Тициан Венера И

Интерпретация тициановской красавицы

Обычно ее пробегают с невидящим взглядом. Если мы выйдем за пределы истории искусства и вслед за Роной Гоффен используем для интерпретации этой картины медицинские трактаты XVI века, то обнаружим одно любопытное обстоятельство.

Художники не боялись изображать куртизанок, а самые титулованные коллекционеры охотно покупали такие изображения и выставляли их отнюдь не в потайных, а во вполне парадных покоях. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Чтобы понять сообщение художника, надо посмотреть на его произведение «взглядом эпохи», а для этого необходимо задуматься над тем, какова была культура той эпохи вообще и каковы были ее представления о том, что могло и должно было быть предметом искусства в частности. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Тициан (1488 (90) – 1576) Итальянский художник эпохи Возрождения. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.

  1. Картина Венера и Адонис, Тициан, около 1553
  2. Описание картины «Венера и Адонис»
  3. Какувидеть искусство глазами егосовременников
  4. Презентация по МХК на тему: «Венера Урбинская Тициана Вечеллио»
  5. Венера Урбинская: любопытные и спорные факты о впечатляющем шедевре Тициана
  6. Венера Урбинская (картина Тициана)
  7. Тициан Вечеллио Венера и Адонис

Мои страдания закончились, когда в руки мне наконец попала книга, в которой не было ни слова об «Аннунциате» Антонелло да Мессины, но благодаря ей я посмотрела на всю живопись итальянского Ренессанса новым взглядом. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом.

Несколько упрощая, гипотезу Рингбома можно изложить так. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, – служанка на коленях. Второй подход – это формальный анализ внешнего вида произведения искусства.

Впечатление от подлинника «Аннунциаты» было еще сильнее, чем я ожидала, но тем острее стало чувство непонимания. Венера и Адонис – одна из самых знаменитых композиций в творчестве Тициана.

Оказалось, что лошади прекрасно умеют стрелять из пушки по команде дрессировщика. А. С. Пушкина, добавим, что проведенный в Венеции послойный анализ живописи позволил обнаружить типичный для зрелого Тициана метод наложения краски bagnato su bagnato (буквально – сырой по сырому), когда на один еще непросохший слой накладывался следующий. Однако показать, чем обусловлена связь между ними, Панофский не смог или не захотел. Как она «пришла» в картину.

  1. ТИЦИАН Венера на леопардовой шкуре
  2. Венера и Адонис (картина Тициана)
  3. Венера Анадиомена (картина Тициана)
  4. Тициан Венера на леопардовой шкуре
  5. Итальянская живопись ициан Вечеллио (1488-1576)

Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Над головой Венеры висит необычайно чувственная раковина – символ женской вагины. Неандертальцев начали рассматривать как промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком, а отдельные внешние признаки неандертальцев или приматов принялись искать в отдельных расах или социальных типах.

Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. В 2014 году мадридскую картину отреставрировали иподвергли современным исследованиям. Прежде всего, существовало несколько драгоценных реликвий вроде плата Вероники – так называемая vera icona (плат, который святая Вероника подала Христу идущему на Голгофу, чтобы тот мог утереть пот и кровь, – на этом плате чудом отпечатались его черты). Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.

  1. Обращение к образу Венеры в творчестве Тициана
  2. Женщины, позировавшие для картины
  3. Венера Урбинская как вдохновение для Эдуарда Мане и Франсиско Гойи
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Напишите отзыв о статье Венера Урбинская

Еще более остро итальянец XV века ощущал разницу между оттенками синего цвета. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность. Донателло придал голове кондотьера отчетливое сходство с хищником из семейства кошачьих. Марковой, которая установила авторство Тициана. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Обе Венеры схожи в изображении любовных сцен, пикантных и притягательных. Клиент оценивает Олимпию, а Олимпия оценивает клиента и, судя по положению не по-женски крепкой руки, она еще не решила, сойдутся ли они в цене (вспомним, как рука Олимпии испугала критиков, которые называли ее «чудовищной жабой»). Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь.

  1. Отрывок, характеризующий Венера Урбинская
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Венера и Адонис (картина Тициана) Информацию О
  4. Уникальные мысли уникальных людей

Эксперименты художников с зоофизиогномическим кодом носили разрозненный характер до тех пор, пока в 1586 году в Неаполе не был напечатан первый иллюстрированный трактат под названием «Физиогномика человека» итальянца Джамбаттисты делла Порта. Довольно показательно, что за картиной закрепилось неправильное название: вместо «Неизвестной» ее часто называют «Незнакомкой».

А. С. Пушкина. Как это истолковать. Это правда, творения из ряда вон выходящие. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.

В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Оттого данная работа известная под разными названиями, – это не только игра художнической фантазии на темы мифологии: Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад. Холст, масло.

К числу таких изображений принадлежал благословляющий Христос (Salvator Mundi) и некоторые типы изображения Богородицы – к примеру, Мадонна четок. Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка. Выше: что вы искали.

Отдельные рисунки или целые серии под названием «Зверинцы», «Кабинет естественной истории», «Зоологические наброски» и так далее изображали зверей, которые были одеты в человеческую одежду и вели себя абсолютно так же, как люди. Это новый подход в изучении искусства, который принято называть термином «визуальные исследования» (visual studies) или «исследования визуальной культуры» (visual culture). Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья).

Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Во-первых, это позитивистская реконструкция истории произведения искусства (кем, когда и при каких обстоятельствах оно было создано, куплено, выставлено и так далее). Дело в том, что французское законодательство давало женщине очень мало экономических прав. В случае Олимпии это женщина, торгующая им вполне успешно. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.

В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Приверженцы этого подхода считают, что полноценное понимание искусства невозможно в отрыве от культуры в самом широком, антропологическом смысле этого слова, то есть культуры как «многосоставного целого, в которое входят знания, верования искусство, мораль, законы и все прочие навыки и обычаи, которые усваиваются человеком в обществе» – такое определение ей дал английский антрополог Эдвард Тайлор еще во второй половине XIX века. Их любви мешала страсть последнего к охоте. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно данный вывод был сделан сотрудниками испанского музея Прадо в 2014 году.

Париж в искусстве Мане и его последователей». Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Но даже если это только исследовательская гипотеза и сходство Олимпии с самой знаменитой содержанкой Франции того времени преувеличено, героиня Мане, несомненно, репрезентировала женщину, которая, говоря современным языком имеет свой маленький бизнес и вполне в нем успешна. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.

К примеру, моделями для «Олимпии» Мане и «Венеры Урбинской» Тициана, скорее всего, послужили куртизанки, то есть в буквальном смысле обе картины изображают одно и то же, но при этом они транслируют противоположные сообщения: картина Тициана, скорее всего, представляет собой свадебный портрет и репрезентирует пожелание счастливого и плодовитого супружества. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир абсолютной гармонии и высшей красоты. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.

Картина Венера и 
Адонис, Тициан, 
около 1553

Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука. Возможно, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. Проститутки официально делились на два разряда: так называемые публичные девки (это буквальный перевод официального понятия la fille publique) – они работали в публичных домах – и девки по билетам (fille en carte), то есть уличные проститутки, которые на свой страх и риск искали клиентов на улицах или поджидали их в кафе.

Я добралась до Палермо в конце лета, но было по-прежнему очень жарко. 1:30 – 31), после чего Мария спросила у него: «Как будет это, когда Я мужа не знаю. » (Лк. Для более полного восприятия картины это учитывать, несомненно, важно. Удивительным образом профессиональные искусствоведы, рассуждавшие о «Венере Урбинской» в последней четверти ХХ века, недалеко ушли от Марка Твена.

Таким образом картина обрела новую жизнь. Из «Аннунциаты» невозможно сделать вывод о том, как именно да Мессина и его заказчик смотрели на эти разногласия, однако сходство самого формата погрудного изображения Salvator Mundi и Аннунциаты вполне очевидно, а жесты их рук достаточно похожи, хотя и не идентичны: можно предположить, что за этим уникальным художественным решением стоит ощущение важности вопроса о божественной природе Девы Марии. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Делла Порта уложил основной принцип зоофизиогномики в форму силлогизма. Так, Платона он сравнил с собакой, а Сократа – с оленем. В частности, героиню «Венеры» Тициана, которая была написана для герцога Урбинского, вплоть до конца ХХ века считали куртизанкой картину даже называли «порнографией для элиты», но при этом она считалась жемчужиной галереи Уффици, ее выставили в центре так называемой Трибуны – зала, где были собраны главные шедевры коллекции Медичи.

Об этом же ясно говорит интерьер «Венеры Урбинской» Тициана: его богиня изображена на фоне богатого домашнего интерьера. И это было третье состояние ангельской беседы именуемое вопрошанием. Кажется, в первый момент она не произвела на меня особого впечатления, но потом стала вспоминаться так настойчиво, что я решила все-таки посмотреть на нее вживую.

На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Тициан был величай- шим художником Венеции. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Согласитесь, это сложная задача.

Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего – это прихоть заказчика. Однако искусствознание – дисциплина сравнительно молодая, долгое время историки искусства занимали скромное место на обочине «большой» исторической науки и, для того чтобы укрепить свое право называться самостоятельной дисциплиной, в начале XX века искусствознание стало пытаться обособить свой объект и вывести специфические законы для описания и анализа искусства.

Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. «Олимпия» Мане репрезентирует ту составляющую капиталистического этоса, которую его современники не желали видеть на картине: легальная проституция представляла собой честный бизнес, рожденный спросом на страстную любовь. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

Ему подражают им восхищаются. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Тициан не один раз её рисовал – и каждый раз в схожих позах. Вернемся к жесту Венеры, который так возмутил Марка Твена. Декарт рассуждал так: душа нематериальна, а тело материально.

Этому способствовал труд швейцарского пастора Иоганна Каспара Лафатера, одного из самых влиятельных ученых в Европе конца XVIII века. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». 1:34). Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную).

Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Заключенный в аллегории эротический смысл сделал композицию «Венера и Адонис» необычайно популярной в среде просвещенных любителей искусства из высшего света Европы, для которых Тициан исполнил многие свои произведения. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Судя по прозвищу этого кондотьера (gatta по-итальянски – «кошка», а melata среди прочего значит «пятнистая»), можно предположить, что он и в жизни был похож на леопарда, ну или, по крайней мере, на кота.

Удовольствия от чистого созерцания картины мне было явно недостаточно: мне казалось, что картина настойчиво говорит со зрителем, но язык ее мне непонятен. Герои были изображены в натуральный рост. Это «Олимпия» Эдуарда Мане: большая картина маслом размером 130 190 см, на ней изображена обнаженная женщина, которая полулежит на постели лицом к нам, в компании служанки-негритянки с огромным букетом цветов в руках и маленькой черной кошки.

Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев.

Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку). В Венеции была осуществлена реставрация работы, в процессе которой полотно подверглось всестороннему технологическому исследованию. Книга Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 году, дала новый импульс интересу к сходному проявлению эмоций у человека и животных, о котором мы с вами говорили еще в связи с работами Леонардо.

Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Что такое. 1:29). Однако более пристальный взгляд на историю европейского искусства Нового времени и в особенности на французское искусство первой половины ХIX века, то есть на тот период, который непосредственно предшествовал появлению «Олимпии», эти тезисы не подтвердит. Ничего.

Дело в том, что Марс, судя по всему, спит, утомленный их недавней близостью, а выражение лица Венеры можно описать чем-то вроде фразы из анекдота: «А поговорить. » То, что Боттичелли и его современникам казалось удачной шуткой, вполне уместной на свадебном портрете, нас (или, во всяком случае, производителей плакатов) вгоняет в краску. По всей видимости именно она была написана для Филиппа II. Это для неё должно было быть как мастер-модель.

