проект надгробия Папы Юлия II существовал в нескольких вариантах.

Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками – Брунеллески и Браманте. Через совершенство тел Микеланджело показывает, сколь сильны они духом. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».

Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)

В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой. По словам еще одного биографа Микеланджело, Огюста Ланно-Роллана, «от былого состояния графов ди Каносса Лодовико досталось лишь то, что называют богатством бедняков: большое количество детей» 3. Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). «Обе работы, — пишет Е. И. Ротенберг, — ярчайшее свидетельство того, как далеко ушёл Микеланджело от круга идей и от художественного языка своих произведений прежних лет. Возможно, единственного друга.

Он задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу. По словам еще одного биографа Микеланджело, Огюста Ланно-Роллана, «от былого состояния графов ди Каносса Лодовико досталось лишь то, что называют богатством бедняков: большое количество детей» 3. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

  1. Творчество Микеланджело Буонарроти
  2. Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Напишите отзыв о статье Рабы Микеланджело

Он задумал её как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращённой к Богу. Пропорции этой фигуры более стройные. Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах.

Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».

  • Отрывок, характеризующий Рабы Микеланджело
  • Скульптурные шедевры Микеланджело
  • Микеланджело «Битва кентавров» или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)
  • Примечания для Рабы Микеланджело
  • Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр

Мы видим теперь голову «Моисея» в фас, но резко повернутой, как будто он увидел или услышал что-то такое, что требует его немедленного и грозного вмешательства. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.

Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Впрочем, был ли он дворянином – это еще не факт. Лодовико Буонарроти не был богатым человеком и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.

  1. Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
  2. Предложения наших партнеров по Парижу
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Медленно обходя, спереди и с боков его фигуру, следя за меняющимися пластическими аспектами, зритель видит все стадии героического и преисполненного мощи и все же напрасного усилия разорвать путы – то предельное напряжение, то новое отчаянное усилие. Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура». «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпеллино» (каменотеса) из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно 6.

Творчество Микеланджело 
Буонарроти

«Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. «Обе работы — пишет Е. И. Ротенберг, — ярчайшее свидетельство того, как далеко ушел Микеланджело от круга идей и от художественного языка своих произведений прежних лет.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Например, граф Алессандро ди Каносса в 1520 году называл его в письме «уважаемым родственником» и приглашал к себе в гости, прося считать его дом своим. Дерево, масло. Италия. Не доверяя своим преемникам, папа ЮлийII решил при жизни создать себе достойную гробницу.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо.

И тогда впечатление от Моисея делается ещё полнее и богаче. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Он задумал её как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращённой к Богу.

Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. По этой причине или по какой другой, но он вдруг принялся заботиться об образовании сына, который, на его взгляд, уж слишком стал смахивать на крестьянина манерами и особенно говором. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.

Это, само собой, у него долгое время никак не получалось. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. В 1546 г. Микеланджело подарил 2 готовые статуи Роберто Строцци в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнес их французскому королю Франциску I. В 1578 года они хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, в 1793 году были сняты с продажи как национальное достояние и попали в Лувр. 4 незаконченные статуи находятся во Флоренции (галерея Академии) – они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 г. Леонардо, его племянник, подарил их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции. Две законченные луврские статуи являются противопоставлением прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные Папой и подчиненные апостольской церкви другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал». В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae («Искусство – обезьяна природы»). После росписи Сикстинской капеллы изменился пластический стиль мастера: статуя уже не исчерпывается восприятием с одной, главной точки зрения.

Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Как пишет А. Губер: «Первое впечатление от «Моисея» — внешнее спокойствие при громадном внутреннем напряжении. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Если бы они поднялись выше, к чему, впрочем, не стремились, так как ментальность флорентийцев не одобряла дворянской «избранности», то, возможно, вспомнили бы о том, что Симони были в родстве с графами Каносса, а Бонифацио Каносса когда-то женился на Беатриче – сестре императора Генриха II. Но это ИМХО.

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпеллино» (каменотеса) из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно 6.

Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах. Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура».

Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. Высота: 226 см.

Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт.

Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы. Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе.

Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. И тогда впечатление от «Моисея» Делается еще полнее и богаче. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари 7сам Микеланджело потом говорил: «Если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока мoeй кормилицы» 8.

В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. В 1513 году умер Юлий II.

Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры. Его отец к этому времени успел еще раз жениться. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Этой огромной теме посвящены тома исследований.

«Буонарроти Симони считались одними из самых видных жителей Флоренции. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.