Христос В Пустыне Анализ Картины

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». 4:2). Это какой-то нигилист.

Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа – это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения». За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Что сделать, чтобы быть понятным.

Этот тезис существен для понимания гончаровско-го отношения к вере вообще: его вера была прежде всего «внутренней», свободной от мучительных переживаний и сомнений и как будто растворенной в каждом дне его жизни, но от этого не становилась слабее. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. ва не только в силу сложной и долгой истории создания портрета. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Христос в пустыне 
 (картина Крамского)

Христос в пустыне (картина Крамского)

Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Скверная штука жизнь. ». Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира. – Примеч.

Game Board Breakdown / Подробное описание игрового поляАнализ и описание рабочего места PR-менеджера «Mr. Doors». Анализ рынка и описание наиболее важных факторовБиблиографическое описание источников информацииВыбор и описание силовой схемыВыбор механизмов и описание технологического процесса. Глава 2. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, – «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».

Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев – в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет». Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.

По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Едва ли. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. Я не знаю. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Нет.

Это какой-то нигилист. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. — Е. П. ) художники. Он отчаянно спорил с ним о вере. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.

История одного шедевра: 
«Христос в пустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского

Сколько раз плакал я перед этой фигурой. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). Это фактически канонический иконографический Христос, разве что нет нимба и лицо его развернуто в три четверти.

Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. И статья «"Христос в пустыне".

Христос в пустыне, 
картина Крамского: 
история создания,

Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото

«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Картина была принята очень неоднозначно. Разве можно это написать. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Возможно, материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, всегда мечтавшего о монументальных исторических полотнах, взяться за портрет. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее – борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого».

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4.

Что же привлекло меня в этой картине. П. М. Почему. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами.

Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Амбиции молодых людей вполне можно понять.

Но теперь. Неужели это та самая книга.

По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Воодушевившись всем увиденным Крамской возвращается в Россию и посещает Крым, для натуры лучше всего подошли районы Бахчисарай и Чуфут-Кале напоминавшие пустыню Палестины.

Критик Владимир Стасов писал в своём очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году он создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53. «Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63.

Описание картины: 
«Христос в пустыне»

Описание картины: «Христос в пустыне»

Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда». Разве можно это написать.

Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». Ему под силу только создание внешне абсолютного человеческого образа, но такого, в котором заключен «внутренний» Бог.

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной – делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге. Эстетика картины находится в границах эпохи. И вот я однажды.

Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия».

Христос в пустыне, 
1872, Крамской

Христос в пустыне, 1872, Крамской

Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гончарова в том, что за бесстрастной внешностью стареющего, вечно ворчащего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания интереса, сочувствия. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна – «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48.

Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии. Претворяя эту идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49.

Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. Но как рассказать. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем.

Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского Христос в пустыне большое исследование.

Но никто не говорит ничего важного. Второй вариант картины был написан за год. Таким увидел на картине Христа этот писатель. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Описание картины 
«Христос в пустыне»

Описание картины «Христос в пустыне»

Александр Бенуа (1870-1960) известный русский художник и искусствовед-теоретик, создатель общества художников «Мир искусства», работавший несколько позже Крамского, назвал его Христа неудачным, а самого художника не очень смелым продолжателем Александра Иванова: «В. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»11. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне». Ж-5724). Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему.

А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких».

Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Откуда же такая творческая противоречивость. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир – небо и землю – воедино».

Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». О чем думает его Христос. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30.

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа21. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу».

Описание картины 
Крамского «Христос 
в пустыне»

Описание картины Крамского «Христос в пустыне»

Для Гончарова высшее божественное заключено в идеальном человеческом. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Шла вторая выставка передвижников. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.

Так и получилось. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Эти последние формулируют свои симпатии и антипатии, крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме» – по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия – «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии). Так, о группе персонажей на картине Н. Ге «Тайная вечеря» Гончаров пишет, что невозможно «прочесть эти лица, вдуматься в душу каждого и перенести на полотно — выше сил всякого таланта. » (VIII, 65).

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий.

В пользу этой версии говорит и то, что телосложение охотника и тип его головы — с удлинённым овалом лица и открытым лбом — весьма похожи на образ Христа изображённый художником на картине 1872 года23. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Все это было следствием того, что Гончаров ощущал себя непонятым и как человек со своими слабостями и достоинствами и как писатель, последний роман которого был критически встречен публикой, что даже заставило Гончарова «объясняться» с читателем в статье «Намерения идеи и задачи романа "Обрыв"» (1872). По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября. дают нам лица и события религиозного содержания, лишенные их священного характера» (VIII, 62).

Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. 1848 год. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта.

Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Крамской сообщал Фёдору Васильеву: «До последних чисел сентября просидел я на Серебрянке и приехал в Петербург. Очень многие художники в своем творчестве, обращались к библейской тематике, Крамский тому подтверждение. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Мне кажется что, писав эту картину Крамский, отвечал себе на вопрос, существует ли смысл у жизни и может ли простой человек принести себя в жертву во имя добра и справедливости. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации.

Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.

А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. Он отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. В зале было немыслимое количество народу. В его одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»10. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил.

Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Увидеть «внутреннего» Христа возможно, только веруя, следовательно, зритель, как и художник, должен изначально нести веру в себе.

"Христос в пустыне" 
– удивительная история 
картины

"Христос в пустыне" – удивительная история картины

Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, этот негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Целей товарищество видело как минимум три: просветить, то есть дать познакомиться зрителям с русским искусством привить обществу любовь к искусству и продать произведения, то есть сделать доступными их для всех.

Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1213. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. Ж-998). Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро – заря только зачинается.

Дело в том, что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. И к чему тогдапустыня.

Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал девятнадцатилетний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске20. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».

Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению». Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ 
Иван Крамской

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1819 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»17. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной.

И это сказано не только в отношении Крамского, но любого художника. Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. – я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали, – писал Крамской. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания».

Христос в пустыне (1872) Крамской

Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », – он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали». Чем, каким способом я могу быть понят. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря». Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.

Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира – но добывшее себе силу на подвиг». Ну что ж после этого. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Христа совсем не вижу.

Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1.

Но как рассказать. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника.

Страшно станет. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году.

История одного шедевра: 
«Христос впустыне» 
Крамского

История одного шедевра: «Христос впустыне» Крамского

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Более всех для меня понятен Христос в пустыне Крамского я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, что это сделал русский художник, но со мною в этом, может быть, никто не будет согласен». Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

Гончаров подчеркивает, что истинное место этой картины не «в углу» и «в темноте». В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни». Но никто не говорит ничего важного. Описание учебного контроллераГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Картина Крамского 
Христос в пустыне

Картина Крамского Христос в пустыне

Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа9. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Это особое произведение, к восприятию которого и зритель должен отнестись особо и далее весь разговор о картине «Христос в пустыне» ведется в сакральном ключе. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской.

Расширяя дальше мысль, охватывая человечество вообще, я, по собственному опыту, по моему маленькому оригиналу и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая разыгрывалась во время исторических кризисов. Человек – не Бог. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи. Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты.

Влияние «Христа» 
Крамского на живопись

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Крамской получил несколько предложений продать картину. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба».

«Бывало, вечером уйдёшь гулять и долго по полям бродишь, до ужаса дойдёшь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. Его картина висела последней. Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него.

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Целый ряд толкователей картины (о чем упоминает, например, советский искусствовед Вагнер) выдвигал версию о том, что Христос Крамского делает выбор между «добром и злом». лицу Христа в. минуту смертного подвига. » (VIII, 65). Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.

Ж-998)29. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. Христа не кончил». Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний – этого никто не объяснит».

Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Гончаров убежден, что в Христе Крамского действительно заключено священное содержание. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314.

Кратко о жизни и 
смерти талантливого 
человека

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Англия.

Описание программы «Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью»Глава 7. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Я, вероятно, принадлежу к последним. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.

Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»8. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом».

Посмертная выставка 
замечательного художника

Посмертная выставка замечательного художника

И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить» Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться». Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Впрочем, критика им была и не страшна. И он всё думает, всё думает. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв.

Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Кто это был. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. автора) у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10:17 – 18). Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста.

Разве можно это написать. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням9.

Христос в пустыне, 
картина Крамского 
 (фото полотна)

Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)

Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в своей статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатление, произведённое на него картиной Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10.

Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо).

– Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой. Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. И к чему тогда пустыня.

То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне» (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2 см, ГТГ инв. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» – «центральное полотно во всей Третьяковской галерее».

Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Например, писатель И. Гончаров отмечал, что вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась – не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении.

По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. 4:13). Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

А жизнь после выхода из Академии оказалась куда более тяжелой, чем могли себе представить недоучившиеся молодые художники. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». «Никто не отнимает ее (жизнь. – Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке».

И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Чем, каким способом я могу быть понят. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.

Записки переводчика 
с Андреем Десницким

Записки переводчика с Андреем Десницким

Непонятно, как такую картину позволили выставить. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. Однако невыгодное положение картины в экспозиции не мешает Гончарову признать, что она является «капитальным произведением кисти г. Крамского» (VIII, 62).

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.

Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46.

Прерафаэлиты и «изобразительное 
богохульство»

Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»

Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «Христос в пустыне» «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой.

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Христа не кончил»32. Прерафаэлиты предпочли второе. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной.

Словари и энциклопедии 
на Академике

Словари и энциклопедии на Академике

Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Ж-5724)495051. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.

Что ж после этого. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет.

В каком-то смысле критики были правы. При этом, однако, Стасову не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»17.

Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Вот почему «Христос в пустыне» до сих пор вызывает столько вопросов, сомнений, предположений: зрителю разных эпох кажется, что Христос Крамского, уставший изнеможденный Путник, со слипшимися губами, в рваном хитоне, слишком уж очеловечен, слишком уж мучителен его выбор, слишком тяжело его раздумье. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Чем, каким способом я могу быть понят. Непонятно, как такую картину позволили выставить. Что ж после этого.

И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Писатель подчеркивает, что до сих пор, за всю историю христианства «никто не даст себе труда договориться до ясного понятия об образе Иисуса Христа» (VIII, 64). Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. разъедающих начал (отрицание, скептицизм, безверие. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Христос, каким увидел 
его Иван Крамской

Христос, каким увидел его Иван Крамской

Ж-5724)495051. Под влиянием ряда впечатлений, – говорил впоследствии И. Крамской, – у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки (по другим данным, он получил медаль III степени). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Человек решает. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Ж-998)29.

Второй существенный тезис статьи Гончарова касается проблемы изображения Христа. Только спустя время около нее стали толпиться зрители, говорить, спорить. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30. – Это я взял заказ писать образ Христа.

По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Но как рассказать.

Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Десять лет прошло с тех пор, как он с грандиозным скандалом покинул свою Alma Mater, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед глазами, словно старик только что вышел, пришаркивая левой ногой. Человек выбирает. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Это какой-то нигилист. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати».

Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину.