Серов Автопортрет Описание

«Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Только благодаря своей дружбе, удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь.

Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.

  1. Автопортрет, Валентин Александрович Серов, 1880-е
  2. Список портретов работы Валентина Александровича Серова
  3. Сочинение по картине Валентина Серова «Автопортрет»
  4. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  5. Самые известные картины Валентина Серова
  6. Картины — Серов, Валентин Александрович

Боткина, Л. С. Прием калькирования для поиска максимально выразительной пластической формулы художник использовал при изображении животных для иллюстраций к басням И. А. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9.

Серов не любил консерваторию и не преподавал в ней. Эти два девичьих портрета, созданные практически одновременно, образуют удивительную контрастную пару: сумрачный траурный, ночной колорит, восточная пышность, преизбыточная роскошь и статика у Врубеля пленэрная живопись, светлые серебристые тона, ясность мотива, оживление и радость в самом движении кисти, как и в характере модели, – у Серова. Вера Савишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких.

  • Графическое наследие Валентина Серова
  • Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911)
  • Валентин Серов — Автопортрет, 1880-е
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Более того, с тех пор вообще не сделал ни одного портрета членов царской фамилии. Его дружескому суду мы верили и ссорившиеся протягивали друг другу руки". Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.

В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Человек и природа, человек и мироздание – собственно, это и есть тема любого пейзажа это антитеза, которая проявляет понимание художником места человека в мире с наибольшей отчетливостью.

Родилось трое детей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей. Щербатовой (1911, ГТГ). Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).

  • «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  • «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  • Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Валентин Серов: последние новости
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Пейзажи Серова пустынны. Серов писал: «. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники.

Вместе с В. Д. Уж, кажется, мог бы привыкнуть, а вот поди же. "Детство Серова прошло в артистической среде.

Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Однако сам художник не был окончательно удовлетворен результатом и вновь вернулся к работе с любимой моделью. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. "Десятилетием позже Серов исполнил акварельный портрет Софьи Лукомской.

  • Всемирный подниматель настроения)))
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Все меньше оставалось в живописце той былой юношеской радости, с которой он создавал свои ранние произведения. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. Серов как-то обмолвился, что хотел бы писать "одним движением кисти, как Костя Коровин". " – спрашивал Серов демонстрируя портрет (по свидетельствам современников, Таманьо обладал столь сильным голосом, что выступал, затянутый в корсет, чтобы не петь чересчур громко, а на его спектаклях дамы часто падали в обморок).

"После того, как портрет был вчерне готов, Валентин Александрович вдруг встал, отошел на несколько шагов, посмотрел на него, а затем, не задумываясь, разорвал его на мелкие кусочки" (Зинаида Ратькова-Рожнова). В этом, прежде всего можно увидеть строгого к себе мастера, не желавшего, чтобы видели его неудачи или профессиональную кухню. В эскизах Серова И. Э. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры. «Кто не знает в Третьяковской галерее «Девочки с персиками», этой милой смуглой девочки-шалуньи. В том, как Ида одновременно смотрит и не смотрит на зрителя, как она, как будто просыпаясь от "каменного" сна, поворачивается изнутри этого камня и, словно застывая в повороте, вновь уходит в каменную плоть, – удивительное ощущение хрупкости, ранимости и беззащитности. И то обстоятельство, что очерк зеленой шали, опутывающей ноги танцовщицы, похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, Клеопатра со змеей (отмечено Г. Г. Поспеловым).

Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Краски nopтрета. Это простой прием, переносящий все видимое в область небесно-морского видения. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Да и в этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. Это лучшее, что можно выбрать.

Автопортрет, Валентин 
Александрович Серов, 
1880-е

Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. Гиршман и О. К.

Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Выразительный образ экстравагантной О. К.

Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Лицо Коровина прописано мастерски точно. И. Е. Орловой на последний сеанс и как Серов волновался.

Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Одним из самых достоверных образов А. П. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе.

К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. В пастельном портрете жены художника А. Н. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. В них сквозит грусть и переживания отца семейства.

На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Не случайно современники порой ощущали в его облике "меланхолический оттенок", а в глазах – "необыкновенно облагораживающее страдание", по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной "игры в амплуа". Серов.

В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Именно таким дан образ Петра I в картине 1907 года. Серов был бесконечно верным другом.

Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью". «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. Наконец он улыбнулся и сказал мне:- Когда на сеанс иду, каждый раз думаю, что нездоров.