Критик Стасов немедленно опознал в этой картине изображение, как он сказал, «кокотки в коляске». Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую абсолютно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи. Это довольно сильная точка зрения, в основе которой лежит очень скудная аргументация. Ее приверженцы ссылаются прежде всего на то, что первый покупатель этой картины, молодой герцог Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский, в 1538 году в письме к своему агенту назвал эту картину просто «La donna nuda» или «Голая женщина».

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Знаменитый эксперт по итальянской живописи старых мастеров, Виктория Маркова (сотрудник Пушкинского музея), атрибутировала картину как работу Тициана.

На другом свадебном портрете работы Тициана «Любовь небесная и любовь земная» одна и та же женщина изображена в двух видах: сидящая слева любовь земная одета в белое платье невесты, в правой руке у нее свадебный букет из роз и миртов, а левой она придерживает серебряную шкатулку – в таких шкатулках в XVI веке венецианские невесты получали свадебные подарки. Речь шла о портрете самого Гвидобальдо II делла Ровере и La Donna Nuda, обнажённой женщины. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Воплощение соблазна.

Композиция «Венера и Адонис» по праву считается одной из самых знаменитых в творчестве Тициана, что во многом объясняется сюжетом, дававшим повод для обращения к любовной теме, решенной как драма исполненная страстей. Проповедник в церкви, куда добропорядочный прихожанин ходил регулярно, растолковывал ему содержание каждого этапа: как архангела Гавриила отправили с благой вестью, как он приветствовал Деву Марию и что она ему отвечала.

Скорее всего, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.

После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода.

Затем обнаружилось, что другие животные способны совершать еще более сложные действия: обезьяна, одетая во французский мундир и получившая прозвище Генерал Жако, плясала на канате и церемонно пила чай в компании госпожи Помпадур, роль которой исполняла соответствующим образом одетая собачка. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.

По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Венера полностью одета, а нагота спящего Марса деликатнейшим образом задрапирована. Ничего иль очень мало. Справа эта же красавица изображена обнаженной в виде любви небесной: она смотрит на одетую невесту и поднимает к небесам светильник, словно призывая ее (и себя) к вечной любви, которая превыше земных благ.

Заказчик – Филипп II Испанский, см. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Для того чтобы раскрыть содержание репрезентации, мы неизбежно должны выйти за пределы традиционной истории искусства и обратиться к истории социальных отношений.

Это была книга Майкла Баксандалла «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля», впервые опубликованная в 1972 году. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. В знаменитой Венере и Адонисе из испанского музея Прадо правок нет (только в ноге Венеры).

От собаки у Платона высокий и чуткий нос, а также широкий и вытянутый вперед лоб, что указывает на природный здравый смысл. Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему.

Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия (Met. Однако эта чувственность обманчива. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела.

Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться – её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости). Когда мы говорим о человеке, что он воспрял или сник, мы описываем именно то изменение внешнего облика, которое Лебрен вслед за Декартом связывал с движением животных духов – по направлению к шишковидной железе или прочь от нее. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. (Из этой детали – сундуков – следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, вот таким образом всё лежало стопкой из которой на картине служанка достает подходящий наряд. ) Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Правда, важно уточнить, что речь в данном случае не шла о портрете в современном смысле слова: ни при каких обстоятельствах приличная венецианка и тем более невеста не стала бы позировать художнику обнаженной (на таких портретах ее заменял так называемый телесный двойник).

Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Следует отметить образ св. Однако этому аргументу можно противопоставить аналогичный и не менее веский: первый историограф итальянской ренессансной живописи Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний» знаменитых итальянских художников, увидел эту картину через 30 лет после письма герцога Урбинского в его собственных покоях в Урбинском дворце и писал о ней как о «молодой Венере с цветами и превосходными тканями вокруг, очень красивыми и хорошо выделанными». Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи.

