Портрет Вольтера

Не менее удался ему и портрет Вольтера. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Гудон понимал, что такие оценки портрета Вольтера несправедливы. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.

Французский скульптор (1741-1828, скульптурный портрет Вольтера)

Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Драматург. 30 мая 1778 года Вольтера не стало. «Никакой государь не управлял общественным мнением с подобной властностью, как Вольтер», — писал о нем один из его современников. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728 первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн— на самом деле бывшая, вместо богов— аллегорические образы— понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la posie pique»). Не один, впрочем, епископ, знавший религиозные воззрения Вольтера, был в негодовании по этому поводу: и друзья Вольтера отнеслись к его поступку с порицанием, видя в нём явные приспособленчество и трусость. Общественный деятель.

Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Каково примерно население и сколько священников.

  1. Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения
  2. Вольтер: биография интересные факты и видео
  3. Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия
  4. Вольтер – поэт, драматург и сатирикавтор: / дата: 2015-11-01
  5. Сенсационные детали, о которых не расскажут наставники «простодушных»
  6. Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Впрочем, дабы добиться таких почестей, он должен был написать пьесу для придворного театра, посвятить папе Бенедикту XIV своего «Магомета» и публично заявить свою преданность той самой церкви, на которую он постоянно нападал. После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера. Борясь словом и делом (заступничество за жертв «религиозного фанатизма— Каласа и Сервета») против «господства и гнёта религиозных суеверий» и «предрассудков», против «клерикального изуверства», Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolrence)— термин, означавший в XVIIIв. Это подходит к фигуре Вольтера. Вольтер улыбается самому себе. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Благодаря покровительству мадам Помпадур, фаворитки Людовика XV, лично ненавидевшего Вольтера, он получил даже придворную должность (gentilhomme ordinaire de la chambre du roi) и был сделан историографом Франции.

Эта поездка имела решительное влияние на его деятельность. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт. Вот что стоит подчеркнуть. Тварь оказалась живучей и прыткой, но несколько сильнейших ударов Вольтер ей всё же нанёс. Настоящее имя Вольтера было Аруэ (Arouet, Franois Marie).

Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав шведский. В 1726 году в поисках коварной Гадины, похищающей самых красивых принцесс, Вольтер был вынужден переехать в Англию, где он, как любой настоящий француз, почти три года жалобно скулил о дерьмовой пище (за это время количество цитат, выпущенных Вольтером в отношении паршивой английской кухни выросло почти в четыре раза). Когда пьесы Булгакова запретили, он заинтересовался судьбой великого комедиографа и написал документальный роман «Жизнь господина де Мольера».

Менялись глаза. Под влияниями, шедшими от новой общественной обстановки и от новой умственной среды, Вольтер из поэта, только лично склонного к вольномыслию, превратился в философа, поставившего своей литературной деятельности общественную цель: задачу «разрушить те предрассудки, рабом которых было его отечество», как выразился Кондорсе в своей небольшой биографии Вольтера. По своему духу он был певцом, борцом и защитником свободы. В Тулузе жил один протестант по имени Жан Калас.

Фамилия «Вольтер» была литературным псевдонимом. Поначалу свои сведения о петровской России Вольтер черпал из рукописных мемуаров Ивана Исаевича Лефорта (картежника и растратчика, выгнанного Петром со службы), а также из обширной к тому времени россики – например из книг английского кораблестроителя Джона Перри (не ужившегося на службе при адмиралтействе и с оскорбленным самолюбием покинувшего молодую столицу), ганноверского резидента Фридриха Христиана Вебера (он особенно нажимал на громадные человеческие жертвы при строительстве Петербурга), Бернара ле Бовье де Фонтенеля (постоянного секретаря Академии наук в Париже и племянника великого драматурга Пьер Корнеля) и особенно Жана Руссе де Мисси, чьи Записки о царствовании Петра Великого императора России, отца Отечества (в четырех томах) начали выходить в Гааге уже в год смерти царя-реформатора.

