К Брюллов Последний День Помпеи

В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.

Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)95. В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов – «Последний день Помпеи».

Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины.

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.

– лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Он начинает серьезно изучать историю города. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»166. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Они заглушают его своею красотою»150.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец и капитальное историческое полотно. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»164. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. Зрелище Помпеи ошеломило его. Это послужит значительным шагом вперед в сравнении с картиной Брюллова. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.

Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. «Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно. Брюллов был историческим живописцем, жанристом, пейзажистом и портретистом.

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. 3176). Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю.

Там была изображена гибель Гиласа, увлекаемого нимфами в пучину вод. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Портретист. Гоголем. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Черный мрак навис над землей. Плиний изображенный на переднем плане, пытается уговорить свою упавшую мать встать и бежать подальше от надвигающейся опасности. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Он посещает раскопки.

Многие действующие лица являются олицетворением великодушия98: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)91. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Владелец картины, А. Н.

Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Например, разрушения Содома или египетские казни. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »153. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов.

Брюлло. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)130. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ97.

Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. В классицизме Карла Брюллова привлекали идеал абсолютной красоты человека идеи гражданственности. Великолепный акварелист. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Портретист. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Самое выдающееся произведение Брюллова в итальянский период— картина «Последний день Помпеи».

После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Но гибель неизбежна. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими». Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину светлым воскресением живописи. В 1822-1835 – пенсионер в Италии на средства Общества поощрения художников.

Портретист. Портретист. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Россия торжествовала.

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Художник.

После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Неподалёку от них стоит христианский священник. Жених уносит бесчувственную невесту. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

А где, как ни в Италии этим заниматься. Художник. Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».

Весь город стекался дивиться ей»9. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики.

Она очень искренняя. Гай Плиний, оставшийся в Мизене, я 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью. В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

История одного шедевра: 
«Последний день 
Помпеи» Брюллова

История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»10596. Творческий диапазон художника был необычайно широк. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Анны 3-й степени. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие.

Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. И лишь немногим удалось спастись. Только к осени 1833 года работа была завершена54.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Ж-5081)136137. Она выражалась в разнообразии жанров и сюжетов, в широте охвата жизненных явлений. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень72. Брюллов впервые изобразил в исторической картине не «героев», не исключительные личности, а народ, его трагическую судьбу. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »7980.

У него нет также того высокого преобладания небесно-непостижимых и тонких чувств, которыми весь исполнен Рафаэль. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. По возвращении в Россию жил в Петербурге. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов).

В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Восприятие именно Помпеи как порочного, погрязшего в грехах города, а его разрушения как Божественной кары могло основываться на некоторых находках, появившихся в результате раскопок — это эротические фрески в древнеримских домах, равно и аналогичные скульптуры, фаллические амулеты, подвески и так далее. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»64.

Последний день Помпеи 
– математика и искусство

Последний день Помпеи – математика и искусство

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.

Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год.

В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.

После этого художник начал изучать исторические документы. У него совсем не такая толпа, как на улице. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини103, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)121122. Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Великолепный акварелист. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. В ранних эскизах Брюллов располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции.

Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Художник. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Неизвестно, когда и каким будет следующее. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ».

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году.

Драматический дар проявлялся и в портретах, отличающихся значительностью образов. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху». Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью.

В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»120. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Английский писатель В. Скотт называл ее эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. Портретист. Выйдя за город, мы останавливаемся. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких.

В то же время Брюллов был занят копированием «Афинской школы» Рафаэля и написал множество портретов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался, выдвинув встречное предложение.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях74. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»111.

Великолепный акварелист. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »58. Автопортрет и портреты подруги. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.

Извержение Везувия. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»59. Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то абсолютно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом». Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Мать стремится укрыть детей. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Сыновья, которые уносят своего отца. Великолепный акварелист.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». И хотя, конечно, картина выстраивалась и режиссировалась по законам жанра – в ней много человеческой правды. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии.

Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Великолепный акварелист. 3175)131. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Во время посещения Помпеи Брюллов увидел фреску, сохранившуюся на стене одного из домов.

Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Доминирующий цвет на картине – красный. Вокруг рушатся здания. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Черные облака пыли из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто.

Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3696. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Его там просто нет. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике.

Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34.

Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Художник. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем.

Застывшая трагедия: 
о картине Брюллова 
"Последний день

Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"

Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»75. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)139140.

Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Вспышки молний освещают лишь передний план. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»124. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

Художник. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Великолепный акварелист. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.

Девушка рядом несет светильник. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»158. Работал в Риме, Милане, Неаполе.

Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине.

По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Но, увы, поздно — смерть настигла их на самом пути. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Почему.

Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».

Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)116. Очень важным было в работе над картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Портретист. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени70 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года71).

По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Художник. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью.

Работа Брюллова 
над картиной «Последний 
день Помпеи»

Работа Брюллова над картиной «Последний день Помпеи»

Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»154. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»84. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6614.

Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Великолепный акварелист. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. К безжизненному телу матери тянется ребенок.

Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.

Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность. Художник. Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Картина Брюллова, законченная в 1833 году, была выставлена сначала в Милане, затем в Париже и, наконец, летом 1834 года привезена в Россию.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Последний день Помпеи: 
хроника событий

Последний день Помпеи: хроника событий

В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.

Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Толпа беглецов. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Русский музей Дополненная 
реальность

Русский музей Дополненная реальность

Во время посещения он сделал необходимые для картины наброски, после чего приступил к написанию полотна. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ73.

К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»165. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета.

Им некому помочь. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11996. Таким образом, можно представить себе, что Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Три года велась работа над огромным полотном.

На стыке классицизма 
иромантизма

На стыке классицизма иромантизма

О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям. Художник.

И картины и мастера. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.

К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»104. В его облике чувствуется стремительность и инерция движения, которое привело его в гущу событий, происходящих на улице Гробниц.

Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Отзывы критиков ошеломляли. Вулканологи отмечают, что извержение Везувия написано со всей возможной для того времени точностью. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Брюллов-театральный 
постановщик

Брюллов-театральный постановщик

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Вслед за Брюлловым другой русский художник— А. А. Иванов— приступит к картине «Явление Христа народу», где будет изображен угнетенный народ. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.

Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

За картину Последний день Помпеи (1833) награжден большой золотой медалью на выставке в Париже и избран профессором 2-й степени ИАХ (1836). И был успех. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»64.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Брюллов (Брюлло) Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Манциана близ Рима)Художник, акварелист, рисовальщик. Член Миланской, Пармской академий и Академии Св. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.

Портретист. На холсте мы видим персонажей, наделенных портретными чертами самого автора и его возлюбленной, графини Юлии Самойловой.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны.

Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Портретист. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины98.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

А необузданные кони дальше несут ее супруга — тоже на верную гибель и тщетно старается удержаться он в колеснице. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»150151. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. В Италии Брюллов создал множество произведений. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.

создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Вот юноша в отчаянии всматривается в лицо девушки в свадебном венце, лишившейся чувств или погибшей.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.

Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». К счастью, они спасаются. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского8687. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники85. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Учился в Академии художеств у А. И. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации.

В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»105108. Великолепный акварелист.

В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. писал – «Долго зрела его композиция «Последний день Помпеи» в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Егорова (1809-1822). Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Многие же весь их век в Риме ограничиваются копированием». В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

Портретист. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Брюллов читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Вернее, однако, что замысел картины отражает, хотя и достаточно отдаленно, ту общую атмосферу исторических сдвигов, которая царила в Европе, где 20-е годы были ознаменованы революционными выступлениями в Испании, России, Италии, национально-освободительной войной в Греции и революционным движением во Франции. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. В произведениях художника давали себя знать традиции классицизма, выступавшие в сложном сочетании с романтическими элементами.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. На картине вам не удастся найти главного героя. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3696. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью64. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.

В 1822году Брюллов отправился в Италию для усовершенствования в живописи. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Иванова и А. Е. Портретист.

Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Стержень этот – классическая уравновешенность сложнейшей композиции, которая спасает картину от трагического чувства безнадежности. Великолепный акварелист. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»83.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Это позволило, по словам Н. В.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.

Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник.

уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. К картине ведет длинный ряд эскизов, но сравнительно мало рисунков и этюдов с натуры. Конечно, такая работа требовала много времени. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»125.

Вот таким образом-то она и вызывала такой восторг. Мать стремится укрыть своих детей. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»136. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»105108. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849.

В начале января 1836 года77 (по другим данным, в конце декабря 1835 года78) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Поэты посвящали ему стихи. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»156.

Первая мысль картины «Последний день Помпеи» (1830-1833, Государственный Русский музей) относится к 1827 году. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график. Наиболее значительные среди них— «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Всадница», «Вирсавия», «Пляска перед остерей в Риме», «Гуляние в Альбано».

Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». 27 октября 1834 года от чахотки умер младший брат Карла, начинающий художник, воспитанник Академии Иван Брюлло, которому было около 20 лет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке.

Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Художник.

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы.

Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Одно обстоятельство помогло ему не только продлить пребывание за границей, но и увидеть страны Европейского и Ближнего Востока, к чему он стремился. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. 1827. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»60.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Трагически мрачен день катастрофы. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

Многосторонность его таланта была отмечена Н. В. по своему смыслу. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника. Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены.

Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас111. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Но кому именно они молятся.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Художник. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Великолепный акварелист.

Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Иванов считал, что славный художник лишь в глазах невежд может казаться ленивым. Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.

М-7267. Г-176)135. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни.

– кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Портретист. Каждый образ на картине уникален.

Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»152. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344. Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями.

Жених уносит бесчувственную невесту. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Стержень этот. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» не менее великий художник Иванов А. А.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. – архитектора. С одной стороны — рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой — мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»120. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа.

Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)141. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Художник. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Критики дружно бранили Брюллова.

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Для современников ее появление было событием. Он (К. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти.

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)80. Портретист. Великолепный акварелист.

Эта картина-спектакль подобна античным трагедиям, в которых созерцание благородства и мужества героев перед лицом неумолимого рока приводит зрителя к катарсису – духовному и нравственному просветлению. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа63 и другие. Великолепный акварелист.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»103. Картина принесла Брюллову мировую известность. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. :тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.

  1. Центральная и левая часть холста
  2. ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ

«Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. Профессор.

Центральная и левая 
часть холста

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе69. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»101. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Так родился замысел картины «Гилас и нимфы».

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»114. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.

На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Ни одна репродукция не может заменить подлинника. Великолепный акварелист. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.

Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой61 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»62. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Вместе с полотном, прибывшим в российскую столицу в июле, туда же была доставлена и заказанная в Париже золочёная деревянная рама16, причём владельцу картины пришлось ходатайствовать о беспошлинном пропуске холста, подрамника и рамы65. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ142 2) графический эскиз из ГРМ133 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)143 4) 1-й графический эскиз из ГТГ144 5) живописный эскиз из ГТГ145 6) графический эскиз из МИХМ146 7) 3-й графический эскиз из ГТГ147 8) живописный эскиз из ГРМ148. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Художник.

Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»155. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины.

Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. 15734, также из собрания Остроухова)131132. Этим он открыл новые пути и возможности в изобразительном искусстве.

Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»126. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556.

С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.

Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Рядом с лошадью расположилась толпа. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Портретист. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес.