Мальчик С Лютней Караваджо

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву.

Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта.

Здесь работает 20 человек. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог на трех языках (итальянском, русском и английском), в который вошли статьи российских и итальянских искусствоведов, в частности, эссе одного из самых крупных исследователей творчества Караваджо Маурицио Марини. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Описание: В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Лаборатория научной реставрации станковой живописи – старейшая реставрационная мастерская в Эрмитаже, возникшая одновременно с его первыми коллекциями.

Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Английское полотно – копия с эрмитажного. Удивительно, но эрмитажные реставраторы не обласканы профессиональными призами или государственными наградами, хотя многое из того, что сделано ими, может считаться «раскрытием века», как, например, «Мадонна с Младенцем и ангелами» Лоренцо Лотто (1480 – 1556), до 2007 года считавшаяся работой неизвестного художника XIX века. Выше: что вы искали. — 1609). Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».

Микеланджело Меризи получил своё прозвище от названия городка Караваджо близ Милана, в котором вырос. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания.

Яхета де Берхема. Интересно отметить, что надпись на второй тетради нот, которую ранее читали как «Bassus» («бас»), ныне расшифровывают как «Gallus». Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Некоторые утверждают, что «Юноша с лютней» – портретное изображение Галлуса. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Это правда, если говорить вообще о сопровождении живописи реконструкцией запаха. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами.

Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

В музей – без поводка 
/ Караваджо "Юноша 
с лютней"

В музей – без поводка / Караваджо "Юноша с лютней"

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. Яхета де Берхема.

Так, в эрмитажной картине он передал рефлекс, падающий на щеку юноши от его ярко озаренного плеча сделал легкой и прозрачной тень на тыльной стороне лютни, так как на нее падает отблеск белых страниц нотной тетради. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.

История одного шедевра: 
«Мальчик, укушенный 
ящерицей» Караваджо

История одного шедевра: «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо

Отец мальчика был зажиточным архитектором. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Причина смерти художника остается неясной.

Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа. Внимательно изучая натуру, Караваджо постиг эффект взаимовлияния освещенных предметов. Была приобретена для Эрмитажа в 1808 г. из знаменитой коллекции Джустиниани. Да, это юноша В этом отношении как ему только ни доставалось) Несколько предыдущих названий: «Девушка с лютней», «Садовница», «Цыганка играющая на лютне».

Выставка к завершению 
реставрации картины 
Караваджо «Юноша

Выставка к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Его проведение предполагает два дня свободного доступа к выставкам, экскурсиям и интерактивным занятиям в четырех городах — Москве (Третьяковская галерея), Санкт-Петербурге (Русский музей), Калининграде (Музей мирового океана) и Туле (Государственный музей оружия). Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. И по сей день остается единственной работой великого итальянского художника-реалиста в России.

Но Караваджо всегда гордился тем, что является тезкой великому Буонарроти. «Юноша с лютней» – единственное произведение Караваджо в России и, к слову, сам мастер считал его одним из своих лучших творений. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».

Возвращение шедевра: 
единственную в России 
картину Караваджо

Возвращение шедевра: единственную в России картину Караваджо представят публике после реставрации

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Караваджо постоянно скитался по Италии. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. По словам Виктора Коробова, перемещение даже в соседние залы в пределах музея может сказаться на состоянии картины, которая «привыкла» висеть на одном месте.

В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения). Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.

На нотной тетради, лежащей перед лютнистом, начертаны начальные ноты популярного в XVI веке мадригала «Вы знаете, что я Вас люблю». Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Галлус – имя миланского музыканта, друга Караваджо.

Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя).

Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Впрочем и в Риме, где Караваджо жил первое время после Венеции, он успел создать многочисленных последователей, особенно среди нидерландцев и французов, которые затем, вернувшись на свои родины, положили там основание новому живописному течению, приобретшему в некоторых странах и на известные периоды доминирующее значение. Были и другие, все-таки определяющие пол: «Амур в виде садовницы», «Мандолинист».

зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. В нескольких полотнах Караваджо встречается образ лютниста – круглолицего, густобрового юноши, почти мальчика. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.

«Лютнист» Микеланджело 
да Караваджо

«Лютнист» Микеланджело да Караваджо

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Его основной темой стала «Культура как стратегический потенциал страны». Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». За прошедшие годы Международный культурный форум (МКФ) стал признанной во всем мире площадкой для открытого диалога звезд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, представителей академического сообщества из разных стран.

По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Сам Караваджо представлен в Эрмитаже прекрасно. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11. Но не только простота и цельность — положительные черты Караваджо.

Описание картины 
Караваджо «Лютнист»

Описание картины Караваджо «Лютнист»

Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры.

Так как уже несколько раз наблюдала, как посетители, подходя к картине и наклоняясь к табличке с атрибуцией, восторженно произносили: «О, это Микеланджело. » Да не «тот». А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, ван дер Гельст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время.

