Весна Репин

По словам В. А. Чаговца, поющий Репин, вдохновленный красотой весенней природы, был прекрасен, — тогда была чудесная теплая весна, цвели сады, пели соловьи, Днепр широко и величественно разлился.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России».

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление.

  • Картина Репина Осенний букет – описание
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Одна полоса неудач относится еще к 90-м годам, когда, увлекаясь затеянной им «выставкой эскизов», он принялся сочинять для нее бесконечную серию картинок на самые разнообразные темы: исторические, религиозные, бытовые, организовав своеобразное соревнование с полусотней учеников своей мастерской. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

  • Илья Репин: жизнь и творчество художника
  • «Отступничество» в картинах Ильи Репина
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Стрепетовой. Стасов присылает ему все, что он просит. Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. Кроме этого произведения, в Советский Союз попали, помимо собрания в «Пенатах», еще прекрасный акварельный портрет М. Я. Хлопушиной, принадлежащий В. И. Павлову и портрет жены шоколадного фабриканта Шувалова, писанный в 1920 г. Наряду с хорошо написанной головой, в нем не удались руки, прикрепляющие к груди розу, особенно кисть правой руки. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.

  • Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
  • Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
  • Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Столовая. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Но то была последняя вспышка гения. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. «Бурлаки на Волге» – это, без сомнения, одно из самых запоминающихся произведений искусства XIX столетия, в котором очень доходчиво показан тяжелый повседневный труд простых жителей прибрежного волжского села. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Разношерстная компания во главе с вихрастым хозяином дома слушала лекцию физиолога Ивана Павлова, которому, по его словам, вполне успешно удалось приучить подопытного щенка к питанию свеклой, картошкой и прочей вегетарианской пищей. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Отказаться было нельзя. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Действие происходит в тюремной камере. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным.

  • Описание картины Ильи Репина «Садко»
  • Интересные факты из жизни художника

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. После этого из Ширяево прибежало более десятка мужиков, настроенных весьма воинственно. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. По рисунку вещь слаба (особенно плохо нарисованы руки), живопись хаотична, насколько можно судить по фотографии, так как оригинала как этого, так и остальных трех портретов мне не пришлось видеть. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Она была закончена только в 1891 году. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы.

Картина Репина Осенний 
букет – описание

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он идет прямо к матери.

Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Как музыки, хотелось рыданий. Берег Волги.

Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Все заняты. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О некоторых из этих переживаний Репин рассказал в своих воспоминаниях, которые так и назвал: Мои восторги. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. Радость воскресшего хотелось мне изобразить. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции.

Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В итоге для написания картины им был выбран холст размером 1, 3 на 2, 8 метра, на котором и были написаны знаменитые «Бурлаки на Волге».

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Крестьянство не пошло за народниками. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Последние два дня он прожил на кипятке.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Пятый факт. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

Особенно внимательно слушала доктора строгая супруга хозяина – Наталья Нордман-Северова: она полагала, что овощная диета спасет Россию от голода и именно с ее нелегкой руки в доме не ели мяса. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Также Весна, ООО работает еще по 16 направлениям. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Истинное наслаждение испытает И. Е. Отказаться было нельзя.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Художественная среда Чугуева и одаренные учителя помогли Илье Репину в его ранних живописных исканиях и Репин решил поступать в Петербургскую академию художеств.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Исаака Бродского мутило.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Это не то. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. К обоим Репин относился сочувственно. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.

Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Этюд получился превосходный. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.

Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Потом дом был воссоздан и стал музеем Репина. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.

кн. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин пишет: повторения, особенно прелюдии, меня трогали до слез. Были и крупные неудачи — картины «Иди за мною, Сатано» (1901), «Какой простор» (1903).

В манере письма нет ничего от ложно понятого импрессионизма, кладка деликатная и мягкая. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ныне «Бурлаки на Волге» находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге (рис. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).

Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.

Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Изумилась она, когда его узнала. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В его глазах читается печаль, тоска. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Таковы «За здоровье юбиляра» (1893), «После венца» (1894), «Боярин Романов в заточении» (1895).

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.

Репин писал Стрепетову дважды. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

«Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Ежедневная творческая работа, преподавание – Репин в период с 1894 по 1907 год руководил мастерской, затем стал ректором Академии художеств, одновременно ведя курс в мастерской Тенишевой, – посещение театров, чтение, писание огромного количества писем, казалось, не изнуряли его.

Стала болеть и слабеть правая рука. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Первый факт.

Во время Отечественной войны они сгорели дотла. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Вся центральная часть написана самим Репиным. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». все внутри у меня рвалось. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться».

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Убийство свершилось. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Они словно противопоставлены друг другу. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

Казалось, она спит. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами.

На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.

Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Да вы же спали, батенька. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако умеющих читать среди них не оказалось.

Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Комната небогатой интеллигентной семьи. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее.

Страдать без друзей и общества, отказываться от звания народного художника. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Третьяков»109. Репин считал сам эту картину красивой. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности.

Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. Водяная диета была скорее вынужденной и позволила наскрести на билет третьего класса до дачной Куоккалы, куда он приехал к своему учителю – Илье Репину, чтобы показать последние рисунки. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Не доносчик ли.

Третьякову. Люди здесь жили с незапамятных времен и еще голштинский путешественник Адам Олеарий, записки которого датируются 1636 годом, говорил о Ширяево как о «старинном селе». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Евреинов и художник Ю. Анненков. И вот уже перед нами не царь, а отец. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Последний портрет изображающий девушку в профиль на фоне осеннего пейзажа, в позе решимости или отчаяния, со скрещенными руками, Репин называл «Осенью» или «Жанной дАрк». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, одиночества, тоски, от которого ежится сидящий в телеге человек, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Возвращается в Россию летом 1876 года.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Это было мучительное время поисков. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он и Вера уже семь лет женаты. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Герарда», «Портрет С. Ю. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель. Для «Зимы» позировала Стенина. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

За окном летний день. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Стасовым. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. В Пенатах он сам был ларом – хранителем очага. После революции Куоккала, а вместе с ней и Пенаты отойдут к Финляндии. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

И через десять лет, после Финской войны, его могила оказалась на территории России. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Л. Н. Толстого».

Он будет жаловаться Ворошилову, что остался без средств. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Как уже говорилось, писать этюды для «Бурлаков на Волге» Репину сразу же посоветовали в селе Ширяево, расположенном на правом берегу Волги, в устье горной долины северной части Самарской Луки. У меня под руками фотографии еще двух портретов из того же цикла: «Весна» — портрет Бутлеровой, девушка в белой кофточке, на фоне цветущего сада с нотами в руках и «Лето» — портрет Пуни, девушка с букетом цветов в руках.

Репину исполнилось семьдесят лет и он пришёл ко мне на дачу с полудня, чтобы спрятаться от тех делегаций, которые, как он знал из газет, должны были явиться к нему с поздравлениями. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В эту минуту в комнату вошел Христос. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. К которому он уже шел – со связкой бубликов и фунтом масла в руках.

В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Общение с прежними друзьями было только заочным. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Размер уставного капитала 150 000 руб. И вот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он так и не вернется в Россию. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги».

Так ли это – судить зрителям. Из окна он увидел Репина, уже возвращающегося с покупками из лавки Меркурий. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Америка—Франция—Россия. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Первый факт. Мне минутами становилось страшно.

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Особенно потряс его эскиз картины Голгофа. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Какое это было счастье. Горемыкина и Н. Н.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Дмитрия Павловича. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Рассмотрим "ближний круг". Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел.

Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Эта история получила название «бунт 14». Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста.

Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.

И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. М. Бунакову. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Пятый факт. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

За этим столом художник работал над тушевыми и акварельными рисунками. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Много учился на написании портретов близких и друзей. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши.

Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин рисовал что-то из головы. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сюда лучше не лезть. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Вы молодые, шутливые, вам всё легко.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Крамским, критиком В. В. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Кабинет Репина.

Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин поселился в Пенатах в 1899 году и первое время работал на восьмигранной веранде. Обе мне известны только по снимкам.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин забыл о конкурсе, об Академии. Репин дважды подавал прошения об отставке. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Позже он поступил учиться в частную иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать иконописцем, разъезжал по далеким селеньям, выполняя работы. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Первое детское впечатление от музыки было ошеломляющим. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.

Внешне импрессионистская манера определенно проглядывает и в слабой вещи 1922 г. из цикла «Четыре времени года», как назвал Репин серию из четырех портретов бывавших в «Пенатах» девиц: Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни, В. П. Стениной и Е. Э. Деггергорн. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».

Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Это пленительное, тогда еще не осознанное ощущение музыки осталось у Репина на всю жизнь. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Репин сам признавался: Я всегда любил музыку. Брат художника Василий разучивал сонату Бетховена и подолгу играл ее. Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Работу над «Бурлаками» Репин начал в том же году, причем, как он сам сообщал в дневнике испробовал несколько разных сюжетов на полотнах разной величины. На моих друзей она производила то же впечатление. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Потрясенному образами своего вдохновения, доведенному до состояния экстаза художнику снова не хватало звуков: только музыка могла бы передать всю силу и остроту его переживаний.

Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Центральная группа словно недовольна своей ролью. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В его взгляде осуждение и тревога.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов.

Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Каждый персонаж переживает что-то своё.

Портрет Веры Ильиничны Репиной. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. стр. Работал весь день, не замечая времени. К обоим Репин относился сочувственно. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Первая находится в собрании одного врача в Хельсинки и очень близко напоминает по системе кладки «Солоху» того же 1926 г., ранее находившуюся в собрании В. И. Павлова вторая, 1927 г., осталась у В. И. Репиной. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Витте», 1903).

25 ноября 1893 года И. Е. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком.

«Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А.

Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».

Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. В канун своего шестидесятилетия он закончил потрясающую серию портретных этюдов для картины «Государственный совет». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Финляндия впервые стала независимым государством. Внимание художника тяготит их.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. На стене — портреты жены художника и его дочерей, Веры и Нади, а также постоянных гостей Пенатов, в том числе поэта Корнейчука (Корнея Чуковского). Во второй половине дня жизнь стала налаживаться – все разбрелись кто куда, а они с Ильей Ефимовичем, взяв этюдники, гуляли в дюнах у Финского залива, рисовали натуру. Глаза ясные и добрые. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. На подоконнике — статуэтки друзей и знакомых Репина: Владимира Стасова, Льва Толстого, Николая Рубинштейна, Дмитрия Менделеева, Федора Кони и Василия Сурикова. Репин умер в Пенатах, завещав похоронить себя без гроба и прямо в могилу посадить дерево.

Наигравшись с брылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля. Пенаты были полузаброшены.