Сватовство Майора Описание

Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

А седобородый батюшка-купец. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Но не всё так однозначно. ассигнациями в месяц».

Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Откуда лента здесь взялась. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. / По-старинному— в сизом платочке. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

Все присутствующие ждали этого события. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. — стыд какой. И зачем. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение.

Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай.

Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Постепенно сюжет сложился. Ж-4521).

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. получали то, что хотели, становились счастливыми. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. чужой. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. / Нет, в светлицу уйду. ».

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Вопрос спорный. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Подобные браки случались тогда повсеместно. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». / Ой, стыд какой. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году.

Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Кроме одного.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. 5.

Это излюбленный приём Павла Федотова. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности».

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи».

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. — стыд какой. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. И зачем. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий».

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.

Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». А там, если помните, никакого туалета. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Подобных вопросов возникает множество.

Газета Санкт-Петербургские ведомости в 1849 году писала: Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. На полу— кошка, «намывающая» гостей. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. осталась незавершенной. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена.

А вот герои Федотова, что из купцов, прекрасно себе это представляли и совсем не хотели такой деградации, а стремились в высшие слои. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния.

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит и выход один – жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. / Никогда с ними я не бывала». Служанки шушукаются.

Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Он занял позицию несколько позади своейжены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное и, видимо, не совсемудобное одеяние. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Ведь он жених. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / Нет, в светлицу уйду. »46.

Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

«Сватовство майора» 
Федотов описание 
картины

«Сватовство майора» Федотов описание картины

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки».

Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Что можно сказать про этого персонажа. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.

/ Никогда с ними я не бывала». Рядом с купцом стоит сваха. Ах, уж эта кулебяка.

Картина «Сватовство 
майора»: описание 
картины

Картина «Сватовство майора»: описание картины

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Образы сидельца и приживалки Федотов писал с завсегдатаев Толкучего и Андреевского рынков, а кухарку— с прислуги хорошо знакомого ему семейства Флугов. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

Видимо, в псалтырь. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В ней борются противоречивые чувства. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Кроме одного.

В ней борются противоречивые чувства. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. / По-старинному— в сизом платочке. 58, 375, 4. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света.

Сочинение по картине 
Федотова «Сватовство 
майора»

Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». На ее лице читаются властность ирасчетливость. Подобные браки случались тогда повсеместно.

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий.

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Описание картины 
"Женитьба майора"

Описание картины "Женитьба майора"

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения».

Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.

И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". чужой. Ах, уж эта кулебяка. Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Про нее писали вгазетах. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Ж-4521)8910. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета.

Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847).

Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Ах, уж эта кулебяка. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь.

Сватовство майора 
 (Смотрины в купеческом 
доме)

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». / Ой, стыд какой.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.