Художник Бенуа Картины

Художник Бенуа очень любил Петербург и, эта любовь, не раз находила отражение в его картинах.

История гениального художника Александра Бенуа

В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: Русская живопись в XIX веке (1901, 1902), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911), История живописи всех времен и народов (серийное издание, 1910-1917) и др. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Почувствовав это, А. Н. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».

Художник Бенуа Александр 
Николаевич, картины 
и биография

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви.

Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни.

Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.

Галерея: картины, 
эскизы, портреты, 
декорации

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Активно участвовал в музейной жизни первых послереволюционных лет.

Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.

Алескандр Бенуа: 
«Рисовать одни картины 
– это еще не значит

Алескандр Бенуа: «Рисовать одни картины – это еще не значит стать художником»

Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.

Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Из письма художника к Ф. Ф. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)

Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». Русский музей стр.

Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).

Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Бенуа также редактирует и журнал Художественные сокровища России. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  • Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Точнее было бы сказать, что А. Н. Бенуа уже в апреле 1923 года.

  1. «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  2. «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  3. Александр Бенуа вкомиссии Горького
  4. Эстетические взгляды «Мира искусства»
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Западноевропейская и антикварная живопись
  7. Декоративно-прикладное искусство

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Был близок к императорскому двору. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Детство будущего художника прошло в Петербурге. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Балет был задуман как общее творение всех его создателей, где функции художника, постановщика, балетмейстера и даже композитора не были отделены одна от другой, где все принимали участие во всём. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Русско-финляндская выставка имела большой успех.

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Александр Бенуа был женат.

  • Профессиональный фотограф и абстрактное искусство
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Творческое объединение «Мир искусства»

Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.

Он не мог иначе. Бенуа стал задумываться об эмиграции. из этого кружка единомышленников родилось общество «Мир искусства» и сформировалась редакция одноименного журнала (1898). Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.

Александр Бенуа (1870-1960). Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Шаляпина и З. Е. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.

Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.

  1. Виды деятельности Александра Бенуа

Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа».

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.

Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. Александр Бенуа был женат. Он не мог иначе. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника.

Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».

Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Прадед Бенуа, по материнской линии К. А. Кавос, был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.

Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Бенуа стал задумываться об эмиграции. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.

Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии.

Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». В 1890-х гг. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».

К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».

Они организовали кружок любителей искусства. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Там он работал главным образом в театрах.

Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Русский музей).

Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Русский музей стр. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. работал в Париже. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. «От этих. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В 1901-1903 г. г. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133.

Они составляют едва ли не половину его наследия. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.

В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре – сначала в парижской Гранд-опера, а после Второй мировой войны – в Ла Скала в Милане. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К.

Для балета Павильон Армиды (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06).

Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением.

Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.

Из письма художника к Ф. Ф. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.

Бенуа14. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Серебряковой. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.

Совершал длительные заграничные поездки. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.

Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Оба художники. Работы художника находятся в ГРМ. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.

Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Работал в жанре пейзажа, продолжал традиции романтизма. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Пример этого – картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.

Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Они составляют едва ли не половину его наследия. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. Очень трудолюбив. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. «От этих.

Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Бенуа создал иллюстрации к Пиковой даме (1899, 1911) и Медному всаднику (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа (1905). Они организовали кружок любителей искусства. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки.

Искусство являлось наследственностью в его семье. Не исключено, что А. Н. Среди работ А. Н. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Работы, созданные им в глубокой старости, рисунки-воспоминания, указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.

Бенуа. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного дворцово-паркового ансамбля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников. А. Н. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Александр Бенуа (1870-1960).

В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Но даже с большевиками А. Н. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

К балету И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Художник умел ценить величие искусства прошлого.

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Л. Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала Мир искусства. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.

Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма. В 1885 – 1890 гг. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также с (1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры, Заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности Петрограда. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми).

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Это был «Павильон Армиды». После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был.

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.

В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. С 1871 по 1877 гг.

В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Шаляпина и З. Е. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. учился в гимназии К. И. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.

«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Его детской мечтой было стать театральным художником. Его любимыми игрушками были миниатюрные декорации, бумажные фигурки актёров, составлявшие целые наборы, с помощью которых мальчик мог самостоятельно ставить кукольные спектакли. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге, состоял ее Действительным членом. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В 1924 г. эмигрировал во Францию, поселился в Париже.

В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем.

С 1934 г. писал книгу мемуаров Мои воспоминания. См. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Русский музей).

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Но и здесь перед А. Н.

Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Именно там им были написаны «Версальские серии». Дягилева, забывая, что именно А. Н. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи.

Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.

Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. А. Н. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

С 1887 г. состоял членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.

Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Совершал длительные заграничные поездки.

Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление.

Они организовали кружок любителей искусства. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере.

Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Словом 150 он театральный человек». Мая и посещал классы Академии художеств. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.

Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В 1898 году вместе с С. П. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Русско-финляндская выставка имела большой успех.

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Ей недостает именно историзма.

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость.

Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.

Именно там им были написаны «Версальские серии». В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Оба художники.

Почувствовав это, А. Н. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен и его надо беречь. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.

С 1885 по 1894 гг. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.