Портрет Толстого Репин Описание

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее – переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Черткова, М. А. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. –.

Подымать. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Пастернака, М. С. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Леонид Пастернак много рисовал писателя.

  • Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  • Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  • Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  • Портрет Толстого Льва Николаевича

В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.

Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

  1. Описание картины Репина «Портрет Толстого»
  2. Сочиненин по картине Репина Портрет Толстого
  3. Илья Репин — Портрет Льва Николаевича Толстого, 1887
  4. Лев Николаевич Толстой в живописи
  5. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  6. Портрет Льва Николаевича Толстого
  7. Портрет Толстого Репин Описание
  8. Описание картин Репина Льва Толстого

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Бирюков, Н. Л.

Остен-Сакен, А. А. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. История создания такова. М. Бунакову.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Кроме того – у них 23 внука. Этот момент расширяет характеристику образа – глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Подпишитесь на новостную рассылку музея

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Репин считал сам эту картину красивой. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Репин дважды подавал прошения об отставке. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Среди них – выдающиеся работы И. Н. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.

И. Н. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Картина строга и проста.

Это единственный портрет в творчестве Репина, где он использует такую портретную композицию, тем самым подчёркивая уникальность Толстого. Колорит картины сдержанный в благородной колористической гамме. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Америка—Франция—Россия. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.

что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Сухотиной-Толстой. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.

Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Объёмно-пространственная моделировка формы и плавное движение кисти рук подчёркивают атмосферу величавой значительности, когда писатель находится в минуту тревожной задумчивости от прочитанной книги, которую он держит в руках. Оболенский и др.

Но Крамскому удалось убедить писателя. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. М. В. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». С И. Е. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады».

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Ге. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой.

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Третьяков»109. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.

И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Черткова, Ю. И. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну.

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), Вполне владеязаконами пленерной живописи, напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».

Работ очень много. У М. В. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.

Черткова, М. А. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ».

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Очень много зарисовок ко всем картинам. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Башилова, С. Н.

Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Но Крамскому удалось убедить писателя. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Чертовский народ. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Репина, Н. Н. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали. ), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Нет. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.

Сухотиной-Толстой. Нет. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними.

И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Л. Н. Толстого». Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.

Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Очень известна работа Н. Н. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Стаховичей. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Выдающийся подбородок. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического 1860-х реализма годов. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вот Вы так не только проездом, а даже нарочно съездили туда и написали портрет, значит, мы сошлись в надобности и желании сделать портрет и самое дело уже сделано. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Гинцбурга, П. П.

Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Цвета полотна очень сдержанны. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Недаром про них Гоголь писал, все это правда.

Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. ну и народец же. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Чертков, А. К. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.

Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Выражение победы духа над страстями». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». «Не молчать перед правдой царицею».

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. кто может, пусть следует благородному Прометею. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника – «Отдых», «Осенний букет» и др. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разнообразна: жизнь российской деревни, революционная борьба исторические полотна, среди которых особенно известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. По ночам же – до 3-х час.

Толстого, Д. Н. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.

Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.

Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Общение с прежними друзьями было только заочным. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».

В комнате сумрак. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин и Н. Н. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Крамского, И. Е.

и С. А. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). А 1906 году он нарисовал портрет углем. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Он погружён в работу и ничего не замечает. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света.

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Художнику Л. О. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Это барельефы и силуэты Ф. П.

Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. И, действительно, он работал до упаду. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Она ушла из жизни в 1931 году55. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого.

И, действительно, он работал до упаду. Много учился на написании портретов близких и друзей. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Картина строга и проста. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие.

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. У него самая большая серия портретов писателя.

Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.

Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин).

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Очертание всего рта было классически прекрасно. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет отличается огромным талантом и правдивостью. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Игумнова, П. И.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Весь день поглощена она этим. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Ге, Л. О. Казалось бы, что могло быть смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака (проходившие баба и мужик долго стояли в сторонке, пристально вглядываясь в графа и ирония – мужицкая – «Божьего произволения» – не покидала их). Все кажется неотразимо, как сама истина.

Толстого. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Салтанова, И. Я.