В Серов Октябрь Домотканово

Усадьба ДОМОТКАНОВО, Тверская область, Калининский район

Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Пейзажи Серова всегда особенны. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов. Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте: Савва Мамонтов даже шутливо называл их Коров и Серовин. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В феврале родилась дочь Ольга. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.

Условно изображены крестьянские постройки на заднем плане, полуразваленные. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17.

В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Дочь Дервизов Елена стала пианисткой, а Дмитрий – ученым-археологом. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением.

В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Существуют многочисленные свидетельства того, целью путешествия были работы над росписями, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.

В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Серов молча протянул ей палитру. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. В Домотканове, помимо портретов членов семейства Дервизов, Серов создает несколько прекрасных пейзажей. Что пароход. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Родители поддерживали увлечения детей и занимались их образованием.

Музей-усадьба Серова, 
Домотканово

Музей-усадьба Серова, Домотканово

Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Именно тогда его заворожила деревенская, спокойная и радующая взор природа этих краев. Завершает пейзаж каркающее воронье, летающее над деревьями.

На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. И Серов рисовал в свой альбомчик, пока не заканчивал увиденное так возникали рисунки, которые составляли неиссякаемый источник для его картин на крестьянские темы. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи.

В 1886 году сюда приехали новые владельцы – художник Владимир фон Дервиз и его супруга Надежда Яковлевна Дервиз (Симонович). Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».

В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Валентин Серов родился в артистической семье.

Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Все вместе создает атмосферу октябрьского, буйного и разноцветного увядания. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Домотканово», «Девушка, освещенная солнцем», «Октябрь. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой.

Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.

Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В усадьбе Домотканово родились и трое детей Дервизов – Мария, Елена и сын Митя.

Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

054-Валентин Серов 
– Октябрь Домотканово

054-Валентин Серов – Октябрь Домотканово

Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Серов купил усадьбу у Дервиза. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Девочка с персиками – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. В Девушке, освещенной солнцем нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Она вышла замуж за Дервиза, а ее сестра – Машенька – за Врубеля (не менее известного, чем Серов, художника).

Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон, пора поступать в Академию». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.

Черные овцы, напуганные белым конем, тревожно сбились в дальнем углу поля. Барский дом, как и много лет назад, окружают кусты сирени. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.

Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Марка в Венеции. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Был написан портрет императора Николая II.

Художник: Серов 
Валентин АлександровичЭскиз 
для «Октября», Домотканово

Художник: Серов Валентин АлександровичЭскиз для «Октября», Домотканово

за этюд с натуры». В картине ничего не происходит – пастушок, сидя на земле, деловито чинит хомут, едва переступают с ноги на ногу, жуя сено, лошади – течет обычная мирная деревенская жизнь. Среди них: «Заросший пруд.

В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. В 1875 году после возвращения в Россию поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге, но через год с матерью и ее гражданским мужем переехал в Киев, позднее они жили на хуторе Немчинова Ахтырка в Харьковской губернии.

Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел и в частности керамики. Вместо скрытно-порывистой позы Девочки с персиками и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Здесь появились скотный двор, конюшня и разбит великолепный фруктовый сад. Рано проявивший свое уникальное дарование, мальчик обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, а затем у знаменитого живописца Ильи Репина.

К усадебному дому была пристроена терраса с кирпичными колоннами. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Картину дополняет осеннее небо: тяжелое и низкое. Яркие деревья, полуразвалившиеся сараи, нетвердо стоящие загороди. Крестьянские лошади разбрелись по выгоревшему осеннему полю.

Серов Валентин Александрович 
 (художник)

Серов Валентин Александрович (художник)

По рекомендации Репина стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.

Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В Девочке с персиками изображена дочь С. И. Мамонтова – Вера. Маленький босоногий пастушок чинит свой хлыст, который истрепался за лето. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».

К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Домотканово. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Изображенная крупными мазками пожухлая осенняя трава гармонирует с серым нависшим небом.

Добавить комментарий 
Отменить ответ

Добавить комментарий Отменить ответ

Вначале Серов шел ощупью, немножко из подражания Репину, работавшему в Абрамцеве над сугубо крестьянскими темами – «Проводы новобранца», «Крестный ход», - но уже и там у него были свои собственные темы и свой серовский подход к крестьянскому быту. Многие работы Серова, получившие широкую известность, были написаны именно здесь. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Территория перед домом заново благоустраивается.

В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.

История музея Валентина Серова в Домотканово

Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Домотканово сыграло большую роль в творчестве Серова. Какие там дела. Важную роль играет эффект двойного отражения. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.

Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Что поезд. Если бы Серов не написал ни одного, портрета, он с не меньшим правом мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов» : так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта.

В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Многие детали о жизни семьи мы почерпнули из ее дневников.

Цены на билеты в 
усадьбе Домотканово

Цены на билеты в усадьбе Домотканово

Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. Домотканово» иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое.

Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году.

Позже она занялась преподавательской деятельностью – вела рисование в школе и техникуме. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Это «влеченье, род недуга» началось в Абрамцеве в тринадцатилетнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и выковалось в своеобразный серовский стиль в Домотканове после женитьбы. Большую популярность завоевал ежегодный фестиваль «Сиреневое Домотканово».

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Вот дело, которое дороже всех на свете.