Мстислав Добужинский Кукла Сочинение

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Голлербаха «Рисунки М. Добужинского», С. К. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Среди работ этого плана – («Кукла», 1905, «Набережная в Петербурге», 1908) особо значительна акварель «Окно парикмахерской» (1906). Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членением («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в Санкт-Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собой увязанных («Вечер», 1903, «Исаакиевский собор», 1905). Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Добужинского», а также – альбом автолитографий Добужинского «Петербург в 1921 году» со вступительной статьей С. П.

Петербург изображаемый художником, воплощает в себе некую общую идею города. Плоскость листа строго блюдется. «Город, старая Москва становится здесь ареной истории, воплощением поэтической стихии народной души, воспринятой через фольклор, русский эпос. Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице.

Что здесь иллюстрировать. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации.

В картине изображен поэт и художественный критик К. А. Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст. Эрберг. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Май.

мстислав добужинский 
картина кукла содержание

мстислав добужинский картина кукла содержание

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Так всегда. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Чугунова все вышеперечисленные труды «Хоть и представляют собой интересные исследования, без которых нельзя обойтись при изучении творчества художника, но затрагивают лишь отдельные стороны его творческой деятельности и не претендуют на ее обобщение». Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». В других же, более глубоких произведениях отразился сам дух петербургской жизни того времени. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».

С революцией 1917 года Петербург кончился. Внизу — песочные часы и черные крылья. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Призрачное освещение усиливает это впечатление: «унылый фонарь с похожими на усы лучами света и зловеще изгибающейся тенью напоминает огромную черную кошку, присевшую у края тротуара и озирающую улицу какой-то прохожий спешит прошмыгнуть по улице, подобно герою «Записок из подполья» его фигура кажется такой бесконечно одинокой и сиротливой, затерянной в странно-враждебном мире, где мертвые вещи словно вышли из-под контроля своего творца-человека и начали вести свою собственную жизнь». На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Особенно в работах последних лет проявляется стремление к передаче архитектурных форм их ансамблей самих по себе. Это открытки, заказанные художнику благотворительной общиной (так называемой «общиной св.

Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Следующая страница в истории городского пейзажа связана с принципиально новым изображением города художниками объединения «Мир искусства». Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью.

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Таким образом, художник здесь размышляет, прежде всего о передаче «стиля эпохи», но на материале не прошлого, как это было свойственно художникам «Мира искусства», а современности. Но это не вся правда о его творчестве. Однако, художник не сразу приходит к такому пониманию и изображению города (в данном случае имеется в виду именно Петербург). Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.

Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. Его отличает предельная «немногословность» сюжета, в котором присутствует обязательный кусок улицы со стеной дома, срезанной так, что не видно неба, с фонарем, какой-либо вывеской и одиноко неясно-различимой фигурой, словно случайно попавшей в поле зрения художника.

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Эта картина про 
куклу значит и описывай 
ее

Эта картина про куклу значит и описывай ее

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Апрель. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства».

Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Суриков и А. М. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

  • Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерьянович

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. «Петербургские работы Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой – линейно стилизованные, в отличие от живописно-стихийных тинэрных работ москвичей, воссоздают стройный, строгий образ города Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен».

А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Под ней — сердце между белых крыльев. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Март.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность.

  • «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  • Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Русский художник-баталист Франц Рубо (1857 — 1928)
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • О знаменитости:русский художник

Безусловно значение «Мира искусства» оказалось чрезвычайно важным в процессе художественного формирования Добужинского, однако даже испытывая определенное влияние объединения, художник всегда оставался «совершенно самостоятельным». Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера.

Различны и системы иллюстрирования. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Например, первый вариант акварели «Царское село.

Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

  • Последние опубликованные вопросы
  • Добужинский Мстислав Валерианович

На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Петербург мирискуссников возникает как антитеза сусально-пряничной Москве. Закрыл собственную художественную студию.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Апрель—май. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик – смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

Таким образом, определяющим во всех работах Добужинского было графическое начало. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Отличие, пожалуй, лишь в тонкой, едва ощутимой иронии, рожденной отношением художника к такого рода «слишком красивым пейзажам» (что в последствии станет одной из наиболее характерных черт всего творчества Добужинского).

Его возможности художник использовал лишь отчасти. Эти противоречия к началу 20-века успели проявиться и в облике города. Таким его знали на русском и на других языках. Однако, по словам Г. И.