Когда возвратились в Петербург, он снова начал обучение у Репина. Таков портрет К. Д. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Он читал лекции по музыке и вел собственную преподавательскую деятельность. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н.

А ведь когда-то судьба сулила иное. Мамонтовым. С самого возникновения антрепризы С. П. Пастернак. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.

Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным" (Василий Качалов). Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Он сам не сознавал всей значительности и ценности своего труда.

Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Обратите внимание на глаза Николая II.

Таким мы видим художника на его карандашном автопортрете 1879 года. Да Антон (дружеское прозвище Серова. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5.

Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Из этюда «Девочки в розовом» или «Девочки за столом», он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения картину, отметившую целую полосу русской культуры. Да-с. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России.

И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. «На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками», один из перлов русской портретной живописи. Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один. "Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько "играл себя" и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит", – вспоминал Сергей Маковский. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини.

Все намеки на конкретное место действия устранены. Басенная коллизия предстает в виде некоего "первособытия", произошедшего на пустынной, первозданной земле – это "мифологическое" или, скорее, эпическое время, то время, "когда животные еще умели говорить" (так начинаются некоторые басни Эзопа). Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. В сорок три года он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, в будущем она стала пианисткой и первой женщиной — оперным композитором.

Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. С. П.

Каким же вырисовывается образ Серова исходя из этих работ. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Абсолютные совпадения внутренней сущности модели и ее внешних проявлений редки, если вообще возможны и вряд ли они доступны внешнему наблюдению, еще реже они встречаются в портретной живописи имеющей дело только с образами, отражениями видимого.

Фигура Ермоловой уподоблена скульптурному изваянию или даже архитектурному элементу – колонне. Мы допытывались, что с ним случилось. Охоты, церемониальные выезды, царские забавы, подобно музейным редкостям, становятся здесь предметом эстетического любования, выглядят (как и у большинства мирискусников) красивой, но давно забытой сказкой, вызывающей одновременно и улыбку и легкую грусть.

"Юрию (супруг Олсуфьевой). После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Английский график Обри Бёрдсли был одним из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль. У него была слава создателя утонченно-болезненных, зачастую шокирующих образов в духе Оскара Уайльда. Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.

Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Несколько утомленный, слегка капризный, вальяжный артист, одетый в черное, как аристократы на полотнах старых мастеров, снисходительно позирует молодому художнику. Это гадость", – жаловался Серов своему ученику Николаю Ульянову. Беспомощные бояре, чьи лошади были напуганы "неорганизованными" без псарей собаками, оказались в полном расстройстве, некоторые свалились с седла, других собаки стащили с лошадей, – а Петр (еще мальчишка), разумеется, торжествовал и насмехался:"Аще светлая слава есть в оружии, то почто же мя ко псовой охоте от дел царских отвлекаете и от славы к бессилию приводите.

Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. «Надо знать ремесло, рукомесло. Интересно, а как сложилась судьба девочки дальше.

Расширенные от ярости зрачки, срывающийся голос, трясущиеся губы, белое лицо. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии и даже насмешки.

Шаляпин. А я – слуга покорный. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Но Серов, однажды доказав, что область пленеризма в его всевозможных модификациях ему целиком подвластна, все время и последовательно усложняет картинные задачи, не желая повторяться, а если и возвращается к темам и приемам этих ранних картин, то словно лишь затем, чтобы убедиться, что он не забыл, как это делается. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника.

Домотканово сыграло большую роль в жизни и творчестве Серова. Серовы – мать и сын-вернулись в Россию. Неожиданно вошел Серов: – Вот так и буду вас писать. Я ахнул.

Выбрал он композицию абсолютно случайно. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. – Казалось бы, что ему. «Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников.

Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. "Непризнанным" в то время был и Константин Коровин. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.

Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. Строгий А. Н. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.

В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников.

Об этом портрете Грабарь писал: «Портрет этот имел большой успех и окончательно упрочил репутацию его автора. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве». Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Грусть его изящна. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы.

Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. "У меня аппарат фо-то-гра-фический. «Не каждый день бывают такие находки. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художественном образе типаж русского купца конца XIX века.

Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Отец Александр Николаевич Серов знаменитый в то время композитор и музыкальный критик. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов.

С начала 1900-х гг. Бенуа – А. К. Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих "портретов". А я и правда не любила богатых платьев. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша.

Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее "интимные", лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых).

Откуда Серову было знать, что он разговаривает с больным человеком. Но Серов не изменил решения и остался верен своему слову. Мы с Матэ над ним подтрунивали. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный материал для балетов "ala Бёрдсли". В 1911-м он рисует К. С.

И особенно, что Серов прекрасно осознавал, человек склонен принимать определенную позу играть роль перед лицом художника образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться. Репин был его наставником с 9 лет. В портрете Мориц критики находили черты "нервной дамы fin de siecle", "что-то напоминающее о морфии и кокаине". и положила руки на теплые изразцы.

Эта нелюбовь к домашним делам, неумение создавать уют сопровождали ее всю жизнь. Мамонтова в 1895 году. «Какой молодец Антон.

Само тревожное революционное время, по-видимому, вызвало к жизни подобные образы, близкие мироощущению романтизма. "Это памятник Ермоловой. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.

Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Создавая произведения острые, с намеренным преувеличением тех свойств, которые показывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто называл себя «злым»), художник достигает особой эмоциональности, даже экспрессивности.

А Серов наотрез отказался писать дальше. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Оживленное копошение собачки контрастирует с безразличным взором "скучающей барыньки", как отзывался о Боткиной Серов. Бакста. Серов попросил разрешения тоже писать ее портрет во время сеансов у Репина. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.

Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. "Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Раньше о ней не приходилось так упорно думать.

Ефимовым и Н. Я. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Гиршман словно "примеряет позу", репетирует роль. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. царица Египта. Но в то же время это – утверждение ценности собственного "я", указующий знак, концентрирующий внимание на личности изображенного (что особенно очевидно в графическом портрете Гиршман). Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей.

Прожив долгую жизнь (она умерла в 1960 году), создав собственную балетную труппу, где она выступала в главных партиях вплоть до Второй мировой войны, Ида Рубинштейн никогда больше не имела столь громкой славы. Участвовал художник и в выставках других объединений. Интересен в этом отношении рассказ Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Стены комнаты были затянуты серым холстом, что отчасти определило цветовую гамму портрета. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере.

Симонович-Ефимовой. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28.

К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет. " – спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. – Что надоело.

Сколько любви и чувства изящного. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру письма. "Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.

– В Египет. » 29. Гиршман в интерьере ее будуара. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Глаз дрянной.

"А заметно, что у него золотое горло. Орловой напоминают рисование цветом. Именно здесь Серов создаст Девочку с персиками. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Здесь, как писал Д. В. Надо другое платье.

хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.

В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. В ноябре 1911 года, незадолго до смерти Серова, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку, освещенную солнцем. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Михаил Врубель, его давний близкий друг, однокурсник и однокашник.

Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Дягилева (1909). Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр.

Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Валентин Серов родился в артистической семье. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Знакомство с Г. Л. Чистякова. Ведь этакое создание.

Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Портрет Е. П. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста.

Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Театр был частью жизни Серова.

Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

Она останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Что сталось с этими чудесными рисунками, которые висели приколотые булавками к обоям. » 20. К людям творческим он всегда относился с большой симпатией.

В письмах Серов неизменно отмечает чуткость, любезность князей и княгини. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.

Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Это дочь Саввы Мамонтова, 12-летняя Верочка.

В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Надо другое платье. Валентин не жалел, что вылетел из гимназии после трех классов. Шаляпин изображен именно как артист – в концертном костюме, с актерской выправкой, в ситуации несколько аффектированного позирования.

Прекрасную жизнь в юности не видели. Прежде всего очень и очень неоднозначным. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости". Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. Серова «Юдифь».

Интересно, что при этом обе работы имели своим первоисточником живопись старых мастеров, в первую очередь художников венецианского Возрождения. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. И. Е.

И, стало быть, намерение Серова писать "только отрадное" означало не что иное, как соединение "порванной связи времен", возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. В захватывающее кипение абрамцевской художественной жизни, в царившую здесь дружную и радостную творческую атмосферу, которой столь многим обязано русское искусство, в эту жизнь «с папиным огоньком» Веруша вносила свою отчетливую нотку, повышавшую общую высокую художественную настроенность замечательного содружества, жившего и работавшего в старом аксаковском доме на высоком берегу речки Вори. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: "Бери, а потом ничего не дам". В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. "Он как бы даже держался в тени, но значительность его.

