И Е Репин Картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Так в мастерской Репина рядом с привезенными из Чугуева начатыми картинами стала новая картина — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Ново-Девичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Рассмотрим "ближний круг". Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Как мог он забыть о ней.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Пятый факт.

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Он перелистывает альбомы, радуется успехам мальчика, встрече с ним, смотрит на мать. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Со дна моря достаньте. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Репин забыл о конкурсе, об Академии. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Ведь вот где «натура» для его Софьи, пожалуй самая подходящая. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. О чем эта история. Америка—Франция—Россия. — Да это превосходно. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.

Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Горестно, недоуменно смотрит на нее молоденькая черница-прислужница. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Репин Илья Ефимович, 
– жанровая живопись, 
мифологические картины,

Репин Илья Ефимович, – жанровая живопись, мифологические картины, портретная и историческая живопись в стиле реализм

Она ушла из жизни в 1931 году55. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И Стасов присылал портреты, добывал костюмы и охотно исполнял все поручения друга.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Рисунок уверенный, лепка твердая. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Достаньте его в гардеробе Мариинского или Александрийского театра.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Комната небогатой интеллигентной семьи. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Почти со всеми его связывали дружеские отношения.

Л. Н. Толстого». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Берег Волги. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Убийство свершилось. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репин стал очевидцем казни народовольцев.

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Евреинов и художник Ю. Анненков. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин дважды подавал прошения об отставке. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

  1. Илья Репин: биография и факты из жизни
  2. Персоны и личности (интересное о известных)
  3. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  4. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  5. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  6. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Это лучше всех ваших академических работ. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».

  • Биография художника Ильи Репина
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

  1. Краткая характеристика творчества
  2. Картины художника с отдельным описанием и названиями
  3. Картины Репина (фото) с названиями
  4. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  5. «Торжественное заседание Государственного совета»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Внимание художника тяготит их. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Репин считал сам эту картину красивой. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

  1. Портрет премьер-министра Столыпина
  2. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
  3. Самое интересное в виде мозаики

Центральная группа словно недовольна своей ролью. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Мне минутами становилось страшно». Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Зло, непримиримо горят на бледном лице глаза, сжаты губы, рассыпались по плечам волосы.

Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Она была закончена только в 1891 году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.

На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Казалось, она спит. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В его взгляде осуждение и тревога.

В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.

«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В его глазах читается печаль, тоска. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». После Бурлаков это наиболее значительное произведение.

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).

Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Вегетарианцем стал и сам Репин. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Мне минутами становилось страшно. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. К тому же и погода благоприятствовала работе. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В Москву приехала В. С. Серова с сыном. Он идет прямо к матери. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

художественный музей им. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Тут больше любви к делу, — пояснил он. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. За окном летний день. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В эту минуту в комнату вошел Христос. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Репин, конечно, согласен. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Эта история получила название «бунт 14». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. — сказал Крамской. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Будьте благодетель, пришлите мне костюм для царевны Софьи. А свеча становилась ниже и тени менялись. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Глаза ясные и добрые. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

Валентина Семеновна соглашается приходить позировать. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Этюд получился превосходный. «Как. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Так ли это – судить зрителям.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».

Много учился на написании портретов близких и друзей. Труд — вот что определяет и украшает человека. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.

Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Там новые костюмы построены довольно верно. Это вы сами. На моих друзей она производила то же впечатление. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин встречал их по средам.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Работал весь день, не замечая времени. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Имя Репина стало широко известным. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).

Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Написан портрет вдохновенно. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Поставленная перед художником задача была очень трудной. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне.

Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вся центральная часть написана самим Репиным. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.

Публике картина понравилась. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. М. Бунакову.

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. я работал завороженный. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Портрет производит яркое и сильное впечатление.

Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.

Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин никуда не делся. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Они словно противопоставлены друг другу. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Первый факт. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Все заняты.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Начались поиски. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

О картине появилось много статей в периодической печати. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

К обоим Репин относился сочувственно. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.

Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Не доносчик ли. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Силу человеческого духа увидели в картине современники. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). И вот уже перед нами не царь, а отец. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Но театральные костюмы не подошли.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Третьяков»109. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. И тут помог случай. -— И. Г. ), они много смеялись».

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В Петербург к Стасову полетели письма: «. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.

Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Стасов присылает ему все, что он просит. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.