Гойя Описание Картины

Картина Франсиско Гойи Прачки: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Жмурки, Франсиско Гойя, 1789 – описание картины

Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Ф. Гойя. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.

268 347 см. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.

Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Это очень известные картины живописца. В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, но особенно обнаженно и остро написаны лица — ничтожные, оплывшие, самодовольные. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца.

Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.

Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Гойя Франсиско Картины и биография Франсиско де Гойя Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик.

Наступает новый период творческой активности художника. В парадном портрете королевской семьи художник не побоялся раскрыть духовное убожество правителей Испании. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году).

В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В годы учёбы он получил свой первый официальный заказ от приходской церкви в Фуэндетодосе-расписать раку для хранения мощей. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».

Мотив шабаша, ведьм, чудовищ и сатанинская символика очень часто повторяется в работах художника, отражая его потаенные мысли. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.

Известные картины 
Франсиско Гойи

Известные картины Франсиско Гойи

С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.

Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.

Лучшие картины Франсиско 
Гойя – любовь и 
боль великой души

Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души

В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницой крупных баскских финансистов. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.

Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Жить ей осталось недолго. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Паломничество к св. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.

Гойя ФрансискоКартины 
и биография

Гойя ФрансискоКартины и биография

В лондонской Национальной галерее 7октября открылась выставка, посвящённая творчеству великого испанского художника Франсиско Гойи. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.

4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Картины с описанием будут представлены ниже. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Этот период жизни художника называется «Мрачные картины».

Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Именно неверное освещение свечами помогало художнику создавать тревожные и напряжённые образы. Он писал пейзажи и натюрморты. Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.

«3 мая 1808 в Мадриде»: 
15 малоизвестных 
фактов о картине

«3 мая 1808 в Мадриде»: 15 малоизвестных фактов о картине Гойя, которая сделала его знаменитым

Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».

В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей.

По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.

Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.

Маха обнажённая 
– тайна картины 
великого испанского

Маха обнажённая – тайна картины великого испанского художника Франсиско Гойи

Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности.

Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. И тогда Гойя предложил дописать его. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».

«Черная живопись» 
изДома глухого

«Черная живопись» изДома глухого

Под ее одеждой скрыт нож. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Это 14 картин. В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.

Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). огромен.

Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.

Вторая картина пользуется мировой известностью. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Его преследовали чудовищные видения, стиль его произведений кардинально изменился, возникли резкие агрессивные мазки, ломаные линии и темные, глухие цвета. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. 1814). Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. 97 х 190 см.

27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала».

Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Художник широко использует контрасты света и тени.

Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Холст, масло. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж.

Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Тем было освещено великое множество. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником.

Плафоны в Сарагосе, 
шпалеры в Мадриде

Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде

Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798).

На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.

Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Свадьба состоялась в Мадриде. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.

«Сатурн, пожирающий 
своего сына»

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.

У Гойи не было любимого жанра. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.

Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. Поражают масштабы росписи — она протянулась по всей стене дома художника. К «черным картинам» мы еще вернемся.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Исчезает очарование беззаботного праздника.

Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Но его картина была отвергнута. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные.

С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза).

В центре он поставил королеву с детьми. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес.

Великий романтик: 
биография Франсиско 
Гойя

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года.

Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.

Он светлой и красочной живописи Гойи раннего периода не осталось и следа. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.

В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.

Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду.

Бессмертные полотна: 
лучшие картины Франциско 
Гойя

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. «Шабаш ведьм» занимает огромную площадь — переведенное на холст полотно имеет размеры 140х438 см, в доме оно покрывало всю стену.

После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Фигуры скомпонованы так, что создается ощущение вращения круга, в вотором они собраны. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.

Портрет Мартина Сапатеры (1797). В1826 году Гойя возвратился вМадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции.

«Шабаш ведьм» вызывает шок. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого.

Описание картины 
Франциско Гойи «Драка 
в харчевне»

Описание картины Франциско Гойи «Драка в харчевне»

В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.

Портрет понравился и был благосклонно принят. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой.

В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале1779 года он не без успеха представляеткоролю 4 свои картины. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес запрашивает 25 000 за ту же работу. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Холст, масло.

Описание картины 
Франциско Гойи «Маха 
обнаженная»

Описание картины Франциско Гойи «Маха обнаженная»

Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.