  1. Шкльна тема: конспекти, безкоштовн твори, лекц, реферати, ГДЗ, доповд
  2. Смерть Вольтера и значение его деятельности
  3. ВОЛЬТЕР- ВЕЛИКИЙ НАСМЕШНИК ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  4. Начало литературной деятельности
  5. Философские труды, преследования
  6. Основные идеи Вольтера (кратко)
  7. Поэзия на службе русской экспансии

Нет, глагол «плыл» все же не подходит. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона.

Сирвен был обвинен в смерти дочери и спасся от участи Каласа только бегством. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Больному Вольтеру лишь известия о победах Екатерины могли вернуть силы: он пишет, что умрет от горя, если она не завоюет Константинополь и что в покоренный город он готов отправиться даже «на носилках».

Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. У Тютчева есть строки о том, что «мы плывем, пылающей бездной со всех сторон окружены». Але й вуличний балаганний театр дечого навчив Мольра. В 1726 г. Вольтер поехал в Англию. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Незадолго до смерти Вольтера, когда ему было уже 84 года, скульптор сделал несколько портретов с натуры, а после кончины философа снял слепки с его лица.

Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Маркиза Креки, кузина дю Шатле, с черной завистью рисовала ее портрет, что-де она чересчур крупного телосложения, а кожа ее груба, как терка, короче, напоминает идеального швейцарского гвардейца и «абсолютно непонятно, как это она заставила Вольтера сказать себе столько любезных слов». В Бастилии Франсуа Вольтер продолжал свои литературные занятия между прочим, здесь он задумал свою «Генриаду», эпическую поэму, прославлявшую ГенрихаV, как представителя веротерпимости. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника.

  • Русская античность подкрымским солнцем
  • Известные цитаты Вольтера Править
  • Политические и правовые взгляды Вольтера

Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю или 30000 рублей золотом. Однако не прошло и четверти века, как было основано Британское и зарубежное библейское общество (1804 год). Эта мысль постоянно преследовала и ободряла меня в моих долгих трудах». Не ставлячи пд сумнв успху, актор драматург самовпевнено дав йому мaposя «Блискучий».

Вольтер — великий 
насмешник эпохи 
Просвещения

Дидро подчеркивает, что Пигаль «с помощью практики научился изображать натуру изображать ее правдиво, горячо, сильно». В 1823 г. умерла госпожа Гудон, а 15 июля 1828 г. отошел в мир иной и сам скульптор. К этому периоду относится активное сотрудничество в Энциклопедии Дидро и ДАламбера. При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Всем знакомы термины-синонимы «вольтерьянство» и «вольнодумство», обозначающие широчайшее движение русской общественной мысли второй половины XVIII – начала XIX столетий. Деистическая философия и политическая литература, развивавшая идею «свободомыслия», были двумя наследиями, завещанными Англией XVII века Англии следующего столетия и Вольтер, проникшись основными принципами этой философии и литературы, оставался им верным до конца своей жизни.

Но это не все, менее известна другая грань Вольтера: он был талантливым предпринимателем, ростовщиком и обладателем к концу жизни миллионов золотых монет, что позволило ему приобрести маленькое княжество Фарне. У русских свои понятия о добре и зле, свои правила честности. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию.

Но больше всего Вольтер мечтал тесно подружиться с всемогущей русской императрицей. Удачливый Мольер, любимец короля, по злой иронии судьбы настигнут смертью во время исполнения роли своего мнимого больного. Трагедия в ту пору становилась ведущим жанром благодаря необычайному успеху «Сида» Корнеля. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца.

Трагедя на той час ставала провдним жанром завдяки надзвичайному успху «Сда» Корнеля. Не сомневаясь в успехе, актер и драматург самоуверенно дал ему имя «Блистательный». Между тем тулузский парламент приговорил беглеца к смертной казни и конфискации имущества, но Вольтер и тут громко и публично выступил защитником «терпимости», заинтересовав в судьбе Сирвена европейских монархов (между прочим, Екатерину II) и добился пересмотра процесса. Хотя между хозяином и гостем и произошло примирение, но Вольтер в конце концов (весною 1753 г. ) оставил Пруссию. Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре).

