Купчиха За Чаем Описание

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). В этом он находил свое спасение. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Натюрморт, занимающий первый план, усиливает декоративное звучание всей работы. И такие молодцы проглядели революцию. Композиционным центром «Купчихи» является разрезанный красный арбуз, притягивающий внимание к натюрморту. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.

Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.

На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Но тем живее работало воображение.

Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Купчиха расположилась на террасе, возвышающейся над холмом на фоне голубого неба, по которому плывут розовые облака, так как солнечный день уже клонится к вечеру.

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально, что роднит его с искусством таких московских мастеров, как К. Ф. Юои и И. Э. Грабарь.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Она молода, красива, хорошо одета.

Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Чем же была для Кустодиева данная работа.

Выше: что вы искали.

Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Картина была написана в проблемный для России год. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113.

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. вы можете запросить все в системе с коробкой. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. В этом он находил свое спасение. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Наталья, сестра Мордюковой, впоследствии рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной Мосфильма— Ты знаешь Наташка, сделали такой грим Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Но тем живее работало воображение.

Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.