Грехопадение И Изгнание Из Рая Микеланджело

Фрески плафона Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти: создание Адама и Евы их грехопадение и изгнание из Эдема

Немотивированным дополнением считают фразу «И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные и одел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением текст: «И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное «жены» как Ева. Рим 5, 19) как причина «грехопадения» или т. н. первородного греха. Адам и Ева изгнанные из рая идут, охваченные безысходным отчаянием. Вторая половина (с изгнанием из Рая) осталась за кадром.

Адам и Ева. Эпос Мильтона лег в основу либретто оратории Й. Гайдна («Сотворение мира»), а затем оперы А. Г. Рубинштейна («Потерянный рай»). Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности «человека» (Адама) из глины, а жены — от его ребра (см.

В Библии мы читаем: Господь облёк людей в кожаные ризы и изгнал их из Рая. В христианстве библейское предание изображающее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену» используется для подчеркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчиненного положения (ср. «Сотворение Евы» (рис. 33). Страсти Христовы).

Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Одна из написанных Микеланджело на Сикстинском плафоне «картин» иллюстрирует библейскую историю грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая. Появились болезни, страдания и смерть. Ева, беспомощно заламывает руки. Наше тело— это и есть те самые ризы. В рисунках его речь особенно лаконична. В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского Сада.

1428Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. На некоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания и оба как бы воплощают один образ дьявола. Адам), создается лишь вследствие композиции библейской книги.

микеланджело грехопадение 
и изгнание из рая

микеланджело грехопадение и изгнание из рая

доступной или недоступной искушению, часто (в соответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным. Монета выпущена Итальянским монетным двором, дизайнер и гравер – Роберто Маури. Первая вышла в 2008 г. На аверсе монеты традиционно размещен портрет Папы Римского Бенедикта XVI и указан год выпуска монеты латинскими цифрами (MMIX). В средние века изображение обнажённого мужского и женского тела было граничит с Адамом (см. рис.

Постепенно в образах Адама и Евы (после их изгнания) выявились крестьянские черты и сильнее зазвучал мотив их трудолюбия, а также идея исконного равенства людей, начавших жизнь на земле как одно сословие земледельцев. Любовь, добро и свет – всё осталось в прошлом. Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло и теперь как бы не простёр он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудренные знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной. ) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает свое последнее преимущество. В каждом изображении Микеланджело находит новые черты, развороты фигур, мощно моделированных светотенью, объемных, живых, полных гармонии движения. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева. Иероним Босх.

Ева не просто плачет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Выдающиеся обработки сюжета в 16 в. принадлежали Г. Саксу («Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая»), И. Штрикеру («Игрище о жалком падении Адама и Евы»), Б. Крюгеру («Действо о начале и конце мира»), Д. Андреини (трагедия «Адам»), Лопе де Beга («Сотворение мира и первая вина человека») использовавшего также предание о Каине и Авеле и о гибели первого братоубийцы Й. ван ден Вонделу («Адам в изгнании»), у которого действо обращено на мотивацию злобы «искусителя» (Люцифера) и, наконец, Дж. Рай. Мир для них раскололся надвое. По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаянием. В «портрете» Евы сказывалось влияние античных образов богинь.

Изгнание Адама и 
Евы из Рая в картинах 
и иконах

Изгнание Адама и Евы из Рая в картинах и иконах

Сотворив для Адама супругу, Аллах сказал им: «О Адам. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения. ) Ева кокетлива и соблазнительна Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего — просто людей со всеми их грехами и добродетелями. Лукас Кранах Старший. (называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет, — древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве). Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева».

Жена сама ест плод и даёт мужу. Справа показано, как Херувим с мечом гонит согрешивших из рая земного. Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. В драме И. Мадача («Трагедия человека») сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого, после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства, удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану. А опустите глаза и посмотрите сами на себя. 2, 11-14).

2). В целом же «корень зла» стали видеть в дьяволе (в образе змея), как извечном сопернике бога (между тем по Библии змей может быть воспринят и как друг человека, заведомо обездоленного богом-творцом). рис. Аллах ответил им: «Низвергнитесь. Учащаются опыты сатирического изложения сюжета (напр., «Дневник Адама» Марка Твена).

«Изгнание из рая», 
Мазаччо, фреска

«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска

Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева». Для вас на земле местопребывание и пользование на время». Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. Эта фраза толкуется как осуждение Господом дьявола и утешение прародителей обещанием, что когда-нибудь «Потомок жены» (то есть Христос) поразит саму «главу» змия их соблазнившего.

Это вторая монета данного номинала Города-государства. Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния».

Микеланджело (Грехопадение 
и Изгнание из рая)

Микеланджело (Грехопадение и Изгнание из рая)

На некоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания и оба как бы воплощают один образ дьявола. и имеющего несколько версий. Драматизм сцены усиливается фигурой парящего ангела с занесённым над их головами мечом – символом возмездия за грехи. рис. Частый сюжет — «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю. Кажется, что они буквально вырастают из дерева.

Благовещение). Тело Змея, обвившееся вокруг Древа познания добра и зла, переходит в женскую фигуру. Ближе к сюжету примыкают те картины с изображением Евы (без Адама), где художники стремились выразить настроение и характер библейского персонажа. Построена в 1473 – 1481 гг. Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Врата в рай для них закрылись навсегда. шумерский рассказ о «райской стране» — острове блаженных Тильмун).

В средние века предание, воспринятое из Библии и из апокрифического «Жития Адама и Евы», подверглось многочисленным переделкам в прозе, эпической поэзии, а также в драматургии. Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10-14) — на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср. В зависимости от понимания сюжета Ева изображается «небесной» или «земной», т. е. доступной или недоступной искушению, часто (в соответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным.

Короткий сук соотносится по направлению с фигурой Евы. Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло и теперь как бы не простёр он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудренные знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной. ) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает свое последнее преимущество. В 18 в. Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма.

Начало работы над 
Сикстинской капеллой

Начало работы над Сикстинской капеллой

Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Мы видим, что вначале тела первых людей величественны и прекрасны, грех сделал их лица безобразными. Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как «боги, знающие добро и зло». рис. Подразумевается словесный диалог, но изображается только реакция Евы (позой и мимикой). им расписана алтарная стена – фреской Страшный суд по заказу папы Павла III.

Ангелы молят бога об отпущение греха Адама. В центре картины – фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола. Микеланджело показал, что понимает он под чувственно-прекрасными телами. Христианские богословы подчеркивают тут наименование Мессии «Семенем Жены», что, по их мнению, уже указывает на его необычайное рождение от Жены, которая зачнет Мессию без участия мужа (то есть Дева Мария, см. Оказывается, то, что мы телесно и духовно из себя представляем, — это и есть состояние «изгнания из Рая».

На тему грехопадения было создано множество произведений величайших мастеров. Они смело протягивают руки к древу познания добра и зла. Ева, беспомощно заламывает руки. Как это понять— «изгнание из Рая». 1400).

6). Стены капеллы расписывали в 1481 – 1483 гг. Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности «человека» (Адама) из глины, а жены — от его ребра (см. Гурт гладкий с надписью (COOPERATORES VERITATIS MMIX ). 1507 г. Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан и вряд ли это случайность.

Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасет. Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу. Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа.

Эрскина) как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью (чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала. В целом повествование носит характер этиологического предания. В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. 1528 г. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, вот таким образом я дам ему тоже отведать от плода — или умрём вместе или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама).

В качестве плода запретного дерева сперва изображали гранат, позднее — яблоко. Он действует только словом. А теперь заглянем в свою душу Мы увидим её, наполненную страстями и грехами. Ангел, держащий меч в своей руке изгоняет первых людей и преграждает им обратный путь в рай.

архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. После чего бессмертие было утрачено и женой Адама и им самим. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасет. Сикстинская Капелла (итал.

Описание фрески 
микеланджело буанарроти 
«грехопадение и

Описание фрески микеланджело буанарроти «грехопадение и изгнание из рая»

На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. Что это такое. Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Адам и Хавва вкусили плоды этого дерева после чего «обнажились их срамные места и они стали прилеплять на себя райские листья». Микеланджело расписывал свод по заказу папы Юлия II. Сюжет об Адаме и Еве в раю входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении мира (пьеса И. В. Штока «Божественная комедия» и др. ).

Из средневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет «Книга об Адаме» епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (ок. Богословские и историко-философские толкования предания пародировали А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Б. Шоу (пятичастная драма «Назад к Мафусаилу»). «По свидетельству таргумов Онкелоса и Ионафана (древних толкований-пересказов книг Моисея), евреи всегда относили пророчество о Семени жены к Мессии». Не затрачивая усилий, сопровождая свои слова спокойным жестом, говорит он: «Встань. » Ева ступает так, что делается заметно, насколько зависима она от движения своего творца и бесконечно красив переход от изумленного распрямления фигуры к молению. Адам в исступлении закрывает лицо руками. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах.

Грехопадение и Изгнание из рая Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

В 2009 г. Ватикан начал выпуск монет монетой номиналом в 100 евро. Одни для вас враги для других. 1 Тим. Адам и Ева.

Люди лишились райской блаженной жизни. Ветхозаветное предание о «человеке» (Адаме) и «жене» (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета) было истолковано христианским богословием (ср. Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена.

Грехопадение и изгнание 
из рая микеланджело

Грехопадение и изгнание из рая микеланджело

В этой композиции показано, как божественная природа человека, выраженная у художника через физическую мощь изображенных, сталкивается с грехом. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. В этой связи привлекаются змей и дерево. Жена сама ест плод и даёт мужу. Cappella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь, в Ватикане. Примечательно, что художник не возлагал вину за грехопадение только на женщину. шумерский рассказ о «райской стране» — острове блаженных Тильмун). 1511 г. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей.

В начале 20 в. «грехопадение» проблематизируется (драма «Адам» А. Наделя, роман «Адам и Ева» Дж. А в 1536 – 1541 гг. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Грехопадение.

