Караваджо Апостол Павел

Святые апостолы Петр и Павел: их образы в искусстве

Порыв Христа настолько силён, что оказалась сломанной ветка тополя на дальнем пейзаже с рекой. Как-то компания друзей собралась «У Мауро», где отмечался день рождения Онорио Лонги. Его ранние работы Д. Беллори описывает как «гладкие, чистые, абсолютно лишенные теней». Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Часто они совершались и коллекционерами произведений искусства.

Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками и позже, на протяжении многих последующих веков. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св.

  1. Караваджо в Риме: где увидеть знаменитые шедевры
  2. Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
  3. КАРАВАДЖО ПОСЛЕ «КРИКА МЕДУЗЫ» — РИМ
  4. Площадь дель Пополо и Церковь Санта Мария дель Пополо
  5. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези и полотна Караваджо в Риме
  6. Прогулка с Караваджо: церкви и музеи Рима
  7. «Обращение Савла», Микеланджело Буонарроти — описание
  8. ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Он отказался от «высокого стиля» великого предшественника, на двух фресках которого присутствует множество персонажей, ставших участниками и свидетелями развернувшейся перед их взорами трагедии, обретшей космический размах и звучание. Он был самым знаменитым итальянским художником XVII века и не будет преувеличением сказать, что первая четверть этого века прошла в живописи под знаком Караваджо.

Вместо идеализации образа, привычной для религиозных сюжетов, Караваджо рисовал героев своих полотен с максимальным натурализмом. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Однажды папа Сикст V похвалил настенную роспись в Апостольской библиотеке, выполненную в 1589 году, как ему доложили, «пятнадцатилетним» отроком, хотя тщеславному Бальоне было тогда без малого двадцать три года.

  • Караваджо и божественная лошадь
  • Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике
  • Караваджо – реформатор европейской живописи
  • Институт арт-бизнеса и антиквариата
  • Картина «Распятие Святого Петра»
  • Картина Распятие Апостола Павла Караваджо

Темные улицы Иерусалима в «Страстях Христовых» Гибсона – это Караваджо. Хроникёр, откликнувшийся на это событие в листке «Аввизи», сообщил, что вскоре Рим ожидает ещё одно не менее важное событие, когда прославленные мастера Караваджо и Карраччи выставят на суд граждан свои новые работы в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. Композиция исполнена проникающего динамизма.

Сам натюрморт имеет символическое значение. Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо. Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе.

  1. Караваджо в Риме: церкви с его работами
  2. Караваджо в Риме: музеи и галереи
  3. Создание церкви Сан Луиджи деи Франчези
  4. Капелла Контарелли – три работы Микеланджело Меризи да Караваджо
  5. Базилики Рима на сайте Ривиталия
  6. Национальная галерея старинного искусства — Палаццо-Барберини

С ним были связаны многие творческие планы. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. Если это так, то моделью наверняка послужило изображение Микеланджело в образе философа Гераклита на фреске Рафаэля «Афинская школа» или изваяние «Пьета», на котором, по утверждению Вазари, великий мастер изобразил себя в образе старца Никодима.

Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер дАрпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. За проект её оформления взялся Онорио Лонги. Его постигла неудача, выбившая на время из колеи, — у него опустились руки. Одновременно он создавал и религиозные полотна, но поначалу они не играли первой роли. За нанесённое Бальоне оскорбление Караваджо всё же угодил в Тор ди Нона. «А почему бы ему самому об этом не побеспокоиться, прежде чем облачаться в сутану.

  1. Церковь СантАгостино на Марсовом Поле
  2. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези
  3. 10 миланских дворцов, которые стоит увидеть
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Другие картины Микеланджело Буонарроти

На Пасху 1603 года огромное полотно «Воскресение» было открыто для всеобщего обозрения. Великий Леонардо да Винчи, в частности, в своем «Трактате о живописи» (1490—92) писал, что «тени, которые появляются при слишком ярком свете, нехороши» и предлагал избегать резкого освещения. Важно другое — никто не настаивает на подлинности картины, как это случилось когда-то в Палермо, когда один из местных коллекционеров объявил вскоре после гибели художника, что является обладателем подлинника отвергнутого «Распятия апостола Петра», о котором больше нигде не было никакого упоминания. Некоторые картины он повторял через какое-то время, также он создавал несколько картин на один сюжет. Такое определение возвысило его в собственных глазах. У Караваджо существует целый ряд работ с образами отдельных святых.

Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». Кажется, что святой – полная противоположность тому юноше: старый изможденный, погруженный в духовные искания и любоваться зрителю здесь нечем (не черепом же). Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Случайно в эту политическую интригу косвенно оказался втянутым и Караваджо.

24 сентября 1600 года был подписан контракт, составленный на латыни. Это случилось воскресным вечером 17 октября. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Сияние, льющееся на воинов в совсем уж недавних «Бессмертных. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба.

  1. Заказать экскурсию Караваджо в Риме: где увидеть знаменитые шедевры
  2. Запрос на бесплатную консультацию
  3. Голос Папы и Церкви в диалоге с миром
  4. По городам и весям и много разного интересного

Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте. Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными. Он дал ей денег и пригласил в дом в качестве натурщицы для своего очередного шедевра «Гадалка». Как обычно, картина была окончена очень быстро — в течение нескольких дней. Она сознаёт, какие страдания выпадут и на долю её сына.

Там между любовниками нередко вспыхивали стычки. Опять же, причиной тому стали оголенные пятки. Его тянуло в излюбленный район римской художественной богемы, где он чувствовал себя как рыба в воде. Кажется, последний довод окончательно подействовал на заказчика. Когда Савл, будущий апостол Павел, был единственным апостолом, призванным уже после смерти Христа.

Людовик IX отнюдь не являлся приверженцем власти римских пап. На его пути повстречалась бойкая девица Маддалена Антоньетти по прозвищу Лена, проживавшая с матерью и старшей сестрой на Греческой улице близ Корсо. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Что ты гонишь меня. ». Эта картина просто впечатывается в сознание.

Впрочем, сама лошадь, осторожно поднявшая над упавшим ногу, словно прислушивается вместе со слугой к происходящему таинству. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Во-вторых, это единственная его подписанная картина.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА КАРАВАДЖО

На многих ранних картинах Караваджо можно увидеть привлекательных мальчиков играющих на музыкальных инструментах (музыка традиционно считается верной спутницей любви) или держащих в руках фрукты (символ сексуальной вседозволенности). Согласно Беллори, Караваджо в начале своего пути сильно увлекался портретной живописью. В частности, о поездке упоминает Пассери в своих «Жизнеописаниях», хотя рассказанная им история ссоры между Караваджо и Гверчино явно надумана, так как последний по возрасту никак не мог очутиться в Лорето, а играл себе с мальчишками в лапту в родном городке Ченто под Болоньей. Неожиданно в ход было пущено оружие и сраженный Томассони упал замертво. Её постигла та же участь, что и первый вариант «Святого Матфея» и обе доски для церкви Санта-Мария дель Пополо. Трудно предположить, что сподвигло его на поездку в глухую провинцию. Трактовать данное написание можно двояко: или как латинское «еа1» соответствует русскому «создано» это слово часто появляется в работах тогдашних художников) или же как «брат Микеланджело». Д. Бальоне пишет, что картину с возмущением отклонили ибо Караваджо «изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами». Страшные гонения на христиан в Риме.

А как бы воспринял кардинал Маттеи его новую работу. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Он тянется к Младенцу в желании приложиться к его ножке. Творческий путь Караваджо был трагически коротким.

Правда, деньги не задерживались в его руках и как вода уходили в песок. Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа исв. Ничего лишнего.

Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Караваджо в Риме: 
где увидеть знаменитые 
шедевры

Как сообщает Д. Беллори, Караваджо считалэту картину своей лучшей работой. Она несколько особняком стоит в ряду других работ художника. «Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.

Но так продолжалось не всегда. Только на следующий день он с трудом смог протиснуться в собор, где с интересом осмотрел находящийся там и якобы перенесённый из Палестины дом, в котором находится кипарисовое изваяние Богоматери. Но для образа Богоматери её поза чересчур игрива и легкомысленна. Им написаны также «Экстаз св.

Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Взлеты и падения, самые разные характеры отражены в его полотнах с максимальной точностью. Она никого не может оставить равнодушным.

Сморщенный лоб и редкие волосы на голове конюха, пытающегося удержать лошадь, а также уродливые, нагруженные ноги, входят в набор деталей, часто используемых Караваджо дли создания образа простолюдина. Детали изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами. Ничего удивительного, времена и вкусы меняются — неизменным остаётся лишь взрывной характер Караваджо. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя.

Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). Во время отпевания кардинала Матгеи в церкви к нему подошёл познакомиться молодой аристократ Массимо деи Массими, родственник покойного. 3:1-2), художник запечатлел Микеланджело.

Его отличало (по определению Д. Бальоне), прежде всего, пристрастие к фигурам элегантным и изысканным, но вымышленным. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Это самая значительная из картин, написанных Караваджо на Мальте. Давид и Голиаф. Он пришёл не с пустыми руками, подарив Лонги небольшой его портрет. За их великие труды. Он отвртителен сам себе. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме.

Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Таким образом, этот мальтийский сюжет Караваджо нельзя считать случайным. «Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю.

Вскоре были завершены обе картины для церкви Санта-Мария дель Пополо. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. В сцене бичевания Христа художник не стесняется исказить лица мучителей. Во времена Караваджо в живописи доминировал стиль именуемый маньеризмом. В продолжение темы портретов, Вадим Анатольевич отметил эту работу «Портрет Беатриче Ченчи» Гвидо Рени.

Левая рука ученика протянута к зрителю театральным жестом, а дальняя кажется слишком большой, нарушая общепринятые правила перспективы. Моделей Караваджо тяжело связать с теми святыми, которых мы видим на иконах. Это требование не было прихотью Черази, который слабо разбирался в живописи. Тогда с криком «Да здравствует Франция. » подвыпивший Лонги запустил в них камнем и началась потасовка. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606). В картине поражают верность натуре и реалистический показ отдельных деталей.