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Особое место в творчестве мирискуссников занимал Петербург, в первую очередь, как символ единения русской и западноевропейской культуры возрождение же интереса к нему было равносильно «отказу от славянофильских пеленок». Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. Среди них – не только статьи, но и отдельные книги (отметим особо работу Э. Ф. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

В этом Добужинский близок литературным символистам серебряного века (вспомним Петербург в творчестве Блока, Брюсова, Белого). И, таким образом, городской пейзаж, действительно «скорее служит только фоном, на котором художником показана безысходность народной доли». Первый рисунок играет роль фронтисписа. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Евгении»), работы для неосуществленного, к сожалению издания «Петербург» (1905) и серии школьных картин Кнебеля). С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда.

Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). По прошествии некоторого времени появляются более значительные труды, посвященные Добужинскому, опубликованные уже после революции 1917-го года.

Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

Итак, художника интересует именно «Питер» с его таинственными уголками, дворами-колодцами, тихими закоулками, а не «парадный Петербург» мирискуссников (тем не менее, объективности ради, следует отметить, что Добужинским были исполнены несколько серий графических работ изображающих историко-архитектурные памятники Петербурга. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. В. И. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.

Например, в работе 1905 года «Зимний дворец и Александровская колонна» каменная непоколебимость композиции, «железный ритм строгих и четких линий рождает ассоциативную связь с напряженной жизнью Петербурга того времени, полной острой борьбы и жестокости». Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Андерсена и многие другие. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»).

Долгое время его домом был Петербург. А поскольку жанр городского пейзажа в последствии становится для Добужинского определяющим, уже упомянутую «абсолютную самостоятельность» в изображении города можно назвать своеобразной визитной карточкой мастера, собственно, его творческим методом. Октябрь. Зачастую это был раскрашенный рисунок.

Замечательны сами приемы графики. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.

Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Задавленностью, ежечасным, ежеминутным ожиданием несчастья веет от нее. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой.

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Именно в Петербурге капитализм интенсивно развивающийся в те годы, наиболее сильно отразился на всех сторонах жизни, обнажив и классовые противоречия. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

Искусство Добужинского чутко реагировало на все перемены, происходящие с городом, ведь Петербург являлся не только центром научной мысли, общественных и художественных идей. Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Контрастов черного и белого нет. загадочных приключений «Ночного принца».

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. И кажется, что надо зарисовать, закрепить момент. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Необходимо отметить еще значение концовок. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Вариации реального пространства продолжали оставаться единственным принципом восприятия мира, живописное понимание пространства находились от него еще далеко.

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной. Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму. Долгое время его домом был Петербург. В иллюстрациях показано самое интересное в сказке, все то, что ребенок хотел бы увидеть изображенным. Эта художественная самостоятельность Добужинского (как уже было отмечено) впервые проявилась именно в городских пейзажах, обозначивших принципиальное различие во взгляде на город. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Как писал А. В. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

Яремича). Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками.

Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Сентябрь, 6—октябрь, 5.

Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. С середины 1920-х годов литература о художнике ограничивается, по существу, рассказами лишь о рисунке и графике, что впоследствии приведет к ошибочному представлению о творчестве Добужинского, которого стали считать, главным образом, книжным графиком (безусловно, книжная графика занимала далеко не последнее место в творчестве Добужинского, однако, следует отметить, что именно с середины 1920-х годов он не мог с прежней интенсивностью заниматься станковым искусством и книжной графикой и вынужден был стать, в основном, театральным художником). Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере.

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Васнецов могут быть названы родоначальниками того направления в московской живописи конца 19-го начала 20-го веков, которое в исторических картинах или пейзажах старых русских городов воспевает красоту древнерусского зодчества, народных обычаев, костюмов, утверждая эстетическую ценность, духовную значимость, национальную самобытность допетровского этапа развития России».

Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Был в Гааге на открытии персональной выставки. И как не пожалеть, что после мало удавшейся сказки Ремизова ему не пришлось долгие годы серьезно работать в этой области. И таким он действительно был на языке оригинала.

Иллюстрации же рисует редко. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком.

Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Скупой рыцарь» усердно украшен. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Маковского «Графика М. В. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

Более того, катаклизмы этого времени стали предвестником будущих событий – революции 1917 года, с которой «закончился» Петербург. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Вообще исследователями не раз отмечалась связь творчества Добужинского с литературным символизмом (в особенности с поэзией А. Блока).