Музыканта в эрмитажной картине принимали за музицирующую девушку и композицию называли «Лютнистка». Петра. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Мне очень запомнилось описание в одном из старых каталогов, там картина была названа «Амур в образе молодой девушки»: «Изысканная аллегория, которая ясно показывает, что мужчина, попав под господство любви, становится изнеженным, теряет силу своего характера и способен только к легкомысленным занятиям, недостойным его пола». На самом деле в образе видна некоторая театрализованность. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.

В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной.

В Эрмитаже открыли 
для публики единственную 
в России картину

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Фрукты же (инжир, слива, груша)12 не соответствуют весеннему сезону. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.

Секреты шедевра 
Караваджо: «Юноша 
с лютней» был девушкой

Секреты шедевра Караваджо: «Юноша с лютней» был девушкой с веснушками

Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Старый лак, оставленный после реставрации тонким слоем, не оголяет картину и, по словам Марии Шулеповой, позволяет почувствовать ее «в истории». Он жил на съемных квартирах. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Он никогда не был женат и детей не оставил.

В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично4. — 1609). Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Все это тоже известно из протоколов. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным— Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Караваджо изобразил молодого человека, поглощенного музыкой: взгляд его полон вдохновения, пальцы перебирают струны. «Юноша с лютней» был написан около 1S95 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику.

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Под левым локтем фигуры в процессе очистки живописи от пожелтевшего лака открылась листва. Я намеренно выделила капс локом имя, под которым этот великий художник-новатор известен в искусстве.

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого.

Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. 100 х 126, 5 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США «Лютнист» – одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити. Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе.

До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». При дворе Медичи существовала традиция представлять музыкантов в виде нимф или пастушков. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо использует новые, необычные в то время приемы в стремлении передать объемность и материальность изображаемого. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента.

Караваджо стремится передать форму, плотность и весомость предметов: груши на столе кажутся не только тяжелыми, но и твердыми, а строчки раскрытых нот настолько документально точно воспроизведены в картине, что легко читаются – это мелодия романса Жака Аркаделя, модная во времена Караваджо. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи. Нечто подобное произошло и в середине XIX века, когда на смену умиравшему академизму выступил Курбе. В мае 1606 года Караваджо ввязался в очередную драку, в ходе которой был убит один из участников. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время.

Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Этот художник провозгласил до того неведомый в искусстве принцип: единственная цель живописи заключается в точной передаче природы, единственный ее идеал — в красоте действительности. Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему.

Караваджо: очень 
плохой мальчик

Караваджо: очень плохой мальчик

Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Это шесть цветочных запахов – ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник, дамасская роза и три фруктовых – инжир, слива, груша. 94119 см). «Культурный марафон» впервые пройдет в России 24-25 ноября. Однако в случае с Караваджо такое расширение сферы чувств оправдано.

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Макросъемка показала потертости, утраты и каверны красочного слоя. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна.

Яхета де Берхема. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Караваджо пришлось бежать из Рима. Запах десятых духов, которые парфюмер назвала Караваджо, объединяет все эти девять. Поверхностному наблюдателю такой эксперимент может показаться слишком экзотичным. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную.

Юноша с лютней Караваджо 
возвращён в Эрмитаж 
после реставрации

Юноша с лютней Караваджо возвращён в Эрмитаж после реставрации

На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского. Реставраторы масляной живописи традиционно занимают помещение в Зимнем дворце. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.

Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю».

вы можете запросить все в системе с коробкой. Караваджо «Лютнист» (Около 1595) Холст, масло. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти».

Обновление пользовательского 
соглашения

Обновление пользовательского соглашения

Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. Однако тип юноши в эрмитажной картине близок тому, который встречается во многих ранних произведениях художника: вьющиеся волосы, мягкий овал лица, блестящие темные глаза, резко очерченные брови.

По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Последние десять лет лабораторией руководит Виктор Коробов. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться.

Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Широкой публике «Флору» представят в 2019 году – ее возвращение будет приурочено к 500-летию со дня смерти Леонардо. Есть также версия, что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8.

Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.

Эрмитаж представляет 
ароматизированную 
картину Караваджо

Эрмитаж представляет ароматизированную картину Караваджо Юноша с лютней

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Свет и тень не только лепят формы, делая их рельефными, выявляя объем тела и различных предметов, но и концентрируют внимание на главном. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни.

Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. В убийстве обвинили Караваджо. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. В юности художник часто изображал музыкантов игроков в карты, гадалок.

«Юноша с лютней» 
Караваджо вернулся 
в Эрмитаж

«Юноша с лютней» Караваджо вернулся в Эрмитаж

Переведенная с дерева на холст картина находится в состоянии, хорошем для своего возраста. Организатором акции является благотворительный фонд «Система» при поддержке Министерства культуры РФ. За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.

Бесконечное гран 
жете Мариуса Петипа

Бесконечное гран жете Мариуса Петипа

Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева12. Голова эта лишена идеализации, зато представляет из себя чудный кусок живописи. Картина «Юноша с лютней» – одна из первых работ Караваджо, в которых использован прием светотеневого контраста, ставший в дальнейшем основным выразительным средством художника и заимствованный многими его последователями. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни.

На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями.

Действительно, до Караваджо не писали так просто, сильно и уверенно. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу.