И Суриков Портрет

Портрет Сурикова Василия Ивановича, Автопортрет

Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Нет крови, висельников, эффектных поз в «Утре стрелецкой казни». Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды.

И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Еще одно большое историческое полотно. Тяжкую думу думает атаман. Набожная Анастасия беседовала с настоятельницей, а Галина и Василий Иванович пили чай.

Баба на земле – Мария Петровна Никольская, жившая в доме Дерягиных. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину Княжеский суд (1874 год). И вся композиция – Меншиков в ссылке – увиделась.

  • Биография и картины Василия Ивановича Сурикова
  • Портрет художника в интерьере его картин ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
  • Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
  • Василий Иванович Суриков: биография, карьера и личная жизнь
  • Картины — Суриков, Василий Иванович
  • Развлекательно-познавательный блог Коктейль

Хотя некоторые критики обвиняли художника в чрезмерной многофигурности его эпических полотен, сравнивая их с многоцветными коврами, на самом деле каждый из героев его картин — это индивидуальный психологический образ. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Идея картины родилась достаточно случайно – не от истории, от быта.

В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Картину «Степан Разин» Суриков задумал в 1887г сразу после другой своей картины – «Боярыня Морозова». Писал его прямо на снегу, напоив его водкой и дав ему три рубя. И было величие несломленного духа. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну.

Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Правда исторической панорамы становится откровением. Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями.

Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Сидят они в яме, цепями прикованные. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили», – вспоминал он позднее. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.

  • уриков Василий ИвановичКартины и биография
  • Иван Захарович Суриков: жизнь и творчество
  • Художник Иван Васильевич Суриков – казак из Красноярска
  • Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
  • Василий Суриков: последние новости
  • «Великий художник, воинствующий реалист»

У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Не о себе, не о своей посмертной славе беспокоился. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Перепелкина. И в то же время – как мягко, тонко передает он кровавые, унижающие человека трагедии. Хотя проблема «власти и народа» читается в картине. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать.

Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Поп-никоннанец, смеющейся над барыней. В 1891 году Суриков пишет картину «Взятие снежного городка», находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Стрельцы занимают левую большую часть картины.

  • Картины Василия Ивановича Сурикова
  • Василий Суриков: самые популярные картины (топ 12)
  • Василий Суриков – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах
  • Если бы мама пожалела, он мог не стать художником
  • Работа-загадка и счастливый случай

И там же художник подчеркивал: «До середины XIX столетия были простые казаки, а с 30-х годов прошлого столетия был один атаман и многие сотники и есаулы». Сохранилось интересное воспоминание Галины Анатольевны Ченцовой, урожденной Добринской (1892–1977). Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. Третьяковкой у наследников художника).

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Но Суриков – не судья истории, он ее поэт, – хорошо о нем сказал современник. Нет явного унижения некогда могущественного царедворца в «Меншикове». Портрет настолько схож с изображением главного героя картины «Взятие снежного городка» и, вероятнее всего, создан в период работы над картиной. Чтобы отойти и от жизненной драмы и от драматических сюжетов сделавших его знаменитым картин, написал светлое, говоря его словами, «жизнерадостное» полотно.

  • Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно
  • Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
  • Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст
  • Жил в двух временах и не любил кровавую историю
  • Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

В «Морозовой» – трагедия изгнания и надругания над верой, которой жила опальная боярыня, но невольно задаешься вопросом, рассматривая полотно, – унижена не Морозова, а ее преследователи и хулители. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» – известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. Нет дыбы в «Боярыне Морозовой».

Одна молодая девушка кланяется Морозовой, другая в изумлении сложила на груди руки, горюет старуха в узорчатом платке, внимательно смотрит странник, осторожно выглядывает из толпы беглая монахиня, тянется за санями старуха-нищенка, а сидящий на снегу юродивый в знак солидарности с боярыней складывает пальцы в двоеперстие. Один из современников точно назвал этот цикл «лестницей религиозных чувств». Так же смелы и суриковские стрельцы. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. И всегда – в контексте своего времени.

В. Суриков. 1913 Автопортрет. В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер».

  • Сибирские истоки биографии Василия Сурикова
  • Художественное образование Василия Сурикова
  • Личная жизнь и именитые потомки Василия Сурикова
  • Портрет Ольги Васильевны уриковой (в замужестве Кончаловской)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Известные произведения Сурикова Василия Ивановича

Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни».

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). В Третьяковской галерее она представлена вариантом – повторением 1895 года в малом формате и этюдами отдельных персонажей.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Отрочество и юность в Санкт-Петербурге
  • Личная жизнь и столичный период
  • Картины Василия Сурикова 80-х – начала 90-х годов девятнадцатого века

Суриков проявил себя как великий колорист и изящный «композитор» (так его прозвали соученики Академии). Но неясны пути крестьянской революции. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». «Кто не видел казнь, тот ее не нарисует», – говорил Суриков. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Жили скудно, было тесно, шли дожди.

Биография и картины 
Василия Ивановича 
Сурикова

А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.

Не удивительно, что героиней его последней законченной картины стала именно кроткая, набожная древнерусская красавица царевна, образ которой, по воспоминаниям современников, был навеян художнику книгой известного историка И. Забелина «Домашний быт русских цариц». Живопись лица словно светится на темном фоне, работая как бы и на колористические и на психологические задачи портретиста. В одном из писем в конце 1909г. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Показать старую Русь, умилиться красоте ее. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент.

— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. «Женские лица русские я очень любил, неиспорченные ничем, нетронутые», – повторял Василий Суриков. Одну из экзекуций в Красноярске он запечатлел в акварели с пометкой: «До 1863 года Видел собственными глазами». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».

На этот раз его попытка завершилась успешно. И всегда – в контексте своего времени. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

В детские годы, в Красноярске, он ее видел. Известно, что писал он и его сына – Тимофея Савенкова, скорее всего, как раз в 1909г. Но видишь старуху со свечой в руке – последним даром Богу, в «Утре стрелецкой казни», вспоминаешь скорбное и умиротворенное лицо Марии Меншиковой, умирающей от чахотки с книгой Евангелия в руке, видишь перед собой лицо Морозовой, великое в своем религиозном экстазе и откровении и понимаешь, что для Сурикова в этих полотнах были важны не только оригинальность композиции изысканность колорита историческая достоверность.

Трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) Суриков отказывался от преподавания в Академии и Московском училище живописи, зодчества и ваяния, предпочитая творческую свободу. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Помог поступить в Академию художеств юному живописцу красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками). 1883 Автопортрет.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Суриков рано понял, что кроме везении в жизни необходим постоянный и самоотверженный труд. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Весной 1911г. В этюде не достает веры «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны.

Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. В отличие от Репина, работавшего почти с одинаковой продуктивностью и плодотворностью во всех живописных жанрах, Суриков все свое творчество посвятил изображению русского прошлого. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».

Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Выступив с этой картиной на 9 передвижнической выставке, Суриков стал знаменитостью. Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Нет явного унижения некогда могущественного царедворца в «Меншикове». Но видишь старуху со свечой в руке – последним даром Богу, в «Утре стрелецкой казни», вспоминаешь скорбное и умиротворенное лицо Марии Меншиковой, умирающей от чахотки с книгой Евангелия в руке, видишь перед собой лицо Морозовой, великое в своем религиозном экстазе и откровении и понимаешь, что для Сурикова в этих полотнах были важны не только оригинальность композиции изысканность колорита историческая достоверность.

«А нравы жестокие были. В следущем году Суриков написал программную работу, доставившую ему Большую золотую медаль: Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста (1875 год). Зимой этого же года, как пролог к «Царевне», он сделал портрет княгини Щербатовой в русском костюме. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Точно вышло. Там-то, на коне, нужно быть налегке.

Благодаря мемуаристам мы знаем сегодня и о других «прототипах» героев этой картины. Поехал в имение Меншикова – в Клинском уезде. Раскольников стали преследовать. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.

Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Солдатам, кажется, нет конца. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Как отмечал позднее сын владельца имения А. Н. Дерягин, бывший в те годы ребенком, плачущая девочка была написана с Бориса Николаевича Дерягина, брата мемуариста и автору будущих мемуаров было поручено дразнить «модель», чтобы плакал натуральнее.

Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Еще мальчиком точно запомнил Василий Суриков не только подробности казачьих мундиров, но и особенности лиц казачьих офицеров, сильных, мужественных, открытых. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни».

Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. уехал в Сибирь. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. С Рачковской Суриков писал и свою «героиню» для «Взятия снежного городка» и милую боярышню в желтой шубке и белом платке для картины «Боярыня Морозова».

Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Ему повезло с женой – он женился в 1878г. Он часто покупал картины мастера.

Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.

«Там, в санях – справа – мой брат Александр сидит. И писал потом портреты и деда и дяди, откровенно любуясь ими, романтизируя. Позднее, от Л. Толстого, Суриков узнал, что Меншиков в ссылке отрастил бороду, но художник не стал исправлять этой ошибки. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон.

Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).

Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Исследователи драматургии характеров героев Сурикова отмечают равную открытость, жизнерадостность лиц героя жанровой картины и портрета «Мой брат». Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.

Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. По воспоминаниям М. Волошина, сам Суриков называл фамилии учителя – старика Невенгловского.

А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез». Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Вот боярыня и просит его:Миленький. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей).

А художник Н. А. Богатов сделал по его просьбе глиняную маску Меншикова.

К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Известно, что художник происходил из казачьего рода. Дорога продолжалась два месяца.

Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Пленный перс тоскует напротив атамана. Так уже не раз бывало: вначале увидит, потом ищет «детали» – делает эскизы, этюды пейзажей интерьеров, портретные зарисовки. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров.

Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение. Видел наказание плетьми, – запомнил сочетание красной рубахи палача и черного эшафота. Или перед тем, как пойти «на штурм». на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова, подарившей ему недолгую (она умерла в 1888г. ), но гармоничную и счастливую жизнь. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Сюжетом стал орест и заточение после пыток в 1671 году в Боровский монастырь одной из мятежниц, боярыни Феодосии Морозовой.

Этот шедевр поразил современников живописи того времени. «Вкусивший света не захочет тьмы», – писал Суриков в «Русском слове» в 1916г., за месяц и шесть дней до кончины, выражая уверенность в силе искусства, мощи его влияния на душу человека. В углу иконы, зажженные лампады. Стрелец, сидящий в телеге спиной, – с крестьянина Саватеева. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Во время уличной драки, в которой участвовал и юный Вася Суриков, был убит его друг Митя Бурдин – запомнил распростертое тело на мерзлой земле, увидел свою будущую картину «про Дмитрия-царевича». Назывался он так «Портрет кн. Картину «Степан Разин» Суриков задумал в 1887г., сразу после другой своей картины – «Боярыня Морозова». Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Сразу Суриков ищет свою героиню среди старообрядцев.

6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова.

В невесёлые думы погружён сын Меншикова – Александр. Муж изображенной – С. А. Но в «Стрельцах» пахло кровью. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.

Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. О создании этой картины художник думал еще в Красноярске.

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Судя по автопортретам, он был удивительно русским художником. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.

И удивительно сумел сохранить остатки человеческого достоинства в северной ссылке некогда блистательный Меншиков. Многих такой подход шокировал. Нет крови, висельников, эффектных поз в «Утре стрелецкой казни». К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. Большая работа, около двух метров в ширину, очень величественная работа.

Яркий сверкающий пейзаж перекликается с образом народа, полного здоровья и силы. 1881. Казнь стрельцов, ссылка Меншикова, пытка Морозовой. Портрет M. В. Сурикова, дяди художника. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.

Низкая бревенчатая изба. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Кузьма Тимофеевич Шведов был высокого роста и ездил верхом всегда подбоченясь.

он признавался: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Суриков гордился своим природным казачеством. Это, как говорится, «чистый этюд», а не самостоятельный портрет. Кидаешься ты на врагов, как лев». Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. Сюжет – исторический, стиль – романтический, а каждая деталь – реалистична.

И то, что одно из женских лиц – в непосредственной близости к саням, над головой смеющегося мальчугана, в шапочке, закутанной шалью, – написано с Екатерины Александровны Рачковской, знакомой любителям искусства и по другим работам художника. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. встретил старого знакомого, сотника Федора Федоровича Спиридонова, да с него и написал. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника.

Страсти разгорались. И в то же время – как мягко, тонко передает он кровавые, унижающие человека трагедии. Она уверена в себе и обладает твердым характером. Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трёхперстным знамением и хранителей «древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. Отчего это.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Часть подготовительных этюдов была написана здесь же, в Москве. Так моделью боярыни для полотна «Боярыня Морозова» стала его тётя, а для старшей дочери Александра Меншикова Марии в картине «Меншиков в Берёзове» позировала жена Елизавета. «Герой», берущий городок, – центральная фигура композиции, – по одним источникам, печник Дмитрий, живший неподалеку от Суриковых в Красноярске, по другим – торгашинский казак Стрижнев.

Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Первое большое историческое полотно Сурикова. И было величие несломленного духа. Суриков с сестрами Добринскими (с Анастасии Анатольевны он написал маслом чудесный портрет в родительском доме сестер на Пречистенке) бывал в Страстном монастыре. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Полина Ивановна Щербатова (в девичестве Пелагея Розанова) – внучка крепостного, выйдя замуж за князя С. А. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.

Москва, XVII век. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова.

И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Картина эта привиделась Сурикову. Это известная с семнадцатого века семья.

Это новое регулярное войско Петра. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Она тоже была родом из казачьей станицы. 1902. В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. Так что Стенька у Сурикова – это как минимум «два Савенкова».

Видел наказание плетьми, – запомнил сочетание красной рубахи палача и черного эшафота. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Во время уличной драки, в которой участвовал и юный Вася Суриков, был убит его друг Митя Бурдин – запомнил распростертое тело на мерзлой земле, увидел свою будущую картину «про Дмитрия-царевича». В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

Этюд к картине. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. – «Когда б вы знали из какого сора» И стихи и картины иногда рождаются случайно. В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. П. Третьяков купил картину за 8000 рублей.

«А другую дочь – с барышни одной». Пять раз приходилось звать казака на коне, чтобы изобразить его несущегося прямо на зрителя, что не сразу получилось у русского художника. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.

1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Замысел созрел в Москве. Вероятно, было как минимум два земляка художника, послуживших моделями для его героя. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве.

Уже потом нам интересна история поиска «прототипа» для юродивого А что ж главное. Множество источников перечитал по истории стрелецкого бунта. Работа продолжалась около двух лет.

Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Она получила хорошее образование на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве, а позднее работала в Малом театре – в газете «Малый театр», в газете «Горьковец», выпускавшейся МХАТом, заведовала лекторием ВТО. Это был его родной дед. Зимой этого же года, как пролог к «Царевне», он сделал портрет княгини Щербатовой в русском костюме. Сибирь определила и жанровое направление и направление колористических поисков и высокое и глубокое дыхание его наполненных воздухом полотен. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром.

«Царевну» он увидел за всенощной на праздник Покрова у Василия Блаженного в Москве в 1910г. А уже потом интересно и все остальное. «Встряхнулся.

Но не только Картина писалась летом 1879г. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Однако есть и живописный этюд 1898г., на котором изображен явно другой человек, моложе, с более крупными чертами лица, – также ставший «прототипом» полководца. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле.

Торговля у них получалась бойкой. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. К духовенству примкнули представители старинных боярских родов и других привилегированных сословий, видевших в новой политике московского царя прямой ущерб своим интересам.

Рука боярыни Морозовой вскинута вверх в призывном жесте. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича.

В детские годы, в Красноярске, он ее видел. Князь творит расправу над своими подданым. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. он признавался: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Приготовления к казни закончены. Меншиков сидит у стола.

Назывался он так: «Портрет кн. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. С нее и начал писать. Датировка этого портрета брата сомнений не вызывает.

Утро стрелецкой казни. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. После и казаков и Ермака отыщет зритель начнет удивляться, на каких каюках-душегубках стоят и лежат эти молодцы даже серьги в ушах некоторых героев заметны И уж никогда не забудет этой живой были в этих рамках небылиц». Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Однако противникам его удалось взять верх. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды.

Выделяются они и своим душевным состоянием. Их сыновья, Андрей Кончаловский и Никита Михалков, стали кинематографистами. Свою старшую дочь Катю она обучила всем премудростям рукоделия и вдвоём они шили на продажу. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики.

Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». Но обстоятельства оказались сильнее его. Вот таким образом отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки.

Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Однако всерьез взялся за работу над картиной лишь в начале 1900-х гг. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.

Его Суриков писал с настоящего, найдённого на толкучке. Вспомнил, как зимой через Енисей в Торгашино ездили. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов.

Красоту ее принимал. Тогда все сбивалось в кучу. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».

Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Этот старик – простой красноярский казак. Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. По мнению исследователей творчества Сурикова, портрет написан скорее всего в 1887г. Как у Ахматовой, помните.

Реалистичны и мучения истязаемых, приговоренных к казни. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Городок – старинная народная игра.

Один из современников точно назвал этот цикл «лестницей религиозных чувств». Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.

Однако всерьез взялся за работу над картиной лишь в начале 1900-х гг. Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем».

В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. В ней он затронул огромную тему ломки старого быта. Так и в «историю» попал. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет.

В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Он подолгу искал и очень тщательно отбирал натурщиков для своих полотен. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Необходимо не просто оказаться в нужное время в нужном месте, но и быть готовым «поймать свой шанс». На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.

«Царевну» он увидел за всенощной на праздник Покрова у Василия Блаженного в Москве в 1910г. А возле ямы страж ходит. Казнь стрельцов, ссылка Меншикова, пытка Морозовой. Там он поступил в Петебургскую Академию. Суриков подхватил эту мысль. Ум, властность, сила, усталость от жизни старого и мудрого человека потребовали сдержанного цветового решения. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке.

Но его преследовали сердечные расстройства. «Мне нужно, чтобы это лицо доминировало над толпою, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению» Помогли старообрядцы, поверившие в искренность художника после его «Стрельцов». Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Конечно, ему везло.

000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Все получалось не то, не так.

Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Сравните этюд, сделанный с тетки, с ликом боярыни на картине. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.

Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. А уж образы собирались по всей Руси. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Государственная Третьяковская галерея.

В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Он знаменит также своими портретами. Эта картина написана с натуры – друзья живописца инсценировали специально для него полный «вариант» игры в селе Лодейки. Тут же написан и юродивый. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5.

Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. В этом городе родился будущий художник. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.

Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. – допрашивали ее увещатели. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Это понимаешь, даже не видя его эпических исторических полотен, посвященных Отечеству.

Его работы видели сотрудники. Сохранился этюд для картины «А. И. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Картина эта привиделась Сурикову. Но не это было для него главным: «Хороша старина, да Бог с ней» – говорил. Суриков продолжил развивать историческую тематику в своих произведениях. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.

Учёба в Академии была достаточно успешной, но Большой золотой медали В. Сурикову не дали, что вызвало возмущение со стороны наставника русского художника, П. Чистякова, пророчившего своему ученику великое будущее. Все это уходит как никчемное и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин).

Биография Сурикова и будет представлена ниже. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В 1891г. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел». Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Считается, что при создании образа царевны «участвовали» две девушки. Но в «Стрельцах» пахло кровью.

Поднятые весла за его спиной – как крылья. Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.

Там, на картине, брат в легком армячке и в шапке другой. Рассказывали, как Василий Иванович в последние годы жизни, когда знаменитая картина (Христос Иванова) была уже в лучших условиях, стояла в помещении с верхним светом приходил в Румянцевский музей за час, за два до его закрытия и, одинокий, оставался перед картиной, стоял, садился, снова вставал, подходил к ней вплотную, впиваясь в нее, ерошил свои волосы и с великим волнением уходил домой, чтобы опять прийти, опять насладиться, приходить в смущение и восторг от того, что видел своим духовным оком, оком творца Морозовой, Меншикова, Ермака. Како крестишься и како молитву творишь. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры.

Хворостинами приветствуется победитель игры, вокруг смех и веселье. Он, кажется, всегда писал вне своего времени.

Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты.

Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Так уже не раз бывало: вначале увидит, потом ищет «детали» – делает эскизы, этюды пейзажей интерьеров, портретные зарисовки. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. По приезде в Красноярск в 1898г.

Припал к груди малой родины своей, сил набрался и душу обогрел. Сюжет – исторический, стиль – романтический, а каждая деталь – реалистична. В 1884 – 1887 гг. Таким он и сам себя осознавал – мастером отечественным, национальным.

Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. О рождении этой картины сам мастер так вспоминал: после смерти жены в апреле 1888г. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Атаман – это дед А. С. Суриков. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

1889 Автопортрет. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.

Церковь раскололась. На картине изображён странник, который как бы взыскивает к истине происходящего. В одном из писем в конце 1909г.

Общественный подъем начала XX века, который привел к первой русской революции, вновь привлек внимание художника к основной теме его творчества – теме социальной борьбы народа. Серов, В. фон Мекк), увлекся ее обликом. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности. Ольга вышла замуж за русского живописца Петра Петровича Кончаловского. В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым.

Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов.

Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В 1910 году художник путешествует по Испании. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Мужем Натальи Петровны был поэт Сергей Владимирович Михалков. Суриков был человеком твёрдого характера и несгибаемой воли, так что он умел отказывать. Энергичный, «вихревой» мазок создает ощущение сконцентрированности бытия и навевает воспоминания о французских импрессионистах.

Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Приехала туда в молитвенный дом начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. А вот в чем разночтений нет, так в его оценке. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна.

Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. 1860-е гг. Любовь к жизни выражена лишь в образе младшей дочери Меншикова, читающей книгу. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова».

Однако чтобы стать великим, одного везения мало. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. А император Петр писался с управляющего имением. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска.

Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Суриков, покоренный ее жизнерадостной, открытой, доброй красотой истинно русским женским обаянием, написал с нее свой прелестный во всех отношениях портрет «Сибирская красавица».

Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Щербатов – вспоминал: « я попросил его из моей жены сделать персонажа из толпы Боярыни Морозовой, русскую бабу типа той, что, опустив голову, стоит у саней. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца.

Только случайность эта – закономерна, подготовлена предыдущей жизнью. Картина отличается от других произведений Сурикова тем, что в ней не изображён народ. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. И писал потом портреты и деда и дяди, откровенно любуясь ими, романтизируя.

«Кто не видел казнь, тот ее не нарисует», – говорил Суриков. вимении H. Н. Дерягина в Тульской губернии. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Он был поставлен вровень с другими известными художниками. Отчего это.

Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину.

Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. И вспомнилось – кто-то вот так же, «в низкой избе сидел». И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Суриков в шубе». Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. А уж потом – с натурщиков писал.

Ему повезло, что его рисунки заметил губернатор П. Н. Замятнин (Суриков потом отплатит ему, создав прекрасный портрет красноярского губернатора), ходатайствовавший перед Советом Академии художеств о зачислении его учеником. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».

Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. Известны и другие «прототипы» героев картины. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.

Портрет был неудачен по сходству, но что-то очень мне дорогое, суриковское, в нём было – в духовном выражении глаз, в русском чувстве, в него вложенном ». Казни и телесные наказания на площадях публично происходили», – вспоминал он позднее. С нее сделал Суриков этюд в садике (датирован 1886г., приобретен в 1960г.

Полины Ивановны Щербатовой». Полины Ивановны Щербатовой». Историческая правота на стороне Петра. Произошел раскол. Картина «Утро стрелецкой казни» была создана в 1881 году и хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Мы ощущаем это как историческую неизбежность. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Все это обливалось водой.

В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой.

Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.

Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Реалистичны и мучения истязаемых, приговоренных к казни. И получилось именно то, что он хотел.

Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Картина «Меншиков в Берёзове» (1883). Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Он, кажется, всегда писал вне своего времени.

пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Тут и остяки и вогулы и сами татары.

Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования. Старшую дочь Меншикова писал Суриков с жены – Елизаветы Августовны, урожденной Шарэ, родственницы декабриста П. Н. Свистунова.

Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. «А нравы жестокие были. Иногда персонаж находился случайно.

Потом – в муках и радости – рождается картина. Нет дыбы в «Боярыне Морозовой». Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака.

Одну из экзекуций в Красноярске он запечатлел в акварели с пометкой: «До 1863 года Видел собственными глазами». В то время Спиридонову было 82 года. Потом – в муках и радости – рождается картина. Умирает его жена. В «Морозовой» – трагедия изгнания и надругания над верой, которой жила опальная боярыня, но невольно задаешься вопросом, рассматривая полотно, – унижена не Морозова, а ее преследователи и хулители.

Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.