В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Портреты П. П. Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах. Прост и красив портрет. - Левитан был разочарованный человек, всегда грустный.

Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн "льющейся, текучей линии", приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Никто не верил, что художнику было всего тогда 22 года. И. Э. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной – для большого парадного портрета Серов требовал девяноста сеансов, трех месяцев ежедневной "работы" модели (то есть выдерживания на портретном сеансе нужной ему позы) и многие из тех, кого портретировал Серов, пишут о том, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Какое несчастье, какая огромная беда.

Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. На это следовало равнодушное "а-а. Грусть его изящна. Серов настоял, чтобы юноша позировал со своим любимым бульдогом, которого художник называл "своей лучшей моделью".

Бакста, С. П. Как и в Девушке, освещенной солнцем – пленэрный портрет, спокойно сидящая модель, белая блузка с играющими на ней рефлексами, роща на дальнем плане, только вместо ствола дерева – деревянная стена дома. – Стены вот, коридоры. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. " И уж потом спрашивали, останавливаясь перед репинским: "А это чей.

Но чего-то неожиданного он вряд ли мог ожидать от моделей, досконально им изученных (и измученных). Природа в картинах русских художников незатейлива, невзрачна и в этой невзрачности, "смиренной наготе" виделось ее, русской природы, особое достоинство, до которого непонятлив "гордый взор иноплеменный" (Тютчев). Но даже в этой простоте всегда предполагается взгляд наблюдателя, который, представляя себя внутри пейзажного пространства, в зависимости от мотива (будь то подтаявший под березкой снег, уютный дворик или ширь полей) радуется, печалится или умиляется или ощущает патриотическое воодушевление ("природа, предназначенная для богатырского народа", - писал о пейзажах Шишкина Стасов). Так вот, первая тенденция русского пейзажизма доводится Серовым до предела "безэффектности", так как эффект производить не на кого – не предполагается вообще наличие в природе способных впечатляться обитателей: ни трепетно-чувствительных, открытых всему прекрасному "граждан мира", ни тем более патриотически настроенных аборигенов. Все предвещало прекрасную счастливую жизнь.

Но полностью изменить своей манере Серов не в силах. Более того, он утрирует приемы импрессионистов. По мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора.

Поленовым и М. А. Но "доверительность" в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер.

До конца жизни Серов продолжал учиться. Дороги и тропинки, зимние, осенние, в серовских пейзажных этюдах выглядят забытыми – по ним давно никто не ходит и не ездит. И вот таким образом когда из-за покосившегося сарая мы видим выезжающие сани, запряженные лошадкой (Зимой), то это происходит как бы вдруг, после долгого скучливого ожидания и всматривания в белый снежный покров, – и это появление заставляет встрепенуться и даже обрадоваться бегу лошадки, как долгожданной вести и свидетельству, что здесь еще происходит какая-то жизнь.

Это лучшее, что можно выбрать. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Крылова». Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: – Вы не привыкли в бархате ходить.

Казалось, безумец ведет давний, бесконечный спор, что-то доказывает и добивается ответа. Молодые давно любили друг друга. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Портреты Г. Л. Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками.

"Это так, один ученик Репина". Любовь к сдержанным серым и особенно черным тонам (Гиршман одета в черное) – примета alter stilя. Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения. Конец XVII и XVIII век».

Грабарь. Я только высмотрел, подметил". Скрупулезная передача особенностей человеческого лица, виртуозная штриховка, тщательная разработка света и тени – эти приемы академического рисования, привитые практикой учебного процесса, позволяют художнику добиться безусловного сходства, передать в модели самое характерное. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я.

". В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Это было роскошное четырехтомное издание, в иллюстрировании которого также принимали участие Бенуа, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Репин, Суриков и другие знаменитые мастера.

Выбрал он композицию абсолютно случайно. Но кто мог подумать, что все зайдет так далеко. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для нее.

Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.

И это. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. ", – говорил он и Кузьме Петрову-Водкину.

Ее запомнили как Клеопатру и Зобеиду (Шехеразада). Серов писал И. С. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Неужели не видел, что он не в себе. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.

Карсавиной и А. П. Так сложилось, что пейзажистом Серов был действительно "немножко". «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Работа над полотном шла три месяца.

Грабарю он пересказывал свое представление о Петре так: "Обидно. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».

