Плот Медузы Теодора Жерико

Картина Теодора Жерико Плот Медузы послужило отправной точкой развития французского романтизма в живописи. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824).

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. 27 июля 1816 года бриг Аргус подобрал уцелевших людей на плоту. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».

Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. «Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).

«Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. В первую же ночь было убито 20 человек. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю.

Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый «африканский батальон», состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам из бывших преступников. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.

Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

  1. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  2. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  3. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  4. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  5. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.

«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Старик держит три меча. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы.

  • Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  • Самое интересное в виде мозаики
  • «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  • Картина Теодора Жерико Плот Медузы
  • Теодор Жерико картина Плот Медузы
  • Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр

Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Двигателем становится народ. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.

Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. Мане историй не рассказывает. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи.

Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Несколько человек сошли с ума. В относительной безопасности была только центральная часть плота.

  1. Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
  2. Предложения наших партнеров по Парижу
  3. ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
  4. О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико

Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. В техническом плане произведение выполнено превосходно.

И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».

На отмели Арген в 40 лье от африканского берега фрегат «Медуза» потерпел крушение. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы».

Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.

На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

Из почти 150 человек в живых осталось десять. Вскоре композиция была выбрана, большой подготовительный материал накоплен и Жерико приступает непосредственно к написанию картины. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи».

Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Только через 11 суток обезумевшие от ужаса пассажиры увидели на горизонте спасательный бриг «Аргус». Все, кто был на лодках, спаслись. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы».

15 малоизвестных 
фактов о скандальной 
картине Теодора

Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Выжили всего лишь пятнадцать человек. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.

Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.

«У Делакруа получается здесь то, чего почти никогда не получается у художников XIX века, все более реалистически мыслящих. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.

Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.

Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.

Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ).

Современников произведение Жерико поразило отнюдь не классическим совершенством, а неслыханной дерзостью: история недавнего кораблекрушения годилась для газетных полос, но никак не для крупномасштабной многофигурной картины. Это команда. Как ты можешь увидеть свободу. «Мане – провокатор.

Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Попытки снять корабль с мели были безуспешны.

Своей революционностью. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.

Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.

Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. В настоящее время полотно находится в Лувре.

В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Проблема была в том, что шлюпок было всего шесть и в них помещалось только 233 человека из 392. Очень близкий друг.

Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Их путешествие длилось не более четырех дней. За работу художник принимается с увлечением, напряженно читает и перечитывает книгу Корреара и Савиньи, по многу раз останавливается на эпизодах, наиболее поддающихся художественному воплощению. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.

Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Жерико был всецело поглощён работой. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма.

Да и видно ли его. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.

И они начали есть друг друга. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Историки говорят, что катастрофа плота Медузы в глазах людей XIX века была примерно тем же, что Титаник для века ХХ-го. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. решила запостить историю создания одной картины. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.

Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус».

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ.

Эти корабли везли колониальных служащих, а также нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Само создание этой картины является исторически важным.

На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.

Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых, а потом— и всё оружие, чтобы не перебить друг друга1. Здесь прослеживаются традиции барокко. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие (. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Таким образом, человек в этой концепции не подчиняется разуму, а живет и действует во власти чувств. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям.

Картина была закончена в июле 1819 года. Его должны были вести на буксире лодки. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.

В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Так. Все эти настроения, сильные страсти, волновавшие всю страну, впитал в себя юный Теодор, который потом будет их воплощать в своих полотнах.

Что соединяет эти две неравные части композиции. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.

Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Это был взгляд несколько сверху. Сюжет произведения основывается на реальных трагических событиях.

Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

До Давида классицизм при всей своей ориентации на Рафаэля и Грецию не смог найти такого сурового, простого мужского языка для выражения гражданских ценностей. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Эта картина потрясающе проста. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Свой опыт реконструкции событий на плоту Жерико аккумулировал в совершенную, глубоко продуманную композицию картины, в которой выверены каждый жест и каждая деталь. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.

На самом деле Медузу ночью отнесло к югу, курс был выправлен только к утру, так что фрегат никак не мог миновать Блан. Фрагмент картины Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него.

Полностью стиль сформировался, когда Жерико уже не было в живых, в середине 50-х годов 19-го века. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.

В живых осталось лишь 15 человек. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства.

А на плоту положение стало ужасным. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.

В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. За это время большая часть людей погибла. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. На плоту начались драки за доступ к воде.

Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Плот был оставлен на произвол судьбы.

Случилось это в 1816 году. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Теодор Жерико ярко представлял себе адские муки людей, которым судьба подписала смертный приговор.

Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. 147 людей оказались обречены на смерть.

«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Живые и мертвые. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.

Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Парижане восприняли изображение этой добропорядочной зажиточной толпы как изображение бедняков. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.

Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, от которых узнал неопубликованные в книге ужасающие детали. В январе 1824 года художник умер после мучительной болезни, так и не оправившись после неудачного падения с лошади. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.

Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Сюжет картины основан на реальной трагедии. В июне 1816 года от берегов Франции в Сенегал отплыл фрегат «Медуза».

Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Продуктов у них не было.

Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.

В ту же ночь во время бури судно село на мель. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. В чем сущность романтического мировосприятия. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Затем поднялся шторм.

Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12.

Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти.

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Герой, обуреваемый эмоциями, в большинстве случаев не контролирует себя, отсюда различные конфликты с социумом и просто окружающим миром.

Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Восемь месяцев художник компоновал огромное количество эскизов в одну картину.

Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Картине предшествовала огромная подготовительная работа.

Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Этим событием стали гибель фрегата Медуза и потрясающий рассказ о бедствиях, выпавших на долю спасшихся. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.

Картина была закончена в июле 1819 года. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно.

Он назвал картины такого рода хоровыми. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). В более широком смысле можно подразумевать действия людей, которые живут и выживают за счет других, вопреки благу других людей. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Картина изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флюта «Луара» и брига «Аргус». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Сам плот почти упирается в раму картины. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.

Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.

Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия.

Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

И она действительно была для того времени революционна. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы.

Теодор выбрал самый драматичный момент истории, когда пассажиры «Медузы» увидели «Аргус» и гадали, спасет их судно или нет. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

Но ветер относит плот от корабля спасения. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Всех охватила паника. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».

В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Но модус изображения был общепринятым.

Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Есть жертвы и есть убийцы. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).

В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты.

И у него появилась идея для главной картины своей жизни. В самую первую ночь погибли двадцать человек.

В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Начальником всей экспедиции был Гуго Дюруа де Шомарей, который обманным путём взяточничества, по протекции, без должных знаний и квалификации, был назначен капитаном «Медузы». ), случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.

Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Художник родился в Руане в 1791 году. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли.

Есть на картине и ещё один друг Жерико. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.

Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот.

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.

О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. На самом деле это были просто люди разных национальностей, среди которых попадались и отчаянные сорвиголовы.

Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Плот скитался в море в течении 12 дней. На борту было около 400 человек. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.

Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Успех «Плот "Медузы"» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.

Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Если присмотреться к его картинам, мы часто вынуждены будем признать, что мы не понимаем, что привело сюда этих людей, что они делают друг рядом с другом, почему эти предметы соединяются на столе.