В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение известное под названием вольтерианства. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку.

Как фернейский помещик, он, например, выстроил на своей земле церковь с горделивой надписью: «Богу воздвиг Вольтер» (Deo erexit Voltaire) и держал у себя 13 лет капуцинского монаха Адама, о котором говорил, что он хоть и не первый человек, но тем не менее человек хороший. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Мольр жив у той час, коли театр ходив з вуличних пдмосткв на сцени розкшних залв.

Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Несмотря на отсутствие явных улик, несчастный старик был колесован по приговору местного парламента, а его жена и дети были подвергнуты пытке и только с большим трудом спаслись в Женеву к Вольтеру. 138 смИсточник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С. -Петербурге.

Своим многогранным талантом Вольтер поставил в тупик потомков: кто он. «Я боюсь монархов и епископов», – так объяснял он выбор местожительства в республиканском и протестантском городе. Среди них была и одаренная трагическая актриса, возлюбленная Мольера Мадлена Вежар. Приходилось отстаивать свой взгляд на царя и в переписке с со своим эпистолярным другом (и литературным подопечным) прусским принцем Фридрихом, которого он просил о помощи, ошибочно видя в нем поначалу поклонника русского реформатора: У меня, – писал он Фридриху в 1737 году, – в моем Сирейском уединении (замке Сирей на северо-востоке Франции дом в Ферне еще не был к тому времени построен.

Какие проекты в науках, какие учреждения. «Поэт историк, философ, он возвеличил человеческий разум и научил его быть свободным. Вольтеры тоталитарным режимам совсем не нужны, более того, противопоказаны. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона. Произведения мастера поражают исходящим от них ощущением жизни.

Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Вольтер никогда не был атеистом (а такой стереотип бытового сознания существует), он был деистом, то есть, во всяком случае, не отрицал божественного сотворения мира. Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других.

10. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент. Время, когда Вольтер посетил Англию, было замечательное. Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам».

Фоккеродт с сочувствием говорит о церковных преобразованиях Петра. Вместе с несколькими актерами Жан Батист создал свой театр. Т. ) нет мемуаров о Московии. А он не только вошел, но и стал украшением мировой истории.

Однако, кроме математики, ее волновала и чувственность. Его переписка с Екатериной II способствовала распространению среди русских дворян «вольтерьянства». Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять».

Примеры подобного протестантского фанатизма встречались и ранее. Тем не менее Вольтер устоял и свою долгую жизнь прожил холостяком. Одно из наиболее ранних упоминаний об этой легенде находится в книге Сиднея Коллетта «Писания истины»17, впервые опубликованной в Англии в 1905 году. Вольтер в креслеГудон, Жан АнтуанФранция. Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна.

Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот. Вн брав уроки майстерност як талйсько комед у знаменитого Тиберио Фиорилли, бльше вдомо пд сценчним мaposям Скарамуш, у ярмаркових балаганах — саме з нього починав свою шлях на Майдан сцену. Разом з клькома акторами Жан Батст створив свй театр. В военном искусстве. В своем «Философском словаре» Вольтер писал: « вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают Тем не менее не следует их сжигать».

Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. И это не удивительно. Меркурий Пигаля -- одна из лучших обнаженных фигур 18 века. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа.

И не то что забыли, но он перестал быть кумиром российских интеллектуалов. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне.

Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Две главные стороны «старых порядков», таким образом, дали себя очень рано почувствовать молодому писателю, которому суждено было сделаться героем века, защитником свободы и равенства. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (Houdon, Jean-Antoine Voltaire 1778 marble National Gallery of Art., Jean-Antoine HOUDON Voltaire 1778 Louvre). Выполненный по заказу Екатерины II в 1778 г., "Портрет Вольтера в тоге" – одно из лучших произведений скульптора. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Вольтер в креслеГудон, Жан АнтуанФранция. «Блистательный театр», увы, просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Вольтер дожил до начала царствования Людовика XV и приветствовал наступление эры реформ с назначением философа и экономиста Тюрго в министры (1774 г. ), хотя ему же пришлось видеть и падение Тюрго (1776 г. ), повергшее «фернейского отшельника» в отчаяние.