Это признание особенно ценно, поскольку высказано завистливым противником. Трагическое «Положение во гроб» — это реквием возвышенной скорби по той неосознанной пока живущими на земле людьми великой жертве, которая была принесена Христом ради их спасения. Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма. Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла» (230x175). Хотя заказ получен от частного лица, но картины наверняка увидят многие люди, поскольку сама церковь в конце виа Корсо очень любима римлянами.

Палач прижимает своей левой рукой голову Иоанна к полу, готовясь довершить начатое преступление. В его правой руке — нож. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Двадцать семь лет спустя в Риме объявится Веласкес, которому было столько же лет, как и Караваджо, когда он писал «Взятие Христа под стражу».

В их трактовке художнику предоставлялась полная свобода, но в договоре специально записывалось «specimina et designationem figurarum et aliorum», то есть обязательное согласование рисунков и эскизов. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту. Подействовали и уговоры Манчини, у которого, как всегда, в этом деле был свой шкурный интерес. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер.

Савла привели в Дамаск, где он был исцелен, после этого Савл крестился и назвался Павлом. Приходится только сожалеть, что эта прекрасная работа находится в частных руках. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.

Арест святого Петра ожидается со дня на день. В таком прочтении «я» – это смерть, которая обращается к смертным с напоминанием, что и в самом счастливом и беззаботном месте всех когда-нибудь ждёт неминуемый конец. Искреннее раскаяние его было принято Господом. Однако не суть важно, кто автор копии.

«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Но была ли картина написана, неизвестно, так как следы её утеряны. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.

И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо. А жив ли он сейчас. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников (апостол язычников). Видно, как тяжело дается ему процесс писания.

«Богоматерь паломников» не вызвала особого интереса у знатоков, которые сочли её маловыразительной. (Караваджо умер от малярии примерно через месяц после того, как полотно было доставлено заказчику). Ослепительный свет пролился с неба и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня. » Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади.

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Особенно отличились, судя по протоколу допросов, Лонги и Джентилески.

Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель. Жизнь во дворце Маттеи шла по раз и навсегда установленному распорядку. 15:10).

Имя художника (точнее, его фрагмент) обозначено в лужице крови возле головы Иоанна Предтечи. Все трое были известными в римских кругах куртизанками.

Иисус называл его величайшим из пророков. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Павел активно занимался проповедническим служением. За окном светало и, загасив свечи, он направился к себе, ещё более утвердившись в сознании, что навечно породнён только с живописью, а она не терпит двойственности и измены.

Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Караваджо на самом себе испытал очень многое – и захватывающие, точно описанные события в его произведениях во многом результат его жизненного опыта. И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. Несмотря на шумный успех, спустя некоторое время «Положение во гроб» было отвергнуто церковниками, которых смутили и напугали трагедийность звучания картины и жизненная достоверность персонажей. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия»59.

Курица на тарелке истолковывается как символ смерти. Всем, видевшим картину, было понятно, против кого были направлены ядовитые стрелы.

Происходящее на картине настолько убедительно и одновременно вечно, что вряд ли хоть один из нас не застынет перед этим полотном. Урсула» сейчас в очень плохом состоянии. В «Призвании св.

Картина не оставила равнодушными даже противников художника. Полотна, подобные «Музыкантам», ок. Налицо были беспомощность художника, отсутствие оригинальности и заимствования, особенно из «Мученичества апостола Матфея» в Сан-Луиджи деи Франчези.

Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Святого Франциска традиционно изображали в образе молящегося аскета, однако на картине Караваджо «Экстаз святого Франциска»он показан в момент об решения ран Господних на своем теле. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Но девица оказалась крепким орешком.

Картина Меризи да Караваджо «Обращение Савла», написана на довольно известный библейский сюжет. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Опершись плечом о косяк двери, она стоит босая, скрестив ноги.

В ней есть все главное, что подарил нам талант Караваджо. Так экстремально выразились черты его личности, которые в основе своей не были отрицательными, а явились лишь своеобразным проявлением антиконформизма. В ту пору он влачит нищенское существование, попадает в больницу для бедных, но не перестает упорно трудиться и вскоре приобретает известность в кругу римских ценителей искусства. Нередко первоисточником указывается некая картина Бартоломео Скедони (Скедоне). Но по сути получается, что тема примерно та же: разговор о жизни и смерти (только в данном случае смерть уже ближе, в силу возраста). Караваджо наивно заблуждался, не ведая, что точно так же был назван и Карраччи в подписанном им контракте с кардиналом Черази.

Заказчику не суждено было увидеть законченной свою капеллу. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем. Одиннадцать картин в полумраке, отчего и посетители выставке кажутся какими-то особенными. Хлеб и вино здесь символизируют Причастие, - жареная птица и переспелые фрукты – смерть, - гранат — Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мертвых, но воскресавшей с наступлением весны).

Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Караваджо также был ранен, но смог скрыться. Постоянно кто-то кому-то норовит отрезать голову, либо уже стоит с головой в руках («Давид и Голиаф» был любимым сюжетом Караваджо после «Юного Иоанна Крестителя» впрочем, если помните, Иоанн в конце концов тоже лишился головы).

И вот она. Грязные ступни ног молодого крестьянина почти касаются рамы картины. Он не жилец.

«Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты», — писал один из секретарей кардинала. Под впечатлением от поездки Караваджо приступил к написанию «Богоматери Лорето» (260x150) или, как её чаще называют, «Богоматерь паломников», так как на картине нет ничего, что говорило бы о чудесном перенесении ангелами святыни из Назарета в городок Лорето в области Марке, а паломников с избытком хватало и в Риме. Прореха на рукаве Клеопы показана не только в целях создания более приземленного образа. Савл. На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство.

Всякое даже малейшее подозрение для иезуитов являлось презумпцией виновности. Поскольку картина писалась для доверенного частного лица, Караваджо мог свободно и безбоязненно выразить в ней протест против существующих порядков — иначе его работа была бы признана официальной цензурой богохульной и опасной. Слух об этом тут же разнёсся по городу, породив немало разноречивых суждений.

Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. С сюжетом картины было легко найдено решение — выбор пал на «Принесение в жертву Исаака» (104x135), к которому он однажды уже обращался. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа.

Очень выразительно лицо его престарелой матери со следами перенесённых лишений. Это привело к драке. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость».

Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками.

Однако визитной карточкой Караваджо этот прием стал лишь к концу 1590-х годов. Такое обращение было общепринятым среди рыцарей Мальтийского ордена (а Караваджо, как мы помним, посвятили в рыцари в 1608 году). Можно увидеть на них его призвание: написание Евангелие и смерть мученика. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е).

Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».

На «Обращении Савла» в центре – круп лошади, а будущий апостол Павел валяется в пыли. Вопреки ожиданиям автора оно вызвало резкое неодобрение большинства прихожан, которых не тронул изображённый на картине среди множества ликующих ангелов образ Того, кто, «смертию смерть поправ», призвал верующих нести свой крест, чтобы уподобиться Ему. В общем-то, художник прав.

Павел, как римский гражданин, был "усечен мечом" (т. е. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. При подписании контракта в качестве гаранта выступил всё тот же Джустиньяни, заверивший заказчика, что работа будет выполнена качественно и в срок.

Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Нельзя не отметить и еще одного факта. Церковь была воздвигнута французской общиной в Риме: на месте бывшей капеллы в конце XV в. была построена французская национальная церковь. Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви.

Неутешно рыдающая на переднем планекартины женщина — Мария Магдалина. Начались поиски нового пристанища. Выбранная автором точка зрения «снизу вверх» придаёт особую величественность и монументальность образам. Это одна из них (вторая -«Распятие апостола Петра»). Однако здесь это обычное оружие, очень хорошо знакомое Караваджо в его полной опасностей жизни. Надо отметить, что кроме спокойного и светлого «Отдыха на пути в Египет» Караваджо никогда не обращался к жизнеутверждающим и праздничным евангельским сюжетам типа «Введения во храм» или «Обручения», равно как и к изображению воображаемого небесного пространства, населённого ликующими ангелами.

Но он сломлен, повержен.

Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона. Его, говоря о творческом становлении художника, обычно даже не принимают в расчет (тем более что сам Петерцано в основном занимался фресками, а Караваджо писал исключительно маслом).

Оборотистый наследник, о финансовых аферах которого велось немало разговоров, заказал большой алтарный образ для фамильной капеллы рядом с капеллой Каэтани, которую украшала картина «Распятие» кисти покойного друга Пульцоне. Стоит ли говорить, что каждый раз результат был настоящим сюрпризом. Начинается эта прогулка с галереи Боргезе.

Неслучайно её называют «классическим интермеццо», как дань великому наследию Возрождения. В нём Караваджо был назван «dominus et egregius in Urbe pictor», то есть «главный и славный художник Рима» и ему поручалось написать в течение восьми месяцев за четыреста золотых скудо на кипарисовых досках два евангельских сюжета: обращение Савла и мученичество святого Петра. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. «Крестный отец» – это Караваджо.

А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. — Советы давать дело нехитрое, но не надо сыпать соль на раны.

В храм неожиданно ворвался убийца, подосланный эфиопским царём. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Она представляет собой не столько собрание «картографических достопримечательностей», сколько «географическое» воплощение мощи папской власти конца XVI века.

Наконец Лена прониклась к нему полным доверием и раскрыла тайну. Бремя славы, свалившейся на тридцатилетнего Караваджо, оказалось неподъёмным.

На последние 10 лет из них приходится широкое признание художника. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит «вздутым трупом обычной женщины», а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт – будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники). Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос.

На первом плане стояли не впечатления, полученные от знакомства с реальной жизнью, а художническое воображение и ориентация на образцы, принадлежащие другим видам искусства. Караваджо стал первым художником, решительно порвавшим с маньеризмом и обратившим свой взгляд на земных людей, созданных не из мечты, а из плоти и крови. Матфею (1599—1602, церковьСан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).

Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Католицизм празднует победу над Реформацией. Гранат — символ Страстей Христовых.

Именно это становилось и причиной негодования со стороны заказчиков. (Так, прототипом св. Как отметил биограф Беллори, в картине «нет движения». Но 5 мая 1602 года ему смешала все карты неожиданная смерть кардинала Черази.

Постепенно этот совет приобрел характер незыблемого правила.

Но он глубоко ошибся, так и не поняв, что работы Караваджо, а особенно «Обращение Савла», способны вызвать вовне истинное движение в душе зрителя. Павел (евр. В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). Физически, да. Начался обмен письмами и нотами между недовольным Мадридом и Римом.

Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. И все сработано им с редким прилежанием. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Он умер так же нелепо, как и жил» 5.

При всей занятости почему бы не уважить желание монсиньора, который щедро расплатился за портрет и в своё время замолвил доброе словечко при решении судьбоносного вопроса о контракте в Сан-Луиджи деи Франчези. Ярко освещён бегущий мальчик-служка. Исходным и наиболее распространённым в начале пониманием было Et in Arcadia ego sum, то есть «И в Аркадии я есть» или «Даже в Аркадии я есть».

Видно, что пришли они издалека, преодолев нелёгкий путь. Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. То с одного, то с другого полотна торчат грязные босые крестьянские ноги (зачастую ноги не кого-нибудь, а, например, апостола Матфея).

Период творческой зрелости (конецXVI — первое десятилетиеXVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященныхсв. Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Он показывает, сколь остро Караваджо чувствовал тяжёлое и прерывистое дыхание своего времени, когда повсеместно свирепствовала инквизиция, поощрялись доносительство и анонимные поклёпы, участились ночные аресты подозрительных, под пыткой выбивались «признания» в инакомыслии и ереси, а трибуналы едва успевали выносить смертные приговоры. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Он подошёл к доске и принялся кое-что поправлять в рисунке. Позднее огромное значение приобретает контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Его терзает мучение, совесть.

Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Любители полотен Караваджо чаще всего заходят в святую обитель Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi) –одну из «жемчужин» Рима, но из названия понятно, что церковь была открыта для французской общины. Чего там только не было.

Этот метод позволяет автору создать более драматичное полотно. Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. При первом взгляде на картину «Взятие Христа под стражу» бросается в глаза, как подобно вихрю некая сила справа толкает людей к стоящему Христу, который скрестил перед собой пальцы рук, словно защищаясь от нахлынувшей на него волны зла в лице двух вооружённых до зубов римских легионеров и ученика-предателя, обнявшего Учителя в стремлении запечатлеть на святых ланитах свой подлый поцелуй. В средние века здесь начали появляться мастерские художников, в первую очередь иностранцев (фламандцев, немцев), а также иногородних итальянцев. Выбор сюжетов объясняется тем, что капелла посвящена этим святым. А жена именинника красавица Катерина по настоянию друзей спела несколько модных в то время романсов под гитару своим проникновенным контральто, вызвав бурю восторга всех присутствующих в трактире.

Но, наверное, не это главное. Это — смысловой и композиционный центр картины. И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия.

В своё время Караваджо сыскал славу провокатора и бунтаря. С тех пор и по сегодняшний день этот городок является местом массового паломничества. 25 октября художник впервые за долгое время покидает Рим. То есть самобытный стиль Караваджо сформировался далеко не сразу. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.

С картины снимали копии крупнейшие мастера различных эпох — от Рубенса до Сезанна. Убийца держит за руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч. Об этой его поездке в Лорето известно немного. Караваджо был освобождён с условием не покидать дом без особого разрешения. Трудно поверить и в эту историю.

По собственным его словам, ничего лучшего он не написал больше никогда. Весьма любопытна фигура одного из них справа. На надгробии лежит череп, как символ смерти. В ней находится одна из самых известных работ Караваджо в Риме под названием «Мадонна ди Лорето». Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего.

В архивах фигурируют многие факты задержания за незаконное ношение оружия, оскорбление полиции и драки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.

Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. Матфея (1602).

Слушая скорбные звуки органа, Караваджо вспомнил, почувствовав ком в горле, как старый кардинал молча поддерживал его своим неслышным появлением в мастерской, когда он с остервенением работал над «Призванием апостола Матфея», а по завершении работы так же молча перекрестил его. Заметим, это уже не тарелка с плебейскими спагетти, а более изысканное блюдо. Решительно отвергнув всякую условность, он стремился к достижению предельной объективности изображения на двух огромных досках. Или может он желает смерти.

За ним охотятся. Караваджо пошёл своим путём. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Караваджо постоянно учился у великих мастеров прошлого, вдохновлялся их творениями и прекрасно отдавал себе отчёт в том, сколь далеки от жизни и как ничтожны и мелки в своих потугах на оригинальность многие современные собратья по искусству.

Новаторским выглядит использование света, когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, которая благодаря скульптору Фонтане и росписям Таккони, украсившим своды и потолок, обрела праздничновеличественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской кисти Карраччи. С них призывно смотрели пухлые, женоподобные мальчики. Бальоне пришлось вновь вернуться к этой теме. Столкнулись две точки зрения. Как ни заманчиво было предложение, но работать и жить под одной крышей с этим аристократическим борделем было как-то не с руки и Караваджо, прекратив поиски, окончательно обосновался в съёмном флигеле при доме вдовы Пруденции Бруни в переулке Сан-Бьяджо.

Но впоследствии, после кончины Саннезио, первая из купленных им досок — «Распятие апостола Петра» — бесследно исчезла. Их забавные мордочки выглядывают у неё из правой подмышки и из-под ног. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Жест, выражающий удивление безымянного ученика, повторяет положение рук Христа на кресте. В Ватикане взору многочисленных паломников представлена иллюстрация библейского сюжета «Погребение Христа» (холст 300 x 203 см, написан в 1602-1603 г. ). Вот почему столь печален прекрасный лик, так крепко она прижимает к себе ребёнка.

Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Перед ним лежат ноты мадригала, начинающегося словами: «Ты знаешь, что я люблю тебя». Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства.

Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Объявлена награда за голову Караваджо. Вряд ли сидя в комфортной мастерской (а художник имел такую возможность), он смог бы пронизать клубками переживаний свои картины.

Одно из сильнейших проявлений трагизма в реалистичных полотнах мастера. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Вот почему Леонардо, Микеланджело и Рафаэль так и не обзавелись семьями, сохранив верность искусству. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6.

Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть.

Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Миланский учитель Караваджо, Симоне Петерцано, был вполне заурядным мастером. Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, чьё имя означает «призванный», был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня. » Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства. Бальоне и Беллори сочли её лучшим творением Караваджо.

Картина весьма правдоподобна: дело в том, что Караваджо, как утверждают историки, на себе испытал пытки в темнице, куда он попал после ссоры с одним мальтийским рыцарем (к слову сказать, художник еще за несколько лет до этого успел случайно убить человека, но ему удалось сбежать от наказания). Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1. В конце мая 1601 года была торжественно отпразднована годовщина свадьбы княза Рануччо Фарнезе и Маргариты Альдобрандини в великолепном дворце Фарнезе, где для гостей были открыты завершённые росписи плафона парадного зала. Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. И вдруг он услышал голос голос Христа, обращённый к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь меня. » Караваджо изобразил Савла (впоследствии апостола Павла) в тот момент, когда он услышал глас Божий, призывающий его обратиться ко Христу и, пораженный, упал с лошади.

Первоначальной резиденцией ордена был иерусалимский госпиталь святого Иоанна (отсюда и название), а сам Иоанн Креститель почитался как его небесный покровитель. Его хотят убить. Новая картина выгодно отличается простотой и компактностью от первого варианта с его перегруженной композицией.

Некоторые исследователи утверждают, что революционное манипулирование светотенью в картине «Ужин в Эммаусе» является поворотным пунктом в истории живописи. Эти образцы практически не сохранились. Но однажды на пути в Дамаск он услышал голос «Савл. Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой. Старый прелат тихо угасал от непонятной болезни. Эту композицию впоследствии копировали многие последователи Караваджо, она также известна как «Положение во гроб Христа».

Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Великолепен классический профиль Лены и вся её фигура напоминает античное изваяние. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Войне богов» Тарсема Сингха – это Караваджо. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.

Его картины Караваджо, несомненно, видел. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Главным шедевром выставки является «Обращение Савла» из римской церкви Санта Мария дель Пополо. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона.

А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции). Ошибка вызвана тем, что до 1911 данная картина Гверчино ошибочно приписывалась Скедони, а потом данные некритически копировались составителями крылатых фраз.

Его сняли с креста и положили в пещере, предназначенной под место для погребения. Дело в том, что Джованни Бальоне по протекции своего благодетеля Дзуккари, который пользовался большим весом в высших церковных кругах, получил от генерала ордена иезуитов Аквавивы заказ на написание самой большой по тем временам в Риме восьмиметровой картины «Воскресение» для церкви Джезу, где который год зияло закрашенное извёсткой пустое место над алтарём в одном из самых больших приделов — когда-то там были сбиты «еретические» фрески с полуобнажёнными ангелами кисти покойного Пульцоне. Появившаяся полиция задержала всю компанию и препроводила в участок.

Лишь справившись в 1599—1600 годах со своим первым большим заказом — картинами «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли, — художник поменял приоритеты. Это было не простой сменой главной темы, но и свидетельством перемен, происходивших с самим художником. Один прелат в раздражении спросил: «Эта лошадь должна заменить Бога. » – «Нет», – ответил Караваджо, – «но она стоит в свете Бога». Его современники на полотнах их быт, одежда, посуда и музыкальные инструменты, сегодня хорошо известны по самым популярным картинам, включая «Предсказатель судьбы».

Выделяется лишь пятно сочного гранатового цвета в одеянии Богоматери. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета. Иногда своими заказами с Караваджо делился художникАнтиведуто Граматика.

Это знаменитый испанский художник Эль Греко. «Юноша с лютней», ок.

В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение. Пожалуй, главная ценность всех этих запротоколированных случаев состоит в том, что они позволяют точно определить дату того или иного события в жизни художника.

Кроме того, стоит отметить исключительную реалистичность и естественность героев. Картины имеют ошеломительный успех и Караваджо получает все больше престижных заказов. Чаще всего это святой Франциск, святой Иероним и святой Иоанн Креститель. Счастливый муж не сводил с неё глаз, то и дело поглаживал её по животу. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). «Маленький горбун в сутане», как его величали за глаза, будучи папским нунцием в Швейцарии, отличился разоблачением бежавших туда от суда инквизиции еретиков, многие из которых были сожжены по его наводке на костре. Несмотря на некоторую сухость письма, картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов.

После веселого застолья в одном из трактиров на Кампо Марцио, где Караваджо с друзьями отмечал успех «Богоматери паломников», помолиться перед которой приходили толпы римлян, весёлая компания направилась к площади Навона. Пока он был занят обустройством жилища и мастерской, Лена куда-то исчезла. После Гвидо Рени, художник Гверчино (Guercino) занял ведущее место в кругу мастеров болонской живописной школы. Он также был необычайно популярен, существует огромное количество копий этой картины. Писал Караваджо и образы женщин-святых – например, «Кающуюся Магдалину», 1593-94. Она позволяет открыть белую нижнюю рубашку, тем самым усилив художественный эффект.

Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Приступая к написанию своего «Амура», Бальоне безусловно видел являющуюся гордостью коллекции патриция Шипионе Боргезе знаменитую картину Тициана «Любовь земная и Любовь небесная», с которой не осмелился бы тягаться даже в мыслях, но воспользовался её названием.

Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас. Наконец свершилось то, о чём он так мечтал. Мощный круп лошади занимает всю верхнюю часть картины. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу – этот жест напоминает о Тайной Вечери.

Именно так следует понимать первое произведение на данный сюжет: картину Гверчино «Et in Arcadia ego». Вспомнились последняя встреча с нагрянувшим как снег на голову братом Джован Баттистой и окончательно разозливший его совет подумать о продолжении рода Меризи. Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум. » Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер дАрпино), у которого Караваджо работал помощником. Однако, как и в упомянутых выше работах, перед нами не слепок с натуры, а продуманная композиция с определенным символическим смыслом.

В римской «Авизи» от 31 мая 1606 года можно было прочесть, что Микеланджело Меризи, художник из Караваджо, приговорен к смертной казни. Его «Воскресение», на которое он возлагал такие надежды, оказалось навсегда забыто. Один из шедевров великого живописца, который хранится в Ватиканской пинакотеке изначально был написан для церкви Кьеза Нуова (Chiesa Nuovo). С приходом Караваджо все изменилось.

Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. Как полагают, сам Караваджо был бисексуалом (при этом больше склоняясь к гомосексуализму). «Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе.

Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти. С неба на него пролился яркий свет, который его ослепил. Это талантливейший художник, ставший основоположником нового направления. Никому из его современников не под силу было сотворить что-либо подобное.

Его истоки определить довольно сложно. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги).

Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки типа «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Деву Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Знаменитое использование светотени придает фигурам объемности. Мадонна как-то недобро, с опаской смотрит на пришедших поклониться ее сыну бедняков-пилигримов (а сын, тот тянется ручкой, ничего не боясь).

Апостолов часто изображают вместе, так как они являются основателями христианской церкви. Для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо художник пишет алтарные картины «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра». «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. В доме маркиза Джустиньяни он видел «Всепобеждающего Амура», который поразил его смелостью и вызвал зависть. Они растасканы на цитаты.

Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга. Но он тоже в долгу не остался — не зря же его считают, как сказано в контракте, «dominus in Urbe pictor».

Свои небольшие холсты он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее – двумя-тремя). Преданный Христу, Петр после тайной вечери по малодушию трижды от него отрекается. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано.

Струя крови, вылетающая из-под бритвы Джонни Деппа в «Суини Тодде» – это Караваджо. Савл до своего обращения был последовательным гонителем христиан.

1595, демонстрируют гомосексуальные наклонности и Караваджо и его заказчиков. Начиная с 1950-х гг., после фильма «Римские каникулы», на Via Margutta поселилось множество художников, скульпторов, антикваров и известных личностей. Зная психологию римлян и их вкусы, Черази заранее просчитал свой ход. Многие современные операторы и режиссеры на эти полотна молятся. Важно то, что они сумели сделать.

В глубине слева Караваджо изобразил себя. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.

Разговор был недолгим. Караваджо предложил ей взять ребёнка из приюта и поселиться в домике на Сан-Бьяджо. А самое главное состоит в том, что между двумя картинами «Обращения Савла» заключён многозначащий рубеж между ранним художественным творчеством Караваджо и его зрелым периодом с подлинно революционными свершениями. Они максимально приближены к зрителю.

Однако заказчика не удовлетворили облик закованного в латы небесного Амура и вызывающая нагота его соперника. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине «недостойного изображения». Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук.

У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего.

Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. Сидящий в сторонке Демон, подперев рукой голову, смотрит на зрителя. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком).

Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь — знак мученичества. За это он был удостоен особой близости к Господу. Караваджо иногда называют первым кинематографистом в истории – и это правда.

«Мадонна Палафреньери» была отвергнута духовенством и двери, которые открывали ему путь к получению заказов на украшение собора Святого Петра, перед Караваджо закрылись навсегда. — рассуждал Караваджо про себя. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».

На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam». Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Простой человек у Караваджо никогда не идеален. Впервые увидев Лену во дворце Крешенци, Караваджо был поражён её красотой.

Но сама картина явилась причиной крупного скандала, который назревал со дня появления провокационного «Амура небесного и Амура земного». Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих, тускло отражаясь в боковом окне и является в равной мере физическим и духовным феноменом. Было много тостов и весёлых шуток.

Вообще это удивительный Амур. Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность.

Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Он её заслужил. Однажды он объявился в доме на Греческой улице перед матерью Лены, прося руки её младшей дочери. Его характер очень хорошо отражен в его картинах. На ней был представлен св.

Ни о каком состязании не могло быть даже речи. А в этой же реальности существует его святой Франциск. И без того тошно в этой безалаберной жизни». Братство иоаннитов (госпитальеров), ставшее этим орденом, возникло еще в XI веке, в те времена заботясь в Иерусалиме о захворавших пилигримах.

Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Нежданнонегаданно он получил новый удар. Уникальна и неповторима. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Естественно, многие сочли картину чудовищно вульгарной.

В каждую из них вложена целая гамма настоящих, неподдельных иногда самых возвышенных (а иногда самых гадких) ощущений, мыслей и действий. обезглавлен) в 67 году. Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя.

Караваджо загляделся на обворожительную синьору Джентилески в интересном положении. Во-первых, она превосходит остальные полотна Караваджо своими размерами. Он злодей.

Отныне и до самого конца жизненного пути, продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной живописи. Так появился на свет как открытый вызов Караваджо «Амур небесный и Амур земной» Бальоне, который по иронии судьбы уцелел при штурме Берлина в апреле 1945 года и продолжает негласный спор в том же музее Берлин-Далем, украшением которого является «Всепобеждающий Амур» Клраваджо, также чудом уцелевший в те трагические дни.

(одна из них погибла в 1945 г. ). Считается, что мастер добился этого эффекта благодаря наблюдению за простыми людьми на улице, а не на избитых ракурсах и позах моделей в студии. Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Здесь (в Порто Эрколе.

Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Исследование в рентгеновских лучах картины «Мученичество апостола Матфея» подтверждает это, показывая следы многочисленных переделок и поправок.

Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Здесь находится три работы Караваджо, на каждом из полотен изображен один библейский персонаж — апостол Матфей (в Италии — Маттео).

О ней сегодня можно судить лишь по копии, оказавшейся в 1908 году в коллекции петербургского Эрмитажа, где считается, что работа выполнена маслом на холсте (232x201) учеником мастера Лионелло Спада, прозванного, как было сказано, «обезьяной Караваджо». Ранние картины Караваджо имели очевидный эротический подтекст.

Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). Первым делом он с помощью учеников приступил к обустройству жилья и мастерской. Величественный античный бог вина и растений, увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую тогу, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом.

Контракт и сведения о выплаченном гонораре не сохранились. Он также является новатором в рисовании с натуры. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.

Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Именно сам момент обращения Савла мы и видим на картине Караваджо. Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос, украшенных листьями.

Вскоре громоздкое «Воскресение» стало объектом насмешек острых на язык римлян, чего никак не могли допустить иезуиты, не желавшие превращения их церкви в место жарких дискуссий. А Караваджо (например, в его «Ужине в Эммаусе») берет для изображения, скажем, апостола, какого-то простого «мужика» и говорит нам – это святой. Память двух апостолов празднуется одновременно и это очевидный символ единства. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»6.

Ее обычно упоминают, как человека, близкого к Богоматери. Все карты были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти.

А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. В этом неожиданном совпадении он узрел определённый знак судьбы.

Но своей провокационной выходкой Бальоне мало чего добился и «Всепобеждающий Амур» Караваджо продолжал вызывать не только восхищение истинных знатоков, но и беспокойство церковных иерархов, до которых доходили слухи о дерзких картинах широко востребованного коллекционерами молодого художника, о котором говорил весь Рим. Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. Оказалось, что ввязавшиеся в драку парни были из числа сторонников Фарнезе. С его картинами сверялись, его картинам подражали.

Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. В результате его арестовали. Ведь это автопортрет. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Римская курия ужесточала свои требования к искусству и Караваджо оказался одной из первых жертв католической реакции, когда духовенство и попечительский совет церкви Сан-Луиджи наотрез отказались принять первоначальный вариант картины «Апостол Матфей и ангел» и потребовали внести ряд исправлений в «Мученичество апостола Матфея».

.