1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. И художник выразил это в своем искусстве, создав произведения, проникнутые подлинно национальным духом. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.

Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни».

Описание картины 
Франциско Гойи «Поклонение 
имени Бога»

Описание картины Франциско Гойи «Поклонение имени Бога»

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.

Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Но протокол допроса не сохранился.

Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Он познакомился с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.

Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Фантастический образ истолковывался по-разному. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.

Описание картины Франциско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына»

Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Он пишет «Проповедь св. Воля к жизни пробудила жажду борьбы.

Картина была написана в 1819—1823 годах прямо на стене дома Гойи, названного «Домом Глухого». Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Осталось последнее мгновение перед залпом. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».

В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Недуг все чаще проявлялся с возрастом: эмоциональные вспышки периодически сопровождались глухотой, которая полностью завладела им в 1793-м году и Франсиско страдал от невозможности нормально общаться с окружающими. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.

Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Паломничество к св. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. 1797).

В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Здесь героизм и трагедия целого народа. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам.

Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Холст, масло. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г.

Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир».

Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Ей никогда не выбраться.

Описание картины 
Франциско Гойи «Сумасшедший 
дом»

Описание картины Франциско Гойи «Сумасшедший дом»

Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. Женщина смотрит в противоположную сторону.

Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.

В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны».

Его хитростью завлекли во Францию. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».

После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.

Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Гойя). Также «романтизм» определяется отрицанием нормативности в создании произведения. Гойя жил в Доме глухого отшельником, никого не принимал, так как боялся обвинений со стороны инквизиции не только в либеральных воззрениях, но и в аморальном поведении.

В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.

Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».

Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.

В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.

Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Гойя написал только один ее портрет. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).

Описание картины 
Франциско Гойи «Третье 
мая 1808 года в

Описание картины Франциско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде»

В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую интереса статью. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. «Шабаш ведьм» подарен музею Прадо и до сих пор шокирует посетителей своими размерами и чудовищными образами. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.

Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Каждый безумствует по-своему.

Больше сюжетов посвящены инквизиции, оккультизму, ведьминским обрядам, человеческим порокам. Его отец— Хосе Гойя— был баск. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена.

Картины Франсиско 
Гойя: взгляд на 
внутренний мир общества

Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества

В начале1820 года Гойя тяжёло заболел. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.

Среди этих картин был автопортрет Байеу. Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.

Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Гойя был напуган.

Франсиско Гойя: 
известные картины

Франсиско Гойя: известные картины

Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду.

Никто себя не знает». В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.

Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний. 18 мая 1814 года Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Девы Марии. В1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загороднойцеркви Сан Антонио де ла Флорида. В них он нанес удар академической школе. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы.

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.

Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Целый ряд листов посвящен современным нравам. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Следует сказать, что у Гойи все замечательные по концепции произведения.

Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.

Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить. Франциска Великого в Мадриде.

В декабре 2017 года 
в Москве пройдет 
крупнейшая выставка

В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха

После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.

Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.

Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Уединившись на вилле, Гойя работал. Но в картине очень много воздуха и света. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).

Выставка Дэвида 
Хокни в лондонской 
 стала самой успешной

Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи

Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х). У Гойи начинается депрессия.

В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Штрихи его иглы острые, царапающие. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Свою жену Франсиско называет «Пепой».

В Москве проходит 
выставка самого 
дорогого современного

В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста

В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.

Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.

Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу. К празднику св.

Полуголые известные 
актрисы без макияжа 
в календаре 2017

Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года

Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Франсиско Байеу был шурином Гойи.

В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Так он вызвал ненависть Жозефа. Ситуация в феодальной Испании XVIIIвека, некогда владевшей почти полмиром, но утратившей своё былое величие, отличалась засильем реакционных сил на фоне экономической отсталости. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.

Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Картины Гойя рисовал для себя.

В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанскойреволюции.

Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу.

Эти картины всем строем своих образов и живописного решения, своим беспощадным реализмом и глубочайшей эмоциональной выразительностью несут в себе подлинно революционное содержание. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.

Самые красивые города 
в вечернем освещении

Самые красивые города в вечернем освещении

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Творчество выдающегося испанского мастера Ф. Гойи развивалось в сложных условиях, связанных с бурными событиями истории: Великой французской революцией, национально-освободительными войнами с Наполеоном, народными восстаниями.