Грабарем к лучшим произведениям Серова. Портрет необычен по композиции, он динамичен. Кисть Серова подобна скальпелю — она обнажает душу человека. Серов воспринимал свое амплуа портретиста в известной мере как проклятье редкой творческой способности (дар портретиста – редчайший дар) и как фатальное стечение обстоятельств и было бы странным, если бы художник, ощущающий себя мастером универсальным, способным работать в разных жанрах (и таким он и был по возможностям своего мастерства), не сделал попытки прикоснуться к "вечному" источнику творческого вдохновения, каким была во все времена античность – либо как мир мифологии, питающей художественное воображение с древности, либо как мир античной скульптуры, пластического совершенства. Получилось так, что картины античного цикла – последнее специфическое новшество, которым завершается творческий путь художника, как бы точка его творческой эволюции.

Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. – вспоминал Дмитрий Философов, товарищ Серова по "Миру искусства". Сгорела за три дня.

А я и правда не любила богатых платьев. Он хотел сказать, что Валентин ошибается — вдохновение сильнее техники. – Зачем ты был так резок с бедным Михаилом Александровичем. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Николай II привлекателен на этом портрете — умное лицо, большие глаза излучающие свет, смотрят строго и внимательно. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.

"Гости, – пишет Грабарь, – всегда справлялись о репинском портрете: "Говорят, у вас есть замечательный портрет вашей дочери, написанный знаменитым Репиным. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости».

Павловой (оба – ГТГ).

Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Это собирались сделать многие, но когда дошло до дела, он остался один, никто за ним не пошел. бедная, голая. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский.

И первый толчок, отправивший друга в дом скорби, получен от него. Здесь написаны сдержанные по колориту, наполненные светом и воздухом, незамысловатые по мотивам пейзажи. Действительно ироничное отношение автора к модели сразу бросается в глаза. Серов слушал жену с непроницаемым лицом, опустив глаза в тарелку. Хрупкой женственности Е. С.

Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Родных сестер «Девочки с персиками» можно найти в русской литературе у Пушкина, у Тургенева, у Чехова, особенно у Толстого». "Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием. "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" сделали Серова знаменитым.

Понял и простил эмигрировавшего А. Бенуа, которому было тесно в России. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Серов активно включается и в другие события художественной и общественной жизни. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Ей было всего 32 года.

Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было". Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта – вторит Коровину художник Яков Минченков. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень. Серова решено было отдать в обучение к Репину.

"У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Можно наверное сказать, что эта старая мебель не покупалась у антиквара, да вряд ли ее ценили тогда: может быть и подумывали временами о замене «неуклюжей и неудобной старой рухляди» свежей и «изящной гарнитурой», да все как-то некогда было возиться — пусть себе стоит.

Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Аз царь есмь и подобает ми быти воину, а охота оная прилежит псарям и холопам". Заостренная в злой гротеск композиционная парафраза и символическая пародия на сюжет (псовая охота) этой "картинки из прошлого" – кадр из хроники событий 1905 года "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника.

Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Императрица вспыхнула и ушла. Своего рода памятный знак этих пристрастий – поливное блюдо изображенное в Девочке с персиками. " – спрашивали обыкновенно, указывая на висевший тут же серовский портрет.

Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Даже враги его отмечали, что он привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена. Когда ты повзрослеешь. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. И. Э. Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) рассказывала Игорю Грабарю, как, позируя Репину для портрета в малорусском костюме, она познакомилась с Серовым, зашедшим в мастерскую к учителю.

Каждая из работ 1911 года самоценна. "Не признаю, – ответил Серов, – я признаю картины, художественно написанные". Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».

" -писал Сомов, дважды – в графическом и живописном портретах – изображавший Гиршман. Серов ищет выразительного и трудного жеста для своего портрета". "Сюжеты все вышли", – отвечал он нам со вздохом отчаяния".

Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.

Но портрет удался. Репина (1901, ГРМ). Ученики Училища живописи были юноши без радости.

Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.

Художник и раньше не особо жаловал царскую тему. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. На портрете работы Репина 1901 года (углем на холсте) мы замечаем складку между бровей, угрюмый, недоверчивый взгляд, слегка усталый, слегка сердитый, слегка жалобный и очень грустный.

Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца. в зеркале у края холста). это только и есть искусство". Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза.

Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. - Юрию, моему супругу, хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). За плечами долгая жизнь: заработанная тяжким трудом слава, одна-единственная женщина, которой он никогда не изменял, шестеро детей – ему есть чем гордиться, но радости это не прибавляет. ", а когда я ответил: "Да, очень", он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. ", где изображена атака на толпу демонстрантов.

Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похожее на них. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Столь же многозначительны в портретах Серова "молчащие" руки, лежащие на коленях или опущенные вниз, – это отказ от диалога, нежелание "объясняться" и комментировать собственную персону, варианты душевной открытости (Девушка, освещенная солнцем, портрет Михаила Морозова) или душевней пустоты (портрет Софьи Серову в его портретах всегда удавалось создать ощущение, что они написаны быстро и непринужденно в широком движении кисти демонстрируется артистическая "маэстрия" художника, работающего свободно и легко.

Однако, в Петербурге слыла самой модной и элегантной дамой. Дягилева, И. Э. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.

Характеристика модели в портрете Юсупова, точнее, принципиальное отсутствие этой характеристики, редкое у Серова, сближает этот портрет с работами другого знаменитого портретиста, Константина Сомова, чья известность в 1900-е годы едва ли не превосходила славу Серова. Так началась целая серия портретов императорской семьи.

Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. " Гостя водили показывать портрет. Поспеловым). Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов.

Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.

«Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Стала брать уроки у Александра Серова. Английский график Обри Бёрдсли был одним из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль. У него была слава создателя утонченно-болезненных, зачастую шокирующих образов в духе Оскара Уайльда.

Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Ее запомнили как Клеопатру и Зобеиду (Шехеразада). В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».

Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре». Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. Заново открытая живопись знаменитых русских мастеров бросала вызов азарту соревновательности, которому Серов был вовсе не чужд. Так возник портрет Елизаветы Карзинкиной, стилизованный под гладкую, эмалевую манеру письма живописцев XVIII века (для этого портрета Серов использовал излюбленный формат поздних портретов Рокотова, овал, требующий незаурядного композиционного мастерства). Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Домотканово».

«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Именно он сыграл большую творческую и организационную роль в становлении «Мира искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1900 году. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. Как он рисует. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства. Европа – изначально хтоническое божество, связанное с культом земли и подземного мира.

Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту "надоело. Создание целой серии исполненных акварелью натурщиц граничит с преподаванием художника в МУЖВЗ, где в 1897-м он возглавил мастерскую. Кроме того, это жест диалога, человека, откликающегося на зов (портрет Горького) или жест признательности. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Я подошла погреться к печке.

Миф о Европе принадлежит к "первомифам". горели как самоцветные камни".

Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. Да и глядит-то она куда. Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". Работа над ними была начата по приглашению А. И. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде».

– Бенуа. Среди них и портрет учителя – И. Е. Симонович-Ефимова. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять.

Портрет Ольги Федоровны Серовой. Я у них учусь» 7. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».

Петровская тема надолго приковала внимание художника. Словно школьник, отлынивал от заказов. Да, он упрям, порой резок, эгоистичен, страдает от этого, но что хуже, заставляет страдать других.

В портрете ничто не указывает на то, что изображен именно художник, хотя он позировал Серову в своей мастерской. "Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: "Вам нравится. Действие басен у Серова происходит не в конкретной "местности", а вообще в природе.

– Иначе ведь не была бы княгиня Орлова. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.

В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет – угрюмое насупившееся лицо, – и это несколько тягостное "смотрение в упор", которого так опасались модели Серова, странным образом не соответствует чрезвычайной элегантности портретной постановки (сочиненной самим же Серовым), которая должна по замыслу художника и по результату, предъявленному в живописи этого портрета, внушать радость. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту.

— Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его, — сказал он Грабарю. — Вообще я считаю, что только два сносных в жизни и написал, — этот да еще «под деревом». Врубелю Мамонтов заказал панно за 3000 р., а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: "Вот 25 рублей, получай". Прожив долгую жизнь (она умерла в 1960 году), создав собственную балетную труппу, где она выступала в главных партиях вплоть до Второй мировой войны, Ида Рубинштейн никогда больше не имела столь громкой славы. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Позже Врубель был оправдан.

Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Занавес (фонд М. Л. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Пример тому — «Октябрь. "Надо было ему ехать к кн.

В детские годы Серов близко знакомится с И. Репиным, В. Поленовым, М. Антокольским, многими другими художниками, писателями музыкантами, часто бывавшими в доме его родителей — Александра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых. В. О. ". "Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает" (Олсуфьева).

Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. "А это кто писал. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.