Описание Картины Боярыня Морозова Кратко

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

(8) Церковь. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Это Феодосия Морозова.

Это Феодосия Морозова. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Нравилось им, что я казак и не курю. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. (1) Феодосия Морозова.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

Морозову подвергли пытке. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды.

Это Феодосия Морозова. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Картина ожила. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Картина вызывает восторг. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. (1) Феодосия Морозова. Это Феодосия Морозова. Действие происходит на одной из московских улиц. Очень трудно ее лицо было найти. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Это и отразил художник на картине. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. В толпе терялось. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. События происходят в 17 веке.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Но смеялись немногие. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Ведь сколько времени я его искал. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Люди потянулись к ней взорами. Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера. 1669 год — царица скончалась. Чтобы сделать так чтобы сани, поехали Суриков убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот.

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. При взгляде на знаменитую картину В. Сурикова Боярыня Морозова внимание главным образом сосредотачивается на двух полных драматизма фигурах: образе староверки Федосьи Прокопьевны Морозовой, мятежно вскинувшей руку и на полураздетом юродивом, сидящем на снегу.

Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна -- голубое, желтое, малиновое, черное. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Но боярыня отказалась. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

На ее лице глубокая скорбь. Естественно, я говорю о староверах православных.

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Важно найти замок, чтобы все части соединить. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.

Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Но Суриков мучается: Не то, не то. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Так и моя бабушка говорила. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Портретный этюд был написан всего за два часа. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Она сидит в розвальнях, на соломе. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

И как вставил ее в картину- она всех победила. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Там, в Преображенском, все меня знали. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Впрочем, чего гадать. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход., они уже видят эту большую картину. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ».

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Она призывает народ к борьбе и подвигу.

Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. В ней бушевал темперамент общественного деятеля и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Люди потянулись к ней взорами. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Однако Морозова была не рядовая ослушница.

Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Его бег поможет поехать дровням. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

«Описание картины 
В Сурикова Боярыня 
Морозова»

«Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.

Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Ведь в живописи изменение масштабов изображения неизбежно влечет за собою изменение ритмов. Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Её поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».

Это сама героиня и юродивый. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Приглядел для работы соседний переулок. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Впереди на коленях старая нищенка. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Это был раскол из-за убеждений и веры. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам.

Описание картины Боярыня Морозова

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.

Не смею, - отвечал стрелец. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. На шапку накинут платок. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.

В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.

У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Каменный храм построили в 1703 году.

По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Она не хотела изменять старой вере. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.

Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Портретный этюд был написан всего за два часа. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Ее увозили в ссылку. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Все лицо мелко было.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Ее глаза полны слез. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек. (8) Церковь. Рукой она изображает два перста. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

Вот пять женщин в правой части картины. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. «Персты твои тонкостны. Каменный храм построили в 1703 году. Суриков неоднократно удлинял холст.

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Ноги у нее скованы цепью.

Это математика. И она уже втягивает их в это пространство своё, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины., они уже видят эту большую картину. Его лица не видно.

Все на картине будто напряглось. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии. В ту пору в русской церкви произошел раскол. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Картина ожила. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Морозову окружает атмосфера народной любви. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.

Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Это настоящая математика. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Она почти не смотрит на боярыню. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.

Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».

В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Называли себя староверами. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.

Картина потрясающая. Все на картине будто напряглось. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Без устали работал Суриков на натуре. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.

Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.

Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. «Не идет у меня лошадь, да и только. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Но враги и насмешники одиноки в толпе.

На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.

Женщины сочувствуют. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.

Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.