Может быть, по привычке. Ренессансные трактаты по зоофизиогномике учили его: «Обладатель орлиного носа великодушен, жесток и хищен, как орел». Пятое (и последнее) состояние изобразить было сложнее всего: оно наступило после того, как ангел покинул Деву Марию и она почувствовала, что зачала Христа.

К импрессионистам ты приходишь после большой экспозиции картин XIX века. По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).

Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. По-видимому, в основе этой ошибки – аналогия со стихотворением Блока «Незнакомка». Тициан, Тинторетто, Веронезе в Белом зале музея. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте.

Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле.

И такие аргументы появились, когда музей Прадо принял решение о реставрации и исследовании произведения из своего собрания. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. В 1541 году появляется портрет посла Карла пятого в Венеции – дона Диего Мендоса во весь рост, после чего, такой вид портрета начинает входить в обычай. Обе картины пришлись по душе хозяину.

В лице девушки нет ни ангельской прелести мадонн Перуджино, ни идеальной красоты мадонн Рафаэля и Леонардо, это обычное лицо со слабым южным колоритом: я только что видела такие лица на улицах Палермо, а кого-то из встреченных на улице девушек наверняка звали Аннунциатой, Нунцией или Нунциатиной – это имя, буквально означающее «получившая благую весть» и сегодня распространено на юге Италии. Памятник ему поставили на площади перед собором в Падуе. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Чтобы сохранить память о возлюбленном Венера из крови юноши вырастила цветок анемон (см.

Архангел сказал ей: «Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений изображённых на ней, большого количества людей и т. п. Нос клювом, по мнению делла Порта, мог говорить о разных наклонностях в зависимости от того, с какой птицей наблюдается сходство: вороний или перепелиный нос говорит о бесстыдстве, петушиный – о сладострастии, орлиный – о щедрости. Баксандалл объяснял это так: глаз человека кватроченто, прошедшего начальную школу (а, скажем, во Флорентийской республике начальное образование получали все мальчики в возрасте от шести до одиннадцати лет), был натренирован многолетними упражнениями, которые развивали в нем навык делить в уме сложные тела на простые – вроде конуса, цилиндра или параллелепипеда, – чтобы проще было высчитать их объем. Как мы видели на примере «Аннунциаты» Антонелло да Мессины, художник добивался сильного эмоционального эффекта, балансируя между привычным и непривычным, между тем, что его зритель ожидал увидеть на изображении чуда Благовещения и тем, что художник сделал впервые. И тогда я наконец попала в тенистый внутренний дворик готического палаццо с тончайшими мраморными колонками лоджий, поднялась на второй этаж и в одной из дальних комнат увидела маленькую (всего 45 35 см) картину, закрытую пуленепробиваемым стеклом. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века.

Очевидное сходство между двумя произведениями вполне объяснимо – Тициан был учеником и другом Джорджоне. «Мужчины играют на бирже, а женщины проституируют» – так описывали свою эпоху французские писатели 1860-х годов. И это затенило первоначальную оппозицию между наслаждениями плоти и наслаждениями духа. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником.

Главный труд Лафатера – великолепно иллюстрированные многотомные «Физиогномические фрагменты» – вышел на основных европейских языках в последней трети XVIII века, а затем был много раз переиздан. Но современники Крамского смотрели на картину абсолютно иначе: им было очевидно, что аристократки не одеваются по последней моде (в высшем свете погоня за модой считалась признаком нуворишей). Не могу вспомнить, где я впервые увидела репродукцию «Аннунциаты» Антонелло да Мессины: в России эта картина не пользуется большой известностью, хотя в Италии ее ставят наравне с «Джокондой», а порой и выше.

Удивительно, какое количество сентиментальной ерунды написано в интернете о «Маленькой танцовщице 14 лет» Дега. На фоне тщательнейшим образом выписанных полотен салонных художников его картина казалась недописанным этюдом, в чем его иногда и упрекали критики. Согласно одной из них картина символизирует узы брака.

Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. Тот дописал пейзажный фон «Венеры» Джорджоне и, по-видимому именно отсюда заимствовал и позу лежащей Венеры и положение ее левой руки: пальцы обеих Венер слегка согнуты и прикрывают лоно и про обеих обнаженных красавиц можно сказать, что они не прикрывают, а ласкают себя. И это великое удовольствие и великая радость. Вполне возможно, Мане не лукавил, когда говорил, что абсолютно не ожидал такой реакции на свою «Олимпию» : с точки зрения того, что могло быть изображено на картине, он не совершил ничего преступного.

Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. В это время художник писал в основном портреты.

О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.

– цвет аристократии. Художник знал, что владелец (или владельцы) этой картины проведут перед ней многие часы и приложил все свое мастерство для того, чтобы его картина бесконечно говорила с их умом и сердцем. Вновь обнаруженная первая версия с ее ярким жизнерадостным колоритом и бережным отношением к пластической форме без сомнения была создана раньше и, вполне вероятно, в 1545–1546 годах, в период пребывания художника в Риме либо сразу после его возвращения в Венецию и, таким образом, она является одной из первых poesie в творчестве великого мастера. Придворная культура, достигшая своего расцвета при «короле-солнце», строго регламентировала выражение чувств: лицо опытного царедворца не выдавало его эмоций помимо его воли. Именно с нее и начался подъем интереса к исследованиям визуальной культуры. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой» «.

Около 1510 года Джорджоне изобразил на свадебном портрете обнаженную спящую Венеру – это так называемая Венера Дрезденская. Следует особо отметить, что в процессе исследований живописи здесь был обнаружен редко встречающийся smaltino, ценный пигмент на основе лазурита использованный Тицианом также в алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (Венеция, церковь Фрари). Большая посылка: каждый вид животных имеет свою фигуру, соответствующую его свойствам и страстям.

Никакие лишние размышления не должны отвлекать нас от выражения ее лица и рук. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. В этом помогает развеска картин в Главном штабе Эрмитажа. тончайшими сочетаниями теплых и холодных оттенков в изображении тела Венеры Тициан создает ощущение постоянных переливов цвета и света и этот мотив пульсирующего движения не просто моделирует формы тела, но открывает в нем средоточие, дыхание жизни. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда.

P. S. Жарче всего спорили о том, была ли она белокожей или смуглой. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.

Упоминают знатных дам – от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.

Скорее всего именно вот таким образом «Олимпия» так испугала его современников. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной». Вот что новое – так это сундуки и платья. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры.

На парижской выставке импрессионистов в 1881 году Эдгар Дега выставил скульптуру под названием «Маленькая танцовщица в возрасте 14 лет». И тогда понятно, почему был сделан такой подарок. Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны». Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие.

Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру». Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Такое расположение вторит композиции самой картины.

Примерно в возрасте восемнадцати лет, когда он уже активно перенимал манеру Джорджоне, Тициан написал портрет одного дворянина своего приятеля из дома Барбариго. Но, пользуясь наблюдениями Баксандалла и Рингбома, мы можем хотя бы отчасти его понять. Что мы видим на картине. Некоторые из них называли такие картины «порнографией для элиты», а изображенных на них женщин – «банальными pin-up girls Pin-up girl – девушка с плаката (обычно эротического содержания), прикалываемого на стену», на которых смотрели как на «простые сексуальные объекты». Без этого навыка было невозможно жить в мире, где товар не паковали в стандартную тару, а определяли его объем (и, следовательно, цену) на глаз.

Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». В-третьих, упоминают о том, что Мане явно процитировал в своей картине «Венеру Урбинскую» Тициана, тем самым опошлив великий образец классического искусства. Я схватилась за итальянский аннотированный каталог Антонелло да Мессины и узнала из него много любопытного об истории восприятия этой картины искусствоведами. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).

Создавая этот метод, он опирался на других искусствоведов, прежде всего на представление об искусстве как неотъемлемой части культуры в широком антропологическом смысле, которое развивалось школой Аби Варбурга (к ней принадлежал и сам Баксандалл). Маленький формат и крупный план «Аннунциаты» Антонелло да Мессины объясняется тем, что это был образ, предназначенный для домашнего использования. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Какой-то секрет есть и в том, что платье – белое, оно притягивает взгляд.

Применительно к «Олимпии» первым это сделал выдающийся англо-американский искусствовед Ти Джей Кларк в книге «Живопись современной жизни. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.

Вернемся к произведениям Тициана. Обе картины соседствуют на выставке в Пушкинском музее Венеция Ренессанса. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов.

Одновременно начала распространяться практика эмпатической медитации над основными событиями жизни Христа: верующие проводили целые часы, вживаясь в события Евангелий. Но Джорджоне не окончил картину. Однажды он отправился на охоту и был убит разъяренным вепрем.

190, 3 x 207 см. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Именно так изобразил последнюю стадию Благовещения, к примеру, Карло Кривелли. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу.

Это именно тот вывод, к которому пришел и сам Носик. Однако эта чувственность обманчива.

С другой стороны лошадь (символ Марса) вводится в картину, где Марс же главное действующее лицо и возможно это намек на счастливый конец любовной истории Марса и Венеры. Для романтического искусства жанр бурлескной звериады был не более чем забавой, но в масштабах этой забавы чувствуется нервическое предчувствие решительного приговора вере в особую природу человека, отличающую его от животного. Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Представленное на выставке полотно впервые появилось в 2005 году на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как работа неизвестного венецианского мастера около 1600 года, копия с картины Тициана из Прадо (Vente St Germain-en-Laye 2005, lot 32 экспертизу проводил Cabinet Turquin-Mauduit-tienne в Париже).

Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается. Проституция была легализована и упорядочена настолько, насколько это вообще возможно. Возвращаясь к работе, представленной в ГМИИ им. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Почти у всех мифологических фигур изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Можно осторожно предположить, что в этом сходстве-несходстве есть отзвук рассуждений католических богословов о подобии, но не совпадении природы непорочного зачатия Христа и Девы Марии, а также о сходстве и различии их вознесения на небо. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки.

Если вы когда-нибудь ее видели – в реальности или на фотографии, – вы вряд ли ее забудете. К началу ХХ века эту гипотезу разом позабыли, осознав ее очевидную абсурдность, но взамен была выдвинута другая: палермитанскую «Аннунциату» стали рассматривать как подготовительный этап для другой версии этой же композиции, которая сейчас хранится в Мюнхене, поскольку якобы жесткий геометризм палермитанской Мадонны был свойственен начинающему художнику, а после пребывания в Венеции да Мессина его преодолел.

Сила воображения художника до- стигает своего апогея в картинах на мифологические сю- жеты. После его смерти в 1801 году в одном английским журнале писали: «Было время, когда никто не решился бы нанять прислугу, не сверив тщательнейшим образом черты лица этого юноши или девицы с описаниями и гравюрами Лафатера». Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.

Это означало, во-первых, отделение живописи и скульптуры от литературы, театра, музыки и танца во-вторых, размежевание между «высокой», народной и массовой культурой и в-третьих, тот факт, что искусствоведение порывало всякую связь с философией, эстетикой и психологией. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Меньшая посылка: составляющие этих фигур обнаруживаются и в человеке. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения).

Баксандалл назвал свой метод анализа изображений period eye или «взгляд эпохи». Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки. Полотно впервые было выставлено на европейском аукционе в 2005 году как работа венецианской школы кисти последователя Тициана (датирована около 1600 года).

Что этим хотел сказать Тициан. Из живых существ на полотне есть ещё собачка. В саркофаг рядом с гербом жениха вделан железный кран из которого льется вода. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу.

Национальная галерея Шотландии. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Картина производит неизгладимое впечатление. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Вывод: человек, наделенный внешним сходством со зверем, будет похож на него и характером.

Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Тема картины взята из Метаморфоз Овидия (сочинение I века н. э. ), где Венера, раненная стрелой Купидона, влюбилась в юношу Адониса. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны.

К счастью, эта мрачная страница в истории зоофизиогномики была не последней. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Кроме того, не зря же строгое жюри Салона допустило его картину на выставку.

О том, что Олимпия – не публичная и уж тем более не уличная проститутка, говорит множество деталей: это дорогая шелковая шаль, на которой она так небрежно растянулась (и, между прочим, ее пронзила острыми коготками ощетинившаяся черная кошка) это массивный золотой браслет на ее руке (а браслеты такого фасона обычно дарились на память и заключали в себе миниатюрный портрет, фотографию или прядь волос подарившего) это роскошный букет, который принес ей только что вошедший клиент орхидея или, как предполагают некоторые исследователи, камелия в ее волосах (этот цветок вошел в моду после романа Дюма-сына «Дама с камелиями» кстати говоря, одну из героинь этого романа, парижскую куртизанку, звали Олимпией). изображение), отождествляющийсяс солнцем.

Недавно в замечательном переводе Веры Аркадьевны Мильчиной вышла книга «Сцены частной и общественной жизни животных» : вошедшие в нее очерки выходили в Париже в начале 40-х годов XIX века с чудесными иллюстрациями Гранвиля. Такими признаками он считал черты, сближающие человека с животным. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Второе состояние Девы Марии – размышление – евангелист Лука описывал так: она «размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия.

Зачатие в рамках законного супружества было единственным оправданием плотской близости. Возрождение. вы можете запросить все в системе с коробкой. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Чудесная американская исследовательница венецианской живописи Рона Гоффен убедительно доказала, что «Венера Урбинская», скорее всего, принадлежит к жанру свадебного портрета. Ультрамарин был самой дорогой краской после золота и серебра. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы.

Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Для понимания картины немаловажно знать некоторые обстоятельства брака между Гвидобальдо делла Ровере и его совсем юной супругой Джулией Варано. Православная церковь смотрит на природу Девы Марии иначе, чем католическая, о чем уроженец Италии эпохи кватроченто не мог не знать. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм.

Искусствоведы неоднократно подчеркивали, что манера письма Мане резко отличалась от академической школы. Облик ее сына, Христа был более или менее твердо определен. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Но ведь и незнакомка Блока – это проститутка, которая поджидает клиентов в ресторане.

Эдинбург. Вот мы и вернулись к «Маленькой танцовщице» Дега, созданной после того, как теории Ломброзо получили известность и во Франции. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1. Скажем несколько слов и о внешности Девы Марии. Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца.

Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании. Дега добился этого эффекта разными способами. К такому выводу пришли сотрудники Прадо, в том числе Мигуэль Фаломир, куратор итальянской живописи и ряд других ученых, а также британский исследователь Пол Йоаннидес, который выдвинул версию о происхождении картины: по его мнению, картина была предложена Антуану Перроне де Гранвею. Возможно, мы никогда не сможем пережить эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с «Аннунциатой» современника Антонелло да Мессины.

«Аннунциата» стоит на отдельном постаменте чуть по диагонали к стене и к окну слева. Звери изображенные в роще на этой картине, были написаны с натуры, они кажутся живыми – настолько изображение правдоподобно. Образы мира» – я подготовила ее в Европейском университете в Санкт-Петербурге и она вот-вот должна выйти в свет. Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог.

Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Приплюснутый нос оленя выдает сладострастие Сократа – и так далее.

Еще более «забористую» шутку, говоря словами Марка Твена, мы обнаружим на свадебном портрете работы Лоренцо Лотто, который тоже был написан раньше «Венеры Урбинской». Она была куплена российским коллекционером и привезена в Россию. Италия. Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему.

.