Фламандские Пословицы Картина Брейгель

«фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.

Секретный смысл картины Петера Брейгеля: более ста зашифрованных пословиц

Сейчас же все образы приходиться расшифровывать, так как многие из этих пословиц забылись, а жителям других стран и вовсе никогда не были известны. 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу). 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры.

Большой дом на переднем плане, деревенский постоялый двор, напоминает кукольный домик с витрины игрушечного магазина, но в окошках его отнюдь не игрушки, а разые мерзости. На картине изображено более сотни пословиц. Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков». Народный фольклор — важная составляющая многоплановой культуры европейского средневековья.

2. Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. Часть крыши лишена черепицы – «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»). Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом.

Фламандские пословицы 
Питера Брейгель 
с расшифровкой и

Фламандские пословицы Питера Брейгель с расшифровкой и описанием

«Это селение нигде и всюду. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах». В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см. Но покуда строили башню, развалилась стена.

«Христианский гуманизм» Эразма противостоял и обмирщению церкви и фанатизму протестантов. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. Ежегодно проводились «праздник осла» и «праздник дураков», а на Масленичный вторник переодетым горожанам предоставлялась освященная обычаем возможность отбросить правила, регулировавшие жизнь городского сообщества и они разыгрывали действо «Корабль святого Рёйнерта» (карнавального «патрона» пьяниц). Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью.

7. В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем). Именно так воспринимали картину ее первые зрители.

«Фламандские пословицы» 
картина Питера Брейгеля 
Старшего

«Фламандские пословицы» картина Питера Брейгеля Старшего

В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. Лодка с поднятым парусником – держать по ветру нос, быть настороже. А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым. ). 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий). 63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его «Наставляет ему рога»).

Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. Любопытны некоторые параллели между ними. На полотне можно увидеть множество, казалось бы, не связанных друг с другом сцен из жизни разных людей. Все изобразительное начало этой картины опирается на хорошо изученный издавна известный быт, притом преимущественно деревенский». Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев.

Это картина-притча, посвящённая фламандскому фольклору. Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что спохватиться слишком поздно «Пусти козла в огород»). 34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность нерадивость должна быть наказана). 35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного). 36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость «Готов броситься в бой»). 37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала). 38 Вооруженный до зубов. 39 Кусающий железо (болтун). 40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились). 41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа или постоянное повторение одного и того же «Тянуть одну и ту же песню»). 42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи притон, где обманут и об- чистят обираловка). 43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость говорить двумя сторонами рта). 44 Один стрижет овец, другой – свиней (одному все, а другому ничего или один живет в роскоши, а другой в нужде Богач и бедняк). 45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»). 46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой). 47 Кроткий как ягненок. 48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни). б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так или, где есть две женщины, лающая собака не нужна). 49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту «Украшать солнце свечой»). 50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг подлаживаться ко всем). Само полотно небольшое, 117 на 164 см. В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу).

– выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок. В окошке башни женщина – она «глазеет на аиста» (попусту тратит время). Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах.

Нидерландские пословицы 
Питера Брейгеля

Нидерландские пословицы Питера Брейгеля

Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот). Человек в белой рубахе орудует лопатой (тоже в центре, практически у нижнего края полотна): «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» (принимает меры уже после того, как случилось несчастье). Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. Оригинальное названия картины не сохранилось.

Мужчина греется у огня, от горящего дома – человек. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. А назидание. Этот величайший ученый-гуманист создал систему нового богословия – «философию Христа», раскрывающую нравственные обязательства человека перед Богом. Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами). «Фламандские пословицы» или «Нидерландские пословицы».

Она имеет довольно необычную сюжетную линию. Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер). Но прежде всего, удивительно само место действия. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях). (нет смысла пытаться изменить существующий порядок). 32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело). 33 Найти собаку в горшке.

Над этой сценой – женщина, в одной руке несущая ведро, в другой – дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой – вода» (что значит – она двулична и лжива). 64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»). 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. б) Писать на огонь полезно для здоровья. в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис)68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). 69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу). 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод). б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны). На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Это работа, которую можно смело назвать настоящим собранием или даже справочником пословиц.

Ниже по скату – лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство). Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины.

Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. 8. Девушка в окне башни смотрит вслед улетающему аисту – она ленива, попусту тратит время. Картина интересна своим исполнением. Из этого источника в обилии черпал материал Франсуа Рабле издавший в 1532 году книгу «Пантагрюэль».

Описание картины 
«Фламандские пословицы»

Описание картины «Фламандские пословицы»

Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц. 9. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей.

– Франс Хогенберг. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. «Фламандские пословицы» – одно из самых знаменитых и оригинальных полотен Питера Брейгеля.

Фламандские пословицы Питера Брейгеля (с)

Хотелось остановиться на некоторых эпизодах. Примерно в это же время другой нидерландский художник. Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр. Рабле не мог видеть картин Брейгеля.

4. Великий интеллектуал Северного Возрождения Эразм Роттердамский в 1500 году опубликовал пословицы, а также афоризмы из античных философов в своей первой книге именно с таким названием – «Пословицы» (спустя несколько лет это издание, дополненное, будет повторено). Смотрится это очень оригинально, ярко и довольно гармонично. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок). Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней.

Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. Но что за люди движутся от церкви к роще. Их очень много на такой жилой площади.

6. А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах). Щеголь в розовом плаще (на переднем плане) вращает на пальце земной шар – «мир вращается на его большом пальце» (все пляшут под его дудку). Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Все сцены по-своему интересны и несут свой смысл.

В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Написал его художник в 1559 году. Некоторые приемы босховской живописи — большой размер холста и мелкий — фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины.

«Фламандские пословицы» 
Питера Брейгеля 
Старшего

«Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего

На полотне изображено подобие деревни, а именно большой дом с пристройками к нему. 5. Женщина надевает на мужа синий плащ – женщина обманывает своего мужа изменяет ему. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Он содержит в себе и возле себя очень много людей, которые заняты своими делами.

Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль.

Питер брейгель фламандские 
пословицы

Питер брейгель фламандские пословицы

Описание картины Питера Брейгеля «Фламандские пословицы» Картина насыщена большим количеством различных сюжетов и фигур. 26 Кусающий колонны (религиозный лицемер). 27 у нее в одной руке огонь, а в другой – вода (она двулична и лжива). 28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого). б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану). с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб заставили держать сумку) ему пришлось расхлебывать). 29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд «Все не так просто, как кажется»). 30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность потерпеть неудачу из-за нерешительности «Сидеть между двумя стульями). 31 Что может сделать дым железу. Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: «она может даже дьявола привязать к подушке» (имеется в виду – упрямая баба победит самого дьявола). Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка.

Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии. Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты. Картине этой предшествовала долгая подготовка. А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех).

Фламандские пословицы 
в картине Брейгеля 
 (часть первая)

Фламандские пословицы в картине Брейгеля (часть первая)

Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Все они являются символами фламандских пословиц и поговорок. Именно сцены из них изобразил на своем полотне мастер. 1 Крыша крыта пирогами (страна изобилия рай дураков «Страна Кокейн»). 2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно). З Выставить метлу (хозяев нет дома «Кошка в гости, мышкам праздник»). 4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход). 5 Висит нож (вызов). 6 Сабо стоят (напрасно ждать). 7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга). 8 Кости брошены (это решено). 9 Дуракам достаются лучшие карты. 10 Как карта ляжет. 11 Он какает на мир (он презирает всех). 12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот мир наоборот). 13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль или «Око за око»). 14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»). 15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь). 16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное Лаять на луну) или Писать против ветра). б) Он пописал на луну (потерпел фиаско). 17 У него дыра в крыше. 18 Старую крышу приходится часто латать. 19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»). 20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин). 21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь надувать). 22 Расти из окна (этого не скроешь «Тайное всегда становится явным»). 23 Два дурака под одним капюшоном дурак дурака видит издалека). 24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство). б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости). 25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола).

В 1500 году появился сборник изречений и поговорок древних писателей «Adagia» («Пословицы»), составленный и прокомментированный Эразмом Роттердамским. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Которого не волнуют проблемы других людей, это эгоист. Она стала своеобразным манифестом человеческой глупости, через нидерландские пословицы XVI века отобразив пороки своего времени. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника.

Картина «Фламандские 
пословицы»

Картина «Фламандские пословицы»

А назидание. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть.

Но что хотел сказать мастер, объединяя множество разнообразных сюжетов в одном произведении. Картина включает более сотни сюжетов поговорок. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Вверху, на башне – мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году.

Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер. Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей бросают деньги в воду (по-русски – сорят деньгами) бьются головой об стену кусают железо (болтуны. ) загораживают сами себе свет садятся меж двух стульев или на горячие уголья водят друг друга за нос. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. «А происходит здесь много удивительного.

Объясните на пальцах: 
«Фламандские пословицы» 
Питера Брейгеля

Объясните на пальцах: «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля

10. Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный».

Процессии, пышные зрелища и шествия были очень популярны в Нидерландах — и официальные и карнавальные (как «уравновешивающий» парафраз официальных).