Картина Билибина Илья Муромец И Соловей Разбойник

Иллюстрация к былине Илья Муромец и Соловей-разбойник — Иван Билибин

– И отрубил Соловью буйну голову. Столько Соловей-разбойник и на свете жил. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. – Не ты меня, князь, полонил, победил.

Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева.

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

И никого, кроме него, я не послушаюсь. – Прикажи, Илья Муромец, – говорит князь Владимир. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку и лукавого Алешу Поповича по левую. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.

Билибин Иван Яковлевич 
 (Илья Муромец и 
Соловей-разбойник)

Билибин Иван Яковлевич (Илья Муромец и Соловей-разбойник)

В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли. Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. Принимал злодей чару одной рукой, выпивал чару за единый дух. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

– засвистать, закричать, зашипеть Соловью. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. На том сказ и окончился. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).

Билибин Иван «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. – От раны кровавой. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.

Известно, что Илья Муромец – историческое лицо. Победил, полонил меня Илья Муромец. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

С Рерихом все поменялось. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Противоположный подход был у Николая Рериха. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался.

Иллюстрация к былине 
"Илья Муромец и 
Соловей-разбойник"

Иллюстрация к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. – Соловей говорит, – мой рот пересох.