Описание фрески 
Микеланджело Буанарроти 
«Грехопадение и

Описание фрески Микеланджело Буанарроти «Грехопадение и изгнание из Рая»

По крови это римляне. И католическая и православная традиции сходятся в том, что «первородный грех» исказил «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие» спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу («новому Адаму») искупившему своей смертью «первородный грех» («первого Адама»). Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, в двух версиях. В разгар работы художник внезапно умер.

С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. Немотивированным дополнением считают фразу «И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные и одел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением текст: «И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное «жены» как Ева. См. В 18 в. Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера по заказу Сикста IV.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этиологией является «исторический» характер библейского сказания. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю из которой он взят» (Бытие, 3:23).

Сначала тела первых людей величественны и прекрасны, грех сделал их лица безобразными. Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена. Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении «всемирной истории» человечества (см. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви. Альбрехт Дюрер.

рис. Ок. 1504 -1508 гг. Следуя установившейся ранее традиции, фреска развертывает два сюжета. Как считается в христианстве, это пророчество исполнилось, когда Иисус Христос, пострадав на кресте своей плотью, поразил дьявола— этого «древнего змия», то есть отнял у него всякую власть над человеком11.

Эту фотографию можно 
купить в следующих 
форматах

Эту фотографию можно купить в следующих форматах

Ангелы молят бога об отпущение греха Адама. Линия холма охватывает спящего и прочно его удерживает. Он прощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. На фоне крестьянских войн и Реформации (16 в. ) еще более обострилась проблематика причин фактического неравенства потомков Адама и Евы и возник вопрос о естественности, т. е. божественности, такого правопорядка. Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». Он прощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю.

Рано появившаяся греческая версия была уже в 4 в. переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа. Съежившаяся, неуверенная — в «Изгнании из рая».

Картины Микеланджело 
Буонарроти Сикстинская 
капелла

Картины Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла

Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного) подлинника. В Ватикане в эпоху зрелого ренессанса Микеланджело создал фреску на плафоне (потолке) Сикстинской капеллы. Ансания сиенского собора. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, вот таким образом я дам ему тоже отведать от плода — или умрём вместе или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама). Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку.

Библейское предание об Адаме и Еве в раю оставило заметный след в мировом фольклоре (изустные записи сюжета в поэтической, прозаической версиях и разных жанрах учтены в справочниках, в частности О. Дэнгардта). Широко представлен сюжет в изобразительном искусстве. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». ». По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаяньем. 4).

Ныне Капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения. Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10-14) — на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср. 5) и Евой (см.

  1. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ: КАРТИНЫ И ИКОНЫ

Иначе были прочитаны эти страницы Библии итальянским художником Томмазо Мазаччо. А находясь в Эдеме, человек имел абсолютно иное тело и иную неповрежденную душу10. После того, как Адам и его жена согрешили, Аллах сказал им: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас явный враг. ». Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» полна драматизма. Иблис обманул Адама и Хавву, говоря: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными».

3, 23-24). Но, что это за «кожаные ризы». С момента произнесения проклятий божественным судьёй все как бы остается неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, а человек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. Крону его обвивает искуситель в облике женщины со змеиным хвостом.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ: 
КАРТИНЫ И ИКОНЫ

Левая створка алтаря«Страшный суд». Змей иногда приобретает мужские признаки (иногда имеет лицо мужчины-искусителя). Но при этом и сам Потомок жены пострадает от змия, который будет «жалить Его в пяту», то есть причинит ему физические страдания (см. Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему. Отказываясь от всего лишнего в характеристике места действия, художник сосредоточил внимание на главном — на людях, на их чувствах их душевном состоянии. В отличие от фрески Микеланджело, Адам и Ева покидают этот мир в страшном отчаянии, униженными и посрамлёнными.

Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического «Жития» (ошибочно названо также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-й половине 1 в. до н. э. -1-й половине 1 в. н. э. Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи. Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был «хитрее всех зверей полевых», созданных Яхве, обольщает жену. В 1508 – 1512 гг. Трагический конфликт получал «оптимистическое» решение: дьявол будет наказан.

3, 23-24). Творец женщины не касается. Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, в двух версиях. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, ясность смысла живописного изображения, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением в наследии мастера и всей проторенессансной живописи Италии. В левой, под его сенью, мастер изображает сцену искушения.

Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее сорвать запретный плод. В проклятиях бога, произнесенных стилизованной, ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания («ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей», 3, 14), очевидно и неприязни людей к этим пресмыкающимся. Мильтону («Потерянный рай»), усилившему заложенную в библейском предании идею о свободе человеческой личности, а следовательно, добровольности греха и потому необходимости ответственности человека за его поступки.

Частый сюжет — «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю. Бог Отец впервые выступает здесь в акте творения. Спокойна и величава Первая Женщина в своей торжествующей красоте, с устремленным к древу познания открытым взглядом в сцене «Грехопадения». Адам), создается лишь вследствие композиции библейской книги. Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела.