Михаил Врубель Жемчужина

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.

  1. Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
  2. «Ухо мира» — в день памяти Михаила Врубеля
  3. История гениального художника Михаила Врубеля
  4. Михаил Врубель "Жемчужина", 1904
  5. Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904
  6. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Кирилле», «Св. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

  1. Врубель Михаил Александрович (Жемчужина)
  2. Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
  3. «Действительный студент» Михаил Врубель
  4. «Дивная патетическая симфония» Врубеля

Савву похоронили на Байковой горе. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Жемчужина, Михаил 
Врубель, 1904 – 
описание картины

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Конечно, Врубель писал не просто портрет.

Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.

П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма. А при перемене освещения играет совсем по-другому. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Представители рода Врубелей (от польск. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Многие его полотна словно состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых, доведенный до крайнего совершенства, подсвеченный изнутри индивидуальным оттенком, складывается в единую гармоническую мозаику сюжета, напоминающую порой удивительное кристаллическое панно или витраж, каким-то чудом перенесенные на холст. Вместе с тем исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробящийся контур, расколотое на многочисленные взаимосвязанные грани пространство картины были лишь инструментами в реализации самих сюжетов, наполненных высоким напряжением внутреннего драматизма, переплетением несовместимых порывов и течений в душе художника.

Взгляд скользит в центр картины, подчиняясь линии и ритму работы. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В 1906 году им овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника – слепота.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год150.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М.

Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.

В эти годы он вновь писал демонов. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Это уже восхищает и поражает. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

И свою картину художник сначала назвал Сатир. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Возникает ощущение присутствия чего-то непознаваемого.

Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова.

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Сильное, грозное произведение. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

А свет также дает о себе знать. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.

Сон как будто бы стал продолжительнее. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Прошение было удовлетворено157. Первое впечатление: сумасшедший. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Михаил Врубель. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. А. Врубелю».

Под их взглядом зритель начинает чувствовать себя неуютно. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Савву похоронили на Байковой горе. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Это было непонятно следующему поколению художников, крайне скептически относившихся к академической системе выучки. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Работа не привела к улучшению. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». А свет также дает о себе знать. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Через несколько дней он полностью ослеп155. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Сразу выражение его лица изменилось. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центруВрубель изображает раковину намного больше натуральных размеров и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.

Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Нет, не стоит писать. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Это уже восхищает и поражает. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. mw-parser-output.

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Кушает хорошо— и в своё время. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Сквозь безумие проглянул гений». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».

Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Кирилле», «Св. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Работа не привела к улучшению.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

Через несколько дней он полностью ослеп155. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.