Ермак Антокольский

Ермак, 1891 (бронза) Ярослав Мудрый, 1898 г. Творчество Марка Матвеевича Антокольского, крупнейшего скульптора второй половины XIX века – яркая страница в истории отечественного искусства. Слева от входной двери — «Ермак» Марка Антокольского, справа – «Киевлянин с уздечкою» Роберта Залемана. В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Ленинграда привезли большую часть экспонатов, в числе которых была и изваяние «Ермака» скульптора Марка Антокольского.

Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. В то время обычная для выпускников Академии Художеств практика. В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». Скульптурная масса кажется более наполненной и тяжелой. На севере сердце мое бьется сильнее. — В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др. ) и завел новые знакомства. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке.

Он создал статую Иоанна Грозного. Думаю, однако, потому, что я неправильно пишу (других грехов за мной не водится, кажется), точно будто уже доказано, что кто правильно пишет, тот правильно и думает». Он был очень скромен, не стремился привлечь внимание к своему творчеству. В 1870 году А. исполнил "Иоанна Грозного" (один экземпляр в музее Александра III, другой – в Третьяковской галерее). Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души.

  • Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы
  • Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО
  • ЕЭБЕ/Антокольский, Марк Матвеевич
  • Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович)

В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину. Успехи в учебе окрыляли скульптора, но угнетало хроническое безденежье. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). В Академии художеств Антокольский пробыл семь лет.

Собко и в статье И. Я. Сблизился с И. Н. А. много писал. В 1859 году его отдали в мастерскую резчика по дереву. «Бывает время, когда я чувствую себя совсем уставшим и отупевшим, притом же у меня в мастерской воздух отвратительный», – писал он в одном из писем В. В.

  • Уникальные экспонаты встречают хабаровчан на входе в Дальневосточный художественный музей
  • Марк Антокольский: «Я сделал все, что мог»
  • Биография Антокольского Марка Матвеевича
  • Значение АНТОКОЛЬСКИЙ МАРК МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  • Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902)
  • Доклад: Антокольский Марк Матвеевич

Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Но многие его работы остались непонятыми, подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе.

В чем секрет этой притягательности. Этнографическая характеристика одержала верх над раскрытием духовного начала скульптуры. И когда их предложили членам клуба, то те спрашивали с сарказмом: «Даром. » Другие отвечали: «Даром». Здесь он исполнил: "Спинозу" (1881 находится в музее Академии Художеств), "Мефистофеля" (1884), "Ярослава Мудрого" (1889), "Нестора Летописца" (1889) и "Ермака Тимофеевича" (1891 все четыре находятся в музее Александра III). В 1881 г. — «Спиноза» (по заказу барона Г. О. Гинцбурга) в 1882 г. — «Офелия» в 1883—1884 гг. В 1870-е годы произошло углубление и окончательное формирование творческих взглядов Антокольского. Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение — мрамор, ГТГ), —не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. В Радищевском музее (Саратов): «Петр I» (статуя), «Христос» (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, «Ив. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили.

  • Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»
  • Слишком смелый для Академии художеств
  • Антокольский — почетный член западноевропейских академий
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Описание скульптуры Марка Антокольского «Ермак»

Александра III). В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Но ехать было не на что. Антокольский отстаивал свое право на свободу выбора сюжетов.

Детство было тяжелым и безрадостным. Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н. С. иллюстр. ).

В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: ". Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе, – писал скульптор В. Стасову. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза) портреты С. П. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. На упреки Стасова скульптор ответил, что тот «становится деспотичен в своих требованиях».

  • Антокольский Марк Матвеевич, русский скульптор
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Другие люди с фамилией Антокольский

Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. В 1864 году А. вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году – из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки" в 1868 году из воска и дерева А. сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863 – 1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову, под названием "Натан-Мудрый". К материальным проблемам прибавлялось сознание того, что он крайне неграмотен. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Через год он уже делал рамы у другого мастера-резчика – Джимадра.

«Чтобы воспроизводить евреев так, как я их знаю, необходимо жить среди них, там, где эта жизнь кругом тебя клокочет и кипит, а делать за глаза — это то же самое, что художнику работать без натуры» — Тесное общение с товарищами-русскими, доброе, дружелюбное отношение образованных русских людей к таланту-еврею сделали то, что А. искренно полюбил то общество, среди которого он жил, учился и развивался он основательно ознакомился с русской литературой изучил русскую историю. Дороговизна жизни в Париже заставила Антокольского тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов, это его утомляло и угнетало: «Заказные работы – пасынки». Но когда он вернулся в Петербург, его работы и самого автора встретили недоброжелательно. Антокольский много писал по вопросам искусства, опубликовал «Автобиографию», незадолго до смерти написал хронику из еврейской жизни – роман «Бен-Изак». Скончался Антокольский в 1902 г. в Германии, но похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Он близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским.

Скульптор Антокольский 
Марк Матвеевич: 
биография, семья,

иллюстр. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Самое подробное исследование принадлежит В. В. советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г. ). Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений.

По самой распространённой исторической версии, в 1579г. Скульпторы, наверное, сделались моими тайными врагами, но меня это не огорчает. получил 1-ю серебр. Главным девизом А. во время работы были слова Б. Спинозы: «Я прохожу мимо зла человеческого ибо оно мешает мне служить идее Бога». У Марка было 8 братьев и сестер.

Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили стипендию в размере 29 рублей. Большое значение скульптор придавал портрету. Третьяков, дав денег на дорогу. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. Все они родились в еврейской семье.

Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Не обошлось и без критических нападок. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки. Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов.

Наступила полоса неудач. Да будет он проклят днём и проклят ночью. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика.

По отношению к критике работ своих А. часто повторял слова: «Я всех слушаю и никого не слушаюсь». Потом в разные годы А. задумывал еврейские типы и сцены: «Моисей», «Самсон», «Дебора», «Шейлок», «Иеремия», «Спиноза», сцену «Еврей-пойманник» и др., но, кроме «Спинозы», ему не удалось исполнить эти сюжеты и только в конце своей жизни он вернулся к «Инквизиции». О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. Его поза естественна и непринужденна.

памятник кн. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова— известная покровительница искусств. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Оболенской», горельеф «Последний вздох», барельеф «Безвозвратная потеря» проект памятника Оршанскому и др. Это желание решать в своем творчестве общечеловеческие задачи привело Антокольского к созданию «космополитических» (определение Стасова) образов Христа, Спинозы, Сократа и других «друзей человечества». Стасов писал: «Я давно ее не видал и смотрел на нее как на новость.

Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора «Сократа» (см. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году— золотая за горельеф «Скупой». Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей. За эту скульптуру он получил звание академика. В то время обычная для выпускников Академии художеств практика.

Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Он показал Человека, страдающего за народ. Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870). Доктор С. П.

" Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Право не знаю. Одной из самых обидных было утверждение, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». Триумф Антокольского был необычайным. Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора. Это человек, отрешённый от мирской суеты. При этом отношение к нему многих соотечественников продолжало оставаться скептическим. В это же время Антокольского избирают членом-корреспондентом Парижской академии.

Стасову: «Наша интеллигенция третирует меня как пешку. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры.

Литература об А. чрезвычайно велика. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. Считалось, что будущие скульпторы и художники должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале.

В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Кстати, уже во время обучения в Академии художеств парень отлично владел русским языком, а также активно интересовался русской литературой и историей. – «Много ли можно получить. » – «Сколько угодно». Однако, весь интерес уходит на рассматривание предметов, которые несколько чужеродны для монументальной статуи, требующей обобщенной лепки.

На севере сердце мое бьется сильнее. Публичной библиотеке). Марии Феодоровны имп. Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (mdaille dhonneur) и командорский крест Почетного легиона. Стасов настаивал, чтоб тот был в лаптях и без знамени. Его родители Матыс Янкелевич (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна (1817—. ) Антокольские были людьми небогатыми и очень религиозными.

Бесспорно то, что статуя Грозного грешила элементами многословности, дробности формы, но нельзя отрицать и того, что она открыла новые горизонты современной отечественной скульптуры. Рельеф скульптуры, то глубокий и мощный, то лишенный больших пространственных захватов, предопределяет контрастную пластику статуи. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Детство А. было безотрадное: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех, кто хотел — бил меня, а ласкать меня никто не ласкал» Единственно, кого А. любил — это была его мать о ней он сохранил лучшую память. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях.

После окончания работы «Петр I» был впервые выставлен в Москве на Всероссийской политехнической выставке, затем отправился в Петербург в Академию художеств. иллюстр. ) и сделал «Надгробный памятник кн. Сын бедного трактирщика-еврея родился в Вильно. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Переехав в 1877 году в Париж из рима, скульптор моментально оказался вовлечен в благотворительную деятельность созданного там «Художественного общества». Антокольский, человек незаурядного общественного темперамента, под влиянием жизненных обстоятельств становился философом и проповедником мученичества и непротивленчества. Эту работу он высылает в Петербург.

К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни.

Николая II имп. Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Все они ложны и вычурны. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Кроме Таганрога и Петергофа, бронзовые отливы монумента Петру были установлены в Архангельске (1911) и в Петербурге – на Самсониев-ском проспекте (1909 с 1938 года находится в ГТГ), перед казармами Преображенского полка (1910), в Петрокрепости (1903). кн.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Столь же глубоко скульптура восхитила и А. П. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. иллюстр.

Кроме вышеупомянутых работ А. из произведений его наиболее известны: "Умирающий Сократ" (1875), "Голова Иоанна Крестителя" (1877 оба в музее Александра III), "Голова Христа" и "Христианская мученица" (оба в Третьяковской галерее). В. Стасов писал: «Из всего созданного А. не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого и сверх того А. пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто абсолютно новое и небывалое». Пименова, а затем, после внезапной смерти учителя, у И. И. Парижская шумная жизнь мало соответствовала натуре А. «Париж, право, не по мне конечно, в Париже можно все найти, но там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты». — А. родился в Вильне в 1843 году (по некоторым источникам, в 1842 году).

Но, несмотря на трудности, она была завершена. В 1864 году он вырезал из дерева «Еврея-портного» (см. Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной» (1864), «Скупой» (1865). «Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан. » — и, забыв свой неуспех 1880 г., а также нападки, которые позже сыпались на него, Антокольский выставил свои вещи в Петербурге в 1893 г. Никогда в залах Академии не было выставляемо такого количества статуй русского скульптора никогда скульптура так глубоко не затрагивала истории России. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России.

В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям. Мария Николаевна. Ему вновь повезло и в апреле 1870 года он получил личное звание почетного гражданина.

Антокольский, Марк Матвеевич (1842 – 1902) известный русский скульптор. Помощь оказал и П. М. В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др. ). В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам.

Прогресс создал материализм, материализм убил идеалы. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его. Правой рукой Пётр опирается на трость. В это же время Антокольского избирали членом-корреспондентом Парижской академии. Звание не давало возможности занимать помещения Академии.

О своём детстве он впоследствии писал так: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех кто хотел – бил меня, а ласкать меня никто не ласкал. ». У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог— на столе, на стенах.

Но и здесь его подстерегали неприятности. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. При переносе скульптура сильно деформировалась и многое надо было начинать сначала.

Вернее будет, если напишу, что никакого стола у меня нет». Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. В облике Христа — немой укор: "Что вы со мной сделали. ст. Антокольский подал прошение в совет Академии, умоляя сделать для него исключение.

Успех произведения был грандиозным. «Он изобразил Сократа полулежащим в кресле, — отмечает Э. Э. Кузнецова. — Яд принят. Все они ложны и вычурны.

Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен-Изак» — хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Имп. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в «С. -Петерб. Родители его содержали небольшую харчевню и жили на скудные доходы. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. 253 вопроса и ответа.

Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Юсуповой) — 1896 г. статуя имп. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). Статуя «Иван Грозный» показывалась публике сперва в мастерской художника, а потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех о ней заговорили все.

А. было тогда 21 г. (о своем отъезде из Вильны и об учении в академии А. рассказывает подробно и художественно в своей автобиографии, «Вестник Европы», 1887). Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. Пошатнувшееся здоровье требовало срочной смены климата. Его работа стала известна в городе. Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес – молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении.

купцы Строгановы пригласили его в Сибирь для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума, прекратившего выплаты дани русскому царю и начавшего вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию. В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».

Он никогда по субботам не работал по праздникам он молился. Уже первые горельефы "Еврей – портной" (1864, ГРМ) и "Еврей – скупой" (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка и реакция последовала незамедлительно.

В учении царствовал ложноклассический метод. Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся.

Сибирское ханство распалось. Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Умер в Гамбурге в 1902 году.

Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. кн. После этого Совет Академии присудил А. за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика (21 февраля). В берлинской Академии царила та же рутина и условность в искусстве, что и в Петербурге. Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ).

В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция» (1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам. Стасовым, композиторами А. Н. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками.

Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика. Интерес зарубежной прессы пробудил внимание к этой работе и в россии. Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского.

В Академии художеств по-прежнему штудировали антики, работали с «образцов», однако в каникулы, отдыхая на родине, в Вильно, скульптор лепил жанровые композиции. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). В Риме он исполнил статую "Петра Великого" (1872 находится в Петергофском саду, перед "Монплезиром"), конную фигуру Иоанна III (1872) и "Иисуса перед народом" (1874 находится в музее Александра III). Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Портрет скульптора М. АнтокольскогоМарк Матвеевич Антокольский родился в 1840 г. в пригороде Вильны Антоколь (отсюда фамилия). Он был одним из восьмерых детей в небогатой и очень религиозной еврейской семье.

В ответе, полученном из Академии, сообщалось, что «Государь император соизволил вам выдачу 4 тысяч рублей», в счет 8 тысяч, обещанных за статую Иоанна Грозного. Художественные склонности сына не только не поощрялись, но и считались «опасным бредом». В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. Нападки, однако, угнетающим образом подействовали на больного А. и, уезжая из Петербурга, он напечатал в «Новостях» письмо «После выставки», которое заканчивается словами: «Многие годы уже люди известного лагеря издеваются над моими работами, глумятся надо мною, над моим племенем, клевещут и обвиняют меня при всяком удобном и неудобном случае в разных небылицах: я «нахал», «трус», «пролаза», «гордец», «рекламист», получаю награды благодаря жидовским банкирам и т. д. и т. д. И при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».

Известно, что, прежде чем отправить письмо, Антокольский давал его кому-нибудь проверить. Подростком мальчика отдали в учение к позументщику, от которого он вскоре сбежал. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. Пименову (в 1862 году). Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие.

С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В это период он воплотил в пластике силу и высоту духа философа Сократа (1874), мыслителя Спинозы, работал над созданием образа Иисуса Христа. Уже первые горельефы Еврей – портной (1864, ГРМ) и Еврей – скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. Однако Берлин его разочаровал.

Толстого и даже смог критически осмыслить его отдельные работы. Он максимально точно воспроизвел эту массивную кольчугу с округлой металлической тарелкой в центре («зерцалом»), стеганный меховой кафтан, поддетый под нее, на голове – стеганная высокая шапка, украшенная стрелой для защиты от сабельного удара. Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием». По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Антокольский доказал, что в станковой пластике можно воплотить большую тему. До конца своих дней он оставался верен Родине. Кроме младшего сына Марка, в семье было еще шестеро детей. Вскоре он получил заказы, приятные и в художественном отношении: «Сестра милосердия» (для надгробного памятника в Болгарии см.

радость скульптора была безмерной, но потом вновь встал «проклятый» материальный вопрос. Левая рука бессильно свисает, правая неподвижно застыла на подушке. Нестор-летописец Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902 гг. ) родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье.

Помню, когда я работал "Ивана Грозного" при крайне трудных обстоятельствах, . Успех произведения был грандиозным.

Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Письма эти, собранные В. В. Стасовым изданы Вольфом в 1905 г. («М. Все они ложны и вычурны.

В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Я хочу жить полной жизнью. Статуя была приобретена императором Александром II и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с "Ивана Грозного" приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне).

Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах — «рисовал по ночам моя страсть не была понятна родителям и они не только ее не поощряли, но жестоко преследовали ее». М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Крамским, В. В. Основой его взглядов на искусство явилось стремление к художественной правде.

Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI (1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра. Его родители, люди необразованные и небогатые, обремененные большим семейством (7 человек детей), содержали торговлю, нечто вроде харчевни, на одной из главных улиц города (в 1906 году на доме, где родился А., была прибита мраморная доска). Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца». Екатерины II для гор. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов.

Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В. В. Стасову, получившее 8 января 1883года. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Условия, среди которых приходилось А. жить и работать дома и случай, который дал ему возможность выбраться из дому, чтобы учиться, походят на условия жизни всех молодых талантливых евреев того времени. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др.

В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России". Он послал в русский клуб в Париже 20 пригласительных билетов. Вместе с тем, психологический образ, созданный Антокольским, раскрывает в Грозном сложный драматизм характера. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке".

По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX в». Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Только о матери своей, которую он очень любил, он сохранил лучшую память. Подробные сведения (с указанием библиографии) в I томе "Словаря русских художников" Н. П. Марк Антокольский родился в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-трактирщика.

Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». Я не могу проследить самого себя, какими путями и почему складывался у меня взгляд и любовь на общечеловеческие идеи» В 1874 г. А. стал лепить статую «Христа» и начал статую «Сократа». Сохранилась справка о выдаче денег «по назначению его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича» 13 ноября 1870 года. В 1891 году он завершает еще две работы—майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую "Ермак" (ГРМ).

иллюстрацию), «Ангел» (для надгробного памятника г. Терещенко) — 1895 г. статуя имп. Стасову ("Марк Матвеевич Антокольский", СПб., 1905). В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны). М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи» под редакцией В. В. Стасова). При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише.

Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. — А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875) его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. Л., Аврора. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). НЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО СРЕДИ НИХ ЗАНИМАЛ СКУЛЬПТОР МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ.

рецензенты почти в один голос писали о неудаче скульптора, о создании «типа военного педанта, маньяка военного дела». Стасов и тот был разочарован. Кавелина в "Вестнике Европы" (июль, 1889). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху». Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. Академии худ. А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири. иллюстр. ) и, наконец, в продолжение 6 лет (1863—69) лепил из воска композицию «Нападение инквизиции на евреев» (см.

В Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Харламовым, Похитоновым, Дмитриевым и Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании «Художественного кружка», во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург. Дороговизна жизни в Париже заставила А. тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов — это его утомляло и угнетало «заказные работы, — говорил А., — пасынки». Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными.

Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. В 1871 г. «Инквизиция» была выставлена в академии и имела успех: ее заказала из терракоты вел. — Усиленные работы и прежние скверные условия жизни подорвали здоровье А. и он в апреле 1872 г. уехал в Италию, взяв с собою будущего скульптора, своего маленького ученика Гинцбурга, привезенного им в 1871 г. из Вильны. Скульптура настолько понравилась государю, что он заказал ее для Эрмитажа. При этом нравственные принципы Антокольского были далеки от аскетичного подвижничества. Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа» или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле».

У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Стасову. Ах, боже мой, как я глуп, мало ли, что я хочу, да никто меня не хочет».

Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», – удивлялся Антокольский. После окончания Академии (1871) Антокольский уже женатым человеком уезжает в Рим и Париж в качестве пансионера. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Помимо упомянутых, к числу наиболее значительных произведений Антокольского относятся: «Безвозвратная потеря» (1876г. ), «Последняя весна» (1878), горельеф «Ярослав Мудрый» (1889) и множество других произведений. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Так в жизни Марка Антокольского произошел счастливый поворот. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал–губернатора А. А. Назимова — известная покровительница искусств. С 1881г.

Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». Отлитая потом из цинка, «Инквизиция» испортилась до такой степени, что А. никогда более ее никому не показывал. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Александра II имп. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). «Мне досадно видеть торжество и радость негодяев по случаю неудачи Антокольского», – писал он в письме С. В.

Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Работая над образом Мефистофеля, скульптор имел в виду литературный прототип из «Фауста» Гёте. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме.

Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии. Монах Киево-Печерского монастыря. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Увидев однажды репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Антокольский вырезал ее в дереве.

1970. Не случайно монументальный памятник так нигде и не был поставлен. Действительно, Антокольский был более умным, чем образованным человеком. Назимова и, восхитившись, дала молодому человеку рекомендательное письмо к петербургской приятельнице баронессе Эдитт Федоровне Раден – фрейлине великой княгини Елены Павловны. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. А главное, Академия выдала ему денежное пособие в размере 250 рублей для окончания статуи.

Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристики, живостью выражения. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. работу увидела жена виленского генерал-губернатора А. А.

Он предпринял издание своих работ в малом размере и начал новые небольшие вещи: «Сон», «Ундина», «На перепутье», «Спящая красавица». Антокольский, его жизнь и художественная деятельность» (на еврейском языке). Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (Сон, Мечта, Русалка, Спящая красавица).

Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. Это новое, «небывалое» навлекло на А. гнев профессоров Академии за эту работу, поставленную на экзамене, А. стал терпеть притеснения в Академии он должен был искать приюта в другой академии и в 1868 г. уехал в Берлин но там он вскоре еще более разочаровался в режиме академии и потому возвратился в Петербург, где продолжал работать над «Инквизицией». Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. О, там не дадут мне упасть».

Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн. Серовым и М. П. Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее — статуи: «He от мира сего», «Иван Грозный», «Христос» (бюст). Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. Деньги растаяли быстро. России были подчинены земли до устья Иртыша.

Реймерса. Последний подчёркивал, что Антокольский, «по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему». В «Вестнике Европы» он выражал сожаление по поводу того, что Антокольский вступает на новую, «не по-прежнему своеобразную дорогу, не русскую и не еврейскую, а на какую-то чуждую ему самому, его натуре и таланту». Она наделена скрытой энергией и внутренней силой.

В его левой руке зажат эфес шпаги. Александра II (по заказу бар. Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). — «Ермак» (см.

Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ). — А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. Испросив в Академии отпуск до 1 октября, он покинул россию. В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрел ее для Эрмитажа.

Третьякова. Успех произведения был грандиозным. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России.

Я долго-долго и глубоко восхищался». Это стало важной вехой в творчестве мастера. Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив. Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность. «Я заснул бедным, встал богатым. Жизнь в Риме не удовлетворяла А. Искусство современных итальянцев ему не нравилось: «Римляне работают, как дети, — грациозно, мило, забавно по содержанию и пестро по исполнению.

по 1891г. иллюстр. ). В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В. Васнецов. Верный друг Стасов не успевал прикрывать Антокольского от издевательских нападок критиков.

У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом» (1874г. ), «Смерть Сократа» (1876г. ), «Спиноза» (1882г. ), «Мефистофель» (1883г. ), «Не от мира сего» (1888) и множества других образов. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ).

Ряд работ Антокольского воплощает философско- этическую проблематику, трактованную в духе отвлечённо понятых идеалов справедливости и правды (Христос перед судом народа, мрамор, 1876, ГТГ) иногда с чертами сентиментальности (Не от мира сего, мрамор, 1887, ГТГ). О его таланте узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, – писал В. В. Стасов.

иллюстр. ) в 1889 г. — «Христос» (проект для маяка). В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). «Даль всегда заманчива.

Вновь начались хождения по начальству с унизительными просьбами. В 1583г. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В. В. Стасова (1872Г. -1873Г. ), И. С. Тургенева (1880г. ). Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена — золотые медали) его также выбрали почетным членом многих академий.

Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона). Так сказать, практика. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле8 согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года9.

Это придает образу сосредоточенность, углубленность. Как всегда, приступая к работе, Антокольский забывал о болезни и усталости. Отец, по его воспоминаниям, был человеком жестоким, грубым.

В 1870 г. он начал лепить «Ивана Грозного» (см. От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента. М. Антокольский «Христос перед судом народа» (1874-1876)Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа.

М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Много времени и сил пришлось потратить на восстановление произведения. Подобные метаморфозы критик приписывал «общеевропейскому влиянию».

получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости — «Скупого» (см. медаль и стипендию) и «Мальчика, крадущего яблоки» в 1868 г. из воска и дерева сделал эскиз «Спор о Талмуде» (см. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. Между тем его римская мастерская была не многим лучше петербургской. — «Статуя барона Штиглица» в 1888 — «Нестор» в 1889—1890 гг.

по поводу погромов). Противников нового метода скульптора было очень много.

В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. Стол у меня очень плохой. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Творческая деятельность сочеталась у Антокольского с общественной. – писал юноша о предстоящем путешествии.

К этой книге приложены перепечатки главнейших статей об А. и его автобиография. И когда в 1883 году работа была открыта для обозрения, В. В. (1880), действительным членом Академии (1893 г. ), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ. В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Ермак Тимофеевич – историческая фигура.

В Риме Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). М. М. иллюстр. ), а в 1879 г. статую «Мефистофеля», бюст И. С. Тургенева и др., А. отправил эти работы вместе со всеми прежними в Петербург, где выставил их в 1880 г. в Академии художеств.

Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). А почему. Медведевой 29 ноября 1872 года.

Но идеи этих героев их мысли торжествуют они — вечны. Но, когда Мордехай подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. К этому же времени относится сближение А. с Репиным, оказавшим большое влияние на него. Гинцбурга во II томе "Еврейской Энциклопедии" Брокгауза-Ефрона. О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах). Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху (1869, ГТГ). Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство.

В 1878 году все свои новые работы он показывал на Всемирной выставке в Париже. Успех был бесспорным. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие.

Вильны. Но он уже не мог остановиться. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков.

Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина. Большое значение скульптор придавал портрету. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), -не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Известно мнение Антокольского по поводу философских взглядов Толстого.

С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров. Антокольский умер в июне 1902 года.

Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Отяжелевшее тело бессильно откинулось, голова поникла, ноги вытянулись. Я был нелюбимым ребенком и мне доставалось от всех. ». Христос изображен в спокойной позе, со связанными руками.

Александра III (для Музея имп. В Париже А. получил известие, что его любимая статуя «Не от мира сего» при спуске с лестницы разбилась. — «Христос» (для памятника, по заказу Г. Малютина) в 1887г.

Далее возникли проблемы с помещением для работы. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу. «Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы и тогда только создание может быть истинным». он бывал у Серова, Пыпина, Стасова. Э. Э. Кузнецова пишет: «Фигура Петра, данная в рост, воспринимается во всем своем величии. Г. О. Гинцбурга), «Ангел» (надгробн.

В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу – в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Пименову, после смерти которого А. перешел под руководство профессора Реймерса. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. «. Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский) большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу.

Гинцбургом. На ногах – остроносые высокие сапоги для топких болот. И Антокольский абсолютно неожиданно получает звание академика.

Летописец сидит за простым столом. Поражает скрупулезность и тщательность, с которой переданы особенности материалов одежды, оружия: каждый металлический завиток кольчуги, гладкая поверхность «зерцала», кожа колчана, складки мехового полушубка. ЭТО ПРОТИВОСТОЯНИЕ СИЛЬНО ОСЛОЖНИЛО ЖИЗНЬ ВАЯТЕЛЯ, НО ОДНО ВРЕМЕННО СДЕЛАЛО ЕГО ЗНАКОВОЙ ФИ ГУРОЙ В ИСТОРИИ РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЫ. Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства.

Вырваться из этого замкнутого круга помог случай. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Вскоре на отчетной выставке 1864-1865 годов появились его «Портной» (1864) и «Скупой» (1865). На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878).

Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В одном из писем он жаловался В. В. Все свидетельствует о приближающемся конце. Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Антокольский изобразил его обнажённым, чтобы избежать воссоздания костюма определённой эпохи. «Мефистофель – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него он бессилен духом» – писал скульптор. «Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего ни будущего – оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог».

Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Академия твердо решила указать этому выскочке его место. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич» изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. Однако критические отзывы потонули в восторженном хоре похвал.

Имел много товарищей среди учеников Академии, особенно дружил с Ильёй Репиным. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. На груди Петра – орден Андрея Первозванного. Автор произведений на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданственные устремления, тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей (Иван Грозный, бронза, 1871, ГРМ, мрамор, 1875, ГТГ Пётр I, гипс, 1872, утрачен, бронза, ГТГ Ермак, бронза, 1891, ГРМ).

Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Он был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли помимо него сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). «Я заснул бедным, встал богатым. Александра III) и, наконец, памятник имп.

Профессора отказались прийти смотреть ее. В самые первые годы его пребывания в Петербурге он получал десять рублей стипендии из кассы «вспомоществования нуждающимся евреям», учрежденной банкиром И. Г. Он находит своих исторических героев среди людей, которых объединяло бескорыстное служение истине, добру, неприятие зла и насилия. Однако когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся.

Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» – близка к подобным полотнам И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. Император изображён в мундире офицера Преображенского полка. Композиция статуи замкнута, она как бы имеет свое пространственное ядро, вокруг которого концентрируются ее основные объемы.

ведомостях», «Новостях», «Неделе», «Искусстве и художеств. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя.

Это произведение вызвало бурю восторгов современников статьи Тургенева и Стасова в "С. -Петербургских Ведомостях" (1871 год, 44 и 50) сделали имя А. популярным в России. пром». Перед ним стояла задача создать образ, который бы олицетворял силу духа всего русского народа. Учиться там было положительно нечему. Большинство его героев — жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный).

С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. Александра III: статуи «Иван Грозный», «Христос», «Сократ», «Мефистофель», «Иоанн Креститель», «Ярослав Мудрый», «Ермак» (статуя-эскиз) «Нестор», бюсты: имп. После смерти А. в мастерской его осталось много работ неоконченных и много эскизов из которых особенно интересны: «Самсон», «Диоген в темнице», «Микеланджело» и др. В 1878 году все свои новые работы он показывает на Всемирной выставке в Париже.

М. Антокольский «Нестор-летописец» (1890)Нестор – древнерусский писатель, летописец. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. Штиглица (Петербург), гр. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Значительную роль в судьбе скульптора сыграла великая княгиня Мария Николаевна, которая, одобрив "Ивана Грозного", рекомендовала своему брату императору Александру II, посетить мастерскую Антокольского. Кенсингтонский музей приобрел гипсовую копию с «Ивана Грозного» — честь, которой редко удостаиваются иностранные художники. Сюжеты они черпают из своих же мастерских».

Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. «Не могу согласиться, чтобы эта работа осталась в единственном виде, в безобразном виде.

Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу. Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи. — С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж.

Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс) императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор) императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Грозный».

В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Однако вскоре, отчаявшись пробудить в сыне- «истукане» сознание, трактирщик определил его в мастерскую позументщика, где тот должен был постигнуть науку изготовления золотой и серебряной тесьмы. «Какой-то благодетель прислал мне книжку вроде катехизиса всемирного братства.

Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Что же касается меня, то я сознаю, что я в жизни слабохарактерен, но я сделал все, что мог, чтобы стать независимым художником и работать прежде всего для самого себя, а там может быть со временем время станет лучше» (авторская орфография). Статуя устойчива и в то же время некоторая композиционная асимметрия сообщает ей оттенок динамизма. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма.

Лепка в этой статуе более обобщенная, чем это было прежде. Марк (Мордух) Матвеевич Антокольский родился 2 ноября 1843 года в городе Вильне в бедной еврейской семье. Триумф Антокольского был необычайным.

В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Царь восседает на высоком троне, его плечи укрыты мягкой шубой, а у его ног – власть над всей страной. — А. не любил портретов большею частью он их делал по заказу между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: «Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга», «Безвозвратная потеря» (умерший сын художника), бюсты: велик. Уже первые горельефы Еврей-портной (1864, ГРМ) и Еврей-скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

— Ср. : Собко, Словарь русских художников Стасов, Полное собрание сочинений Булгаков, «Наши художники» Венгеров, Словарь писателей Гинцбург, «Из моей жизни» Маггид, «М. Археологическая точность отличает костюм и вооружение Ермака. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году – золотая за горельеф «Скупой». Подобно многим своим современникам, он рассматривал художественное творчество, художников как носителей нравственных принципов: «. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие.

При этом большое внимание уделялось религии. Родители относились к этому его увлечению резко негативно. В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Но талант без труда ничего не стоит в искусстве.

Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми. Триумф Антокольского был необычайным. В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. М. Антокольский «Мефистофель» (1883)«Мефистофель» у Антокольского не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия.

Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Большое значение скульптор придавал портрету. Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Из всех перечисленных памятников Антокольский смог увидеть лишь петергофский вариант. — Незадолго до смерти Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием «Всемирная трагедия», в трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, 2) Нападение язычников на христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев в заключение группа: «Помирились» — два врага лежат мертвые, обнявшись в борьбе. — «Мученица» («Не от мира сего») в 1886 гг.

В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. На севере сердце мое бьется сильнее.

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Значительное число работ А. говорит об удивительной неутомимости художника, несмотря на слабое его здоровье и на неблагодарные условия, среди которых он жил. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Вскоре его имя стало известным и за границей. Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). — А. был профессором петерб.

Мефистофель для него стал символом XIX в. М. Антокольский «Спиноза» (1882)Спиноза изображён ссутулившимся больным человеком, сидящим в кресле. Его худое лицо обрамлено длинными вьющимися волосами в его глазах – печаль и бессилие одинокого, проклятого человека. Скульптор глубоко знал характер этого человека, его тяжёлую судьбу и образ Спинозы получился у него правдивым и трагичным. В 1660 г. Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали» и он вынужден покинуть Амстердам. Стасова. Уже в Академии он начал поиски оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. Первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный». Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). иллюстр. ) и к ней — этюд-голову под названием «Натан Мудрый» (см. Скульптор писал: «. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году— золотая за горельеф «Скупой». Спереди и сзади (особливо на некотором расстоянии) – великолепие.

Его отдавали в учение к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября.

Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. Свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Академии художеств Н. С. Пименову. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Как писал критик А. Д. Алферов, «выдающийся по своей красоте духовный мир Сократа почти погас и осталось уродливое тело». Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского – «Ермак».

В середине работы А. вынужден был перенести глиняную статую «Ивана Грозного» в другую, еще менее удобную мастерскую. Панина, Полякова (Петербург) имп. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью.

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Вылепив в 1878 г. горельеф «Иоанн Креститель» и барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга (см. О матери Антокольский отзывался с нежностью. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости.