Чюрленис Истина

Картина Чюрлениса: Истина.

Звуками. Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Первая завораживала прежде всего своим колоритом: массы воды, берег с деревьями вдали, узкая полоска неба – все подчинялось игре световых отблесков на бесчисленных вскипающих пузырьках – воздуха ли, янтаря ли, жемчужин. Сначала помог случай.

Другой момент его пафоса – «Sursum», вечное восхождение к началу и источнику Платоновых идей и пифагорейских чисел. Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он. Это – изобразители. – Это потому, что Чюрленис жил в смутное время и прекрасно его отражал. Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса.

  1. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  2. Картина Истина Микалоюса Чюрлёниса
  3. чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  5. Микалоюс Константинас Чюрленис картины
  6. Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  7. Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок

Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Картинаприобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожномал человек перед вечным безмолвием. В одном из своих писем Чюрленис сам охарактеризовал свое мировидение так: «Порою кажется, что эта темная и тихая ночь – это какое-то огромное чудище. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).

Часто он сам создает свои сказки. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Они сделаны по рисункам с натуры.

  • Микалоюс Чюрлёнис «Истина» (1905)
  • Сочинение-описание картины Макалоюса Чюрлениса «Истина»
  • Научно-философское обществоМир через культуру
  • Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
  • Ангелы от Микалоюса Константинаса Чюрлениса
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник

Обладал некоторыми гипнотическими способностями. И гениальность Чюрлениса в принципе обеспечивает это постижение почти любому.

Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Новаторство Чюрлениса граничит с перенесением на полотно его взгляда на окружающий мир как на музыкальное произведение (о чем уже было сказано выше). Она воспринимала и жила этим.

Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Литературное творчество Чюрлёниса
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Напишите отзыв о статье Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  • Отрывок, характеризующий Чюрлёнис, Микалоюс Константинас

Родные и друзья считали, что живопись может помешать музыкальным занятиям и всячески отговаривали Константинаса от этого. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. Это была известная монография, обильно уснащенная репродукциями, рассчитанная на довольно широкий круг читателей – лучшая современная искусствоведческая работа о Чюрленисе изданная на русском языке. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля. Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви.

Так работают Мастера. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Распласталось оно и дышит медленно, медленно. Это – бесконечно красиво.

  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой. И еще, может быть, космонавт. В связи с этим следует упомянуть, что работы Чюрлениса обычно носят серийный характер, многие картины являются только частями целого и по отдельности не имеют целостного содержания. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности.

Чюрлёнис, Микалоюс 
Константинас

Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Всё верно и безошибочно. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «. он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта». Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Два глаза – рыбацкие костры у воды.

Этому есть вещественные доказательства. Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве. Несмышленыши. Внизу, у подножья пьедестала, стоит крошечная фигурка человека, мимо которого плывет парусная лодка.

Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства. И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. состоялась свадьба Константинаса и Софии. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь.

Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной). Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Он действительно Мастер. Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма.

Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). Да в рукописи еще промелькнуло, что родной язык художника был польский. Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника.

Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. За это я его и люблю. Несмышленыши.

Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется. Литовские окончания появились позже.

И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым. Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет. В мировой живописи его полотна занимают особое место. В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности.

До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. «Я здесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене. Сразу и в завершённом виде. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца.

Видела все подлинники. Мастер. Эта книга писалась в эпоху тоталитаризма, а точнее – застоя, в СССР, в Литве, в 1972 – 1985 годах. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». И что интересно, для меня это самый легкий для восприятия художник.

Их нельзя трактовать однозначно. Надо жить, как жил Мастер. Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие.

Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». В «Сонате пирамид.

Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра. Одна из них идёт от древнегреческих атомистов – Демокрита и Эпикура. Она стала и вдохновительницей лучших его произведений. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой.

Масштаб картин Чюрлениса всегда размыт. Лето этого года они провели в Плунге. Начался быстрый путь к признанию. Глубоким сном заснули волны. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда».

Но здесь Чюрлёнис для меня наименее убедителен. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами.

Островок этот носит романтическое название – «остров любви». В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок. Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы.

Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Это знакомая всем игра природы: очертанияхолмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. Она единственная из книг прошлого, которую я хотел попробовать издать. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного".

Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов. Белая тень чайки ложится на воду. Великим королям никогда не понять этого.

Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. Это – выразители. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара.

Я не хочу этим сказать, что идея опрозраченного мира иррациональная для живописи сама по себе. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Постепенно резервы организма исчерпывались. Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга.

Все это сказочно, величественно. Они, оказывается, не для всех и не всегда едины. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. Иначе оно не искусство.

К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». При этом визуальные впечатления подчиняются особому ритму: продлеваются во времени дольше, нежели нужно для обычного рассматривания картин сравнительно малых размеров следуют порядку, диктуемому структурой изображения вступают в интенсивную связь с образами и впечатлениями из предыдущего культурного опыта зрителя – по возникающим ассоциациям, аналогиям, эмоциям и т. п. Этот временнй процесс визуального «всматривания», «прочтения», «трактовки» картины по своим свойствам оказывается близким временнму процессу слушания музыки, сознательному и бессознательному «прочтению» её «трактовки». И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. В этом стремлении он был первым. Море кипит, беснуется. И уходил от вопрошающих.

Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Догадываешься, наверное, что это моя невеста.

Уже в конце 1902г. Они, эти светящиеся изнутри горошины, то составляли пенистую гряду, то загорались на срезе волны, то выбрасывались на берег и плели нити кружева и, танцуя, вели хоровод. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. Она стала и вдохновительницей лучших его произведений.

Великим королям никогда не понять этого. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны.

Это мастера-изобретатели. Я была в музее Чурлениса, когда была маленькая. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес.

Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Многое в картинах Чюрлениса можно объяснить только с помощью анализа его системы символов. Летит черный ужас». Музыкальным образованием мальчика занимался отец, в 7 лет он уже знал ноты и читал с листа.

1 января 1909г. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Они беззащитны – их вот вот не будет. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901).

Надо подняться на третью ступень. Тишина. Микалоюс Константинас ЧюрлёнисЛитовский художник и композитор родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры. Он её внутри слышал.

Этими тропами ещё никто не ходил. Должен освободиться. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки.

А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Но главное в нем – мысль. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Сны и видения, которые поднимались из глубин его существа, выносили на поверхность образы, похожие на ребусы и загадки.

Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. Он горит жаждой творчества. Это недопустимо. И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного». Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе. В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими.

Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага. «Лето» и другие циклы изображающие времена года, создают не столько реально увиденные художником моменты жизни природы, сколько обобщенные образы лета, зимы, весны, пропущенные через призму его восприятия.

Концепцию Аристотеля развил Лейбниц, для которого пространство – это порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел (монад), существующих обособленно друг от друга, а время есть не что иное как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний монад. Рай», «Ангел. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Где истина, Господи. Конечно, это великаны. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование.

«Яздесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене. Любое произведение неприкладного, т. е. идеологического искусства идеал художника доводит до большой высоты, глубины и других максимумов. На этом основании, а также используя эпистолярное наследие художника, вскрыт пафос его творчества и исторические закономерности появления в мире чюрленисовского феномена. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Малейшее дуновение – исчезнут и они. которого редко вспоминают и мало знают.

Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия. Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник. Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного».

А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. «Пейзажами души» часто называют их искусствоведы. На эти вопросы не было ответа верующим. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. Его картины меня поразили.

Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Гармонично, сильно и образно. Картины Чюрлениса утверждают последнее. Их нельзя трактовать однозначно.

С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника. «Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями.

В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок. Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника.

К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений. Т. е. Одни называли его литературно-психологическим символистом.

– пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Это очень серьезный (и сейчас и для многих атеистов серьезный) вопрос: не ведет ли отказ от мечтательного идеала к необходимости смириться с крушением всякого мирообъемлющего идеала. Начался быстрый путь к признанию. Его работы вдохновляют и радуют. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность.

Ритмическая организация изображения, повторяемость, «загадочность» образных значений, обобщённость элементов, трансформация пространственных соотношений – то есть перечисленное в предыдущих пунктах в целом и по отдельности – ведут сознание к временнму восприятию картины. И ещё нельзя забывать весь пласт народных верований, народной мудрости литовцев, этих потомков давно отделившихся ветвей великого индийского народа. Аллегро.

С мамой ездили в Каунас на экскурсию. Еще мгновение и все исчезнет. Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она.

А главное, каждый может трактовать ее так, как хочется ему. пытался навязать людям свой вкус. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Чюрленис писал: «Имя ей Зося, а похожа она на весну, на море, на солнце.

Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник». Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).

Чтобы кавычки и ссылки не мешали чтению, заимствования оговорены в конце книги. Острия и пики терялись в облаках и вновь прорезали их. Ранее ведь такого искусства никогда не было. Лес мрачен и темен.

Но нужно было возвращаться в Петербург, с которым теперь были связаны все надежды художника. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм. А еще непосредственнее – дает целенаправленное движение. Он неустанно пронизал эти волокна остриями своих пирамид, своих столпообразных утёсов.

До него никто так не мог работать. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.

Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале. Сказочные и мифологические элементы постоянно присутствуют в творениях художника.

Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Об остальном позаботится гений. Он увлекался астрономией, гипнозом. Они ходят и ищут. Аллегро. Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему.

А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта». В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. В этом же направлении действовало и польское духовенство1.

Муза моя затихла, мы посмотрели всё. А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы. Звуками. Она добилась приема у В. И. А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо.

Они сделаны по рисункам с натуры. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора.

Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной). Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой. Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях. Безусловно, Чюрленис как художник-символист не отражает реальный мир, а конструирует новый используя богатый символический язык самых разных культур: индийской, египетской, христианской и др.

Поддержка Огинского позволила Чюрлёнису поступить вВаршавский музыкальный институт, а после его окончания ещё 2 года провести вЛейпцигской консерватории. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». В этом же направлении действовало и польское духовенство. Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена.

Чюрлёнис упорно и мощно борется с безумием. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Но главное в нем – мысль. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. В мире наступил самый глубокий кризис христианства за два тысячелетия его существования.

Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли». Костек –старший. Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса.

Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов. Она жила в нём. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего.

Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли». Эти первые пьесы относятся к 1896 году. Он должен разгрузиться. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности.

А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете. Умер М. К. Дружественными отношениями с этой семьей отмечены последние шесть лет жизни художника и Бронислава Вольман, которая была в числе немногих любителей живописи искренне поверивших в необычный талант Чюрлениса, не раз в трудную минуту приходила ему на помощь. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо.

Лето этого года они провели в Плунге. Для Чюрлениса, в первую очередь музыканта, важны ритмическая организация образов, поиск нужной тональности и передача определенного настроения. Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой. Несказанно прекрасен час земной радости.

Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. Очень спокойная, внутренне и внешне гармоничная, говорила тихим голосом, ненавязчивым, но убеждённым в своей глубинной сути.

Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Философ по жизни доводит их до огромности, глобальности, космичности. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. Представитель символизма.

Трудно с уверенностью сказать, какого размера изображаемые Чюрленисом вещи. Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица. Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо.

Разносторонний, широко мыслящий и далеко видящий, Микалоюс Чюрлёнис не переставал любить и творить, несмотря на тяжёлую и трагичную судьбу. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. У меня есть альбом со всеми его картинами и я постоянно смотрю на них. Но не всё, как оказывается, так просто.

Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём.

Одни называли его литературно-психологическим символистом. Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Мы отсчитываем время своей земной меркой. Не знал, что он может выдать.

Так бежал этот дух от земли к Богу. Особенно мне нравится Спокойствие и Сказка королей тут у Вас ее нет. Отсюда стремление к гигантизму. Зато самое задание является эстетически и технически рациональным безусловно. Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки.

Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. Но не знаю дороги и боязно мне.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Ибо нельзя не видеть, что пафос этого художника – не пафос мечты, как иллюзии, а profession defoi объективного миросозерцания исповедь внутреннего зрения, свидетельство тех духов в человеке, которых Данте называл «Spiriti delviso». Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник.

Но уже в триптихе «Лето» реальные деревья являются материалом для создания обобщенной образной конструкции, создающей неповторимый эффект за счет ритмических повторов и чередования пластических элементов. Чюрленис органично примкнул к этому течению. Древние и вековые устои нравственности народа.

Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. Но он тосковал по родной Литве. Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. Был вице-председателем «Литовского художественного общества».

По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Есть дальнейшая ступень. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент.

Одно противоречило другому. Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». Но я заметил, что лицо молодого преподавателя этого класса очень уж неестественно напряжено. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. А с развернувшейся в Литве революцией национальной и реставрацией капитализма это стало неприемлемым для редакторов.

Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках. Чюрленис во всех своих работах стремился реализовать идею синтеза искусств. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Все это сказочно, величественно.

И все. Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. ты, музыка, тысяча солнц, твои ласки, море, хоры – все сплетено в одну симфонию. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. Тогда можно было бы сказать, что из сутолоки Мотыльков свеча Истины дает реальный выход – цель. Художник же – не чувствует себя вправе навязывать ибо окончательная истина ему не дана: он лишился веры.

Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Не менее значительна и его пространственная парабола, облипшая кометами, звездами, млечными путями.

Это красиво. Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов. То есть добро и зло относительны, а не абсолютны.

К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить. Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24–25 часов в сутки», не высыпался.

МКЧ- инициалы Михаила Константиновича Чюрлениса. «Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли.

Спасибо Алина, за пост. Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему.

Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником. И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его». А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др.

Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. Чюрлениса называют гением и общепризнанно, что, несмотря на известную непонятность, его живопись оказывает все же сильное воздействие. Но нет.

Монограмма из букв М-К-Ч приобрела у художника символический характер, он включил ее в композиции целого ряда своих работ и она стала графическим, легко узнаваемым знаком всего, что граничит с Чюрленисом. «Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному. » Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу и багровое солнце взошло на горизонт. На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума.

Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24-25 часов в сутки», не высыпался. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Он увлекался астрономией, гипнозом. Ничего не останется.

Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Чюрленис органично примкнул к этому течению. В тот же год в Вильнюсе открылась посмертная выставка работ, а в январе 1912г.

Чюрлёнис. Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». Она сказала, что я прав, что именно и её мнение и брата, что это то непознанное, невидимое, что есть и что предстоит осознать в будущем. Не с дочерью, не с внучкой, а именно с родной сестрой из той единой большой семьи Чюрлёнисов, что жили в той прекрасной местности – Друскининкай и где все были музыканты и все жили единым духом истинного, честного искусства. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта.

В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Триптих «Райгардас» – это конкретный пейзаж окрестностей Друскининкая, полный мечтательной меланхолии, мягкий и декоративный. Что бы это такое могло быть. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке.

В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому. Был в моей лекторской практике один предосадный случай. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Это есть постижение Мастера.

Собственно, задача Чюрлениса состояла абсолютно в другом, а именно в передаче средствами живописи музыкального восприятия действительности. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой».

Ленина, у которого в это время было много других важных дел. Они первые и первопроходцы.

Отражается, но в реальности не присутствует. А китайские хунвэйбины – что они получили после культурной революции. Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы.

«Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм. Когда такое постигнешь – оказываешься пораженным.

Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес. Вот таким образом колористические приёмы, свет интенсивность цвета подчиняются прежде всего не целям воспроизведения реальных предметов фигуративного мира, а целям преображения их в знаки, в символы, в набор «беспредметных предметов» творимого внутри картины мифического мира. Но жизнь без веры сера и тускла.

А ребенок все играет. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2.

Она почти ничего и не разъясняла. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Честь, правда, справедливость были на первом месте.

Островок этот носит романтическое название – «остров любви». В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком. Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. Перед ним. Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник».

Постепенно резервы организма исчерпывались. Прелюд» и, наконец, «Жертва». – Поражения, поражения, поражения. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей.

Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует.

Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. Член объединения Мир искусства (с 1911).

Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны». Или подойдем с другой стороны: разве отвергнем мы положение Луначарского, что настоящее искусство капиталистического периода развивалось, так сказать, вопреки буржуазии и почти сплошь против нее что именно из ненависти к буржуазии такие художники, как Бодлер, Достоевский (а Чюрленис. ) искали противопоставить ей какие-либо метафизические и мистические ценности и отрицали всю живую реальность за то, что она так пропахла буржуазным салом. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра. За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. Это всегда что-то надмирное и надиндивидуальное.

С такой верой в сверхбудущее я даже стал еще ближе к мироотношению Чюрлениса. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится.

Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. Не существовало такого метода и такой школы. Играл он посредственно, но вот педагогом, видимо, был неплохим.

Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Картина приобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожномал человек перед вечным безмолвием. Внешнее и внутреннее было в ней едино. Летит черный ужас».

Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Таким – быть святыми. И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Надо браться за краски, браться за живопись».

Несказанно прекрасен час земной радости. Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. Но со мной происходило что-то непонятное. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Только теперь это будущее, по-моему, стало так же далеко, как далеко оказался настоящий и повсеместный капитализм от его первичной фазы – после гибели итальянских купеческих городов-государств эпохи Возрождения. Были более или менее удачные попытки следовать его примеру, но тех истинных высот синтеза музыки и элемента изобразительного они не достигали. 1 января 1909 г. состоялась свадьба Константинаса и Софии.

Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. Вот Чурлёнис как раз такой. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. И я не желал при этом покривить душой. Они ходят и ищут.

В это время его приняли в общество «Мир искусства». такая же выставка состоялась в Петербурге. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские. Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником.

Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность.

Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Алина, Чурлёнис мой самый любимый художник. Потом политические причины сменились экономическими. Что им из того, что пути Господни неисповедимы и есть на этих путях страдания. В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»). Последнее, впрочем, не относится к цитатам из писем и записок Чюрлениса.

Тихо потрескивает свеча и вспыхивают огнем бабочки. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод. В ритмах творимого мира начинает звучать музыка, в звуках которой рождаются и светятся еще не устоявшиеся формы. Так работал Моцарт, когда писал музыку. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников».

Согласно Лейбницу пространство и время – это единство взаимосвязных множеств. Спасибо ему за то, что он жил. Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному.

Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Стихия разыгралась вовсю. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».

Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем.

Есть такие творцы, хотя их не много. Он видел Красоту во всём. Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику.

А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. В этом единодушны все искусствоведы, занимавшиеся вопросом. Читатель, надеюсь также извинит мне многочисленные цитаты, учтя сложное состояние поднятых вопросов и сложное положение того, кто эти вопросы здесь ставит и решает. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. "Известно ли тебе литовское движение.

Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Чюрленис дал объявление в газету о том, что может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории и увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора. Ведь так ясно выражено. Это есть понимание Мастера. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина».

Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. Неизменная тема творчества Чюрлениса – бесконечность Вселенной. Что, мол из того, что породивший его идеал – обман или утопия. В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля.

Учащиеся слушали с интересом. И наконец, Финал. В Анданте морская стихия утихомирилась. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки.

Порой он стремится запечатлеть на полотне победную гармонию экстатического созерцания. А я вижу в ней плебейку, уродину, распутницу, хитрую бестию или просто толстую дуру. В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»).

После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Был вице-председателем «Литовского художественного общества». И вот эти картины доходят до души и сердца напрямую. Иду иду». А многие люди и теперь живут так, что им внятна давняя смута.

В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. А ребенок все играет. А реалистическая живопись все время тебе что-то навязывает. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой.

Я помню его до сих пор. Таинственное пространство, в котором из вершин пирамид выходят сверкающие в сумраке молнии и бушуют волны космической энергетики, отделяет легкий осветленный мир верхних пирамид от темных земных, находящихся внизу картины. Слушали молча. Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано.

Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса. Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. Одно оно после Мотыльков – уже счастье. Может быть, Икар.

Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся. Что бы это такое могло быть. До них ничего такого не было. Художник.

Все будто предстояли перед ликом Истины. По этой параболе шагает крылатый человек. Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства.

МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов.

Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве". Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия. Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения.

Знакомилась раньше с его биографией и работами. Верный искренности, я не стал текст править. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой.