Константин Сомов Дама В Голубом

Дама в голубом (картина Сомова)

Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема — все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж.

Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров. Елизавета Михайловна Мартынова родилась в 1868 году в Петербурге в семье врача. В 1897 году начал писать картину под названием Портрет. При этом он ни в коей мере не нарушил традиций и наработок русской портретной живописи. Перед художником была очень интересная модель и его волновала мысль о портрете-картине, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. А историк искусства Александр Бенуа говорил, что работы Сомова и «Дама в голубом» в частности, несут в себе дух времени – сумасшедшую любовь к жизни и одновременно безрадостный скепсис, глубочайшую хандру, порождённую недоверием к этой самой жизни. Однако его горячая рекомендация после некоторых размышлений не была поддержана.

Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого — в эпохи рококо и ампир (любимые эпохи «Мира искусства»). Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету.

«Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена. Е. М. Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет».

Наряду с этим в «Даме в голубом» явно прослеживается новая направленность. Однако уход от современности не был буквальным, для К. Сомова он явился своеобразной формой его отношения к реальной действительности. Прежде всего зрителя в портрете Е. М.

Третьяковская галерея тут же захотела приобрести «Даму» для своей коллекции, но этому неожиданно воспротивилась сама героиня картины, написав Сомову то самое письмо. Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. ». Сохранилось её письмо, в котором она умоляла и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Вскоре в 1904 году Елизавета Михайловна Мартынова умерла. А между тем в жизни Е. М. Творчество требовало душевного и физического напряжения, а болезнь лишала сил. Но Серов сумел переубедить ответственных лиц и «Дама в голубом» стала частью знаменитой коллекции.

И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. В студенческие годы он сделал с нее несколько портретных этюдов. Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности. Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом»1.

Дама в голубом, 
Константин Андреевич 
Сомов

Дама в голубом, Константин Андреевич Сомов

А между тем в жизни Е. М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого – в эпохи рококо и ампир (любимые эпохи "Мира искусства"). Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги Я не хочу этого. Едва «Дама в голубом» попала на выставку, ею незамедлительно заинтересовались члены Совета Третьяковки. Я не хочу этого.

Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. Чернышевского. И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Это – женщина конца XIX века.

Художника и Мартынову связывала многолетняя дружба. Это — женщина конца XIX века. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями.

Может быть, даже более близким нам, чем многие его современники — певцы серых улиц, бульваров и небоскребов, так как все эти, как будто бы «совсем новые вещи» вовсе не раскрывали душу современного К. Сомову человека. Это – стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества». Из опасений нарушить цельность собрания идея о покупке картины Сомова была отклонена. Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности.

Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов. «Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена. Мартыновой: в характере тонкого, мечтательного, слегка наклоненного лица в холодных, прозрачных тенях на шее и груди в фасоне старинного платья и в том, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Прежде всего зрителя в портрете Е. М.

Е. М. На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е. М. Чернышевского.

Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Это — стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Это – женщина конца XIX века.

Ей было 36 лет. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Сомову, очевидно, нужны были деньги. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Через 3 года картина всё же была продана Третьяковской галерее.

Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. И он, как и художники "Мира искусства" (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец.

Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов. Валентин Серов высказал мнение о непременном приобретении галереей этой картины.

Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого – в эпохи рококо и ампир (любимые эпохи «Мира искусства»). Мартынову художник переносит в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает модель на фоне условного декоративного парка. Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. Быть может именно это и объясняет популярность картины, про которую искусствовед Игорь Грабарь сказал, что это, ни больше ни меньше, «Джоконда современности». Дело в том, что в начале ХХ века в коллекции Третьяковской галереи предпочтение отдавалось художникам-передвижникам и «Дама в голубом» среди них представлялась явно и даже чересчур декадентской. "Дама в голубом" трагически одухотворена, устала, надломлена. Друзей Мартыновой Лизин портрет потряс.

Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Уже тогда она заинтересовала его своей поэтичностью и духовным изяществом. Это – стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества».

Трагическая судьба 
«Дамы в голубом», 
или загадка символа

Трагическая судьба «Дамы в голубом» или загадка символа эпохи Серебряного века

Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Может быть, даже более близким нам, чем многие его современники – певцы серых улиц, бульваров и небоскребов, так как все эти, как будто бы «совсем новые вещи» вовсе не раскрывали душу современного К. Сомову человека. Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема – все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж.

". Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности.

Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Е. М.