Уже в глубокой старости он благословил маленького внука американского патриота Франклина, возложив руку на голову мальчика со словами: «Бог и свобода» (God and liberty). Здесь он познакомился и со старухою Нинон де Ланкло, когда-то знаменитою куртизанкой. Парня удачно пристроили для получения специальности в скульптурную мастерскую. Не выдумка ли такая встреча. Постановка его последней пьесы «Irne» превратилась в его апофеоз.

1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. Строганов. Отправленный в изгнание из Франции, Вольтер четко сформулировал свои принципы в «Философском письме об Англии». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др. у них родилось три дочери.

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону» в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли— в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Среди произведений фернейского периода – философские повести Кандид (1759) и Простодушный (1767), Трактат о веротерпимости (1763), Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа (1756-69), Карманный философский словарь (1764), Вопросы об Энциклопедии (1770-1772). А вот современник Пушкина — мемуарист Винский с благодарностью писал: «Первый Вольтер заохотил меня рассуждать».

Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. Любопытно, что негативную окраску они приобрели лишь после Великой Французской революции, когда Екатерина II повелела конфисковать все книги Вольтера, – до этого же его труды свободно переводились и издавались в России (и даже в провинции. ), а сама матушка-государыня называла великого французского просветителя, с которым активно переписывалась, «своим учителем». Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Был только один случай в юные годы, когда он чуть не женился. 30 мая 1778 года его не стало. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед.

Эта женщина, отличавшаяся большим умом, была поражена ранним развитием Вольтера и даже отказала ему по духовному завещанию небольшую денежную сумму на покупку книг. 11. Между прочим, Вольтер весьма зло осмеял под именем «доктора Акакии» президента королевской академии в Берлине, французского ученого Мопертюи, который изображался с более нежели странными научными планами, вроде того, что хорошо было бы провертеть дыру до центра земли или производить анатомирование мозга у живых людей, дабы узнать, как действует душа или еще построить особый город, где все говорили бы по-латыни и где таким образом можно было бы учиться латинскому языку. Гудон в первую очередь — портретист. Прошли годы.

Словом, хитрый лис Вольтер умел ладить с сильными мира сего – и всегда в свою пользу. У Вольтера были сложные отношения с французским двором. Он боролся с этой стихией-бездной и в этой борьбе достиг немало побед (к примеру, само появление во Франции правосудия — в немалой степени заслуга Вольтера). В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году.

Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. За этот подвиг его очень не любят пресмыкающиеся. Сергей Мезин совершенно прав, отмечая разницу в подходах к теме.

Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. В Фернее Вольтер выстроил новый замок, привлек в свое поместье небольшое население, – преимущественно из часовщиков, которым доставлял заказы, – устроил театр и сделался «трактирщиком целой Европы», так как Ферней стал навещаться множеством посетителей разных национальностей. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века— в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом— накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). Наиболее стойкие энтузиасты решили попытать счастья в провинции.

Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. Он проповедовал терпимость. Вольтер был любимым поэтом молодого Пушкина («Умов и мод вождь пронырливый и смелый», — писал российский гений про гения французского). Московия теперь более населена, чем прежде. А затем сетует, что «турецкая раса еще не изгнана из Европы». Великого комедиографа тайно погребают ночью рядом с самоубийцами как отчаянного грешника.

Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. В скором времени ему пришлось, однако, подвергнуться новому оскорблению. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (Houdon, Jean-Antoine Voltaire 1778 marble National Gallery of Art., Jean-Antoine HOUDON Voltaire 1778 Louvre). Художник облачил мудреца в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг» или Судьба, «Микромегас», «Кандид или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740—1760-х гг. ), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид») и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.

Получалось так, что зарабатывая себе общественную популярность в качестве борца с «католическим фанатизмом», знаменитый писатель выступал оправдателем фанатизма кальвинистского. Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Обращались к Франсуа Вольтеру и старые и начинающие писатели и разные высокопоставленные особы, вроде маршалов и епископов и многие частные лица, прося у него советов, указаний, ставя, вопросы, например, о существовании Бога и о бессмертии души, как это сделал какой-то бургомистр из Мидльбурга или о правильности некоторых оборотов речи, – вопрос, с которым обратились к нему однажды два поспоривших между собою кавалериста. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.

Философ. Продолжал пользоваться успехом в годыФранцузской революциии приНаполеоне. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Не здйснений шпалерник поставив псевдонм Мольр почав спробувати себе в трагчних ролях.

Оставленная маленькая «подвеска» белого мрамора порождала иллюзию светового блика, доводя впечатление объемности до совершенства. Его язвительный ум сделал Вольтера вечным скитальцем и изгнанником. Однако, увидев статую, проницательная монархиня окрестила ее «скупой старой обезьяной». Однако дружбы как-то не случилось.

Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом. Прозаик. А прежде В 1746 году Вольтер был избран почетным членом Петербургской академии наук.

Он восстанавливал права человека против рабства феодализма». Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж. Вольтер — это символ свободомыслия вообще.

Могила письменника загубилася, а рукописи зникли. Своих писем императрица обратно не получила, они были куплены и вскоре опубликованы Бомарше, однако Екатерина заранее договорилась с ним, что перед публикацией ей предоставят возможность убрать отдельные фрагменты писем11. А так большую часть жизни Вольтер провел либо в тюрьме (сидел в Бастилии), либо в ссылке, либо в ожидании ареста.

Коли пaposси Булгакова заборонили, вн зацкавився долею великого комедографа документальний роман «Життя пана де Мольра». Могила писателя затерялась, а рукописи пропали. Известно, что он постоянно искал заказы на крупномасштабные произведения и на протяжении всей жизни, говоря о своих художественных достижениях, обычно выделял именно статуи, такие, как «Святой Бруно», «Экорше» или «Диана» (1776 г. ). XVIII в. было довольно много в Эрмитаже Екатерины II. А в последнее время как-то забыли. Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов».

Вольтер поселился в королевском дворце и получил должность камергера, орден pour le mrite («за заслуги») и 20 тыс. Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Наиболее значительным произведением Пигаля была выполненная в 1744 году статуя Меркурия (Лувр).

В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Здесь, однако, нужно оговориться, что не в меру преувеличивая «фанатизм» католиков, Вольтер насаждал ростки такого «свободомыслия», которое, добившись власти во Франции после 1789, за несколько лет затмило своей нетерпимостью и кровавыми гонениями на инакомыслие всю многовековую историю инквизиции. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее.

Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. – Ив. Короче, одни проклинали Вольтера, другие возносили.

Заключительная фраза вольтеровской трагедии «Магомет» гласит: «Мир принадлежит тиранам». В этом деле писатель заработал себе общеевропейский авторитет «поборника гуманизма и терпимости», однако сама его суть до сих пор не может считаться окончательно решённой. Молодого Вольтера, уже тогда прославившегося своими стихами, заподозрили в авторстве пасквиля на покойного короля и засадили в Бастилию, хотя в данном случае он ни в чем не был повинен. Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу»10. Они словно пронзали окружающее. На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II.

В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Все свои впечатления Вольтер обобщил и изложил в знаменитых «Английских письмах» («Lettres sur les Anglais», название иногда переводится как «Философские письма»), вышедших в свет, однако, лишь через несколько лет (1734) после его возвращения на родину. Великого комедографа тамно ховаються вноч поруч з самовбивцями як розпачливого гршника.

А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Вскоре с молодым человеком случилась большая неприятность. Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Философ так много инвестировал в российскую монархиню, что непрестанно давал ей советы. И скоро.

Монтескье (посетивший Англию вскоре после того, как Вольтер ее покинул) сделался горячим сторонником уже её политического строя, как обеспечивающего личную и политическую свободу. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. После смерти Людовика XIV, совпавшей с очень тяжкими временами для Франции, стали ходить по рукам разные эпиграммы и другого рода сатирические произведения, среди которых особое внимание обратили на себя «Les jai vu», описывавшие в мрачных красках рабство французского народа автор этого произведения прибавлял, что ему еще нет двадцати лет, а он уже видел все эти бедствия (jai vu ces maux et je nai pas vingt ans). По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.

В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершённые христианской церковью. Не менее удался ему и портрет Вольтера. Вольтеру было уже 64 года, когда он поселился в Фернее. Формально предложение исходило от фаворита Елизаветы камергера двора Ивана Ивановича Шувалова (основателя Московского университета, Академии художеств и галломана), который был большим вольтеровским поклонником.

Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Портрет Вольтера, очень точный, конкретный, узнаваемый, является еще и портретом старости, старости мудрой и активной, когда немощь тела не сковывает духа. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала.

Он защищал Каласа, Сирвена, де ла Барра и Монбальи. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Он действительно плыл над «пылающей бездной».

Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Dlices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и – на границе с Францией – Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. 30 мая 1778 года Вольтера не стало.

Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Мастер тиражировал собственные скульптуры как в гипсе или терракоте, так и в бронзе или мраморе. 1778 г. Мрамор.

В 1764 г. Гудон уезжает в Рим. В Париже о его жадности ходили анекдоты. А вот тиранию, как и всякую деспотию, Вольтер не переносил органически. При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Он даже хотел ввести общество среди людей, не знавших общественных отношений. Начиная с этого времени скульптор учавовал почти во всех подобных выставках вплоть до 1814 г. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст философа Д Дидро (1771 г. ), открывший целую галерею образов – как современников, так и великих людей прошлого: Мольера (1778 г. ), Ж. Ж. Руссо (вариации в 1778 – 1779 гг. ), О. Г. Мирабо (1791 г. ) и др.

Из Фернея Вольтер переписывался с Фридрихом II, с Екатериною II и другими государями. 5. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Не случайно из пяти правителей, лишь один, Людовик XIV не сажал его в тюрьму и не высылал. Замечательны с этой точки зрения и детские портреты.

Ну что ж, подобная близорукость встречается в жизни. Менялись глаза. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.

Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. И в то же время в повороте тела, в движении рук чувствуется напряжение, упругость. Согласно распространенной по всей Европе академической системе обучения он обязан был делать копии скульптур на темы классической мифологии и его первой работой в этом направлении была небольшая по размерам «Весталка» (1767 – 1768 гг. ) – довольно свободно трактованное повторение античной статуи. На саркофаге, в котором был помещен гроб с прахом Вольтера, была надпись: «В память о Вольтере Национальное собрание 30 мая 1791 года постановило, что он заслужил те почести, которые воздаются величайшим людям».

Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Популяризатор научных знаний.

Девиз этого союза гласил: разум и терпимость. ». Взойдя на престол в 1762 г. императрица начала длительную переписку с Вольтером, которая закончилась только с его смертью в 1778 г. На портрете философ выглядит молодым, хотя к тому времени ему было уже 76 лет. Да потому, что «простодушный» философ (а именно таковым подавал себя Вольтер, так назвал и любимого героя Кандида) был скуп до неприличия.

1727), а Шефтсбери и Болингброк стояли еще в главе свободных мыслителей. 138 смИсточник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С. -Петербурге. В эпоху великой французской революции прах Вольтера был перенесен в церковь св. Вольтер — знаковая фигура в мировой истории и культуре.

«Во взоре он разгадывал душу», – сказал о Гудоне другой великий французский скульптор – Роден. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Самоубийцу католики объявили мучеником и даже говорили о чудесах, совершающихся на его могиле (1762). Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ). Екатерина умела распознавать людей.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы— как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». В Франкфурте-на-Майне к философу явился прусский резидент и потребовал у него вернуть стихи, но так как чемодан, в котором они были спрятаны, находился не при Вольтере и потому пришлось ждать, пока все его вещи не будут привезены, то ему пришлось подвергнуться своего рода аресту более, чем на месяц (хотя Франкфурт был имперским городом и, следовательно, прусские чиновники не имели права в нем распоряжаться, да еще с французским подданным). Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «crasez linfme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье») изъявляя, впрочем, своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди») с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма. Девушка сошла с ума, бежала из монастыря и утопилась в колодце. 1704) и Ньютона (ум.

И не только в России, но и на его родине — во Франции. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Трудящимся вот таким образом незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).

В былые годы о нем говорили, спорили, шумели. Главным, что поразило Вольтера в Англии, была все-таки духовная свобода. Просвещённый монарх— его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну» и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство— великая семья с отцом во главе. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку.

Найбльш стйк ентузасти виршили спробувати щастя на провнц. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство.

Она была моложе Вольтера на 12 лет и очень богата. Изваянная им фигура королевы Марии Лещинской в виде Юноны (1730--1731, Лувр) говорит о новом направлении в искусстве. Чувствовалось, что это была не праздная забава любителя, но искусные и тонкие работы, результаты острых наблюдений. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству.

В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является История Российской империи при Петре Великом (1759-1763). Выс. Парижский парламент приговорил книгу к публичному сожжению рукою палача. Однако и уличный балаганный театр кое-чему научил Мольера. — была установлена на сцене «Комеди Франсез» во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком.

У тому числ був обдарована трагчна акторка, кохана Мольра Мадлена Вежар. Вольтер – Анаграмма из Arouet l. j. «Сделай милость, любезный Пушкин, не забывай, что тебе на Руси предназначено играть роль Вольтера», — писал Пушкину в 1827 году его приятель Туманский. Он опровергал атеистов и фанатиков. «Блискучий театр», на жаль, проснував недовго, не витримавши боротьби з професйними паризькими трупами. В том же году он получил серебряную медаль за успехи в выполнении этюдов, а пять лет спустя за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761 г. ) удостоился первой премии – золотой медали с правом обучения во Французской академии в Риме – и вернулся в свою родную «Школу для избранных» теперь уже в качестве ученика.

Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Колло выполнила бюст Вольтера около 1770 г. по заказу Екатерины. Еще позднее для физиократов Англия сделалась страною самых образцовых хозяйственных порядков (чего на деле не было, но что было справедливо сравнительно с Францией). ливров ежегодной пенсии. Только сумрачный Жан Жак Руссо – самый радикальный из просветителей – оставался в стороне и угрюмо порицал цивилизацию, оторвавшую «естественного человека» (дикаря) от «естественной среды» (невозделанной природы) и сделавшую его несчастным. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд.

Историк. ( le jeune), где u принято за v а j – за i (ArouetljArovetli – Voltaire). Почему скупой. Около того же времени он написал трагедию «Эдип», которая в 1718 г. была поставлена на сцену и имела успех.

Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. До Мольеру, його бограф так творчост, на важку перод життя звертався автор «Майстра й Маргарити». Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж. Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle dOrlans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).

Были и другие причины взаимного неудовольствия. Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер – «фернейский патриарх» – мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее opinion, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими. Вольтер весь преобразился. 2.

Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Из Пруссии он перебрался в Швейцарию, где купил несколько поместий. Какие колонии вышли из России. Вольтеру понравилось, что в Англии не одна, а множество религий, что государство далеко не абсолютистское, что английские крестьяне живут лучше французских и вообще там больше свободы и главное, как отмечал Вольтер: «В Англии никто ни у кого не спрашивает позволения думать». К этому периоду его жизни главным образом и относится его борьба против страстно ненавидимого им католицизма, – борьба, девизом которой сделались яростные слова, столь часто встречающиеся в его письмах: «раздавите гадину. » («crasez linfme. »). Несколько лет спустя (1766) в Аббвилле двое восемнадцатилетних юношей, де ла Барр и дЭталонд, были обвинены в том, будто изломали распятие, хотя сами они утверждали, что донос на них был сделан «из фанатизма и личной злобы».

Вольтер, а точнее, Мари Франсуа Аруэ (это его настоящее имя) родился 21 ноября 1694 года в Париже. Разве он не учредил искусства. презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма— и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов образ императора в трагедии «Гебры»). Между прочим, маркиза дю Шатле, как и сам Вольтер конкурировали в академии наук по одному научному вопросу (об условиях горения), предложенному на премию. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». И хотя в 1746 году знаменитого француза приняли почетным членом в Российскую Академию наук (Я в особенности проникнут уважением к русской академии, которая родилась вместе с империей Петра Великого и была создана в Санкт-Петербурге, на месте, до того едва известном в Европе, где не было и признака города или деревни) иметь в лице Вольтера историографа Петра русские власти еще не были готовы.

Вольтера похоронили тайно в аббатстве Селье, а через 13 лет его тело эксгумировали, положили на колесницу и в сопровождении гвардейцев и девушек в белом (это было красивое зрелище) привезли в Париж. К Мольеру, его биографии и творчеству, в тяжелый период жизни обращался автор «Мастера и Маргариты». Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии.

Однако из его мастерской не вышло ни одного хоть мало-мальски значительного скульптора. Около того же времени (1746) его выбрали в члены французской академии. Мало того, Вольтер выхлопотал для себя сан почетного попечителя ордена капуцинов, который ему доставили влиятельные люди и его очень забавляло писать письма епископу и подписываться под ними « Voltaire, capucin indigne». Он основал во всей Европе союз, душой которого был сам. Поэт. В дальнейшем он писал не только стихи, впрочем, скажем иначе: чего он только не писал.

Клавдия в Юрских горах и написал по поводу их рабства, несколько небольших статей. Вольтер, однако издал ее в Голландии. Вольтера ценили Новиков и Радищев, Рылеев и Пестель. 1781 г. Мрамор.

Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». «Она немножко пастушка, — сказал однажды о ней Вольтер, — правда, пастушка в бриллиантах, с напудренными волосами и в огромном кринолине». Правда, понимая, что дружба с Вольтером возвысит ее в глазах просвещенной Европы (вечно нам на Европу оборачиваться хочется. ), Екатерина заказала для своего Эрмитажа мраморную статую Вольтера, выполненную великим скульптором Жаном Гудоном (1741–1828). Немудрено, что впоследствии чувство личной безопасности заставляло Вольтера искать связей у сильных мира сего, а иногда и отказываться от авторства тех или других произведений, за которые можно было бы снова попасть в Бастилию.

И надо сказать, чем больше поносил, тем больше получал пенсионных выплат. В Бастилии Вольтеру пришлось провести тогда почти год. 58 смИсточник поступления в музей: приобретена у автора Екатериной II. ДЭталонд спасся бегством и по рекомендации Вольтера получил место у Фридриха II, а де ла Барр был приговорен амьенским судом к отсечению руки и языка и к сожжению на костре и только парижский парламент заменил такую казнь отсечением головы. Спокойного, серединного отношения к нему не было.

В 1770 году он пишет ей из путешествия по Дунаю: «Я бы все равно желал, чтобы течение Дуная и судоходство по этой реке принадлежали Вам на всем протяжении Валахии, Молдавии и даже Бессарабии. В 1777 г. уменьшенный мраморный вариант «Морфея» – гипсовой статуи в величину натуры (1771 г. ) – стал конкурсной работой Гудона на звание действительного члена Академии живописи и ваяния. Вольтер улыбается самому себе.

Эта поза была полностью перенесена в первый, несохранившийся вариант «Иоанна Крестителя» исполненного, как и «Святой Бруно», по более чем почетному для начинающего художника заказу настоятеля церкви Санта Мария дельи Анжели. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. (Вольтер важен и как популяризатор философии Ньютона во Франции своим сочинением Основы философии Ньютона, 1738). По социальным воззрениям Вольтер— сторонник неравенства.

Вольтер стал воплощением воли века к политической и духовной свободе. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона.